Педсовет "Ознакомление дошкольников с художественной литературой"
материал по теме

Мартынова Оксана Александровна

Цель:

*повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;

*развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе. Раскрыть творческий потенциал каждого педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет

Тема: «Ознакомление  дошкольников  с

художественной  литературой»

Подготовка к педагогическому совету:

  1. Тематический контроль «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» - старший воспитатель….
  2. Анкетирование родителей «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге» - воспитатели групп
  3. Открытый просмотр: физкультурное интегрированное занятие по сказке «Теремок» в старшей группе №7 – воспитатель по физо ….;  занятие в логопедической группе №6 «Библиотека» - учитель-логопед…; литературный КВН между подготовительными к школе группами №10 и №12 – музыкальный руководитель ….
  4. Подбор вопросов и составление кроссворда для деловой игры «По ознакомлению дошкольников с художественной литературой»-старший воспитатель ….
  5. Домашнее задание педагогам:

- проанализировать раздел «Художественная литература» в методических рекомендациях к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой;

- подобрать высказывания великих людей (педагогов, писателей, ученых) о роли книги в развитии и воспитании человека.

Повестка дня:

  1. Вступительное слово – зав. д/с ….
  2. Подведение итого тематической проверки «Ознакомление с художественной литературой» - старший воспитатель ….
  3. Обсуждение результатов анкетирования родителей – выступление воспитателей каждой группы.
  4. Деловая игра «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» - проводит старший воспитатель   ….
  5. Решение педагогического совета

Решение педагогического совета:

  1. Принять к исполнению рекомендации по результатам тематической проверки «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».

срок - в течение учебного года;                                                   ответственный – ст. восп-ль …

  1. Спланировать и проводить мероприятия (праздники, литературные досуги), посвященные творчеству писателей, поэтов, иллюстраторов книг.

         срок – в течении 2011-2012 учебному году;                                                 ответственные – творческая группа

  1. Спланировать и провести в детском саду «Книжкину  неделю».

Срок – с 28 марта по 1 апреля;                                                          ответственные – ст. восп-ль …                                                

и педагоги детского сада.

  1. Подготовить и провести мини-семинар «Учимся у книги»  

срок – февраль 2011г.;                                                                 ответственные – ст. восп-ль …

Проведение педагогического совета

1.Вступительное слово заведующей детского сада….

       Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику.

       К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры.

       Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

      В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

      Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.

       С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя».

       Кто же вводит дошкольника в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги детских садов. Библиотека  и школа – последующий этап формирования читателя.

       Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Ведь он не только решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирования интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественно текста на ребенка.

       Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Поэтому овладение педагогом навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному.

       Таким образом, чтение можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека.

2.Выступление старшего воспитателя …..

       Подведение итогов тематической проверки «Ознакомление  дошкольников с художественное литературой»

3.Обсуждение результатов анкетирования родителей «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге».

       Выступление воспитателей каждой возрастной группы. Подведение итогов  анкетирования старшим воспитателем.

4.Деловая игра «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».

Цель:

*повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;

*развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе. Раскрыть творческий потенциал каждого педагога.

Педагоги заранее разделены на две команды. Было выбрано жюри.

Состав жюри: председатель – зав. д/с …

                          члены: воспитатель ….

                                      учитель-логопед ….

                                      учитель-логопед ….

Ведущий: старший воспитатель ….

Ход проведения игры.

Приветствие:

а) название и приветствие команды,

б) пожелания и советы – команде соперников и жюри.

Разминка:

1.Вспомните, кто говорил такие волшебные слова:

А) «По щучьему веленью, по моему хотенью…»

    «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!»

Б) «Как мне не печалиться, серый волк, остался я без доброго коня…»

     «Несу косу на плечи, хочу лису посечи, пошла, лиса, с печи!»

В)  «Спи, глазок, спи, другой!»

     «Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе, красная?»

2.Закончите пословицу:

А) «Что написано пером…»

     «Не плюй в колодец…»

Б) «Без труда…»

    «Не имей сто рублей…»

В) «Что посеешь…»

     «Любишь кататься…»

3.К какому виду устного народного творчества это относится:

* «Хочешь есть калачи - не лежи на печи». (Пословица)

* «На дворе трава, на траве – дрова…». (Скороговорка)

* «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под собаки лают ворота». (Небылица)

* «Андрей-воробей, не гоняй голубей…». (Потешка)

* «В некоторм царстве, в некоторм государстве…». (Сказка)

* «Расскажу я вам про дела старые,

    Да про старые, про бывалые,

    Да про битвы, да про сражения,

    Да про подвиги богатырские…» (Былина)

* «Красна девица сидит в темнице, а коса на улице» (Загадка)

* «Шла машина темным лесом,

    За каким-то интересом.

    Инте-инте-интерес,

    Выходи на букву С». (Считалочка)

Задание 1.

       Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе:

Учить детей слушать сказки, рассказы, стихи. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

2-я младшая группа

Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. Учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием текста.

Средняя группа

Воспитывать любовь к книге, способность чувствовать художественный образ. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Продолжать учить эмоционально передавать содержание произведения, выразительно читать стихи.

Подготовительная группа

Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и читать наизусть небольшие стихотворения.

Старшая группа

Задание 2.

Для работы с детьми, какой возрастной группы используются следующие произведения:

А) А.Барто «Игрушки»,

К.Чуковский «Мойдодыр»,

«Репка», «Колобок», «Теремок»,

«Заюшкина избушка», «Маша и медведь»

Б) «Три поросенка», «У страха глаза велики»,

«Лисичка-сестричка и серый волк»,

Н.Носов «Живая шляпа», «Айога»,

«Царевна-лягушка»,  «Гуси-лебеди».

Задание 3.

Назовите автора произведения:

     «Приключение Чипполино» (Д.Родари)

     «Приключение незнайки и его друзей» (Н.Носов)

     «Волшебник Изумрудного города» (А.Волков)

     «Винни-Пух и все-все-все» (А.Милн)

Задание 4.

Назвать детские художественные произведения, написанные:

А) К.Чуковским («Муха-цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр»,  «Федорино горе», «Краденное солнце», «Айболит» и др.)

Б) С.Михалковым («Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Дядя Степа» и др.)

Задание 5.

Определите название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку:

А) «…Шляпа выползла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут она повернулась и поползла к дивану.» (Н.Носов «Живая шляпа»)

     «… Я остался с кашей наедине. Посолил. Попробовал – ну невозможно есть! Тогда посыпал сахару, попробовал. Еще хуже стало. И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда попробовал, у меня глаза на лоб полезли, и я, наверное потерял сознание, потому что взял тарелку, и быстр выплеснул кашу на улицу в окно…» (В Драгунский «Тайное становится явным»)

Б) «…Как услышал царь-отец,

    Что донес ему гонец,

    В гневе начал он чудесить

    И гонца хотел повесить;

    Но, смягчившись на сей раз,

   Дал гонцу такой приказ…»

   (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь»)

     «У меня растут года,

     Будет и семнадцать.

     Где работать мне тогда,

     Чем заниматься?

     Нужные работники –

     Столяры и плотники!» (В.Маяковский «Кем быть?»

Задание 6.

       Стихотворения о временах года.

Из конверта капитаны достают по две пейзажные картинки. На них изображены зима-лето, весна-осень. Команда должна вспомнить стихотворения о каждом  времени года, кто больше.

Задание 7.

  1. Как помочь раненым и убитым в русских народных сказках? Приведите пример сказок.

Полить их сначала мертвой, а затем живой водой. («Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке» и др.)

  1. Какие волшебные предметы встречаются в русских народных сказках? Приведите пример сказок. («Царевна-лягушка», «Волшебный корабль»)

Задание 8.

       От имени кого и о ком ведется рассказ?

  1. «Он решил просто попутешествовать по свету и не знал, что всё так обернется. Он думал, что все такие простаки, как его бабушка и дедушка. Сам оказался глупым хвастунишкой, вот и поплатился за это. А я его перехитрила!» (Лиса о Колобке)
  2. «Она хорошая девушка. Добрая, заботливая. Но надо же знать себя. Чего тебе можно, а чего нельзя. Я вот горяч по натуре: согреваю, сжигаю, растапливаю… Зачем было через меня прыгать? Вот и поплатилась – растаяла!» (Огонь о Снегурочке)

Задание 9.

       Аукцион: чья команда зачитает больше высказываний выдающихся людей о роли книг.

Задание 10.

Кроссворд

6.п

7.з

1.п

О

С

л

о

в

и

ц

А

Г

Г

8.а

О

2.с

к

а

з

к

А

9.п

10.б

Н

В

Д

Е

Ы

Е

О

К

С

3.ф

о

Л

ь

К

л

о

Р

4.б

А

с

Н

я

И

Д

К

Я

Н

О

5.ч

а

С

т

у

ш

к

а

А

т

По горизонтали:

  1.  Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл. (Пословица)
  2. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (Сказка)
  3. Устное народное творчество. (Фольклор)
  4. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью. (Басня)
  5. Короткая их 2 или 4 строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом. (Частушка)

По вертикали:

  1. Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление. (Поговорка)
  2. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения. (Загадка).
  3. Короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему. (Анекдот)
  4. Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального  исполнения. (Песня)
  5. Устное народное творчество, песня-сказание, основанное на реальных событиях. (Былина)

Таблица оценок деловой игры

«Ознакомление дошкольников с художественной литературой»

Максимум: 5 баллов

Задание

Команда №1

Команда №2

Разминка

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10


Тематический контроль «Ознакомление дошкольников

с художественной литературой»

Цель. Оценить эффективность воспитательно-образовательной работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.

Срок проведения:____________________________________________________

Воспитатель, группа:________________________________________________

План тематической проверки

Цель

Методы

Содержание

Ответственный

Обследование знаний, умений и навыков детей

Анализ деятельности детей на занятиях. Беседа с детьми.

Соответствие знаний, умений, навыков детей программным требованиям. Наличие у детей интереса к художественной литературе.

Оценка профессиональных умений воспитателей

Анализ проведения занятий по ознакомлению с художественной литературой. Беседа с воспитателями.

Методика проведения занятий, разнообразие используемых педагогами методов и приемов. Оценка знаний воспитателями раздела программы «Художественная литература»

Создание в группах условий для работы по теме

Анализ предметно-развивающей среды в каждой возрастной группе

Наличие книжных уголков в группе. Соответствие подобранных книг возрасту детей. Наличие материала о писателях и поэтах, художниках-иллюстраторах (тематических альбомов, иллюстративного материала к тематическими выставкам, аудиокассет с записями произведений для детей).

Планирование работы

Анализ планов воспитательно-образовательной работы

Проверка планирования занятий, индивидуальной работы с детьми, работы в книжном уголке.

Работа с родителями по данной теме

Анализ документации, наглядной пропаганды. Анкетирование родителей.

Оценка осведомленности родителей о работе по данной теме, проводимой в каждой группе.


Анкета для родителей

«Воспитание у ребенка интереса и любви к книге»

  1. Есть ли у Вас дома детская библиотека? (Да, нет)
  2. В Вашей детской библиотеке преобладают познавательные книги, сказки, стихи? (Нужное подчеркнуть)
  3. Часто ли Вы покупаете ребенку книги? (Часто, редко)
  4. Чем Вы руководствуетесь при покупке книги ребенку?

- Просматриваю содержание,

- учитываю возраст ребенка,

- выбираю книгу по иллюстрациям,

- покупаю случайно.

  1. Как часто Вы читаете ребенку книги?

- Ежедневно,

- раз в неделю,

- два-три раза в месяц,

- раз в год,

- другое (написать)_______________________________________________

  1. По чьей инициативе Вы читаете книги?

- По просьбе ребенка,

- по своей инициативе.

  1. Как Вы узнаете, внимательно ли слушал ребенок художественное произведение?

- Спрашиваю, что нового он узнал из прочитанной книги,

- обсуждаю поступки героев,

- предлагаю пересказать содержание.

  1. Есть ли у ребенка любимые художественные произведения? (Да, нет, затрудняюсь ответить. Если есть напишите какие.) __________________

_________________________________________________________________

  1. Рассказывает ли Вам  ребенок о художественных произведениях, с которыми он познакомился в детском саду? (Да, нет)
  2. Какова, по Вашему мнению, роль книги в развитии ребенка? (Напишите)

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Спасибо!

Используемая литература

  1. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н.  Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006г.
  2. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – 3-е изд., испр. И дол. – М.: Мозаика-Синтез, 2005г.
  3. Ребенок в детском саду №1 2011г.
  4. www.doshvozrast.ru
  5. www.festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«На горке» Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

-Познакомить с рассказом Н.Носова «На горке»-развивать умение понимать смысл художественного произведения; развивать воображение; умение домысливать текст, предугадывать ход событий;-учить...

Мое видение и решение проблемы использования методов и приемов при ознакомлении дошкольников с художественной литературой

Сообщение для педсовета на тему: "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"....

Воспитание дошкольника средствами художественной литературы

Со­прикасаясь с литературой, ре­бенок духовно растет и разви­вается....

МБДОУ детский сад №1 п. Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в старшей группе на тему: «Мы идем в библиотеку» Подготовила и провела: Ткач Е.В.-воспитатель первой категории

Тема: «Мы идем в библиотеку».Цели: Развивать интерес к книге, к чтению, к библиотеке как хранилищу и центру книжной культуры; развивать воображение детей, умение входить в роль.Предварительная работа:...

МБДОУ детский сад №1 п.Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в первой младшей группе Тема: рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Подготовила и провела: Глебова

Тема:Рассказывание русской народной сказки “Волк и семеро козлят”.Цель: Продолжать вызывать у детей интерес к слушанию сказки и учить понимать её содержание. Развивать воображение, фантазию. Вызы...

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Консультация для педагогов : "Поиск современных подходов к речевому развитию дошкольников посредством художественной литературы, художественного слова и театрализации с учётом ФГОС».

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасныеобразцы русского литературного языка...