Публикация: "Проектная деятельность как средство формирования целостности картины мира у детей старшего дошкольного возраста.
статья по окружающему миру (старшая группа)
Публикация: "Проектная деятельность как средство формирования целостности картины мира у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Салихова М. М., воспитатель
г. Нижнекамск, МБДОУ №75
«Проектная деятельность, как средство формирования целостной картины мира
у детей старшего дошкольного возраста»
Одной из основополагающих характеристик современной личности, действующего в пространстве культуры, является его способность к проектной деятельности. Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектной деятельности обусловлена, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектная деятельность обеспечивает конкурентоспособность специалиста.
Слово «Проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».
В настоящее время не существует однозначного толкования сущностных характеристик проекта. Проект понимается как:
конечный продукт, решение проблемы материального, социального, нравственного, исторического, научно-исследовательского и другого характера;
форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению конкретной продукции за заданный промежуток времени;
дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств.
Проектная деятельность делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процесса, становится инструментом саморазвития детей, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной детьми в дошкольном возрасте, развивает в них уверенность в своих силах, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами,
Особенность проекта заключается в том, что в проекте принимают участие воспитатели, дети, и их родители. Совместный сбор материалов по теме ОД, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности дошкольников, вовлекают родителей в воспитательный процесс что, естественно сказывается на конечных результатах.
Считаем, что проектную деятельность детей можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Особенность проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме занятия, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс что, естественно сказывается на результатах.
В дошкольном образовательном учреждении осуществляется образовательная деятельность по формированию целостной картины мира. Такая ОД строится в форме партнёрской деятельности педагога с дошкольником, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для ребят, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Поэтому мы сочли возможным и полезным включить в данное направление проектную деятельность, так как она охватывает весь воспитательно-образовательный процесс. Основанный на взаимодействии всех участников процесса по типу «педагог – ребёнок – родитель», она способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Структура проекта:
Тема проекта: «Неизведанное рядом»
Название проекта: «Волшебница вода»
Тип проекта: Исследовательский, творческий, краткосрочный, групповой.
Цель: расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.
Задачи: Образовательные области
Физическое развитие: разучить подвижные игры, физминутки по теме «Вода».
Социально – коммуникативное развитие: Формировать культурно-гигиенические навыки: привычку мыть руки, умываться. Познакомить с правилами безопасного обращения с материалами, инструментами и оборудованием в процессе проведения опытов, экспериментов. Формировать трудовые навыки в ходе организации опытов: подготовить и убрать рабочее место.
Художественно – эстетическое развитие: воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, при выполнении парных и коллективных творческих работ по изодеятельности, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща. Выполнить индивидуальные, парные и коллективные творческие работы по теме «Водоёмы». Познакомить со звуками природы, связанными с водой: шум дождя, моря и т.п. Разучить детские песенки о дожде, реке, море.
Познавательное развитие: Расширить и углубить представления детей о воде, её свойствах, состояниях. Сформировать представления детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Развивать логическое мышление детей через применение символов-моделей. Обобщить сведенья детей о водоёмах, о водном транспорте. Познакомить детей с художественными произведениями, пословицами, поговорками, закличками, загадками по теме «Вода».
Речевое развитие: Развивать речь, усложняя формы речевого общения: монологи (описательно-повествовательные), диалоги (вопросно-ответные), полилоги (коллективное обсуждение – в ходе обсуждения экспериментов).
Участники проекта
Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, педагог-психолог, социальные партнёры.
Сроки выполнения
03.11.2018 г. – 28.11.2018 г.
План подготовки и реализации проекта
Создать информационный материал:
• Для родителей: разработать памятки и консультации.
• Для педагогов и родителей: стендовый доклад по организации в ДОУ познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
• Для детей: презентации PowerPoint, интерактивные физминутки, мультиальбомы, слайд-шоу по теме.
Деятельность детей: Рассматривание иллюстраций, мультиальбомов, слайд-шоу по теме «Вода в природе».
Знакомство с содержанием презентации Power Point по теме «Что такое вода?».
Интерактивные игры.
Чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками, закличками, отгадывание загадок о воде. Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла «Звуки природы»: «Шум моря», «Прибой», «Музыка дождя», «Гром», «Звонкий ручей».
Выполнение детских творческих работ по теме проекта.
Наблюдения за явлениями, связанными с водой. Опыты с водой. Деятельность родителей
Знакомство с содержанием стендовой информации.
Совместная с воспитателями работа по пополнению уголка экспериментирования.
Проведение опытов с детьми дома по теме «Чудесные превращения воды».
Совместно с воспитателями – создание фотоматериалов проекта.
Практический результат
Практические разработки материала по теме проекта, пополнение уголка по познавательно-исследовательской деятельности.
Материал, оборудование
Дидактический: иллюстрации, аудиозаписи, мультиальбомы, слайд-шоу, интерактивные игры, презентации Power Point, индивидуальные наборы материалов и инструментов для изодеятельности детей.
Экспериментальный.
Технический: интерактивная доска, DVD-проигрыватель, телемонитор с USB-портом.
Форма презентации проекта
Итоговое комплексное занятие «Путешествие в царство вод».
Планируемый результат реализации проекта
Дети имеют представление о воде, её состояниях, свойствах. Знают о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Понимают значение символов моделей, умеют их применять в ОД. Умеют пользоваться материалами и оборудованием опытно-экспериментальной деятельности для изучения воды и её свойств.
Перспективный план работы с детьми
Содержание
I неделя
03 – 07.11.2018 г.
Беседа №1 «Вода вокруг нас». Беседа №2 «Вода вокруг нас» (продолжение). Беседа №3 «Путешествие капельки». Наблюдение №1 – за водой. Наблюдение №2 – за испарением.
Опыт №1 «Вода прозрачная». Опыт №2 «У воды нет цвета, вкуса и запаха». Опыт №3 «Вода жидкая».
Просмотр слайд-шоу «Природные водоёмы».
Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Вода буль-буль».
Рисование «Природные водоёмы: родник, ручей, озеро».
Загадки о роднике, ручейке, озере.
Подвижные игры «Пройди через речку по мостику», «Ручеёк», пальчиковая игра «Рыбка в озере живёт».Физминутка «Дождик».
Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»: «Звонкий ручей».
Чтение стихотворений «Сколько знаю я дождей» (А.Тараскин), «Ручеёк» (Т. Жиброва).
Заклички, пословицы, поговорки.
II неделя
10 – 14.11.2018 г
Беседа №4 «Вода нужна всем». Беседа №5 “Волшебница вода». Беседа №6 «Берегите воду».
Наблюдение №3 – за растениями. Наблюдение №4 – за снегом.
Опыт №4 «Вода не имеет формы». Опыт №5 «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются». Опыт №6 «Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах».
Просмотр слайд-шоу «Водопады».
Рисование «Природные водоёмы: болото, река, водопад».
Загадки о болоте, реке, водоёме.
Подвижная игра «Болото: с кочки на кочку», пальчиковая игра “Вышел дождик погулять”.
Интерактивная физминутка «Весёлое болото».
Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Дождь в ладошках».
Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы: шум водопада».
Лепка «Озеро с камышами».
Чтение стихотворений «Что случилось с рекой» (Б. Заходер), «Капля дождевая» (Т. Маршалова).
Заклички, пословицы, поговорки.
III неделя
17 – 21.11.2018 г.
Беседа №7 «Дождь». Беседа №8 «Туман». Беседа №9 «Град и снег».
Наблюдение №5 – за таянием льда, снега. Наблюдение №6 – за сосульками.
Опыт №7 «Вода бывает тёплой, холодной и горячей». Опыт №8 «Пар – это тоже вода». Опыт №9 «Лёд – твёрдая вода, тает в тепле».
Просмотр слайд-шоу «Подводный мир океана».
Просмотр обучающего мультфильма «Азбука безопасности – за бортом».
Рисование «Природные водоёмы: море, океан».
Загадки о море, океане.
Подвижная игра «Снежиночки-пушиночки», пальчиковая игра «Ветер на море», физминутка «Снеговик».
Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»: «Шум океана», «Шум моря», «Прибой».
Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Синяя вода».
Чтение стихотворений «Алёшка и снежок» (Е. Андреева), «Трудолюбивая вода» (В. Иванова).
Заклички, пословицы, поговорки.
IV неделя
24 – 28.11.2018 г.
Беседа №10 «Роса». Беседа №11 «Водоёмы». Беседа №12 «Водный транспорт». Наблюдение №7 – за облаками.
Наблюдение №8 – за осенним дождём.
Опыт №10 «Лёд – легче воды». Опыт №11 «Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно». Опыт №12 «В солёной воде предметы не тонут».
Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Облака – белогривые лошадки».
Просмотр слайд-шоу «Искусственные водоёмы».
Просмотр обучающего мультфильма «Безопасность на воде летом».
Рисование «Искусственные водоёмы: фонтан, бассейн, аквариум».
Загадки о бассейне, аквариуме, фонтане.
Подвижная игра «Дождик”, пальчиковая игра «Капитан», интерактивная физминутка «Чунга-чанга».
Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»: «Спокойная музыка и морской прибой», «Дельфины», «Пение птиц и звуки моря».
Аппликация «Рыбки в аквариуме».
Чтение стихотворений «Речка зимой» (В. Фетисов), «Моряк» (Е. Стеквашова)
Заклички, пословицы, поговорки.
Итоговое занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в царство воды»
(в рамках занятия - обучающая презентация Power Point «Вода, вода, кругом вода»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию целостной картины мира с детьми старшего дошкольного возраста, с ограниченными возможностями познавательной деятельности.
Тема. Государственные праздники.Творческое название: «День защитников Отечества».Цель: совершенствование знаний воспитанников о празднике Российской армии....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/16/picture-361016-1510856192.jpg)
Конспект организованной деятельности по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Домашние птицы и их детеныши».
Конспект организованной деятельности по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/23/picture-505374-1414066538.jpg)
Непосредственно-образовательная деятельность по формированию целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста «Лекарственные растения – средства оздоровления организма».
Представляемый материал способствует развитию познавательной активности у детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях. Совершенствовует у детей мыслительную активность. Испол...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/16/picture-284896-1565986044.jpg)
Конспект ООД по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста "Безопасность на дорогах"
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание»Цель: закреплять с детьми старшего дошкольного возраста правила дорожного движения.Задачи:О...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/17/picture-42337.jpg)
Организованная образовательная деятельность по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста "Осень и её краски"
Разработанная деятельность направлена на создание условий для систематизации знания детей об осени, обогащения словарного запаса детей путем познания окружающего мира....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/06/picture-322925-1383746879.jpg)
Конспект по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста «Идём в поход»
Цель: Способствовать формированию первичных представлений о туризме Задачи: - углублять представление детей о туристах и видах туризма (пеший, велосипедный, лодочный, конный, велосипедн...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/30/picture-1189360-1575123887.jpg)
Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Как звери зимуют в лесу»
Закрепляем знания детей о жизни лесных жителей зимой. К этому конспекту прилагается презентация....