Публикация: "Проектная деятельность как средство формирования целостности картины мира у детей старшего дошкольного возраста.
статья по окружающему миру (старшая группа)

Салихова Марина Михайловна

Публикация: "Проектная деятельность как средство формирования целостности картины мира у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_v_sbornike_regionalnogo_seminara_4.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Салихова М. М., воспитатель

                    г. Нижнекамск, МБДОУ №75

«Проектная деятельность, как средство формирования целостной картины мира

у детей старшего дошкольного возраста»

Одной из основополагающих характеристик современной личности, действующего в пространстве культуры, является его способность к проектной деятельности. Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектной деятельности обусловлена, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектная деятельность обеспечивает конкурентоспособность специалиста.

 Слово «Проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».

В настоящее время не существует однозначного толкования сущностных характеристик проекта. Проект понимается как:

конечный продукт, решение проблемы материального, социального, нравственного, исторического, научно-исследовательского и другого характера;

форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению конкретной продукции за заданный промежуток времени;

 дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств.

Проектная деятельность делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процесса, становится инструментом саморазвития детей, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной детьми в дошкольном возрасте, развивает в них уверенность в своих силах, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами,

Особенность проекта заключается в том, что в проекте принимают участие воспитатели, дети, и их родители. Совместный сбор материалов по теме ОД, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности дошкольников, вовлекают родителей в воспитательный процесс что, естественно сказывается на конечных результатах.

Считаем, что проектную деятельность детей можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Особенность проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов    по теме занятия, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс что, естественно сказывается на результатах.

В дошкольном образовательном учреждении осуществляется  образовательная деятельность по формированию целостной картины мира. Такая ОД строится в форме партнёрской деятельности педагога с дошкольником, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для ребят, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Поэтому мы сочли возможным и полезным включить в данное направление проектную деятельность, так как она охватывает весь воспитательно-образовательный процесс. Основанный на взаимодействии всех участников  процесса по типу «педагог – ребёнок – родитель», она способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. 

Структура проекта:

Тема проекта: «Неизведанное рядом»

Название проекта: «Волшебница вода»

Тип проекта: Исследовательский, творческий, краткосрочный, групповой.

Цель: расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.

Задачи: Образовательные области

Физическое развитие: разучить подвижные игры, физминутки по теме «Вода».

Социально – коммуникативное развитие:  Формировать культурно-гигиенические навыки: привычку мыть руки, умываться. Познакомить с правилами безопасного обращения с материалами, инструментами и оборудованием в процессе проведения опытов, экспериментов. Формировать трудовые навыки в ходе организации опытов: подготовить и убрать рабочее место.

Художественно – эстетическое развитие: воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, при выполнении парных и коллективных творческих работ по изодеятельности, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща. Выполнить индивидуальные, парные и коллективные творческие работы по теме «Водоёмы». Познакомить со звуками природы, связанными с водой: шум дождя, моря и т.п. Разучить детские песенки о дожде, реке, море.

Познавательное развитие: Расширить и углубить представления детей о воде, её свойствах, состояниях. Сформировать представления детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Развивать логическое мышление детей через применение символов-моделей. Обобщить сведенья детей о водоёмах, о водном транспорте. Познакомить детей с художественными произведениями, пословицами, поговорками, закличками, загадками по теме «Вода».

Речевое развитие: Развивать речь, усложняя формы речевого общения: монологи (описательно-повествовательные), диалоги (вопросно-ответные), полилоги (коллективное обсуждение – в ходе обсуждения экспериментов).

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, педагог-психолог, социальные партнёры.

Сроки выполнения

03.11.2018 г. – 28.11.2018 г.

План подготовки и реализации проекта

Создать информационный материал:

•        Для родителей: разработать памятки и консультации.

•        Для педагогов и родителей: стендовый доклад по организации в ДОУ познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

•        Для детей: презентации PowerPoint, интерактивные физминутки, мультиальбомы, слайд-шоу по теме.

Деятельность детей: Рассматривание иллюстраций, мультиальбомов, слайд-шоу по теме «Вода в природе».

Знакомство с содержанием презентации Power Point по теме «Что такое вода?».

Интерактивные игры.

Чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками, закличками, отгадывание загадок о воде. Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла «Звуки природы»: «Шум моря», «Прибой», «Музыка дождя», «Гром», «Звонкий ручей».

Выполнение детских творческих работ по теме проекта.

Наблюдения за явлениями, связанными с водой. Опыты с водой. Деятельность родителей

Знакомство с содержанием стендовой информации.

Совместная с воспитателями работа по пополнению уголка экспериментирования.

Проведение опытов с детьми дома по теме «Чудесные превращения воды».

Совместно с воспитателями – создание фотоматериалов проекта.

Практический результат

Практические разработки материала по теме проекта, пополнение уголка по познавательно-исследовательской деятельности.

Материал, оборудование

Дидактический: иллюстрации, аудиозаписи, мультиальбомы, слайд-шоу, интерактивные игры, презентации Power Point, индивидуальные наборы материалов и инструментов для изодеятельности детей.

Экспериментальный.

Технический: интерактивная доска, DVD-проигрыватель, телемонитор с USB-портом.

Форма презентации проекта

Итоговое комплексное занятие «Путешествие в царство вод».

Планируемый результат реализации проекта

Дети имеют представление о воде, её состояниях, свойствах. Знают о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Понимают значение символов моделей, умеют их применять в ОД. Умеют пользоваться материалами и оборудованием опытно-экспериментальной деятельности для изучения воды и её свойств.

Перспективный план работы с детьми

Содержание

I неделя

03 – 07.11.2018 г.

Беседа №1 «Вода вокруг нас». Беседа №2 «Вода вокруг нас» (продолжение). Беседа №3 «Путешествие капельки». Наблюдение №1 – за водой. Наблюдение №2 – за испарением.

Опыт №1 «Вода прозрачная». Опыт №2 «У воды нет цвета, вкуса и запаха». Опыт №3 «Вода жидкая».

Просмотр слайд-шоу «Природные водоёмы».

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Вода буль-буль».

Рисование «Природные водоёмы: родник, ручей, озеро».

Загадки о роднике, ручейке, озере.

Подвижные игры «Пройди через речку по мостику», «Ручеёк», пальчиковая игра «Рыбка в озере живёт».Физминутка «Дождик».

Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»: «Звонкий ручей».

Чтение стихотворений «Сколько знаю я дождей» (А.Тараскин), «Ручеёк» (Т. Жиброва).

Заклички, пословицы, поговорки.

II неделя

10 – 14.11.2018 г

Беседа №4 «Вода нужна всем». Беседа №5 “Волшебница вода». Беседа №6 «Берегите воду».

Наблюдение №3 – за растениями. Наблюдение №4 – за снегом.

Опыт №4 «Вода не имеет формы». Опыт №5 «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются». Опыт №6 «Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах».

Просмотр слайд-шоу «Водопады».

Рисование «Природные водоёмы: болото, река, водопад».

Загадки о болоте, реке, водоёме.

Подвижная игра «Болото: с кочки на кочку», пальчиковая игра “Вышел дождик погулять”.

Интерактивная физминутка «Весёлое болото».

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Дождь в ладошках».

Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы: шум водопада».

Лепка «Озеро с камышами».

Чтение стихотворений «Что случилось с рекой» (Б. Заходер), «Капля дождевая» (Т. Маршалова).

Заклички, пословицы, поговорки.

III неделя

17 – 21.11.2018 г.

Беседа №7 «Дождь». Беседа №8 «Туман». Беседа №9 «Град и снег».

Наблюдение №5 – за таянием льда, снега. Наблюдение №6 – за сосульками.

Опыт №7 «Вода бывает тёплой, холодной и горячей». Опыт №8 «Пар – это тоже вода». Опыт №9 «Лёд – твёрдая вода, тает в тепле».

Просмотр слайд-шоу «Подводный мир океана».

Просмотр обучающего мультфильма «Азбука безопасности – за бортом».

Рисование «Природные водоёмы: море, океан».

Загадки о море, океане.

Подвижная игра «Снежиночки-пушиночки», пальчиковая игра «Ветер на море», физминутка «Снеговик».

Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»: «Шум океана», «Шум моря», «Прибой».

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Синяя вода».

Чтение стихотворений «Алёшка и снежок» (Е. Андреева), «Трудолюбивая вода» (В. Иванова).

Заклички, пословицы, поговорки.

IV неделя

24 – 28.11.2018 г.

Беседа №10 «Роса». Беседа №11 «Водоёмы». Беседа №12 «Водный транспорт». Наблюдение №7 – за облаками.

Наблюдение №8 – за осенним дождём.

Опыт №10 «Лёд – легче воды». Опыт №11 «Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно». Опыт №12 «В солёной воде предметы не тонут».

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Облака – белогривые лошадки».

Просмотр слайд-шоу «Искусственные водоёмы».

Просмотр обучающего мультфильма «Безопасность на воде летом».

Рисование «Искусственные водоёмы: фонтан, бассейн, аквариум».

Загадки о бассейне, аквариуме, фонтане.

Подвижная игра «Дождик”, пальчиковая игра «Капитан», интерактивная физминутка «Чунга-чанга».

Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»: «Спокойная музыка и морской прибой», «Дельфины», «Пение птиц и звуки моря».

Аппликация «Рыбки в аквариуме».

Чтение стихотворений «Речка зимой» (В. Фетисов), «Моряк» (Е. Стеквашова)

Заклички, пословицы, поговорки.

Итоговое занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в царство воды»

(в рамках занятия - обучающая презентация Power Point «Вода, вода, кругом вода»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию целостной картины мира с детьми старшего дошкольного возраста, с ограниченными возможностями познавательной деятельности.

Тема. Государственные праздники.Творческое название: «День защитников Отечества».Цель:  совершенствование знаний воспитанников о празднике Российской армии....

Конспект организованной деятельности по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Домашние птицы и их детеныши».

Конспект организованной деятельности по формированию целостной картины мира  для детей старшего  дошкольного возраста....

Непосредственно-образовательная деятельность по формированию целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста «Лекарственные растения – средства оздоровления организма».

Представляемый материал способствует развитию познавательной активности у детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях. Совершенствовует у детей мыслительную активность. Испол...

Конспект ООД по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста "Безопасность на дорогах"

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание»Цель: закреплять с детьми старшего дошкольного возраста правила дорожного движения.Задачи:О...

Организованная образовательная деятельность по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста "Осень и её краски"

Разработанная деятельность направлена на создание условий для систематизации знания детей об осени, обогащения словарного запаса детей путем познания окружающего мира....

Конспект по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста «Идём в поход»

Цель: Способствовать формированию первичных представлений о туризме Задачи: - углублять представление детей о туристах и видах туризма (пеший, велосипедный, лодочный, конный, велосипедн...