Проект на тему : «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современных условиях»
проект (старшая группа)
Духовно –нравственное воспитание – это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.
К. Ушинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.23 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №21 «Белочка»
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современных условиях»
Воспитатель: Федосенко Е.В.
Моршанский район
2023
Введение
Духовно –нравственное воспитание – это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.
К. Ушинский
Вид проекта - практико-ориентированный (прикладной).
Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса.
Продолжительность: долгосрочный
Актуальность проекта : В настоящее время наше общество поглощено рядом проблем, ведущим к разрушению социальных связей и нравственных устоев. Это послужило толчком к разрушению внутреннего мира личности, нетерпимости и ожесточению людей.
При воспитании детей необходимо делать упор на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы жизни.
Духовно - нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений. Результатом нравственного воспитания у дошкольников являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, сформированность этических норм поведения. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Цель проекта:
Повышение роли общечеловеческих духовных и семейных ценностей в становлении и духовно - нравственном воспитании личности ребенка.
Образовательные задачи:.
- Формировать духовно-нравственные чувства на основе изучения общечеловеческих и духовных ценностей;
- Ориентировать родителей на духовно-нравственное воспитание детей в условиях семьи.
Развивающие задачи :
- Создать условия для развития и проявления ребенком заботливого, милосердного отношения к окружающим, природе, для проявления способности к сопереживанию, состраданию, милосердию, примирению, прощению
- Развивать у детей чувства: стыда, совести.
-воспитывать честность, доброту, любовь к окружающему миру.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать любовь и уважение к народу, природе, традициям русского народа.
- Воспитывать у ребенка желание помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым.
Воспитывать уважение к нравственным нормам морали, различению добра и зла, хорошим и плохим поступкам, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.
Ожидаемые результаты реализации проекта
для детей:
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
- формирование чувств национального достоинства;
- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
для педагогов:
- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.
для родителей:
- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;
Аннотация проекта :
Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в учреждении программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.
Методы реализации проекта
1. Наглядно-действенный метод:
- показ сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- наблюдение;
- чтение педагогом художественной литературы;
- экскурсии, целевые прогулки.
2. Словесно-образный метод:
- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
- загадывание и отгадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбор житейских ситуаций;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
3. Практический метод :
- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация;
- изготовление кукол к сказкам;
- организация постановки пьес, сказок, литературных произведений;
- организация вечеров с родителями, для родителей;
Деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ДОУ построена с учетом следующих принципов:
1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
2. Гуманность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;
3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;
4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;
5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.
6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и МДОУ на основе сотрудничества.
Календарный план реализации проекта
Сентябрь
1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.
2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.
3. Изготовление папок: «Народные праздники», «Русские народные игры», «Малый фольклор», «Персонажи русских сказок», «Русская народная одежда», «Народная игрушка», «Гжель», «Хохлома».
4. Консультации для педагогов «Фольклор и его значение в воспитание детей».
Октябрь
1. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности: «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»; «Городец».
2. Конкурс для воспитанников и родителей «Генеалогическое древо и герб семьи».
3. Осинины – осенняя ярмарка (выставка работ из овощей).
Ноябрь
1. Капустные вечеринки (развлечение для дошкольников)
Декабрь
1. Консультации для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольника»;
2. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец»
3. Беседа «Как я поздравлю свою семью с праздником».
4. Организация конкурса творческих работ «Что такое Новый год».
5. Изобразительная деятельность на тему: «Нарисуй Новогоднюю сказку».
6. Тематическое развлечение для старших дошкольников «Колядки».
Январь
1. «У матрешки – День рождения» (занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры)
2. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.
3. Развлечение «Праздник Рождества».
4. Выставка детских работ «Рождественская открытка».
Февраль
1. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец».
2. Проведение комплексно-тематического занятия «Как работали и отдыхали на Руси, или Посиделки в горнице».
3. Чтение с последующим обсуждением литературных произведений о зиме, весне.
4. Оформление фотоальбома «Наши праздники».
5. Беседы о традиционной кухне в Православные праздники.
Март
1. Мероприятие : «При солнышке – тепло, при матушке – добро».
2. Консультации для педагогов «О системе работы в детском саду по приобщению детей к истокам русской народной культуры».
3. Развлечение «Масленица».
4. Изобразительная деятельность на тему: «Масленица к нам пришла».
Апрель
1. Развлечение «Пасха». Кукольный спектакль - Сказка «Пасхальная история».
2. Конкурс для родителей «Пасхальная открытка. Пасхальный сувенир».
3. Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.
4. Занятие по ИЗО «Украшаем пасхальное яйцо».
5. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец».
Май
1. Тематическое развлечение «Праздник народных игр».
2. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец»
3. Беседа-диспут «Хорошие и плохие поступки».
4. Беседа на тему: «Летние праздники».
Итоговая диагностика. Анкетирование родителей. Анализ диагностики и анкетирования.
Ресурсы, необходимые для запуска проекта :
1. Обеспечение материально-технических условий (оформление группы);
2. Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);
3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;
4. Подборка подвижных, дидактических игр,
5. Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.
Ресурсы реализации проекта :
Информационные ресурсы;
Учебно-методические ресурсы:
библиотека, игротека, аудиотека.
Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;
Формирование партнерского сообщества сотрудников ДОУ детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию;
Критерии оценивания проекта :
Удовлетворенность родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребенка к образовательному процессу).
Заключение:
В процессе духовно - нравственного воспитания дошкольников формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом, углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, семейных традициях, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Духовно - нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
Таким образом, духовно - нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.
Только при правильно организованной работе в данном направлении мы сможем содействовать воспитанию духовно развитой личности, готовой к самопознанию и совершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; сформировать гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, чувство патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; помочь детям найти гармонию во взаимоотношениях с детьми и взрослыми, с честью пройти трудности, которые неизбежно встанут на их жизненном пути.
Используемая литература
Список литературы
1. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственно воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.
2. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративным искусством. Программа дошкольного образования.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.
3.Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина.: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2004.
Источник
http://knyazeva-luberdou95.edumsko.ru/folders/post/2466928?
http://www.1urok.ru/categories/19/articles/26631?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/14/picture-381493-1389728637.jpg)
" Духовно- нравственное воспитания дошкольников в современных условиях"
Я представляю работу о путях и способах работы по духовно- нравственному воспитанию дошкольников в условиях ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/12/picture-684760-1444647740.jpg)
ПРОЕКТ на тему: « Духовно – нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с культурой народов Республики Татарстан»
Разработка, апробация и внедрение инновационной образовательной программы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с культурой народов Республики Татарстан.Осно...
ПРОЕКТ на тему: « Духовно – нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с культурой народов Республики Татарстан»
Разработка, апробация и внедрение инновационной образовательной программы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с культурой народов Республики Татарстан.Осно...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/28/picture-992506-1606565622.jpg)
Проект на тему: «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»
Проект направлен на:1.Знакомство детей с русскими народными праздниками, которые отмечают в разные времена года. 2.Формирование представления о традициях народных праздников, в которых фокусируются на...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/04/picture-340868-1528120324.jpg)
Педагогический совет в форме "устного журнала" «Россия – отчий дом» Тема «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях»
Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы и самостоятельности. Прежде всего, следует создать в детско...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/12/picture-1448138-1673496284.jpg)
Проект на тему «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современных условиях»
Проект на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современных условиях»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/14/picture-1120361-1605373397.jpg)
Актуальность духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников в современных условиях гражданского общества в соответствии с ФОП ДО
Цели и задачи духовно-нравственного и патриотческого воспитания. Тема воспитания в "Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года". Многоаспектность понятия "патриотизм"...