Семинар-тренинг Арт-терапия как профилактика эмоционального выгорания педагогов»
учебно-методический материал по психологии

Силантьева Алена Анатольевна

Семинар-тренинг «Арт-терапия как профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель: развитие навыков саморегуляции психических навыков у педагогов для самостоятельного и сознательного создания в себе оптимальной «внутренней атмосферы" для эффективного функционирования.

Задачи: - овладение навыками и умениями психоэмоциональной саморегуляции педагогами;
- снижение актуальности заявленных проблем функционирования педагогов;

- развитие межличностной чувствительности и взаимопонимания;

- развитие умения работать в команде.

I. Приветствие, вступительное слово.

II. Упражнение «Мое настроение»: инструкция для упражнения «Моё настроение»: нарисуйте свое настроение — такое, какое оно есть прямо сейчас. Может быть, оно будет похоже на погоду, или на пейзаж, или это будет абстрактный рисунок. Дорисуйте образ до конца — чтобы он полностью отражал Ваше состояние (10 минут).

Разбейтесь на тройки, по схожести рисунков.

Инструкция для каждой подгруппы: Обсуждается каждый рисунок, дается обратная связь от других участников группы (рисовавший молчит и высказывается последним) – свои впечатления, мысли от рисунка,

После того как обсуждение завершено, каждой подгруппе нужно найти что общего было.

III. Упражнение «Силуэт»: когда мы испытываем чувства (радость, гнев, печаль, счастье…), мы ощущаем физические изменения в теле. Эти изменения каждый человек чувствует по-своему. Давайте обратимся к себе, прислушаемся к своему телу и вспомним какие изменения у Вас происходят при переживании определенных чувств. А именно, тревоги и радости. Предлагаем изобразить в какой части тела вы ощущаете данное чувство (тревога, радость), подобрав подходящий цвет (10 минут).

         Давайте вернемся в круг и выложим рисунки перед собой. Посмотрите внимательно на рисунки других участников, сравните со своим. Кто готов поделиться впечатлениями и мыслями? (Подводим участников к выводу о том, что все люди по-разному переживают одни и те же эмоции).

IV. Упражнение «Оттиск страха»: страх может быть полезен. Нередко он является сигналом реальной опасности, заставляет нас искать пути минимизации возможного ущерба. В то же время страх нередко мешает мыслить и действовать конструктивно и испытывать удовлетворение, особенно когда он проявляется слишком интенсивно, как бы «парализуя» человека. Страх, как правило, является следствием пережитой психической травмы. Мы боимся пострадать, потерять жизнь или здоровье, близких, ценные для нас предметы и занятия, а также авторитет, любовь и уважение окружающих, утратить контроль над ситуацией или своим состоянием. Далеко не все страхи, возникающие вследствие полученной психической травмы, являются бессмысленными и иррациональными. Так, страх идти ночью по темному переулку вполне оправдан, даже если вы никогда ранее не были ограблены. В то же время из-за пережитого психотравмирующего события некоторые стимулы (звуки, запахи, образы и т. д.) могут порой провоцировать сильный страх и панику. Возникающая при этом эмоциональная реакция оказывается несоразмерной ситуации.

Материалы: белая бумага размером А4, гуашевые краски, палитра, кисточки, вода.

Инструкция по выполнению упражнения

Подготовка

1. Постарайтесь вспомнить некоторые страхи, которые возникают или ранее возникали у Вас вследствие пережитого психотравмирующего события.

2. Вспомните некоторые звуки, запахи, образы, места, предметы или ситуации, вызывающие у вас реакцию страха.

3. Обозначьте одну из ситуаций в вашей жизни, повторения которой вы стараетесь избежать, так как она вызывает у вас сильный страх.

4. Перечислите неприятные ситуации, при которых страх либо вовсе не проявляется, либо проявляется слабо.

Основная часть

1. Выберите краски трех цветов, которые ассоциируются со страхом.

2. Создайте абстрактное изображение страха на одном из шести листочков бумаги. Оно должно передавать ваше восприятие страха. Затем, используя это изображение, пока краска еще сырая, вы должны создать с него отпечаток на другом листе бумаги.

3. Создайте отпечаток с этого изображения на другом листе бумаги, прикладывая его к изображению. Не переворачивая этот листок, придавите его сверху, чтобы краска лучше отпечаталась. Затем переверните этот листок и посмотрите, что получилось.

4. Повторите то же самое, используя новый листок бумаги и помещая его поверх созданного отпечатка.

5. Повторите то же самое один или несколько раз, пока у вас остаются чистые листочки бумаги и до тех пор, пока краска еще способна оставлять следы.

Описание и самоанализ

1. Подумайте над символикой использованных цветов и созданных изображений.

2. Расположите отпечатки в том порядке, в котором они создавались. Слева должен находиться первый рисунок, с права – последний. Обратите внимание на то, как интенсивность цветов по мере перемещения от первого рисунка к последнему постепенно снижается. Подумайте, как это может быть связано с интенсивностью страха.

3. Выберите отпечаток, который в наибольшей степени соответствует выраженности вашего страха на сегодняшний день.

4. Что помогло бы вам уменьшить этот страх?

5. Посмотрите на последний рисунок из созданной серии отпечатков. Представьте, что вам удалось побороть свои страхи и уменьшить их до степени, соответствующей интенсивности цветов на последнем рисунке. Например: чувствовать себя более уверенно и комфортно, приступить к новой деятельности или заняться новыми хобби, изменить свои отношения с окружающими?

6. На последнем отпечатке  постарайтесь изобразить то, что вы представляли себе, выполняя п. 5. Вы можете пронаблюдать путь от самого интенсивного выражения страха к позитивному.

Эту технику вы можете по необходимости использовать и самостоятельно, для того, чтобы справляться с тревогой, страхами и т.п.

V. Групповой рисунок в технике «Эбру».

VI. Рефлексия и обратная связь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-terapiya.docx16.02 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-тренинг «Арт-терапия как профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель: развитие навыков саморегуляции психических навыков у педагогов для самостоятельного и сознательного создания в себе оптимальной «внутренней атмосферы" для эффективного функционирования.

Задачи: - овладение навыками и умениями психоэмоциональной саморегуляции педагогами;
- снижение актуальности заявленных проблем функционирования педагогов;

- развитие межличностной чувствительности и взаимопонимания;

- развитие умения работать в команде.

I. Приветствие, вступительное слово.

II. Упражнение «Мое настроение»: инструкция для упражнения «Моё настроение»: нарисуйте свое настроение — такое, какое оно есть прямо сейчас. Может быть, оно будет похоже на погоду, или на пейзаж, или это будет абстрактный рисунок. Дорисуйте образ до конца — чтобы он полностью отражал Ваше состояние (10 минут).

Разбейтесь на тройки, по схожести рисунков.

Инструкция для каждой подгруппы: Обсуждается каждый рисунок, дается обратная связь от других участников группы (рисовавший молчит и высказывается последним) – свои впечатления, мысли от рисунка,

После того как обсуждение завершено, каждой подгруппе нужно найти что общего было.

III. Упражнение «Силуэт»: когда мы испытываем чувства (радость, гнев, печаль, счастье…), мы ощущаем физические изменения в теле. Эти изменения каждый человек чувствует по-своему. Давайте обратимся к себе, прислушаемся к своему телу и вспомним какие изменения у Вас происходят при переживании определенных чувств. А именно, тревоги и радости. Предлагаем изобразить в какой части тела вы ощущаете данное чувство (тревога, радость), подобрав подходящий цвет (10 минут).

         Давайте вернемся в круг и выложим рисунки перед собой. Посмотрите внимательно на рисунки других участников, сравните со своим. Кто готов поделиться впечатлениями и мыслями? (Подводим участников к выводу о том, что все люди по-разному переживают одни и те же эмоции).

IV. Упражнение «Оттиск страха»: страх может быть полезен. Нередко он является сигналом реальной опасности, заставляет нас искать пути минимизации возможного ущерба. В то же время страх нередко мешает мыслить и действовать конструктивно и испытывать удовлетворение, особенно когда он проявляется слишком интенсивно, как бы «парализуя» человека. Страх, как правило, является следствием пережитой психической травмы. Мы боимся пострадать, потерять жизнь или здоровье, близких, ценные для нас предметы и занятия, а также авторитет, любовь и уважение окружающих, утратить контроль над ситуацией или своим состоянием. Далеко не все страхи, возникающие вследствие полученной психической травмы, являются бессмысленными и иррациональными. Так, страх идти ночью по темному переулку вполне оправдан, даже если вы никогда ранее не были ограблены. В то же время из-за пережитого психотравмирующего события некоторые стимулы (звуки, запахи, образы и т. д.) могут порой провоцировать сильный страх и панику. Возникающая при этом эмоциональная реакция оказывается несоразмерной ситуации.

Материалы: белая бумага размером А4, гуашевые краски, палитра, кисточки, вода.

Инструкция по выполнению упражнения

Подготовка

1. Постарайтесь вспомнить некоторые страхи, которые возникают или ранее возникали у Вас вследствие пережитого психотравмирующего события.

2. Вспомните некоторые звуки, запахи, образы, места, предметы или ситуации, вызывающие у вас реакцию страха.

3. Обозначьте одну из ситуаций в вашей жизни, повторения которой вы стараетесь избежать, так как она вызывает у вас сильный страх.

4. Перечислите неприятные ситуации, при которых страх либо вовсе не проявляется, либо проявляется слабо.

Основная часть

1. Выберите краски трех цветов, которые ассоциируются со страхом.

2. Создайте абстрактное изображение страха на одном из шести листочков бумаги. Оно должно передавать ваше восприятие страха. Затем, используя это изображение, пока краска еще сырая, вы должны создать с него отпечаток на другом листе бумаги.

3. Создайте отпечаток с этого изображения на другом листе бумаги, прикладывая его к изображению. Не переворачивая этот листок, придавите его сверху, чтобы краска лучше отпечаталась. Затем переверните этот листок и посмотрите, что получилось.

4. Повторите то же самое, используя новый листок бумаги и помещая его поверх созданного отпечатка.

5. Повторите то же самое один или несколько раз, пока у вас остаются чистые листочки бумаги и до тех пор, пока краска еще способна оставлять следы.

Описание и самоанализ

1. Подумайте над символикой использованных цветов и созданных изображений.

2. Расположите отпечатки в том порядке, в котором они создавались. Слева должен находиться первый рисунок, с права – последний. Обратите внимание на то, как интенсивность цветов по мере перемещения от первого рисунка к последнему постепенно снижается. Подумайте, как это может быть связано с интенсивностью страха.

3. Выберите отпечаток, который в наибольшей степени соответствует выраженности вашего страха на сегодняшний день.

4. Что помогло бы вам уменьшить этот страх?

5. Посмотрите на последний рисунок из созданной серии отпечатков. Представьте, что вам удалось побороть свои страхи и уменьшить их до степени, соответствующей интенсивности цветов на последнем рисунке. Например: чувствовать себя более уверенно и комфортно, приступить к новой деятельности или заняться новыми хобби, изменить свои отношения с окружающими?

6. На последнем отпечатке  постарайтесь изобразить то, что вы представляли себе, выполняя п. 5. Вы можете пронаблюдать путь от самого интенсивного выражения страха к позитивному.

Эту технику вы можете по необходимости использовать и самостоятельно, для того, чтобы справляться с тревогой, страхами и т.п.

V. Групповой рисунок в технике «Эбру».

VI. Рефлексия и обратная связь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов арт-терапии для профилактики эмоционального выгорания педагогов

Занятие для педагогв по профилактике эмоционального выгорания с использованием методов арт-терапии...

"Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ с помощью тренинга. Изотерапия как один из элементов профилактики".

Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или...

Семинар-тренинг "Профилактика эмоционального выгорания педагога"

Предлагаю Вашему вниманию семинар-тренинг...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...

Профилактика эмоционального выгорания педагогов посредством песочной терапии

Компоненты, пути развития и факторы эмоционального выгорания педагогов. Пути профилактики. Развитие коммуникативных навыков как условие профилактики эмоционально выгорания. Практические приемы развити...

Работа педагога-психолога по профилактике эмоционального выгорания педагогов ДОУ методом арт-терапии (упражнение «Лучи солнца»»)

Профессия педагога одна из самых эмоционально затратных, работая с детьми невозможно быть не включенным эмоционально в общение с ребенком и родителем. И часто это приводит к растрате эмоциональных рес...