Проект создания предметно-развивающей среды "В гостях у Дюймовочки"
проект по теме

Савина Генриетта Владимировна

          Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_predmetnoy_srede_gruppy.doc448 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Нижнего Новгорода

Департамент образования

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 199

603148, город Нижний Новгород, ул. Мечникова, 77 «А», тел./факс (831) 225-32-17,

e-mail: ir.sosnina.nn@yandex.ru

Проект создания предметно-развивающей среды

Авторы

Старший воспитатель: Савина Генриетта Владимировна

Воспитатели: Маркова Ольга Эдуардовна, Волкова Надежда Дмитриевна,

Беликова Елена Вячеславовна, Махова Анна Валериевна.

Чтобы цветку души ребёнка

достигнуть полного бутона

Подняться ввысь и расцвести.

Должны мы в жизнь его внести

Доверье будущим успехам,

Свободу играм и потехам,

Счастливой чтоб была семья,

И детский сад, где есть друзья.

Нам нужно очень постараться:

Дать Детству в Детстве состояться!

       

          Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка. Каждому коллективу дошкольного образовательного учреждения приходится искать ответ на вопрос: как создать эффективную предметную среду, стимулирующую развитие дошкольников?

       Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

      МБДОУ «Детский сад № 199 "Дюймовочка" работает с 1988 года. В  последние годы перед коллективом учреждения встала проблема:  создать необходимые условия для гармоничного развития детей дошкольного возраста.

       Главная сложность состояла в том, чтобы построить предметную среду детского сада с учетом особенностей восприятия мира ребенком. При этом необходимо было сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников ДОУ. Все это подтолкнуло педагогов к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды, реализованных в рамках проекта "В гоятях у Дюймовочки", основной целью которого стало формирование развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.

Проектирование предметно-развивающей

среды в ДОУ

С учетом поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  • изучение и внедрение в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках  ФГТ и Программы  « От Рождения до школы» (под ред. Н. В. Веракса, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой);
  • разработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей;
  • организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;

  • создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);

  • комфортных условий пребывания воспитанников, приближенных к домашним;

  • содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды;

  • приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций.

Основные функции предметно – развивающей среды в ДОУ

 

Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

При формировании предметно-развивающей среды необходимо:

  • избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;
  • создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука"), роста и предметного мира взрослых (Г.Н. Любимова, С.Л. Новоселова);
  • исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.

 

В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

 

Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.

          Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе ее проектирования педагоги придерживались следующих принципов (по В.А. Петровскому):

  • дистанции, позиции при взаимодействии ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком "глаза в глаза", установления оптимального контакта с детьми;
  • активности, самостоятельности, творчества– возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;
  • стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;
  • комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
  • эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству;
  • эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);
  • открытости – закрытости, т. е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному "Я");
  • половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

       Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности.              Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

Содержание деятельности педагогов и детей

         На этапе формирования предметно-развивающей среды в ДОУ была организована большая многоплановая и творческая деятельность всех педагогов в соответствии с планом реализации проекта "В гостях у Дюймовочки". Работа началась с изучения методической литературы, а также нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

        В ходе реализации проекта педагоги выступили в качестве дизайнеров, декораторов, кукольников, портных, художников, конструкторов, психологов, мастеровых.

       Педагогами были найдены удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство детского сада. Зонирование помещений было продумано и решено таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных зонах. Для этого в рамках группового пространства были сформированы разные центры.

      Подобранные с учетом санитарных и психолого-педагогических требований мебель и игровое оборудование в каждой группе установлены так, что ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий исходя из эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе разно-уровневая: всевозможные диванчики, пуфики и мягкие модули, которые легко передвигаются.

        Правильно подобранная и расставленная мебель, рационально использованное пространство групповой комнаты позволяют сэкономить место, создать уют и привнести "изюминку" в интерьер каждого помещения.

Документы, регламентирующие выбор оборудования,

учебно-методических и игровых материалов

 

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23.11.2009 г. № 655 " О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ";
  • Постановление Правительства от 27.10.2011 №2558    «Об утверждении  положения о дошкольном образовательном учреждении»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ  от22.06.2010 к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660 – 10
  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
  • Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 "О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье";
  • Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек").

 

 

Особенности организации предметно-развивающей среды в соответствии с возрастом наших воспитанников

 

     На каждом возрастном этапе выделены приоритетные образовательные задачи, которые следует учитывать при организации предметно-пространственной среды.

Младшие группы

      Младший возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период происходит его переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками и с предметным миром. Обеспечение эмоционально положительного самочувствия, накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности.

Главные задачи этого этапа:

  • Обстановка в группах создаётся прежде всего как комфортная и безопасная для ребёнка.
  • Малыши плохо реагируют на пространственные изменения обстановки – предпочитают стабильность. Поэтому пространство должно быть организовано ещё до их прихода в детский сад.
  • У младших дошкольников активно развиваются различные движения; вместе с тем они ещё плохо координированы, поэтому оборудование целесообразно располагать по периметру группы.
  • Для стимулирования двигательной активности в группе должна быть  горка со ступеньками и пологим спуском; оборудование для пролезания, подлезания,  перелезания; матрас, на котором дети будут прыгать, ползать, лежать.
  • Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, которое должно размещаться на открытых полках. Оно должно быть внешне привлекательным и ярким. Меняют его один раз в неделю. Педагоги не должны выкладывать сразу все игровые материалы – должны помнить, что в этом случае выбор игр затрудняется, а наведение порядка на полках требует слишком много усилий.
  • Все игрушки пособия должны быть доступны для ребёнка – это способствует развитию его активности, самостоятельности.
  • Для развития мелкой моторики рук  в обстановку необходимо включить пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие, уже ненужные хозяйственные предметы. Примеряя крышки к коробкам, ребёнок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов.
  • Малыши проявляют всё более активный интерес к рисованию. Для его поддержания и развития хорошо иметь самостирающиеся доски для рисования или рулон белых обоев и восковые мелки (они не пачкают руки, не осыпаются). Для рисования ладошками можно использовать гуашь с добавлением жидкого мыла.
  • В исследовательском «рвении» ребёнок может рвать страницы книг. Чтобы этого не происходило, в группу вносятся кипы старых журналов, но размещают их подальше от книжного уголка. Запрет на порчу книг и одновременное разрешение рвать журналы помогут воспитателям решить эту проблему педагогически верно.
  • В группах должны быть зеркала. Малыш может видеть себя среди других детей, наблюдать свои движения, мимику, внешний вид.
  • Уголок ряженья позволит детям изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого одновременно.
  • Много возможностей для развития детей заложено в игре – экспериментировании. Для этого необходимо иметь:  ёмкости для переливания воды; мелкие резиновые, и плавающие игрушки; водяные мельницы и др. А также, шарики для пинг-понга, камешки, поролоновые губки. Такой уголок педагоги лучше разместить ближе к источнику воды. Для этой деятельности необходимо приготовить несколько комплектов защитной одежды: халатиков, нарукавников, старых папиных рубашек.

Средние группы

      Средний дошкольный возраст – важный этап умственного развития в целом и формирования готовности к школьному обучению. На этом возрастном этапе задачи перед педагогами следующие:

  • В развивающей среде педагогами должна активно использоваться знакомая детям символика, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей. Придумывать надо вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что обозначать можно всё и графически, а не только словесно.
  • В этом возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого. Поэтому в группе должно быть выделено место, где ребёнок мог бы выставить свою поделку, работу, украсить ею помещение.
  • У детей среднего дошкольного возраста важно накапливать опыт совместного со сверстниками действа, а также развивать познавательные интересы и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в различных видах продуктивной деятельности.
  • Предметно - пространственная среда должна организовываться  воспитателями по принципу полузамкнутых микропространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами (два – четыре ребёнка).
  •  К оформлению игровых мест привлекаются сами дети: поклеить обои в кукольной комнате, сделать «продукты» для магазина, придумать символы для кабинета доктора и пр.
  • Дошкольники любят как-то обозначить свою игровую территорию. Чтобы избежать конфликтов, можно использовать лёгкие ширмы, цветные шнуры, заборчики из кирпичиков, игровые коврики.
  • С целью обобщения и углубления опыта познания с окружающим миром в группах обязательно организуется «сенсорный центр». Здесь подобираются предметы и материалы, познавать которые можно с помощью органов чувств (музыкальные инструменты, шумовые предметы, картинки, калейдоскопы, флаконы из-под духов – узнавать по запаху и т.д.
  • Для поддержания интереса детей к речи в группах должны быть технические средства обучения (проигрыватель или магнитофон, диапроектор).
  • В среднем возрасте усиливается интерес к познанию себя. Этому содействует самостоятельное изготовление и размещение в специально выделенном для этого месте плакатов, подборов иллюстраций, фотографий: «Какой Я?», «Я плачу и смеюсь», «Люди такие разные и такие одинаковые».

Старшие и подготовительные к школе группы

При переходе ребёнка в старшую и особенно в подготовительную к школе группу меняется его психологическая позиция: он начинает ощущать себя старшим среди других детей ДОУ. В этом возрасте важно развивать любые проявления «самости» дошкольников: самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение. Необходимо воспитывать гуманное отношение к природному, предметному и социальному миру. Всё это требует постоянного обращения ребёнка к внутреннему миру и расширения границ мира внешнего.

  • Важно поддерживать ощущение такой организации среды, при которой ребёнок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитатели привлекают старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, выясняют их мнение о планируемых действиях по изменению среды, вовлекают в процесс преобразований.
  • Пространство групп должно быть разбито на полузамкнутые микропространства (в которых одновременно могут находиться трое-шестеро детей).
  • Воспитателями  анализируется жизненный опыт детей и в соответствии с ним подбираются игровые принадлежности.
  • Атрибутика игр для старших дошкольников должна быть более детализирована. Большая часть оборудования может храниться в коробках, на которых есть картинка и надпись – дети могут самостоятельно выбрать игры.
  • Развивающая среда включает коробки с бросовым материалом, пластиковой, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и т.п. для изготовления недостающих атрибутов.
  • Для становления режиссёрской игры в группе должно быть место для разыгрывания сюжетов (его можно изготовить из большой коробки), набор игрушечных персонажей, бросовый материал и инструменты, а также схемы-образцы, фотографии декораций и кукол.
  • Необходимо выделить место для экспериментов с использованием технических средств (микроскоп), а также должно иметься оборудование для экспериментирования с шарами, водой, природным материалом и т.п..
  • Наряду с художественной литературой в книжных уголках должна быть представлена справочная, познавательная  литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников.
  • Для поддержания у дошкольников интереса к школе необходимо выделить «учебную зону». Обстановка в ней по возможности должна быть приближена к учебной (столы, расставленные рядами, как парты, школьная доска).
  • У ребёнка старшего дошкольного возраста необходимо развивать представления о собственных возможностях и силах, учить познавать себя, используя самонаблюдения. Например – у каждого может быть своя метка на стене – есть повод для обсуждения: на сколько сантиметров он вырос за месяц, за три месяца, кто растёт быстрее, кто медленнее.
  • Привлекает старших дошкольников и возможность изменить внешний вид. Для этого в группы можно вносить краски для грима, парички из ниток, детали одежды для взрослых (шляпа, галстук, длинная юбка, солнце защитные очки, шаль, капитанская фуражка и т.п.).
  • В группах специальное место отводится для игротеки, в которой находятся дидактические, развивающие и логико-математические игры.

 

Рабочий план методической работы с педагогами 
по повышению профессиональной компетенции 
в вопросе создания развивающей среды ДОУ

на 2011 – 2012 учебный год

Наименование мероприятия

Исполнитель

Сроки реализации

Подготовительный этап

Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна

Заведующий ДОУ, старший воспитатель

сентябрь

Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами: Программой воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой) и Концепцией дошкольного воспитания (В.В. Давыдов, 
В.А. Петровский, 1989 г.)

Заведующий ДОУ, старший воспитатель

сентябрь

Общее собрание коллектива: определение цели и задач проекта; создание творческой группы

Заведующий ДОУ, старший воспитатель

сентябрь

Разработка проекта "В гостях у Дюймовочки". Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц

Старший воспитатель

сентябрь

Изучение особенностей групповых помещений, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах

Творческая группа

октябрь

Разработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ согласно возрастным особенностям

Творческая группа

Февраль

Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности

Творческая группа

октябрь

Отбор лучших разработок для внедрения и публикации

Творческая группа

октябрь

Деятельностный этап

Обучающий семинар для педагогов ДОУ по теме "Принципы построения предметно-развивающей среды в детском саду"

Старший воспитатель

октябрь

Консультации на темы:

  • "Возрастные особенности детей и стиль оформления группового помещения";
  • "Эстетические требования, предъявляемые к оформлению группы";
  • "Интеграция образовательных областей с предметной среде группы";
  • "Организация мини-выставки, мини-музеи в предметной среде группы"

Старший воспитатель

ноябрь

Анкетирование педагогов и специалистов: изучение их отношения к данной проблеме. Наличие у участников процесса четкого представления о необходимости внесения изменений в организацию и содержание деятельности

Старший воспитатель

ноябрь

Организация выставки методической литературы, искусствоведческой литературы и пособий по созданию развивающей среды в ДОУ (фотоматериалов, чертежей, публикаций из журналов по вопросам эстетического оформления помещений)

Старший воспитатель

ноябрь

Круглый стол на тему: "Комфортность среды ДОУ"

Старший воспитатель

ноябрь

Педагогический совет на тему: "Игра – дело серьезное"

Заведующий ДОУ, старший воспитатель

ноябрь

Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков

Заведующий ДОУ, старший воспитатель

ноябрь

Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам 
построения развивающей среды

Творческая группа,

воспитатели

декабрь

Работа по созданию развивающей среды в групповых комнатах для решения 
задач, обеспечивающих полноценное развитие детей

Творческая группа, воспитатели

В течение всего срока

Создание развивающей среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими

Творческая группа

январь

Проведение смотров-конкурсов физкультурно-оздоровительных центров, центров сюжетно-ролевой игры, сенсомоторного развития, природы, краеведения

Заведующий ДОУ, старший воспитатель

февраль

Декоративное оформление коридоров и холлов детского сада: информационные, познавательно-развивающие стенды и стенды достижений, оформление зимнего сада

Творческая группа

Сентябрь– май

Создание ландшафтного дизайна детского сада (подпроект)

Творческая группа

Февраль– август

Заключительный этап

Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию предметно-развивающей среды в ДОУ

Заведующий ДОУ, старший воспитатель

июнь

Итоговая презентация "В гостях у Дюймовочки": на сайте ДОУ, с педагогических сообществах, в средствах массовой информации. Участие в конкурсах

Творческая группа

Сентябрь

Итоги проекта

       Таким образом, всего за год коллектив сумел сделать так, чтобы детский сад стал одним из лучших в городе. В проекте приняло участие 80% сотрудников. В ходе его реализации заметно повысился уровень профессионального мастерства педагогов по данной теме. К созданию предметной среды были привлечены 50% родителей, что помогло налаживанию взаимодействия с ними.

         Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.    Отмечается, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.

      Значительно возросла продуктивность самостоятельной деятельности: в течение дня дети создают и выполняют много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и т. д.

      При организации предметно-развивающей среды в групповом помещении, раздевалках, спальнях, коридорах, холлах, на территории детского сада педагоги старались учесть все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития, показатели здоровья дошкольников, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-волевой сферы.

         Педагогический коллектив ДОУ не собирается останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

Литература:

  1. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. - 119 с.
  2. Павлова Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста. Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве Г.Н. Пантелеев. – М.: Просвещение, 1982. – 274 с.
  3.  Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений Л.А. Першина. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2005. – 256 с.
  4.  Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
  5. Подласый И.П. Педагогика: учебное пособие для вузов Н. Попова Дошкольное воспитание. – 1998. – №4. – С. 12–17.
  6. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. СПб., 2006.
  7. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 2003.
  8. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М., 2000.
  9. Едакова И.Б. «Управление внедрением личностно ориентированных подходов и технологий в образовательный процесс как условие становления и развития детско-взрослого сообщества дошкольного образовательного учреждения»: пособие для педагогов ДОУ, Челябинск, 2007.
  10. Стеркина Р.Б. «Дошкольное образование в Росси». Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. М.: Издательство АСТ, 1997.

 

Resource id #3958

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Создание предметно-развивающей среды"

Педагогический проект "Создание предметно-развивающей среды"...

Проект "Создание предметно-развивающей среды в соответствии с ФГТ"

В данном проекте предусмотрено активное участие всех педагогов ДОУ по созданию интересной, мобильной среды для развития современного ребёнка....

Проект «Создание предметно - развивающей среды речевой активности детей через совместную творческую деятельность участников образовательного процесса»

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может разв...

Проект создания предметно- развивающей среды в средней группе

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидакти...

Педагогический проект «Создание предметно-развивающей среды для развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением в образовательном процессе....

Творческий проект создания предметно-развивающей среды тема «Островок детства»

1.      Введение 1.1  Анализ внешней среды     Сейчас многие педагоги и родители, зная о познавательных способностях детей,  делают акцент н...