Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе
материал по теме
Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях. Иллюстрация в книге - это первая встреча детей с миром изобразительного искусства. Дополняя и углубляя содержание книги, пробуждая в ребенке те чувства и эмоции, которые вызывает в нас истинно художественное произведение, и, наконец, обогащая и развивая его зрительное восприятие, книжная иллюстрация выполняет эстетическую функцию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
katya_pedsovet.docx | 17.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет на тему:
Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе
С детской книгой малыш встречается уже в первые годы своей жизни. Книга – одно из первых произведений искусства, с которыми он знакомится. Общение с книгойдоказывает влияние на становление внутреннего мира ребенка. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.
Книга - особый мир, в котором художественная иллюстрация и литературный текст функционируют в едином комплексе, помогают юному читателю воспринять книгу как многоплановое произведение искусства.
. Отечественная иллюстрация к детской книге имеет богатые традиции. Несколько поколений художников посвятили этому благородному делу всю жизнь и создали книги, Е.Д.Поленова, И.Я.Билибин, А.Н.Бенуа, Г.Н.Нарбут, В.А.Милашевский, В.В.Лебедев, В.М.Конашевич, Е.Н.Чарушин, Е.М. Рачев и др. иллюстировали книги, на которых воспитывалось не одно поколение в нашей стране.
Художественная иллюстрация - важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия.
Иллюстрация - рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй.
Итак, книжная графика - один из видов изобразительного искусства, средства выразительности которого (линия, форма, цвет, композиция) доступны детям дошкольного возраста.
В тесной связи с раскрытием идейного смысла литературного произведения находится характеристика образов героев - задача, которую решает художник-иллюстратор практически в каждой книге. К средствам образной характеристики относятся: графическое изображение героя, передача психологического состояния героя через мимику, позу, жест, а также с помощью пейзажа, интерьера и даже цвета.
Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях. Иллюстрация в книге - это первая встреча детей с миром изобразительного искусства. Дополняя и углубляя содержание книги, пробуждая в ребенке те чувства и эмоции, которые вызывает в нас истинно художественное произведение, и, наконец, обогащая и развивая его зрительное восприятие, книжная иллюстрация выполняет эстетическую функцию.
Знакомство детей с художниками иллюстраторами детских книг позволяет решать задачи нравственного, эстетического воспитания, и патриотического а также способствует эмоциональному и умственному развитию детей.
Во – первых, рисунки в книге являются одними из первых произведений изобразительного искусства, с которым встречается ребёнок с раннего детства, и специальные занятия по ознакомлению с книжной графикой способствуют развитию у детей интереса к книге, воспитывают бережное отношение к ней, как к произведению искусства.
Во – вторых, высокохудожественные иллюстрации способствуют формированию художественного вкуса у детей, помогают ребёнку видеть, воспринимать и оценивать художественные средства, которые в живописных произведениях он не всегда видит и они более сложны для понимания. Цвет, ритм, композиция, линия, фактура и другие понятия в иллюстрациях детям более понятны и доступны.
В – третьих, эта тема даёт огромные возможности в развитии речи детей: составление описательных рассказов, характеристика разных эмоциональных состояний, обогащение словарного запаса.
В – четвёртых, работа с книгой позволяет использовать специальные упражнения, игры, которые помогают активизировать все психические познавательные процессы: память, мышление, внимание, воображение и способствуют их развитию.
В – пятых, знакомство с творческой манерой художников – иллюстраторов стимулирует желание детей рисовать и даёт возможность совершенствовать их изобразительные навыки.
Встреча с хорошо иллюстрированной книгой приносит радость общения, способствует формированию интереса и любви к ней.
Как знакомить детей с иллюстрациями?
Важно помнить, что книжная иллюстрация - произведение изобразительного искусства, и поэтому методика работы с детьми должна быть иной, чем методика работы по сюжетной картинке.
Вначале надо постараться вызвать у детей эмоциональный отклик на рисунок художника, а затем прислушаться к их реакции.
Если иллюстрация не заинтересовала детей или малыши просто не поняли ее содержания, взрослый приходит им на помощь. Выказывая интерес к рисунку, восхищение мастерством художника, воспитатель своей эмоциональной реакцией еще раз привлекает внимание детей к иллюстрации, поясняет ее содержание.
Рассматривая с детьми ту или иную иллюстрацию, надо обязательно выяснить, кто из персонажей им больше понравился. Не следует стремиться к тому, чтобы дети 2-3 лет обязательно давали словесный ответ. Ребенок может выразить свое отношение жестом, мимикой, и т.п.
Заинтересовать детей книжной графикой можно лишь в том случае, если систематически рассматривать с ними рисунки, выполненные разными художниками к разным произведениям. Рассматривание иллюстраций можно включать в занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, а также музыкальные.
Для того чтобы правильно осуществлять педагогическую работу по ознакомлению детей с книжной графикой как произведением искусства, педагогу следует иметь некоторое представление о том, как иллюстрация влияет на понимание детьми художественного текста книги и об особенностях восприятия детьми разных возрастных групп книжной графики.
Исследования, подтверждают, что художественная иллюстрация оказывает большое влияние на понимание текста детьми на протяжении всего дошкольного возраста. Это влияние наиболее значительно проявляется в младшем дошкольном возрасте. В дальнейшем оно уменьшается и возрастает роль самого текста, что свидетельствует о существенных изменениях в соотношении сигнальных систем ребенка.
Роль иллюстрации в понимании текста на ранних ступенях развития ребенка является не только более весомой, но и качественно отличной от того, что наблюдается у детей более старшего возраста. Для маленького ребенка рисунок играет роль основного материала, при отсутствии которого ребенок часто не может понять художественное произведение. Слова текста служат маленькому ребенку указанием на действия и обстоятельства, которые он должен шаг за шагом зрительно проследить, рассматривая соответствующую картинку. На этом этапе развития рисунок представляет для ребенка саму действительность, которую нельзя заменить словесным описанием. В дальнейшем слова текста начинают вызывать у ребенка необходимые ассоциации и без помощи наглядной основы. Старшие дети начинают понимать фабулу сказки или несложного рассказа уже без помощи иллюстраций. Однако понимание более сложного содержания – внутреннего смысла произведения, общественного значения поступков героев, нравственного смысла их поведения – представляет большие трудности для ребенка. В преодолении этих трудностей существенную роль снова начинает играть иллюстрация: для понимания наиболее трудных моментов текста ребенок должен получить возможность обратиться к наглядному изображению и проследить на нем те действия, взаимоотношения персонажей, в которых ярче обнаружится их внутренний смысл.
В программе «От рождения до школы» образовательная область
«Чтение художественной литературы» есть в каждой возрастной группе, где четко определены задачи, так же определен список литературы для чтения детям (русский фольклор народов мира, произведения поэтов и писателей России, произведения поэтов и писателей разных стран)
Задание: определить, в какой возрастной группе может быть реализована данная программная задача. (Составлено на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой) .
- Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачёвым, Е. Чарушиным. (В средней группе.)
- Приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок (фланелеграф, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. Приобщать к рассматриванию рисунков в книгах. (В первой младшей группе.)
- Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации (Во второй младшей группе.)
- Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения, помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову. Продолжать знакомить с иллюстрациями известных художников. Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. (В подготовительной к школе группе.)
- Побуждать рассказывать о своём отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. (В старшей группе)
Презентация для воспитателей.
Таким образом образовательные области «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество тесно взаимосвязаны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принцип интеграции образовательной области "Чтение художественной литературы"
Принцип интеграции образовательных областей является одним из принципов, на которых строится содержание и структуру общеобразовательной программы дошкольного учреждения. Согласно принципу интеграции з...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Страна Азербайджан» Интеграция образовательных областей Чтение художественной литературы, Коммуникация, Социализации, Познания
Страна Азербайджан.Для детей дошкольного возраста.Цели и задачиСформировать у детей дошкольного возраста представление стране – Азербайджан.Познакомить детей с достопримечательностям...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы» «Наши защитники»
конспект нод по окружающему миру с детьми 6-7 лет...
НОД в подготовительной группе «Город мастеров». Интеграция образовательных областей «Безопасность», «Художественный труд», «Чтение художественной литературы», «Музыка»
НОД в подготовительной группе «Город мастеров». Интеграция образовательных областей «Безопасность», «Художественный труд», «Чтение художественной литературы», «Музыка»...
Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы». Интеграция с другими образовательными областями.
Доклад на тему: «Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы». Интеграция с другими образовательными областями»....
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» и «МУЗЫКА» В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШОЛЬНИКОВ"
Нравственное воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников патриотических чувств можно решить с помощью чтения народных сказок, инсценировок и разыгрывание те...
Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми с учетом интеграции образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Социализация» на тему «Путешествие в театр на спектакль «Колобок»» (младш
Цель: создание педагогических условий для нравственно-эстетического развития дошкольников через знакомые сказки. Задачи:· Учить разыгрывать ...