Семинар-тренинг для педагогов "профилактика синдрома профессионального выгорания"
план-конспект занятия на тему
Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-trening_dlya_pedagogov.docx | 35.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГОГ ВИДА №10 «РОСИНКА»
Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА
Подготовила: педагог-психолог
Корженко Ю.С.
Семинар – тренинг для педагогов
«Профилактика синдрома профессионального выгорания»
2017г.
Актуальность: Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте.
Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к ученику как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость). Все это обусловило выбор направления работы с педагогами по профилактике эмоционального выгорания.
Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Задачи:
- создание условий, способствующих профилактике СЭВ;
- передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления;
- развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы; сплочения и доверия, снятие эмоционального напряжения;
- формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом.
Количество участвующих: 18-24 человека.
Продолжительность: 40 – 60 мин.
Оборудование: стулья по количеству человек, бумага, бланки с кругами, карандаши цветные, ручки, маркеры, магниты, маркерная доска.
Ход тренинга:
Участники сидят полукругом.
- Я рада видеть вас на тренинге, посвященном проблеме '''Синдром эмоционального выгорания педагогов”.
Для начала, дадим определение, что такое «Синдром эмоционального или же профессионального выгорания». «Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия»
Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром является непосредственным проявлением возрастающих проблем, которые связаны с самочувствием педагогов, эффективностью их труда и стабильностью жизни всего коллектива.
Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
Именно педагоги и являются той категорией, которая наиболее подвержена выгоранию. Сюда же относятся:
- люди, перегруженные ответственностью, длительно и интенсивно работающие;
- стремящиеся к непременному успеху;
- не имеющие интересов помимо работы или имеющие их слишком мало;
- уверенные в том, что они являются единственными, кто способен сделать эту работу.
- А сейчас давайте проведем с вами небольшую разминку.
Упражнение - разминка: «Поменяйтесь местами те, кто…»
Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию. Участники сидят по кругу, предлагает поменяться местами тем, кто, например,
- носит брюки;
- любит яблоки;
- умеет и любит петь;
- сочиняет стихи;
- носит часы;
- работает всю жизнь в одном учреждении;
- любит свою работу;
- работает педагогом уже больше 10 лет;
- мечтал быть педагогом с детства и т.д.
- Условия работы педагога являются основными причинами возникновения выгорания, а именно:
- стресс, вызванный множеством требований, которые непрерывно суммируются в разных сферах нашей жизнедеятельности,
- беспокойная обстановка на работе, требующая устойчивого внимания и напряжения, единственным постоянством которой является ее постоянная изменчивость,
- не всегда разумная организации труда,
- невнимание к своему здоровью.
- Мини-дискуссия: «Что мешает вам получить удовольствие от профессиональной деятельности?»
Давайте разделимся с вами на подгруппы по 5 человек. Теперь вам необходимо составить перечень барьеров, препятствующих получению удовлетворения от профессиональной деятельности, а затем мы представим этот перечень на доске (после этого предложить определить где организационные, а где индивидуальные барьеры, и посмотреть каких больше)
- Теперь с вами вспомним какие симптомы выгорания встречаются в нашей профессии чаще всего:
- истощение, усталость;
- бессонница;
- негативные установки;
- пренебрежение исполнением своих обязанностей;
- увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
- уменьшение аппетита или переедание;
- усиление агрессивности (раздражительность, гневливости, напряженности);
- усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);
- чувство вины;
- переживание несправедливости.
Развитие синдрома носит поэтапный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты – следствие высокой установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.
Для того что бы своевременно осознать в себе проявляющиеся симптомы профессионального выгорания необходимо уметь и хотя бы раз в месяц рефлексировать свою деятельность как трудовую, так и жизненную. Сейчас мы попробуем один из простых способов оценочной рефлексии.
Рефлексия в вопросе о профессиональном и эмоциональном выгорании играет не последнюю роль, так как с помощью рефлексии вы можете выводить вы водить в себе новые причины вашей профессиональной и личной деятельности. Но не стоит забывать, что сама по себе рефлексии достаточно энергозатратный способ, поэтому давайте с вами немного снимем наше коллективное напряжение.
Упражнение “Клубок”
Участники встают в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинает закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получиться «спираль». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.
- Следующий фактором в борьбе с эмоциональным выгоранием выступает фактор поиска ресурсов, как внутренних, так и внешних. Ресурс – это то из чего мы можем черпать силы на выполнение профессиональных и личных целей, те действия или события которые подпитывают нас энергетически. Итак, первым самым главным энергетическим ресурсом выступает наши с вами мотивы, и что бы определить наиболее популярные мотивы я предлагаю провести следующее упражнение.
- Мини-дискуссия: «Для чего вы работаете?»
Сейчас каждый из вас за пару минут должен дать ответ на вопрос «Для чего я работаю», затем каждый из вас по очереди будет называть один ответ, и те, у кого будет написан такой же мотив поднимут руки. Таким образом мы составим с вами ресурсную карту мотивов.
После выполнение дается время на обсуждение результатов.
- Упражнение «Делаем пиццу»
Участники становятся по кругу друг за другом, и телесными движениями на спинах впереди стоящего человека имитируют изготовление пиццы. Данное упражнение влияет на телесное раскрепощение и снятие барьеров.
- Упражнение «Реальность и желание»: так же мы можем черпать ресурсы не только из наших мотивов, но и из правильного распределения наших желаний и окружающей нас действительности.
- Сейчас я предлагаю вам на выданном бланке отметить секторами, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная деятельность), работа по дому, личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).
- Вторым этапом необходимо отметить секторами идеальное соотношение работы (профессиональная деятельность), работа по дому, личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).
Затем давайте посмотри на то что у нас получилось и ответим себе на вопросы:
- Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось?
- Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?
- От кого или от чего это зависит?
Данная схема служит для вас отличным образом вашей жизни, в которой вы можете просмотреть на какую область в данный момент стоит обратить больше внимания, а в какой наоборот вы слишком сильно «застряли».
- Итак сегодня мы разобрали с вами что же такое синдром профессионального или же эмоционального выгорания, проговорили часто проявляющиеся симптомы и определили несколько важных путей для профилактики данного синдрома. И наш тренинг хотелось бы завершить упражнением которое заставит каждого из вас почувствовать себя лучшим и не подряжаемым педагогом.
- Упражнение «Я сегодня молодец»: Каждый участник тренинга по кругу начиная с фразы «Я сегодня молодец» называет что-то приятное и хорошее про себя, таким образом давая себе положительный ресурс и позитивную установку на день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов – путь к гармонии»
Тренинг «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов – путь к гармонии»...
Практический семинар ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «Профилактика синдрома профессионального выгорания. Саморегуляция эмоционального состояния»
Практический семинар для педагогов ДОУ с целью профилактики синдрома эмоционального выгорания и освоения техних психической саморегуляции...
Практикум: "Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов"
Представлены занятия по снятию психоэмоционального напряжения воспитателей...
предупреждение синдрома профессионального выгорания педагога
Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности». В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога...
предупреждение синдрома профессионального выгорания педагога
Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности». В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога...
предупреждение синдрома профессионального выгорания педагога
Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности». В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога...
Программа «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов.»
Тренинг «Как не «сгореть» на работе».Цель тренинга – создать условия для личностного роста участников тренинга и актуализации их личностных ресурсов стрессоустойчивости.Режим занятий.Продолжительность...