Педсовет "Ознакомление дошкольников с художественной литературой"
материал по теме
Цель:
*повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;
*развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе. Раскрыть творческий потенциал каждого педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_oznakomlenie_doshkolnikov_s_khudozhestvennoy_literaturoy.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет
Тема: «Ознакомление дошкольников с
художественной литературой»
Подготовка к педагогическому совету:
- Тематический контроль «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» - старший воспитатель….
- Анкетирование родителей «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге» - воспитатели групп
- Открытый просмотр: физкультурное интегрированное занятие по сказке «Теремок» в старшей группе №7 – воспитатель по физо ….; занятие в логопедической группе №6 «Библиотека» - учитель-логопед…; литературный КВН между подготовительными к школе группами №10 и №12 – музыкальный руководитель ….
- Подбор вопросов и составление кроссворда для деловой игры «По ознакомлению дошкольников с художественной литературой»-старший воспитатель ….
- Домашнее задание педагогам:
- проанализировать раздел «Художественная литература» в методических рекомендациях к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой;
- подобрать высказывания великих людей (педагогов, писателей, ученых) о роли книги в развитии и воспитании человека.
Повестка дня:
- Вступительное слово – зав. д/с ….
- Подведение итого тематической проверки «Ознакомление с художественной литературой» - старший воспитатель ….
- Обсуждение результатов анкетирования родителей – выступление воспитателей каждой группы.
- Деловая игра «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» - проводит старший воспитатель ….
- Решение педагогического совета
Решение педагогического совета:
- Принять к исполнению рекомендации по результатам тематической проверки «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».
срок - в течение учебного года; ответственный – ст. восп-ль …
- Спланировать и проводить мероприятия (праздники, литературные досуги), посвященные творчеству писателей, поэтов, иллюстраторов книг.
срок – в течении 2011-2012 учебному году; ответственные – творческая группа
- Спланировать и провести в детском саду «Книжкину неделю».
Срок – с 28 марта по 1 апреля; ответственные – ст. восп-ль …
и педагоги детского сада.
- Подготовить и провести мини-семинар «Учимся у книги»
срок – февраль 2011г.; ответственные – ст. восп-ль …
Проведение педагогического совета
1.Вступительное слово заведующей детского сада….
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику.
К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры.
Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.
С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя».
Кто же вводит дошкольника в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги детских садов. Библиотека и школа – последующий этап формирования читателя.
Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Ведь он не только решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирования интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественно текста на ребенка.
Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Поэтому овладение педагогом навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному.
Таким образом, чтение можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека.
2.Выступление старшего воспитателя …..
Подведение итогов тематической проверки «Ознакомление дошкольников с художественное литературой»
3.Обсуждение результатов анкетирования родителей «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге».
Выступление воспитателей каждой возрастной группы. Подведение итогов анкетирования старшим воспитателем.
4.Деловая игра «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».
Цель:
*повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;
*развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе. Раскрыть творческий потенциал каждого педагога.
Педагоги заранее разделены на две команды. Было выбрано жюри.
Состав жюри: председатель – зав. д/с …
члены: воспитатель ….
учитель-логопед ….
учитель-логопед ….
Ведущий: старший воспитатель ….
Ход проведения игры.
Приветствие:
а) название и приветствие команды,
б) пожелания и советы – команде соперников и жюри.
Разминка:
1.Вспомните, кто говорил такие волшебные слова:
А) «По щучьему веленью, по моему хотенью…»
«Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!»
Б) «Как мне не печалиться, серый волк, остался я без доброго коня…»
«Несу косу на плечи, хочу лису посечи, пошла, лиса, с печи!»
В) «Спи, глазок, спи, другой!»
«Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе, красная?»
2.Закончите пословицу:
А) «Что написано пером…»
«Не плюй в колодец…»
Б) «Без труда…»
«Не имей сто рублей…»
В) «Что посеешь…»
«Любишь кататься…»
3.К какому виду устного народного творчества это относится:
* «Хочешь есть калачи - не лежи на печи». (Пословица)
* «На дворе трава, на траве – дрова…». (Скороговорка)
* «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под собаки лают ворота». (Небылица)
* «Андрей-воробей, не гоняй голубей…». (Потешка)
* «В некоторм царстве, в некоторм государстве…». (Сказка)
* «Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские…» (Былина)
* «Красна девица сидит в темнице, а коса на улице» (Загадка)
* «Шла машина темным лесом,
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву С». (Считалочка)
Задание 1.
Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе:
Учить детей слушать сказки, рассказы, стихи. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. | 2-я младшая группа |
Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. Учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием текста. | Средняя группа |
Воспитывать любовь к книге, способность чувствовать художественный образ. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Продолжать учить эмоционально передавать содержание произведения, выразительно читать стихи. | Подготовительная группа |
Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и читать наизусть небольшие стихотворения. | Старшая группа |
Задание 2.
Для работы с детьми, какой возрастной группы используются следующие произведения:
А) А.Барто «Игрушки»,
К.Чуковский «Мойдодыр»,
«Репка», «Колобок», «Теремок»,
«Заюшкина избушка», «Маша и медведь»
Б) «Три поросенка», «У страха глаза велики»,
«Лисичка-сестричка и серый волк»,
Н.Носов «Живая шляпа», «Айога»,
«Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди».
Задание 3.
Назовите автора произведения:
«Приключение Чипполино» (Д.Родари)
«Приключение незнайки и его друзей» (Н.Носов)
«Волшебник Изумрудного города» (А.Волков)
«Винни-Пух и все-все-все» (А.Милн)
Задание 4.
Назвать детские художественные произведения, написанные:
А) К.Чуковским («Муха-цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Краденное солнце», «Айболит» и др.)
Б) С.Михалковым («Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Дядя Степа» и др.)
Задание 5.
Определите название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку:
А) «…Шляпа выползла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут она повернулась и поползла к дивану.» (Н.Носов «Живая шляпа»)
«… Я остался с кашей наедине. Посолил. Попробовал – ну невозможно есть! Тогда посыпал сахару, попробовал. Еще хуже стало. И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда попробовал, у меня глаза на лоб полезли, и я, наверное потерял сознание, потому что взял тарелку, и быстр выплеснул кашу на улицу в окно…» (В Драгунский «Тайное становится явным»)
Б) «…Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ…»
(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь»)
«У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
Нужные работники –
Столяры и плотники!» (В.Маяковский «Кем быть?»
Задание 6.
Стихотворения о временах года.
Из конверта капитаны достают по две пейзажные картинки. На них изображены зима-лето, весна-осень. Команда должна вспомнить стихотворения о каждом времени года, кто больше.
Задание 7.
- Как помочь раненым и убитым в русских народных сказках? Приведите пример сказок.
Полить их сначала мертвой, а затем живой водой. («Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке» и др.)
- Какие волшебные предметы встречаются в русских народных сказках? Приведите пример сказок. («Царевна-лягушка», «Волшебный корабль»)
Задание 8.
От имени кого и о ком ведется рассказ?
- «Он решил просто попутешествовать по свету и не знал, что всё так обернется. Он думал, что все такие простаки, как его бабушка и дедушка. Сам оказался глупым хвастунишкой, вот и поплатился за это. А я его перехитрила!» (Лиса о Колобке)
- «Она хорошая девушка. Добрая, заботливая. Но надо же знать себя. Чего тебе можно, а чего нельзя. Я вот горяч по натуре: согреваю, сжигаю, растапливаю… Зачем было через меня прыгать? Вот и поплатилась – растаяла!» (Огонь о Снегурочке)
Задание 9.
Аукцион: чья команда зачитает больше высказываний выдающихся людей о роли книг.
Задание 10.
Кроссворд
6.п | 7.з | ||||||||||||||||
1.п | О | С | л | о | в | и | ц | А | |||||||||
Г | Г | ||||||||||||||||
8.а | О | 2.с | к | а | з | к | А | 9.п | |||||||||
10.б | Н | В | Д | Е | |||||||||||||
Ы | Е | О | К | С | |||||||||||||
3.ф | о | Л | ь | К | л | о | Р | 4.б | А | с | Н | я | |||||
И | Д | К | Я | ||||||||||||||
Н | О | 5.ч | а | С | т | у | ш | к | а | ||||||||
А | т |
По горизонтали:
- Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл. (Пословица)
- Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (Сказка)
- Устное народное творчество. (Фольклор)
- Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью. (Басня)
- Короткая их 2 или 4 строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом. (Частушка)
По вертикали:
- Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление. (Поговорка)
- Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения. (Загадка).
- Короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему. (Анекдот)
- Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения. (Песня)
- Устное народное творчество, песня-сказание, основанное на реальных событиях. (Былина)
Таблица оценок деловой игры
«Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
Максимум: 5 баллов
Задание | Команда №1 | Команда №2 |
Разминка | ||
№1 | ||
№2 | ||
№3 | ||
№4 | ||
№5 | ||
№6 | ||
№7 | ||
№8 | ||
№9 | ||
№10 |
Тематический контроль «Ознакомление дошкольников
с художественной литературой»
Цель. Оценить эффективность воспитательно-образовательной работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.
Срок проведения:____________________________________________________
Воспитатель, группа:________________________________________________
План тематической проверки
Цель | Методы | Содержание | Ответственный |
Обследование знаний, умений и навыков детей | Анализ деятельности детей на занятиях. Беседа с детьми. | Соответствие знаний, умений, навыков детей программным требованиям. Наличие у детей интереса к художественной литературе. | |
Оценка профессиональных умений воспитателей | Анализ проведения занятий по ознакомлению с художественной литературой. Беседа с воспитателями. | Методика проведения занятий, разнообразие используемых педагогами методов и приемов. Оценка знаний воспитателями раздела программы «Художественная литература» | |
Создание в группах условий для работы по теме | Анализ предметно-развивающей среды в каждой возрастной группе | Наличие книжных уголков в группе. Соответствие подобранных книг возрасту детей. Наличие материала о писателях и поэтах, художниках-иллюстраторах (тематических альбомов, иллюстративного материала к тематическими выставкам, аудиокассет с записями произведений для детей). | |
Планирование работы | Анализ планов воспитательно-образовательной работы | Проверка планирования занятий, индивидуальной работы с детьми, работы в книжном уголке. | |
Работа с родителями по данной теме | Анализ документации, наглядной пропаганды. Анкетирование родителей. | Оценка осведомленности родителей о работе по данной теме, проводимой в каждой группе. |
Анкета для родителей
«Воспитание у ребенка интереса и любви к книге»
- Есть ли у Вас дома детская библиотека? (Да, нет)
- В Вашей детской библиотеке преобладают познавательные книги, сказки, стихи? (Нужное подчеркнуть)
- Часто ли Вы покупаете ребенку книги? (Часто, редко)
- Чем Вы руководствуетесь при покупке книги ребенку?
- Просматриваю содержание,
- учитываю возраст ребенка,
- выбираю книгу по иллюстрациям,
- покупаю случайно.
- Как часто Вы читаете ребенку книги?
- Ежедневно,
- раз в неделю,
- два-три раза в месяц,
- раз в год,
- другое (написать)_______________________________________________
- По чьей инициативе Вы читаете книги?
- По просьбе ребенка,
- по своей инициативе.
- Как Вы узнаете, внимательно ли слушал ребенок художественное произведение?
- Спрашиваю, что нового он узнал из прочитанной книги,
- обсуждаю поступки героев,
- предлагаю пересказать содержание.
- Есть ли у ребенка любимые художественные произведения? (Да, нет, затрудняюсь ответить. Если есть напишите какие.) __________________
_________________________________________________________________
- Рассказывает ли Вам ребенок о художественных произведениях, с которыми он познакомился в детском саду? (Да, нет)
- Какова, по Вашему мнению, роль книги в развитии ребенка? (Напишите)
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Спасибо!
Используемая литература
- Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006г.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – 3-е изд., испр. И дол. – М.: Мозаика-Синтез, 2005г.
- Ребенок в детском саду №1 2011г.
- www.doshvozrast.ru
- www.festival.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«На горке» Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой
-Познакомить с рассказом Н.Носова «На горке»-развивать умение понимать смысл художественного произведения; развивать воображение; умение домысливать текст, предугадывать ход событий;-учить...
Мое видение и решение проблемы использования методов и приемов при ознакомлении дошкольников с художественной литературой
Сообщение для педсовета на тему: "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"....
Воспитание дошкольника средствами художественной литературы
Соприкасаясь с литературой, ребенок духовно растет и развивается....
МБДОУ детский сад №1 п. Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в старшей группе на тему: «Мы идем в библиотеку» Подготовила и провела: Ткач Е.В.-воспитатель первой категории
Тема: «Мы идем в библиотеку».Цели: Развивать интерес к книге, к чтению, к библиотеке как хранилищу и центру книжной культуры; развивать воображение детей, умение входить в роль.Предварительная работа:...
МБДОУ детский сад №1 п.Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в первой младшей группе Тема: рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Подготовила и провела: Глебова
Тема:Рассказывание русской народной сказки “Волк и семеро козлят”.Цель: Продолжать вызывать у детей интерес к слушанию сказки и учить понимать её содержание. Развивать воображение, фантазию. Вызы...
Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе
Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...
Консультация для педагогов : "Поиск современных подходов к речевому развитию дошкольников посредством художественной литературы, художественного слова и театрализации с учётом ФГОС».
Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасныеобразцы русского литературного языка...