"Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современной образовательной среде"
методическая разработка
Консультация для воспитателей дошкольных учреждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno_nravstvennoe_vospitanie.docx | 68.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №24
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»
ВОСПИТАТЕЛЬ: СЕЙДЫЛДАЕВА Д.О.
13.10.2020.
Г.КРАСНОГОРСК
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
ФГОС ДО
Духовно-нравственное воспитание — основной компонент образования в детском саду. Задача развития позитивного развития детей в этом направлении осуществляется непрерывно с момента поступления в ДОУ. Обсуждение нравственных проблем в сюжетах вымышленных и реальных осуществляется от простого к сложному. Как было сказано выше, младшие дошкольники учатся воспринимать и оценивать поступки персонажей по картинкам. В ясельной группе воспитатель использует перчаточные куклы и плюшевые игрушки, чтобы показать малышам сценку, в младшей и средней группе ребята изучают книжные иллюстрации, видеоролики, репродукции картин. С воспитанниками старшей и подготовительной групп учатся обсуждать абстрактные образы, прогнозировать возможные результаты и последствия поступков.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ
Привитие ребёнку нравственных и духовных ценностей — актуальная задача дошкольного образования. Потребность активного взаимодействия взрослого и ребёнка с целью сохранения нравственного здоровья диктуется реалиями современной жизни. Ребёнок должен обрести моральные ориентиры в условиях технически и материально насыщенного окружения.
Дети во все времена проявляют одинаковое стремление к активному восприятию миру взрослых, их действиям в предметном окружении и взаимодействию с другими людьми. В XXI веке окружающая ребёнка среда перенасыщена цифровыми источниками информации и техническими приборами для общения. Дети чаще видят, как родители проводят время у экрана компьютера, телефона или планшета. Гаджеты легко захватывают и детское внимание, время культуры общения, традиций, моральных основ, и сформировать нравственные качества в будущем окажется сложной задачей.
ЦЕЛИ
Суть духовно-нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Это осознание значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе. Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребёнком. Детский сад часто называют вторым домом малышей, и здесь (наравне с домашним воспитанием) происходит процесс духовного развития.
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном учреждении имеет целью формирование у детей гуманного отношения к окружающему миру. Требованию ФГОС подчинена вся система обучения в детском саду: учебная и трудовая деятельность, игры, досуги и праздники, выездные мероприятия, самостоятельные занятия дошкольников в условиях специально организованной предметно-пространственной среды. Роль воспитателя в нравственном развитии детей состоит в обогащении их представлений об истории и традициях страны, восприятия общечеловеческих ценностей в художественных произведениях. Детям не «читается мораль» — их привлекают к беседам на темы нравственности. Дошкольники — активные исследователи, и в размышлениях над случаями из жизни и литературы они способны сами нарисовать позитивную картину мира.
ЗАДАЧИ
В детском саду реализуются следующие воспитательные задачи нравственной направленности:
- Сформировать в детях способность сопереживать.
- Зародить уважение к своей нации и к представителям других национальностей.
- Воспитать любовь к родному дому, семье, малой родине.
- Усвоение знаний о культуре и истории родной страны.
- Формирование сопричастности к народным и религиозным традициям.
ПРИЁМЫ
Задачи духовно-нравственного развития реализуются в рамках следующих воспитательных направлений:
- Духовно-образовательное. На занятиях дети совместно с педагогом изучают сказки, стихотворения и рассказы, обязательно обсуждаются поступки героев, черты характера. Произведения для совместного чтения с дошкольниками всегда содержат элемент нравственного воспитания. Например, сказка «Репка» учит ценности совместного дела, «Три медведя» — важности семьи, «Цветик-семицветик» — жертвенности, «Чук и Гек» — любви к труду и родине и т. д.
- Воспитательно-оздоровительное. «В здоровом теле — здоровый дух» — это надо запомнить и осознать с раннего детства. Духовно-нравственное воспитание состоит в том числе и в привитии детям здорового образа жизни. Важность двигательной активности передаётся через динамичные игры и праздничные действа в детском саду. Прелесть пеших прогулок познаётся во время экскурсий и походов.
- Нравственно-трудовое. Нравственность воспитывается в приобщении детей к трудовым акциям: малыши оказывают посильную помощь на субботниках, в генеральной уборке, озеленении территории ДОУ. Развитию уважения к ручному труду способствуют занятия по изготовлению подарков: открытки для ветеранов, бусы для мамы на праздник 8 Марта и др.
- Культурно-познавательное. Образы мировой культуры хранят в себе вневременные человеческие ценности. Художественные произведения (картины, скульптура) часто олицетворяют идеалы нравственности. А музыкальные композиции развивают способность детей сопереживать, глубже воспринимать эмоции. Духовно-нравственное воспитание осуществляется во время просмотра фильмов и мультфильмов, посещения концертного зала, театра или музея, участия в церковных праздниках.
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Нравственная тематика используется в организации всех видов детской деятельности. Воспитание доброго отношения к окружающим происходит на каждом занятии в детском саду: дружеская атмосфера поддерживается на физкультуре, на музыкальных и речевых занятиях, во время проведения опытов. Дети учатся выполнять задания в парах, в подгруппах, затем коллективно, так формируется культура взаимодействия, вежливость в общении, способность уважать интересы и чувства друг друга.
Средства духовно-нравственного воспитания — это и трудовые поручения в течение дня («Помоги, пожалуйста, накрыть на стол»), и разучивание песенок и стихотворений (о Родине, друзьях, семье), и изготовление поделок в подарок родителям. Однако существуют специально организуемые педагогом формы нравственного воспитания.
Игры по нравственному воспитанию
Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В игре ребёнок выстраивает модель мира: то, каким он его видит и как воспринимает. Для малыша мир — это его ближайшее окружение: семья, друзья по площадке, одногруппники и воспитатель. Ребёнок впитывает образы жизни, стремится подражать действиям взрослых. В игровой деятельности развиваются психические и мыслительные способности. Нравственные нормы активно усваиваются детьми именно в игровой деятельности.
С детьми младшего дошкольного возраста (1,5–4 года) проводятся нравственные игры с предметами. Воспитатель выступает в роли партнёра и развивает игровую деятельность, включает в содержание игры нравственный аспект.
Период дошкольного детства — время, когда закладывается понимание моральных устоев в обществе. Простыми словами, ребёнок учится видеть добро и отвечать на него и противостоять негативному влиянию со стороны.
ТАБЛИЦА: КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
Тема | Воспитательное содержание |
«Семья» («Дочки-матери», «Семейное чаепитие», «Праздник в кругу семьи») |
|
«Поликлиника» («Больница») | Игра воспитывает чувство сопереживания и стремление оказывать посильную помощь. |
«Принимаем гостей» | В игре формируется культура поведения в гостях. |
«Бюро добрых дел» | Дети играют в вымышленное бюро. Секретари принимают жалобы, специалисты решают проблемы. В игре развивается чувство эмпатии (сопереживания), желание совершать добрые поступки. |
«Крокодил Гена и Чебурашка строят школу» | Игра по мотивам мультфильма: герои помогают построить здание школы вместе с учениками, Шапокляк им мешает. В игре развиваются инициативность, изобретательность, отзывчивость, умение прощать. |
«Лиса и Петух» | В инсценировке сказки дети закрепляют важность взаимопомощи и справедливости. |
«Колобок» | Игра-драматизация позволяет ярче ощутить характеры персонажей: Колобок — беспечный, животные — коварные, лиса — хитрая. |
«Школа» | Эта игра проводится с воспитанниками подготовительной группы, знакомит их с правилами поведения в школе. |
«Пограничники» («Партизаны») | В игре закладываются патриотические чувства. Дети получают представление о вкладе каждого человека в общее дело независимо от пола (мужчины на войне — солдаты, инженеры, строители; женщины заведуют походной кухней, медсанчастью). |
ТАБЛИЦА: КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Игра | Краткое содержание |
«Назови эмоцию» | Предлагается определить эмоциональное состояние героя на картинке и что послужило причиной ему:
|
«Я начну, а ты продолжи» | Ребёнок изучает сюжетные картинки, к каждой из них воспитатель произносит начало фразы, которую надо завершить:
|
«Чудо-дерево» | Коллективная игра, цель — украсить ствол дерева листьями. Каждый воспитанник по очереди подходит к корзине с листьями, рассказывает, как можно порадовать членов семьи, берёт лист и крепит к стволу дерева. |
«Научим послушанию» | Детям раздаются карточки с иллюстрациями к знакомым сказкам, в которых дети ослушались наказа старших:
Задание — рассказать, как надо было действовать героям, чтобы избежать беды. |
«Нужно — Нельзя» | Дети делятся на 2 команды, воспитатель раздаёт карточки с изображением общественных мест. Первая команда говорит, что нужно делать в этих местах, вторая — что делать нельзя:
|
«Попробуй объясни» | Игра строится по аналогии с «Я начну, а ты продолжи». Воспитатель начинает фразу по содержанию картинки («Мальчик взял у старушки корзину, потому что…»), ребёнок заканчивает. |
«Назови иначе» | Воспитатель показывает фотографию/картинку человека, говорит его имя и отчество и предлагает произнести имя так, как к нему обратились бы в другой ситуации: «Это Николай Петрович. Как называет его сын? Как к нему обращается жена? Как его ласково называет мама?». |
«Волшебный стул» | Игру рекомендуется проводить ежедневно. Воспитатель вызывает одного из детей, просит сесть на волшебный стул, каждый из ребят должен сказать что-то хорошее о «герое дня» (назвать его отличительное качество, вспомнить хороший поступок). |
«Круг добрых желаний» | Дети становятся в круг и передают друг другу мячик или игрушку со словами «Я хочу, чтобы…». |
«Да или нет» | Воспитатель показывает картинку и озвучивает изображённый поступок («Мальчик не делится книгой», «Катя помогает мыть посуду»). Если поступок положительный — дети хлопают, отрицательный — топают. |
«Православные праздники» | Воспитатель показывает картинки с символами праздников, дети должны вспомнить и назвать праздники:
|
ОФОРМЛЕНИЕ УГОЛКА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
Предметно-пространственная среда группа включает материалы для нравственного развития: книги на тему дружбы и семьи, картинки и сюжетные плакаты о родном городе и стране. Рекомендуется выделить небольшую зону духовно-нравственного развития. Уголок располагается в зоне тихой деятельности (рядом с книжным, речевым, творческим центрами) или может находиться в смежном помещении.
Уголок по нравственному развитию может быть оформлен в нескольких направлениях:
- по нравственно-патриотическому воспитанию: акцент на изучение основ семьи, особенностей родного города и страны;
- по национальному быту: ребята знакомятся с устройством русской избы и жизнью крестьян;
- по православной культуре: знакомство с религиозными атрибутами, символами христианских праздников.
Средства оформления духовно-нравственного уголка:
- плакаты, картинки, иллюстрации нравственного содержания;
- книги и детские журналы о семье, дружбе, церкви;
- предметы народных промыслов и быта;
- дидактические игры и наборы для предметных игр;
- стенд или стенгазета с рисунками и фотографиями детей на тему добрых поступков;
- атрибуты православной культуры.
РАЗВЛЕЧЕНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ
Внережимная деятельность по нравственному воспитанию осуществляется через 2 направления — развлекательное и познавательное. Развлечения в детском саду — это разнообразные формы досуга: праздники, спектакли, народные забавы, творческие вечера и мастер-классы. В развлекательных формах соединяются различные виды детской активности: воспитанники танцуют, поют, что-то мастерят, участвуют в ритмических играх и спортивных состязаниях, разгадывают головоломки. К познавательным мероприятиям относятся экскурсии в музей, посещение храма, поход на выставку или производство.
Основные виды мероприятий для дошкольников в рамках духовно-нравственного развития:
- Развлечения-вечера по православным и народным традициям: «Святочные гадания», «Зимний вечер на Николу», «Масленичное чаепитие», «Пасхальная беседа».
- Народные гуляния (для всех воспитанников ДОУ): «Широкая Масленица», «Троицын день», «Зимние гуляния», «Праздник урожая».
- Досуги по национальным/народным традициям: «Казачьи посиделки», «Русские народные забавы», «Татарские игры и игрушки», «Празднуем Ысыах (праздник республики Саха)», «Поволжские обычаи».
- Экскурсии в музеи.
- Просмотр спектаклей (в детском саду или в театре). Первоначальные представления о добре и зле, любви и дружбе формируются у детей через зрительные образы, и просмотр театрализованных сказок — замечательная форма передачи моральных ценностей.
- Посещение церкви, монастыря, беседы с батюшкой. По подписанному родителями соглашению дети посещают храм в праздничные дни, участвуют в освещении вербочек, мёда и яблок, куличей и яичек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ценностные приоритеты патриотического воспитания дошкольников в современной образовательной среде
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание....
Ценностные приоритеты нравственно-патриотического воспитания у дошкольников в современной образовательной среде
нравственные приоритеты...
Ценностные приоритеты нравственно-патриотического воспитания у дошкольников в современной образовательной среде
Патриотические чувства, чувства гражданственности – доступны ли они детям дошкольного возраста?Чувства патриотизма и гражданственности многогранны по содержанию. Из опыта работы в данном направле...
Ценностные приоритеты духовно-нравственного воспитания у дошкольников в современной образовательной среде
Призентация...
Доклад на тему: «Ценностные приоритеты нравственно – патриотического воспитания у дошкольников в современной образовательной среде»
Доклад для воспитателей....
Ценностные приоритеты нравственно – патриотического воспитания у дошкольников в современной образовательной среде
В настоящее время в системе отечественного образования все больше внимание уделяется нравственным аспектом воспитания подрастающего поколения. Обращение в образовании к нравственно-патриотическому вос...
Консультация для педагогов "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в современной образовательной среде"
В настоящее время в системе отечественного образования всё больше внимания уделяется нравственным аспектам воспитания подрастающего поколения. Обращение в образовании к нравственно-патриотическому вос...