Организация адаптации родителей к ДОУ
статья по теме
Рекомендации по организации работы с родителями в период адаптации дошкольников к условиям ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_adaptatsii_roditeley_k_dou.docx | 15.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация адаптации родителей к детскому саду.
В последние годы психологи фиксируют частые обращения родителей по поводу как активного, так и пассивного отвержения детьми дошкольного учреждения, т.е. дезадаптации. Родители отмечают, что дети без желания идут в детский сад, хотят, чтобы их раньше забрали, часто спрашивают, когда будет выходной, предлагают «сделать им отпуск, каникулы», просят взять их с собой на работу, разрешить остаться дома, съездить погостить к бабушке и т.п.
Проявлениями дезадаптации ребенка могут стать частые соматические заболевания, нарушения сна, расторможенность или пассивность, безучастность в поведении, а также энурез, заикание, нервные тики, общая невротизация. Общеизвестно: степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Ребенок, придя в детский сад, впервые сталкивается с большим количеством незнакомых людей (сверстников и взрослых) в незнакомой обстановке. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс. Следовательно, в детских садах необходимо организовать систему мероприятий, которые призваны снять напряжение, нервозность ребенка.
Ребенок – величайшая ценность для родителей. Решение отдать его в детский сад, «чужие руки» может спровоцировать у них тревожность, беспокойство: там его обидят, не накормят, не переоденут и т. п. Дети в 2 года не могут рассказать об испытываемом ими дискомфорте, поэтому передают информацию через плач, тревожное ожидание мамы. Проявление нехарактерных для ребенка невротических симптомов тревожит и пугает родителей. Повышенным тревожности, страхам, недоверию, фантазиям родителей способствует и закрытость дошкольных учреждений. Зачастую родители «сдают» ребенка в детский сад … как в «камеру хранения», не зная, что происходит с ним в течении дня. Истерики ребенка усиливают нервное состояние родителей. Даже оставаясь внешне спокойными, они выдают собственное беспокойство: тревожный взгляд, разговор на повышенных тонах в семье, напряженный голос, влажная от волнения рука – масса мелочей, которые родители не осознают, но которые моментально считывает подсознание ребенка. Напряженное, тревожное состояние взрослых усиливает эмоциональное напряжение ребенка в детском саду. Передача чувств происходит моментально: ребенок улавливает стойкое отвержение детского сада родителями и тоже начинает испытывать страх и тревогу. У родителей, плохо знающих специфику работы воспитателя, его личностные качества, особенности общения детей в группе, возникает предвзятое, негативное отношение, недоверие к сотрудникам детского сада: за ребенком не следят, воспитатели ничего не делают, дети предоставлены сами себе и т.п. А недоверие усиливает чувство тревоги, ожидание неприятностей. Если мама, придя за ребенком, увидит у него синяк, царапину, порванную одежду и т. п., то стойкое негативное отношение к детскому саду обеспечено. В результате родители часто выбирают деструктивную стратегию адаптации: игнорирование работников детского сада, демонстрацию агрессии, конфликтное поведение. Ребенок, чувствуя состояние родителей, начинает бессознательно подыгрывать им. Таким образом, адаптация ребенка и семьи затягивается на годы. Негативный опыт адаптации к ДОУ может отразиться на адаптации к школе, а возможно, скажется в более поздние возрастные периоды. Необходимость психолого-педагогического сопровождения адаптации ребенка и семьи диктует необходимость в детальной проработке мероприятий, направленных на управление процессом адаптации. Работа по управлению адаптации семьи должна начинаться с первого посещения взрослыми членами семьи детского сада – именно тогда у них начинается складываться впечатление об учреждении и его работниках. Во время первого посещения родители оформляют документы и передают их заведующей. На этом обычно знакомство с администрацией заканчивается. Было бы целесообразно, приняв документы, пригласить родителей для более детального знакомства с детским садом. На встречу с ними полезно позвать старшего воспитателя, медсестру, завхоза, психолога и др. специалистов. Представив их родителям, заведующая детским садом должна объяснить, к кому и по каким вопросам можно обращаться. Если есть возможность, нужно подготовить буклет о д/с с описанием режима дня, указанием времени работы ДОУ и часов приема заведующей, старшего воспитателя и др. специалистов, а также контактных телефонов. Знакомство с семьей важно проводить в неформальной обстановке, чтобы снять скованность, вызвать доверие. Полезно расспросить о ребенке, его особенностях, традициях семьи. Желательно записывать любые пожелания родителей, даже если они традиционные: проявление заинтересованности снижает уровень тревожности. Такая организация знакомства способствует зарождению партнерских, доверительных отношений между родителями и коллективом д/сада. Спешка, разговоры на бегу, формальные отношения к семье недопустимы – это провоцирует обострение недоверия. Важно все: поза, мимика, жесты, манера говорить любого сотрудника ДОУ должны внушать доверие и спокойствие. Даже аккуратность в одежде имеет немаловажное значение. Администрация, работники д/сада – визитная карточка ДОУ . Психолог также может пригласить родителей для беседы и постараться объяснить им: чем лучше работники д/сада будут знать правила поведения в семье, систему семейных отношений, особенности воспитания, тем легче им будет адаптироваться к малышу и семье. Важная форма адаптации семьи – экскурсия по д/саду: знакомство родителей с персоналом ДОУ , с детьми группы, в которую пойдет их малыш. Экскурсовод- старший воспитатель или психолог – расскажет о режиме дня и правилах поведения в д/саду, ответит на все вопросы родителей. Желательно пройти по всем основным помещениям, чтобы создать целостное впечатление о ДОУ. Кроме того, это возможность познакомить родителей с инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, руководителями кружков на их рабочем месте и посетить любое, заинтересовавшее их занятие. Если родители спешат, из видеотеки старшего воспитателя можно выбрать записи наиболее удачных концертов, занятий с малышами и предложить их посмотреть дома вместе с ребенком. В группе родители знакомятся с воспитателями и их помощником, которые проводят их по групповой комнате: показывают игрушки, кроватку, где будет спать ребенок, туалет, раздевалку. Это важный момент в работе с семьей. Мама сможет сама убедиться в том, что малышу будет комфортно, и расскажет остальным членам семьи, в первую очередь ребенку, о том, как уютно и весело в д/саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
организация адаптации родителей и детей к детскому саду
консультации...
Система работы в организации адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Результаты адпатации детейОсновные составные части модели организации адаптационного периодаПеречень игр с описанием хода игрыПамятка для воспитателей групп раннего возрастаКонспект встречи воспитател...
Презентация организации воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста, как одно из условий успешной адаптации родителей к дошкольному образовательному учреждению.
Для каждого родителя ребенок – наиважнейшая ценность, и решение отдать его в детский сад является для них испытанием. Для того, чтобы установить доверительные отношения с родителями, снять напря...
Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.
Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...
Консультация для родителей : "Организация адаптации к детскому саду".
В данной консультации рассматриваются основные проблемы, с которыми могут столкнуться родители, при поступлении ребёнка в детский сад. Данны рекомендации как подготовить ребёнка ...
Организация адаптации родителей
для родителей...
ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ
ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ...