Перспективный план по познавательному развитию детей через наглядное моделирование.
методическая разработка (старшая группа) по теме

Модельные  представления  позволяют  ребёнку  выделять  в  образном  плане  те  свойства  действительности,  которые  существенны  для  решения  умственной  задачи.  Модель-схема  фиксирует  соотношение  частей  в  предмете,  предметов  между  собой  или  даже  последовательность  основных  действий,  ведущих  к  достижению  цели.  Использование  модели  ориентирует  ребёнка  на  понимание  структуры  окружающего  мира,  что  в  свою  очередь  раскрывает  перед  ним  объективную  «логику»  строения  предметов,  действий  и  событий.  Построив  модельное  представление,  ребёнок  тем  самым  открывает  для  себя  эту  «логику». Предлагаю перспективный  план  работы  по  восприятию у   детей  дошкольного  возраста  с  ОНР  предметному  замещению  и  наглядному  моделированию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по познавательному развитию детей через наглядное моделирование.

Старшая логопедическая  группа.

Воспитатель Корнеева Л.А.

Образовательные области: Познание, коммуникация,  социализация, художественная литература.

Лексическая тема

Программное содержание

Деятельность детей. Игра.

Художественная литература.

Словотворчество детей.

Сентябрь.

Подбор обобщающих слов для ряда объектов и обобщающих названий.

  1. Назови, одним словом.
  2. Угадай по описанию.
  3. Исправь ошибку
  4. Дополни предложение.
  5. Чудесный мешочек

Сказка «Колобок»

Сериационный ряд

Придумывание вместе с детьми символов, которые обозначают разные признаки объектов и явлений природы.

  1. Продолжи предложение.
  2. Что где растёт?
  3. Найти отличия.
  4. Дни недели.

Сказка:

«Теремок» сериационный  ряд

По ходу изучения нового материала в течении года придумываются символы, обозначающие признаки объектов и явлений по изучаемой теме.

  1. Подбери слова.
  2. Что бывает красным, зелёным?
  3. Узнай по описанию.
  4. «С какого дерева листок»?
  5. Расскажи о лимоне по заданной схеме ( форма, цвет, вкус).

Сказка «Гуси лебеди».

Сериационный ряд

Осень

Признаки осени. Деревья осенью.

Сравнение понятий по объёму, отображение классификации

понятий логической схемой.

  1. «Угадай, с какого дерева листок».
  2. Найди отличия.
  3. «Магазин» ( «Давайте поиграем» Столяр.
  4. Что бывает холодным? Пушистым? Горячим?
  5. Назови, одним словом.
  6. Кроссворд  « Деревья»
  7. «Времена года».

Сказка  «Маша и медведь»

Сериационный ряд

Составление рассказов о деревьях

Придумывание загадок

 Огород. Овощи.

Построения модели отношений между понятиями в форме кругов Эйлера (Растения).

  1. Угадай, что я загадала?
  2. Скажи наоборот.
  3. Отгадай ребус.
  4. Что где растёт?
  5. Логическое лото.
  6. Времена года

Составление рассказов об овощах.

Сказка «Вершки и корешки».

Сад. Фрукты

Освоение действий построения простейшей модели отношений между понятиями (деревья и цветы).

  1. Найди отличия.
  2. Составь из палочек.
  3. Продолжи предложение.
  4. Что лишнее?
  5. Назвать предметы круглые и зелёные
  6. .Игра «На что похоже» ( фигуры разной формы ) Подбор признаков к предмету, подбор предметов по признаку..

Составление описательных рассказов об фруктах.

«Расскажи сказку» (ребёнку называется определённый эпизод и предлагается его продолжить).

Лес. Грибы.

Ягоды.

Освоение действий по использованию модели классификационных отношений между понятиям (Растения, грибы, ягоды)

  1. Реши логическую задачу.
  2. Найти отличия.
  3. Скажи наоборот.
  4. Дорисуй узор
  5. Где, что растёт?
  6. кроссворд  «Грибы»,«Ягоды»

Сказка «Три медведя"

Сериационный ряд

Ноябрь.

Одежда

Закрепление представлений о содержании понятий.

  1. Продолжи перечень.
  2. Дай определение.
  3. Что лишнее?
  4. «Да» «Нет»
  5. «Похож – не похож»
  6. « Укрась слово»
  7. Что сначала, что потом?»

Сказка

« Теремок»

Обувь.

Выделение признаков понятий, сравнение видовых и родовых понятий по содержанию

  1. По какому признаку разделены фигуры.
  2. Ребусы
  3. Загадки по теме: человек и его занятия.
  4. Реши задачу.
  5. Найди правильный ответ.
  6. Назови, одним словом.

«Поможем художнику». Придумывание историй.

Игрушки

Подбор модели к понятиям из трёх преложенных.

  1. По какому признаку разделены геометрические фигуры?
  2. Логические задачи Л.Ф.Тихомирова

« Игры и упражнения на каждый день»

  1. Скажи наоборот.
  2. Загадки.
  3. Собери квадрат.

Посуда

Освоение действий по построению и  использованию графической модели классификационных отношений, развитие представлений о содержании понятий (посуда).

  1. «Что сначала, что потом»?
  2. «Угадай, чей дом»?
  3. Что лишнее?
  4. Логическая цепочка.

«Три медведя».

Декабрь.

Зима.

Зимующие птицы.

Освоение принципов построение модели понятийных отношений .

  1. Продолжи узор.
  2. «Кому что нужно».
  3. «Когда это бывает».
  4. Узнай по описанию
  5. Логокуб

«Двенадцать месяцев»

Домашние животные зимой.

Классификация рисунков по разным основаниям; использование условных обозначений, отражающих признаки понятия

  1. Угадай по заданному признаку.
  2. .Времена года.
  3. Разгадай ребус.
  4. Назови, одним словом.
  5. Логические задачи Л.Ф.Тихомирова

Сказка «Репка».

Дикие животные зимой.

Решение логических задач и упражнений.

  1. Отгадай загадку.
  2. Найди отличие.
  3. Задачи.
  4. Кроссворд.
  5. Обобщение.
  6. На что похоже
  7. Шифровка диких животных, используя символику.
  8. Кто быстрее бегает
  9. Дома зверей.

Составление загадок.

«Расскажи сказку» Сказка  «Лиса, заяц, петух»

 Новый год

Освоение действий по использованию наглядной модели

  1. Найди отличие.
  2. Чудесный мешочек
  3. Аппликация в кругах Эйлера.
  4. Модель «Дни недели».
  5. Ось времени

Проект «В гости к деду морозу».

Январь.

Мебель.

Части мебели.

Освоение действий по построению и  использованию графической модели классификационных отношений, развитие представлений о содержании понятий (набор картинок).

  1. Логические задачи.
  2. «Что сначала, что потом »?
  3. Что бывает узким, широким?
  4. Отгадай загадку.
  5. В прошлое мебели.

Сказка «Заюшкина избушка» Двигательная модель.

Грузовой и пассажирский

Транспорт.

Освоение действий по построению и  использованию графической модели классификационных отношений.

  1. Каких фигур не достаёт, нарисуй.
  2. Расшифруй слово.
  3. Найди отличие.
  4. Кроссворд
  5. Что быстрее движется?
  6. Логокуб

Составление загадок.

Профессии на транспорте.

Классификация геометрических фигур по разным основаниям.

  1. Выбери нужные предметы.
  2. Назови, одним словом.
  3. Угадай, что я загадала?
  4. Найди предмет, отличающийся от других.
  5. Ответь на вопросы.

Февраль.

Детский сад.

Классификация звуков, построение моделей между понятий.

  1. Когда это бывает: время года и части суток.
  2. Назови чем похожи.
  3. Сложи узор.
  4. Отгадай загадку.
  5. Продолжи предложение
  6. . «Кто старше?»

«Расскажи сказку»

Ателье

  1. Загадки о профессиях
  2. Из чего сделано?
  3. Кому, что нужно?
  4. Угадай по заданным признакам.
  5. Чем похожи, чем отличаются.
  6. Что лишнее, почему?

«Муха цокотуха» Чуковский

Стройка

Наполнение содержанием моделей отношений между понятиями.

  1. Ответь на вопросы.
  2. Задание на внимание.
  3. Что сначала, что потом?
  4. Похож – не похож.

 Наша Армия.

Проект «Наша Армия»

Классификация родов войск.

  1. Раздели на группы, и подбери рисунок.
  2. Логические загадки.
  3. Найди 5 отличий.
  4. Реши ребус.

Март.

Весна. Приметы весны.

Сериационные ряды

  1. Что быстрее движется?
  2. Что лишнее и почему?
  3. Назови предметы похожие на квадрат и круг.
  4. Сравни картинки.
  5. «Что на что похоже?»

Стихотворение

« Весна».

Комнатные растения

Проект «Комнатные растения»

Построение сериационных рядов растения.

  1. Что сначала, что потом?
  2. «Объясним пословицы».
  3.  «Кто сильнее?».
  4. Какой цветок посажен раньше других?
  5. Логокуб

 Составление загадок

Рыбы

Игра «Зоопарк»

  1. Кто быстрее бегает?
  2. Дома зверей.
  3. Собери квадрат.
  4. «Вопрос – ответ».
  5. «Что объединяет?»
  6. Логокуб

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Пушкин А.С.

Наш город.

Построение сериационных рядов

Подбор значков для ближайщего окружения.

  1. «Разложи по группам».
  2. Назови по – порядку.
  3. «Выложи из палочек».
  4. Найди на карте

Стихотворение

 «Кораблик»

Апрель.

Деревня

«Путешествие».

  1. «Классификация транспорта».
  2. Алгоритм «да или нет».
  3. «Что лишнее?»
  4. «Логическая цепочка».

Сказка «Теремок» двигательная модель.

Космос

Построение сериационных рядов.

Транспорт.

  1. Что сначала, что потом?
  2. Разложи транспорт по скорости.
  3. Какие предметы спрятаны в рисунке.
  4. Логические задачи.
  5.  «Кто кем будет?».

Слово творчество «А что будет потом»..

Откуда хлеб пришел?

Проект. «Откуда хлеб пришел?»

Использование сериационных отношений между понятиями.

  1. «Дополни предложение».
  2. «Что сначала, что потом?».
  3. Моделирование сказки.
  4. Какой водой, что можно делать? Понятие холодное – горячее.
  5. «Что лишнее?».

Сказка «Колосок»

Май.

Правила дорожного движения.

Страна загадок, обучение составлению загадок (триз)

  1. Игра «Угадай-ка» (птицы, транспорт, игрушки).
  2. «Сравни предметы».
  3. «Да – нет»
  4. «Похож – не похож»

Лето. Насекомые.

Игры и задания с логическим содержанием.

  1. «Угадай-ка» (Насекомые).
  2. «Что лишнее?»
  3. . «Назови, одним словом».
  4. Нарисуй, недостающий предмет.

«Муха цокотуха»

Полевые цветы.

Повторение.

  1. «Угадай по заданным признакам».
  2.  «Цветок, дерево, фрукт».
  3. Ботаническое лото.
  4. Универсальное лото.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

Выступление на педагогическом совете. Тема:" Обеспечение обогащенного познавательного развития детей через осуществление преемственных связей со школой через проектную деятельность"

Обеспечение обогащенного познавательного развития детей через осуществление преемственных связей со школой через проектную деятельность презентация...

Перспективный план . Область "Познавательное развитие" (математическое и сенсорное развитие)

Перспективный план . Область "Познавательное развитие" (Математическое и сенсорное развитие. Старшая группа)...