" Духовно- нравственное воспитания дошкольников в современных условиях"
статья по теме
Я представляю работу о путях и способах работы по духовно- нравственному воспитанию дошкольников в условиях ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
духовно- нравственное воспитание | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа на тему:
«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
время обучения: 1 сессия: 10.06. – 15.06.2013г.
2 сессия: 17. 06 . – 21. 06.2013 г.
Выполнила
Клокова Елена Станиславовна
Музыкальный руководитель
МДОУ ЦРР д.с № 455
- Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
- Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности:
Наша страна переживает не простые времена , а изменения в социально – экономических процессах, неизбежно сказываются на социальной жизни общества. Для того чтобы превратить Россию в цивилизованное, экономическое развитое государство, необходимо формировать у граждан высокие нравственные, морально-психологические и этические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. Прежде всего, это относится к подрастающему поколению. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений и в документах, регламентирующих их деятельность.
Федеральный закон РФ об образовании предполагает гуманистический характер воспитания и призывает воспитывать в детях взаимоуважение,
гражданственность, патриотизм и т. д.
ФГТ к структуре образования установило нормы и положения, обязательные для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В ней определяются основные направления развития детей: познавательно – речевое, физическое, художественно – эстетическое, социально – личностное , и образовательные области :
«Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», которые должны обеспечить развитие детей по этим направлениям. Именно работа по всем этим направлениям приведёт к духовно- нравственному развитию. Важнейшей целью духовно – нравственного развития и воспитания современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства, определенных в федеральных государственных требованиях к основной общеобразовательной программе, является воспитание, социально – педагогическая поддержка, становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Анализ недостатков в результатах:
Но подрастающее поколение, к сожалению всё меньше интересуется отечественной культурой, забывает русский фольклор, народные игры, традиции, песни, праздники. Можно проследить отрицательную динамику уровня нравственного развития воспитанников: дошкольники не владеют необходимыми знаниями и представлениями о нравственных нормах и правилах поведения в различных ситуациях, не могут дать нравственную оценку своего поведения и поступков других людей, не видят состояние других людей, не проявлять отзывчивость. Педагоги стали чаще обращать внимание на то, что в поведении детей, по отношению к друзьям, родителям, воспитателям прослеживается грубость, невнимание, злость, жестокость.
Всё чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгаются не лучшие образцы морали и нравственности. Доброта и милосердие ценятся гораздо ниже, чем сила, хитрость, жестокость, наглость. Наблюдается разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. Совместные прогулки с родителями, семейные игры и даже книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и монитор компьютера, а мультфильмы, которые любят смотреть наши дети, не всегда учат нравственности, то же самое можно сказать и о современных компьютерных играх, в которых часто имеет место насилие. Родители озабочены чаще всего подготовкой детей к школе. На второй план отходят, развитие духовности и нравственности. А ведь именно дети это будущий «человеческий капитал», , залог ее будущего развития. В каждой семье под руководством родителей растёт гражданин. Нравственное воспитание в современной семье сейчас почти отсутствует. Первыми помощниками родителей в этом непростом деле должны стать воспитатели.
В образовательном процессе:
Анализ работы ДОУ по духовно – нравственному воспитанию показал , что она недостаточна .Отсутствует программа духовно – нравственного воспитания, в календарно - тематическом планировании мало тем посвящённых этому направлению. Немного и специальной методической литературы. Воспитатели не имеют необходимые теоретические знания для работы по этой теме. Явно не хватает разработок развлечений и массовых мероприятий. Не достаточно информированы родители о важности нравственного развития ребёнка. Было проведено анкетирование родителей по значимости нравственного воспитания в ДОУ. Только 35% родителей считали, что это необходимо и проявили готовность к сотрудничеству с педагогическим коллективом. Остальные родители даже затруднялись назвать основные нравственные понятия.
В условиях:
В детском саду. недостаточно организовано предметно-развивающееся пространство для духовно – нравственного развития. В группах не оформлены уголки для детей с использованы элементов народной культуры. В уголках мало представлено литературы нравственного содержания, педагогами подобрано слишком мало дидактических игр и пособий, которые помогут развивать в детях доброту, сопереживание, сочувствие. Не хватает консультативного материала для родителей.
Нет картотеки словесных игр духовно-нравственного содержания, пальчиковых игр, ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц и поговорок. Мало песен о дружбе, семье ,доброте .Нет видеоаппаратуры для просмотра фильмов и сюжетов , позволяющих развивать моральные качества у детей.
2.Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
В настоящее время в детском саду недостаточно сформирована система работы по проблеме духовно- нравственного воспитания .
Духовно- нравственное воспитание - это формирование духовного стержня человека его внутреннего духовного мира, который проявляется в системе его эмоционально - ценностных отношениях к окружающему миру и к самому себе. Только в единстве интеллектуального, эстетического, нравственного, трудового и физического воспитания можно сформировать целостный духовный мир. Духовный человек это тот , кто совершенствуя свой внутренний мир не забывает о нравственности, эмоциональной чуткости и отзывчивости, он способен к жалости , состраданию, любви к ближнему
Истинно духовное воспитание всегда нравственно ориентировано.
Главной задачей детского сада считаю закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа.
3.Описание новых образовательных результатов, сформированных у
обучающихся.
Решение задач по духовно- нравственному воспитанию поможет дошкольнику стать:
- эмоционально отзывчивым, способным чувствовать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей
- восприимчивым к красоте окружающего мира (людей, природы), эмоционально реагирующим на произведения изобразительного
искусства, музыкальные и художественные произведения.
- сопереживающим персонажем сказок, историй и рассказов;
- овладевший необходимыми умениями и навыками (проявляет интерес к разным видам музыкальной деятельности)
- проявляющим интерес к прошлому, настоящему, будущему своего города;
- имеющим первичные представления о себе, обществе, государстве, мире, семейных традициях, об обществе и его культурно- исторических ценностях, о государстве и своей принадлежности к нему
- способным управлять своим поведением соблюдая общепринятые нормы и правила поведения
- понимающим разницу между добром и злом (« что такое хорошо, а что такое плохо»)
4.Характеристика изменений в образовательном процессе (содержании, средства обучения и воспитания, контроля).
Чтобы решить проблему духовно- нравственного воспитания нужно проводить работу в трёх направлениях: работе с детьми, с родителями и педагогами ДОУ. Необходимо в тематическом планировании добавить больше тем нравственного содержания.
Основные задачи работы педагогов по духовно–нравственному воспитанию детей:
- Прививать любовь к ближнему.
- Воспитывать уважительное отношение к старшим
- Воспитывать в детях милосердие и сострадание
- Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро.
- Пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
- Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
- Развивать способность воспринимать и анализировать литературные и произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
- Развивать музыкальную культуру, приобщать детей к слушанию, лучших образцов классической, духовной и народной музыке
- Побуждать к проявлению творчества во всех сферах деятельности
- Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
Разрабатывая программу по духовно – нравственному воспитанию не перегружать ребенка и следовать возрастным особенностям.
Содержание и формы работы с детьми:
Необходимо включить в календарно- тематическое планирование и годовой план мероприятий:
- Ноды по познавательному развитию на тему духовно–нравственного воспитания детей.(«Дорогою добра», «Мир вокруг нас»)
2. Экскурсии, целевые прогулки по городу. («Родная Самара», « Мы на Волге живём» и. т
3. Тематические вечера досуги эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).(«Сказки в творчестве русских поэтов», «Встреча музыки и живописи», «Звуки музыки»)
4. Беседы с детьми о правилах поведения.(«О дружбе и друзьях», «Чистое сердце»)
5. Слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство с творчеством и биографией русских композиторов.
6. Этические беседы.(« Любовь к ближнему», «Нравственность – Добро и зло» )
7. Встречи с семьями (рассказы о семейных традициях, реликвиях, оформление наглядно–иллюстративного материала «Моя семья». Совместные творческие работы детей и родителей).
8. Чтение художественной литературы по духовно–нравственной тематике. (Рассказы о животных, о дружбе, справедливости)
9. Посещение музея, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества.
10. Выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей.
11. Проведение праздников и развлечений совместно с родителями.
(« День матери», « Богатырская сила», « Масленница»
12. Посещение с родителями детских спектаклей « Самарского драматического театра» ( « Звуки музыки»)
Работа по направлению духовно–нравственного воспитания дошкольников, поможет детям понять другого человека, принять его таким, какой он есть, научит жить в согласии с собой и совестью,
Основной проблемой в работе детского сада является недостаточная работа с родителями, поэтому именно ей надо уделить особое внимание.
Формы работы с родителями:
-Родительские собрания на духовно-нравственные темы: ( « Семейные ценности», « Приобщение к труду в семье»)
-Открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
-Вечера вопросов и ответов: ( « Какой он, мой ребёнок?»)
- Проведение « Недели семьи» (обмен опытом воспитания между родителями.)
- Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТОО);
- Факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье; (цикл занятий « Дерево добра»
- Индивидуальные консультации специалистов; (логопеда, психолога)
- Помощь родителей детскому саду «Сделаем наш сад красивым» (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Наглядные виды работы:
- информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
Формы работы с воспитателями:
- «Школа педагога» (изучение новых программ и методик, изучение опыта других педагогов ДОУ города);
- семинар-практикум « Нравственное воспитание дошкольников»
- тематические консультации («Психологические основы нравственного воспитания», «Развитие нравственной сферы и навыков общения у детей старшего школьного возраста», « Формирование чувства прекрасного на основе лучших образцов искусства»);
- открытые мероприятия для обмена опытом;
- создание «творческой группы» для разработки тематических планов
работы с детьми и родителями;
- индивидуальные консультации со специалистами детского сада.
Детский сад может составить свою программу по духовно- нравственному воспитанию или взять за основу порциальные программы:
- « Из детство в отрочество» (Г. И. Гризик, Т. Н. Дороновой,С. И. Мусиенко)- , в которой воспитание и развитие детей рассматривается в тесном контакте семьи и дошкольного учреждения.
- «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры »( О. Л. Князевой ,М. Д. Маханёвой) теоретической основой , которой является
« Концепция дошкольного образования» в ней выдвигаются идеи вы дающихся русских философов И. Ильина, Д. Лихачёва, что личностная культура имеет большое значение для духовно- нравственного и патриотического развитие человека. Цель этой программы – приобщение детей ко всем видам национального искусства, что является основным средством формирования патриотических чувств и развития духовности.
Для осуществления контроля над формированием интегративных качеств, проводиться мониторинг. А так как большинство из них необходимо ребёнку для духовно – нравственного развитиям, то этот мониторинг является информативным. Он проводится группой специалистов (воспитатель, физинструктор, музыкальный руководитель, педагог - психолог).
Воспитатель, физинструктор, музыкальный руководитель получают данные, полученные с помощью малоформализованых методик.
Воспитатель - в процессе наблюдений на занятиях и в самостоятельной деятельности,
Физинструктор – измеряя и замеривая данные по освоению физических навыков,
Музыкальный руководитель – оценивая уровень музыкального развития
по нескольким видам музыкальной деятельности,
Психолог получает данные, о личностном развитии ребёнка опираясь на специальные диагностические методики (тесты, беседы, проективные методики)
Полученные данные заносятся в сводную таблицу, и позволяет увидеть, какие интегративные качества сформированы в той или иной степени у каждого ребёнка.
Если с данные соответствуют с теми качествами, которыми обладает ребёнок, по мнению специалистов, то на этом диагностика заканчивается, если нет, то проводятся дополнительные исследования.
Чтобы проверить уровень нравственного воспитания также можно использовать другие методики.
Методику « Закончи историю», а чтобы проследить за эмоциональным отношением к нравственным нормам методика «Сюжетные картинки».
5.Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Согласно требованиям ФГТ к условиям реализации основной программы,
для того чтобы работа над развитием духовно- нравственного воспитания была успешной и плодотворной в работе ДОУ должны произойти существенные изменения:
Кадровые:
- необходимо,_ чтобы в ДОУ работали более квалифицированные педагоги и администрация вовремя обеспечивала
их профессиональное и своевременное обучение, проводила работу над повышением духовно- нравственных устоев т. е педагоги должны внутренне приобщаться к национальной духовной традиции – религии, фольклору, архитектуре, искусству, литературе, философии, т.к только духовный человек может развивать духовность и нравственность в детях;
Научно – методические:
- приобрести в методический кабинет программы и новинки по нравственному воспитанию дошкольников;
- Апробировать новые методики программ по духовно – нравственному воспитанию; (« Детство «)
Материально – технические:
- для проведения занятий на более высоком уровне нужно обеспечить
репродукции и наглядный материал хорошего качества;
- пополнить фонотеку классической и народной музыки, музыкально – дидактическими играми, для развития нравственных качеств ;
- приобрести видеоаппаратуру, для показа детям различных познавательных фильмов и дидактических электронных игр;
- иметь полный комплект музыкальных инструментов, в том числе и народных;
- комплекты для творчества народно - прикладного характера
- помещения детского сада должны соответствовать всем требованиям САНПИНА, и оформлены со вкусом и эстетикой
- интерактивную доску, помогающую стимулировать ребёнка к большей активности на занятиях;
-приобрести различные костюмы для проведения театрализованной деятельности и народных праздников;
Нормативно – правовые:
- документы регламентирующие деятельность кружков и факультативов;
- письменные разрешения родителей, для посещения музеев, экскурсий
- для проведения экскурсий договор с экскурсионным агентством и разрешение заведующей
Информационные:
- Компьютер для проведения мониторинга, электронно – дидактических игр, дистанционного общения с коллегами с целью обмена опыта и информацией
-
- Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе
- Тема пособия: Духовно-нравственное воспитание
- Возраст целевой группы: 5 -7 лет
- Цель пособия: Научить детей действовать самостоятельно, опираясь на свои представления о доброте. .
- Задачи пособия: Развивать в детях чувства милосердия, чуткости,
внимательного отношения к взрослым и сверстникам.
- Алгоритм работы со слайдами:
№ слайда | Действия и возможный вариант пояснений педагога. |
№1 |
|
№ 2 … | Дорогие, ребята, посмотрите кто сегодня пришёл к нам в гости. Правильно это солнышко, но только почему оно такое грустное? Оно услышало, что дети стали злыми и перестали совершать хорошие поступки. Дети разве это так? Давайте успокоим солнышко. Посмотрите, на эти картинки. |
№3 | Ситуация первая: Дети около песочницы играют в мяч. Рядом на коляске сидит мальчик у него на коленях тоже мячик. Возможные вопросы( Как вы думаете, он хочет поиграть? Посмотрите, ему грустно или весело? Что бы вы сделали на месте мальчиков?) Педагог комментирует каждый ответ и вместе с детьми находит правильный. |
№4 | Ситуация вторая: Дети под деревом нашли птенчика. Рядом кружит испуганная птица.(Почему птица так напугана? Кто она птенчику? Что должны сделать дети?) |
№5 | Ситуация третья: Папа пришёл с работы , а девочка держит в руках тапочки.( Что она хочет сделать? Почему она так поступает? А вы тоже так делаете?) |
№6 | Ситуация четвёртая: Около окна стоит девочка с платочком около лица, а рядом мальчик и девочка играют вместе. К девочке подходит мальчик и протягивает ей игрушку.( Как вы думаете , что произошло в группе? Почему у девочки платочек около глаз? Как поступает мальчик? А у вас в группе бывают такие случаи?) |
№7 | Ситуация пятая: Бабушка с внучкой лепят вместе пирожки .(Посмотрите какое у них настроение? А вы тоже помогаете своим бабушкам? Что вы любите делать вместе? ) |
№8 | Ситуация шестая: На прогулке два мальчика .Один спрятал за спиной откусанное мороженое, а другой протягивает ему конфету. Они друзья? А как бы вы назвали мальчика спрятавшего мороженое? Хорошо он поступает? Как ведут себя друзья?) |
№9 | Посмотрите ребята , солнышко у нас развеселилось. Наверно ему понравились ваши ответы и теперь оно точно знает , что доброта никуда не делась , а живёт у вас в сердцах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современном мире
Проект коллектива МДОУ детского сада № 17 был создан в процессе изучения учебного пособия Л.Л.Шевченко "Основы православной культуры" и программы духовно-патриотического воспитания детей В.Н. Ви...
Духовно – нравственное воспитание дошкольников на современном этапе
Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является не...
«Духовно- нравственное воспитание дошкольников в современном мире».
Формирование духовно-нравственной культуры ребёнка на основе отечественных и православных традиций...
"Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современной образовательной среде"
Консультация для воспитателей дошкольных учреждений...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников и современные требования к нему.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников и современные требования к нему. Духовно-нравственное воспитание детей обусловлено объективной заинтересованностью общества этим процессом, стремлением пер...
Проект на тему «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современных условиях»
Проект на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современных условиях»...
Проект на тему : «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современных условиях»
Духовно –нравственное воспитание – это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.К. Ушинский...