Интегрированное планирование образовательной деятельности с детьми, как средство формирования целостной картины мира старших дошкольников»
методическая разработка по теме
Представленный материал составляет теоретическое боснование инновационного опыта работы ДОУ по формрованию интегрированного планирования в соответствии с новыми государственными стандартами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrir._planirovanie_v_dou.doc | 247.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Интегрированное планирование
образовательной деятельности с детьми,
как средство формирования целостной картины мира старших дошкольников»
МБДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад № 8 «Огонек»
воспитатель О.А.Рубе
воспитатель А.Г.Фунтова
Содержание работы:
- Нормативно - правовые основы
- Актуальность опыта
- Новизна опыта
- Теоретическая основа
- Технология интегрированного планирования
- Результативность
- Литература.
1. Нормативно – правовые основы.
- Конвенция о правах ребёнка
- Закон РФ «Об Образовании»
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
- Концепция дошкольного образования
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- Устав МБДОУ «ЦРР-детский сад №8 «Огонек»
- ООП ДОУ «ЦРР- детский сад № 8 «Огонек
2.Актуальность опыта.
В условиях модернизации образовательной системы возникла необходимость поиска и развития форм реализации федеральных государственных требований к структуре ООП ДОУ.
На сегодняшний день использование интегративного подхода к образованию детей дошкольного возраста, организации интегрированной образовательной деятельности рекомендовано наукой и практикой.
Это объясняется целым рядом причин:
- обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях, обусловлено, с одной стороны, социальным заказом, с другой — современной парадигмой личностно ориентированного образования,
- мир, окружающий детей, познается детьми в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы не дают представление о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты;
- интегрированные занятия развивают потенциал воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей;
- форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес;
- за счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для развивающей деятельности воспитанников, а также дополнительных занятий практической направленности;
- интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога.
В связи с многообразием различных программ, в настоящий момент, существует острая педагогическая проблема формирования интегрированного планирования образовательной деятельности.
3.Новизна опыта
Самой важной задача психолого-педагогической работы является формирование целостной картины мира. Поэтому способы её формирования должны опираться на возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста: не разделение процесса формирования, а взаимодействие образовательных областей
Основная образовательная программа МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 8 «Огонек» имеет в своей основе несколько программ, содержание которых реализуется через образовательные области.
Одной из главных проблем организации образовательной деятельности является написание интегрированного плана.
Каким образом интегрировать содержание образовательной деятельности с детьми, чтобы сформировать целостное представление о мире, предмете…? Что взять за основу?
Анализ практики дошкольных учреждений показывает, что значительное увеличение объема познавательного материала приводит к тому, что, с одной стороны, воспитателю необходимо обеспечить определенный (достаточно высокий) уровень развития и воспитанности детей, требуемый современными программами, с другой, традиционные одновидовые занятия отражают всего один какой-либо раздел программы, а увеличение количества занятий невозможно в силу гигиенических и педагогических требований.
Социальный заказ и состояние практики дошкольного образования демонстрируют необходимость разработки целостной концепции интегрированного обучения детей дошкольного возраста, которая позволит более полно использовать его воспитательный и развивающий потенциалы.
4.Теоретическая основа.
Возникновение предпосылок интегрированного обучения восходит к истокам педагогики как науки, а к настоящему времени сложились необходимые предпосылки для создания целостной концепции интегрированного обучения детей дошкольного возраста:
- имеются общетеоретические исследования в области взаимосвязи различных компонентов содержания образования, разных видов детской деятельности (личностно-ориентированный Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, H.A. Короткова); интегрированный подход ( B.C. Безрукова, Т.С. Комарова, Г.П. Новикова); культурологический подход ( Л.С. Выготский); деятельностный подход (JI.C. Выготский, A.B. Запорожец, Д.Б. Эльконин); комплексный подход ( H.A. Ветлугина, Т.С. Комарова); полихудожественный подход (Б.П. Юсов); системный и структурно-функциональный подходы (Т.С. Комарова)).
- обширный инновационный практический опыт,
- актуальным является уровень дидактического синтеза, сущность которого состоит в создании новых форм организации обучения - интегрированных занятий.
Теоретическая модель интегрированного обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях, базирующаяся на концептуальных основах, тенденциях и принципах образования, включает в себя
- систему взаимосвязанных и взаимообуславливающих компонентов педагогического процесса (личностного, целевого, содержательного, операционально-деятельностного, рефлексивно-оценочного);
- реализует содержательные и формальные цели в их взаимосвязи;
- содержание отражает целостные представления о мире, структурировано с учетом различных способов интеграции, имеет интегративное ядро, включающее общие для всех его компонентов представления, образы, отражающие естественные, наглядно представленные связи;
- строится на основе интегрирующих факторов общего и предметного планов, обуславливающих целостность образовательного процесса и усиливающих его воспитательную и развивающую направленность;
- обеспечивает деятельностный характер усвоения содержания дошкольного образования, единство чувственного и рационального в учебнопознавательной деятельности, предполагает доминирование субъект-субъектных отношений педагога и ребенка;
- реализуется на разных уровнях с учетом различных направлений педагогической интеграции: внутривидовой, межвидовой, горизонтальной и вертикальной;
- рефлексивный компонент включает анализ и оценку интегрированного результата, синтезирующего все виды учебно-познавательной деятельности дошкольников;
- используется в сочетании с одновидовыми традиционными формами организации обучения.
Эффективность внедрения теоретической модели интегрированного обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях зависит от обеспечения соответствующих педагогических условий, необходимых для реализации конкретной модели и прослеживается через систему мониторинга познавательных интересов и знаний детей.
Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования установлены принципы:
•комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в дошкольном образовании.
•интеграции образовательных областей.
•принцип развивающего образования (как альтернатива ЗУНовскому,
•сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости.
Как все принципы сочетаются между собой, так и интеграция содержания дошкольного образования – есть состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Сочетание принципов имеет психологическую основу. Её составляют возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста:
•поведение и деятельность дошкольника целостно, недостаточно дифференцированно.
•ребенок воспринимает целое раньше его частей.
•«прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать интегральный образ действительности на уровне воображения» (об этом говорят Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Т. В. Кудрявцев) .
Таким образом, научно обосновано , что для формирования целостного восприятия образа, предмета, окружающего мира необходимо интегрированное планирование содержания образовательной деятельности.
Однако в настоящий момент сложилось противоречие между психологической, нормативной основой интеграции планирования и неготовностью педагогов к интеграции планирования содержания образовательной деятельности с детьми.
Настоящая работа является творческой разработкой, может быть использована воспитателями:
- в работе с детьми данного возраста;
- как примерную схему для формирования интегрированного планирования содержания образовательной деятельности с детьми любого возраста.
7.Технология
Задачи образовательной деятельности по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей (модель ДОУ):
Образовательная область | Цель | Задачи (инвариант) | Задачи (вариант) |
Физическая культура | Охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья | 1.Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; 2.Воспитание культурно- гигиенических навыков; 3.Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни |
3.Взаимодействие с семьей и социумом с целью формирования потребности к здоровому образу жизни. |
Здоровье | Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культуры, гармоническое физическое развитие | 1.Развитие физических качеств; 2.Накопление и обогащение двигательного опыта; 3.формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. | 1.Создание равных стартовых возможностей для получения образовательных услуг ребенку, имеющему отклонения в речевом развитии |
Социализация | Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений | 1.Развитие игровой деятельности детей; 2.Приобщение к элементарным общепринятым нормам общения со сверстниками и взрослыми; 3.Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, принадлежности к мировому сообществу | 1.Формирование способности к социализации в социуме |
Труд | Формирование положительного отношения к труду | 1.Развитие навыков трудовой деятельности; 2.Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; 3.Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека | 1.Формирование желания преображать средствами трудовой деятельности окружающий мир. |
Безопасность | Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) | 1.Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира опасностях и способах поведения в них; 2.Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; 3.Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства; 4.Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям | 1Формирование безопасного поведения на дорогах и улицах города |
Познание | Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей | 1.Сенсорное развитие; 2.Развитие познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности; 3.Формирование элементарных математических представлений; 4.Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. | 1.Формирование представлений о том, что мир начинается с малой родины; |
Коммуникация | Способствование овладению конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми | 1.Развитие свободного общения детей с взрослыми и сверстниками; 2.Развитие всех компонентов устной речи; 3.Практическое овладение детьми нормами речи | |
Чтение художественной литературы | Формирование интереса и потребности к чтению | Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
| 1.Знакомство с творчеством местных поэтов |
Художественное творчество | Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности в самовыражении | 1.Развитие продуктивной деятельности детей; 2.Развитие детского творчества; 3.Приобщение к изобразительному искусству | 1Формирование способности видеть красоту вокруг себя |
Музыка | Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку | 1.Развитие музыкально- художественной деятельности детей; 2.Приобщение к музыкальному искусству; 3.Развитие способности эмоционально воспринимать музыку. | 1.Формирование стремления к самовыражению средствами музыки |
В качестве модели планирования взяты рекомендации К. Ю. Белой по осуществлению интеграции в ДОУ.
Методика подготовки к планированию содержания интегрированной образовательной деятельности
Методика подготовки к планированию содержания интегрированной образовательной деятельности состоит из нескольких этапов:
Цель | задачи | условия | |
1 этап | Согласование образовательных программ (разделов программ) по содержанию, | Определить области знаний, интегрирование которых будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения. | Обязательный первоочередной учет содержания базовой программы детского сада (модель ДОУ). |
2 этап | Рассмотрение, как подходят к изучению одних и тех же процессов, явлений, объектов, предметов, категорий в различных разделах программы | Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна. | Объединяются блоки из различных областей, поэтому важно правильно определить главную цель. |
3 этап | Выбор тематики, которая интегрирует содержание всех разделов | Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования. Выявить принцип построения системы интегрированной деятельности (например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним. | При разработке образовательной деятельности необходимо выделить главное и использовать знания из смежных разделов, устранять дублирование, использовать опережающее дифференцированные знания. |
4 этап | Планирование форм интегрированной деятельности. | Учитывать программные требования и возрастные особенности детей. Продумать развивающие задачи. Использовать разнообразные виды деятельности Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала. Использовать методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т. д.) | Выбор типа и структуры образовательной деятельности, методов и средств обучения, определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей. Продумывание координации действий для смены видов деятельности Необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми |
Согласование образовательных программ (разделов программ) по содержанию в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Огонек»:
Реализация образовательных областей через содержание программ
Образовательные области (ФГТ) | Разделы «От рождения до школы» | Разделы программы «Основы безопасности детей д. воз-та» | Разделы мини- программы «Моя земля – мой дом» | Разделы мини- программы «Безопасный маршрут» | Разделы мини- программы «Крепыш» |
Физическая культура | Физическое воспитание | Все разделы программы. | |||
Здоровье | -Возрастные особенности психического развития детей-Физическое воспитание | -Здоровье ребенка-Эмоциональное благополучие | Мир природы | -Правила поведения | Все разделы программы |
Безопасность | Нравственное воспитание | -Ребенок и другие люди-Ребенок и природа-Ребенок дома. | Мир природы | Все разделы | |
Социализация | Нравственное воспитание | -Ребенок и другие люди | Гражданство Мир людей | Правила поведения | |
Труд | Трудовое воспитание | Мир людей Мир природы | |||
Познание | Умственное воспитание | -Здоровье ребенка | Мир людей Мир природы История | Вид транспорта Устройство проезжей части Знакомство с улицей | |
Коммуникация | -Нравственное воспитание-Игровая деятельность | Мир людей | Участники дорожного движения | ||
Чтение худож. литературы | Художественная литература | Культура История | Все разделы программы | ||
Художественное творчество | Художественно- эстетическое воспитание | Культура история | Виды транспорта Знакомство с улицей Участники дор.движ. | ||
Музыка | Музыкальное воспитание | Культура История | Виды транспорта | Все разделы программы. |
Таким образом:
1.Содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательной области «Физическая культура»:
1.Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; 2.Воспитание культурно- гигиенических навыков; 3.Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
3.Взаимодействие с семьей и социумом с целью формирования потребности к здоровому образу жизни. |
Интеграция данных образовательных задач через другие образовательные области.
Познание | В части двигательной деятельности как способа усвоения ребенком предметных действий, а так же как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности. |
Социализация | Приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной деятельности. |
Здоровье | В части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья |
Труд | Накопление опыта двигательной активности |
Художественное творчество | Развитие представлений и воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме, моторики для успешного освоения области. |
Музыка | Развитие музыкально- ритмической деятельности на основе основных движений и физических качеств, развитие представлений и воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме, моторики для успешного освоения области. |
Коммуникация | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение. |
Чтение худ. литературы | Развитие представлений и воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме, моторики для успешного освоения области. |
2.Содержание психолого-педагогической работы по усвоению образовательной области «Здоровье».
1.Развитие физических качеств; 2.Накопление и обогащение двигательного опыта; 3.формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. 4.Создание равных стартовых возможностей для получения образовательных услуг ребенку, имеющему отклонения в речевом развитии |
Интеграция данных задач через другие образовательные области.
Познание | Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и ЗОЖ человека. |
Социализация | Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ. |
Труд | Накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда. |
Художественное творчество | Использование продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье» |
Коммуникация | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека. |
Безопасность | Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья. |
Чтение худ. литературы | Использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье» |
3.Содержание психолого-педагогической работы по усвоению образовательной области «Безопасность».
1.Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира опасностях и способах поведения в них; 2.Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; 3.Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства; 4.Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям 5.Формирование безопасного поведения на дорогах и улицах города |
Интеграция данных задач через другие образовательные области.
Познание | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы. |
Социализация | Формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания. |
Здоровье | Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека. |
Труд | Формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности. |
Коммуникация | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях, в части формирования основ экологического воспитания. |
Чтение худ. литературы | Использование художественных произведений для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира. |
4.Содержание психолого-педагогической работы по усвоению образовательной области «Социализация».
1.Развитие игровой деятельности детей; 2.Приобщение к элементарным общепринятым нормам общения со сверстниками и взрослыми; 3.Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, принадлежности к мировому сообществу 4.Формирование способности к социализации в социуме |
Интеграция данных задач через другие образовательные области
Познание | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире. |
Безопасность | Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира. |
Здоровье | Расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни. |
Труд | Формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых. |
Коммуникация | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, а так же соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения. |
Чтение худ. литературы | Использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире. |
Художественное творчество | Использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания и закрепления содержания области «Социализация» |
Содержание психолого-педагогической работы по усвоению образовательной области «Труд».
1.Развитие навыков трудовой деятельности; 2.Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; 3.Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека 4.Формирование желания преображать средствами трудовой деятельности окружающий мир. |
Интеграция данных задач через другие образовательные области .
Познание | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых, детей. |
Социализация | Формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых. |
Художественное творчество | Использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Труд» |
Музыка | Использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Труд» |
Коммуникация | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых. |
Безопасность | Формирование основ собственной безопасной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности. |
Чтение худ. литературы | Использование художественных произведений для формирования ценностных представлений, связанных с трудовой деятельностью взрослых и детей. |
Физическая культура | Развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда. |
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Познание».
1.Сенсорное развитие; 2.Развитие познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности; 3.Формирование элементарных математических представлений; 4.Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. 5.Формирование представлений о том, что мир начинается с малой родины; |
Интеграция данных задач через другие образовательные области
Социализация | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире. |
Здоровье | Расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни |
Труд | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности. |
Художественное творчество | Использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Познание», расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства. |
Музыка | Использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Познание», расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства. |
Коммуникация | Развитие познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми. |
Безопасность | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы. |
Чтение худ. литературы | Использование художественных произведений для формирования целостной картины мира, решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого- педагогической работы – формирование целостной картины мира. |
Содержание психолого-педагогической работы по усвоению образовательной области «Коммуникация».
1.Развитие свободного общения детей с взрослыми и сверстниками;
2.Развитие всех компонентов устной речи;
3.Практическое овладение детьми нормами речи
Интеграция данных задач через другие образовательные области
Познание | Развитие познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми |
Социализация | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, а так же соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения. |
Здоровье | Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и ЗОЖ человека. |
Труд | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых. |
Художественное творчество | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности. |
Музыка | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки. |
Безопасность | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях, в части формирования основ экологического сознания. |
Чтение худ. литературы | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи. |
Физическая культура | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение. |
Содержание психолого-педагогической работы по усвоению образовательной области
«Чтение художественной литературы».
1.Знакомство с творчеством местных поэтов |
Интеграция данных задач через другие образовательные области
Познание |
|
Социализация |
|
Здоровье |
|
Труд |
|
Художественное творчество |
|
Музыка |
|
Безопасность |
|
Коммуникация |
|
Физическая культура |
|
Содержание психолого-педагогической работы по усвоению образовательной области «Художественное творчество».
1.Развитие продуктивной деятельности детей; 2.Развитие детского творчества; 3.Приобщение к изобразительному искусству 4.Формирование способности видеть красоту вокруг себя |
Интеграция данных задач через другие образовательные области
Физическая культура | Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусств |
Познание | Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества. |
Безопасность | Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности. |
Коммуникация | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности. |
Труд | Формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности. |
Чтение худ. литературы | Использование художественных произведений для обогащения содержания области «Художественное творчество», развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства. |
Музыка | Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области «Художественное творчество», развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства. |
Содержание психолого-педагогической работы по усвоению образовательной области «Музыка».
1.Развитие музыкально- художественной деятельности детей; 2.Приобщение к музыкальному искусству; 3.Развитие способности эмоционально воспринимать музыку. 4.Формирование стремления к самовыражению средствами музыки |
Интеграция данных задач через другие образовательные области
Физическая культура | Развитие физических качеств для музыкально- ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности. |
Здоровье | Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация. |
Коммуникация | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи. |
Познание | Расширение кругозора детей в области музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества. |
Социализация | Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. |
Труд | Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. |
Художественное творчество | Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. |
Чтение худ. литературы | Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений. |
Безопасность | Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности. |
6. Результативность
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА
результатов педагогической диагностики уровня развития
детей подготовительной к школе группы (экспресс- методика О.Сафоновой)
в МБДОУ «ЦРР – детский сад № 8 «Огонек»
сентябрь 2012г. - декабрь 2012г
Начало года | Конец 1 квартала | |||||||
Всего детей | 19
| 20
| ||||||
Уровень развития | О | В | С | Н | О | В | С | Н |
Математика | - | 16 | 3 | 0 | 3 | 15 | 2 | 0 |
Развитие речи | 0 | 7 | 12 | 0 | 4 | 9 | 7 | 0 |
Конструктивная деятельность | 0 | 11 | 8 | 0 | 6 | 9 | 5 | 0 |
Изобразительная деятельность | о | 10 | 9 | 0 | 4 | 12 | 4 | 0 |
Трудовая деятельность | 0 | 14 | 5 | 0 | 8 | 9 | 3 | 0 |
Игровая деятельность | 0 | 15 | 14 | 0 | 9 | 8 | 3 | 0 |
Физическое развитие | 0 | 12 | 7 | 0 | 5 | 13 | 2 | |
Тревожность | - | 0 | 3 | 16 | - | 0 | 0 | 20 |
Экология | - | 9 | 10 | 0 | 4 | 14 | 2 | 0 |
Вывод:
Изложенный выше опыт интеграции планирования отмечает эффективное развитие детей по всем направлениям, освоение содержания образовательных областей, что в свою очередь, позволяет детям формировать целостное представление в рамках выбранной темы.
7.Литература:
- Белая К. Ю. Модель образовательной программы ДОУ. // Управление ДОУ 2011, 1)
- Васюкова Н. Е., Чехонина О. И. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности//Детский сад от А до Я. 2004, № 6.
- Пособие для педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений Педагогические условия реализации положений федеральных государственных требований к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования (Комментарии и разъяснения). Москва, 2010 г.
- Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ, 2008г. // Приложение к журналу «Управление ДОУ».
- Белобрыкина O.A. Маленькие волшебники или на пути к творчеству: Методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1993.-62 с.
- Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М., 1991. - 92 с.
- Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность: Метод, рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга», 3-е издание. -М.: Просвещение, 2001. 159 1. с.
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие По образовательной области: коммуникация, познание: формирование целостной картины мира, художественное творчество, ручной труд на тему: «Зимушка-зима» в рамках РМО «Реализация принципов интеграции образовательной области»
Программное содержание:Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным развернутым ответом.Повтор и уточнение обобщённых понятий.Совершенствовать грамматический строй речи.Продолжа...
Интегрированное занятие в подготовительной логопедической группе по формированию целостной картины мира и конструированию по теме «Мебель»
Задачи:Уточнение и расширение представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит. Совершенствование грамматического строя речи (понимание и употребление некоторых простых предлогов,...
Содержание работы непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира (старшая группы)
Богатство и широта представлений ребенка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, во многом определяют его нравственное развитие детей....
Формирование целостной картины мира у дошкольников. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Капли с крыши – дзинь - дзинь».
Формирование целостной картины мира у дошкольников. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Капли с крыши – дзинь - дзинь». Коррекционно-...
Консультация. «Формирование целостной картины мира у дошкольников через творческую и познавательную деятельность»
Консультация...
Художественная литература как средство формирования целостной картина мира у дошкольников.
Художественные произведения позволяют эмоционально интуитивно, схватывать целостную картину мира во всём многообразии связей вещей, событий, отношений....
Публикация: "Проектная деятельность как средство формирования целостности картины мира у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация: "Проектная деятельность как средство формирования целостности картины мира у детей старшего дошкольного возраста....