Проект «Создание предметно - развивающей среды группы»
проект (подготовительная группа) на тему

Хорошева Галина Викторовна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nash_proekt.doc91.5 КБ
PDF icon prs_2015.pdf1.84 МБ
Microsoft Office document icon perechen_neob._oborudovaniya.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности № 4»

 города Сосновоборска»

Проект развития

предметно-развивающей среды

группы «Речевички»

«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребенка…»
В. Сухомлинский

Составили:

Хорошева Галина Викторовна

Перова Ирина Викторовна

г. Сосновоборск

Краткая аннотация проекта.

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Вид проекта: практико-ориентированный, творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники: педагоги группы, учитель-логопед, родители воспитанников, дети.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2016 – май 2018 года

Актуальность.

Девиз проекта:

«На развитие личности ребенка влияет не только наследственность и воспитание, но и немаловажное значение играет среда, в которой пребывает ребенок»

Созданию предметно-развивающей среды в современном дошкольном

образовательном учреждении сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, т.к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня.  Доказано, что от того, насколько комфортно организована предметно-развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная среда.

Предметно - развивающая среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая,  меняющаяся, обогащающаяся новизной система. Она развивающая и развивающаяся, а также обогащающая и обогащающаяся. Предметно-развивающая среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка.  Она воспитывает и развивает его. Но не всякая среда может быть развивающей. Сегодня оборудование и игровой материал часто не соответствует ГОСТу. Отсутствует культура цвета и формы, поэтому создаётся впечатление ярмарочного, бессистемного заполнения групп случайными предметами, не создающими предметно-развивающую среду. Считаем, что эта проблема в ДОУ сегодня актуальна. Исходя из этого нами разработан проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды группы «Речевички» в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДОУ»

Цель и задачи проекта.

Цель проекта: Создание модели современной предметно-развивающей среды группы с учетом ФГОС, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Задачи проекта:

  1. Изучить и внедрить в практику инновационные подходы  к организации предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие интегративных качеств личности.
  2. Создать условия для развития индивидуальности каждого воспитанника с учетом его особенностей, формирование ведущих интегративных качеств: любознательный, эмоционально отзывчивый, владеющий коммуникативными навыками; освоить инновационные технологии, способствующие саморазвитию дошкольников.
  3. Разделить всего пространства группы на центры с целью обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства (развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности детей, формирования предпосылок учебной деятельности).
  4. Создать предметно-развивающею среду, направленною на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
  5. Привлечь внимание родителей к проблеме развивающей среды в группе, к совместной творческой деятельности с педагогами и  детьми, с целью пополнения среды новыми пособиями, играми  и игрушками.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

  1. Создание обновленной предметно-развивающей и предметно-игровой среды группы, способствующей охране и укреплению физического                                                                                                                                                                                                            и психического здоровья детей,  эмоционального благополучия в соответствии с ФГОС;
  2.  Оформление центров по разным видам детской деятельности; оптимизация игрового пространства;
  3. Систематизация и упорядочение накопленного материала; рациональное размещение оборудования в условиях группы.

Этапы и мероприятия проекта.

Подготовительный этап

(мероприятия)

  • Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.
  • Изучения современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста.
  • Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами
  • Выступление на общем родительском  собрании: определение цели и задач проекта; создание творческой группы.
  • Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности.

Реализационный этап

(мероприятия)

  • Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения развивающей предметно-развивающей среды.
  • Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и  игровой мебели и игровых уголков.
  • Приобретение необходимой детской мебели.

Заключительный этап

(мероприятия)

  • Анализ влияния созданной развивающей среды группы, целесообразность распределения пространства на центры.

Понятие «предметно-развивающая среда»

  Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она объективно – через свое содержание и свойства – создаёт условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

  Предметно-развивающая среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд на предметно-развивающую среду предполагает понимание ее как совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Через предмет человек познает самого себя, свою индивидуальность.

Предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся.

При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

В соответствии с ФГОС ДО предметная среда должна обеспечивать:

  •  максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);
  •  наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
  • охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
  •  возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
  • двигательную активность детей, а также возможность для уединения.       

Принципы построения предметно-развивающей среды.

  1.  Принцип дистанции, позиции при взаимодействии – ориентирует организацию пространства для общения с ребёнком «глаза в глаза», способствует установлению оптимального контакта с детьми.
  2. Принцип активности, самостоятельности, творчество – позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком.
  3. Принцип стабильности-динамичности - позволяет трансформировать пространство, предусматривает создание условий для изменений и созидания окружающей среды с большим разнообразием предметного наполнения.
  4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования - даёт возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
  5. Принцип учета половых и возрастных различий детей - позволяет осуществлять гендерный подход, даёт возможность проявлять детям свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности, удовлетворять потребности всех возрастных категорий.
  6.  Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов – визуальное оформление предметной среды.
  7. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого – позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.
  8. Принцип открытости – закрытости – предполагает персонализацию среды каждой группы, готовность к изменению, корректировке, развитию, позволяет ребёнку открыть себя, осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
  9. Принцип безопасности и гигиеничности среды – обеспечивает безопасность для жизни и здоровья детей, соответствие ростовым и возрастным особенностям детей.

  Построение предметной развивающей среды с учетом этих вышеизложенных принципов даст ребенку чувство психологической защищенности, поможет развитию личности, ее способностей, овладению разными видами деятельности.

Требования ФГОС к развивающей предметно - развивающей среде:

  • Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
  • Доступность среды, что предполагает:
                      а) Доступность для воспитанников всех помещений

     организации, где осуществляется образовательный процесс.
б) Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Среда, окружающая детей в группе должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно - развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно - пространственной среды. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно - развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать, и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения с взрослыми.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо

помнить:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  3.  Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  4.  В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  5. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учесть закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
  6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  7. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
  8. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Особенности построения предметно-развивающей среды в группе.

В дальнейшем все пространно группы будет разбито на сектора.

Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя: 

1. Центр игры

2. Центр двигательной активности

3. Центр конструирования

4. Цент музыкально - театрализованной деятельности

Спокойный сектор:

1. Центр книги

2. Центр отдыха

3. Центр природы

Рабочий сектор: (Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности.) Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним:

1. Центр познавательной и исследовательской деятельности

2. Центр продуктивной и творческой деятельности

3. Центр правильной речи и моторики

Нормативно-правовая база проекта.

Документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов:

  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 № 91;
  • письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 "О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье";
  • письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек");
  • Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
  • Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.).
  • Образовательная программа ДОУ, адаптированная  основная образовательная программа группы.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Перечень необходимого оборудования и материала в центры группы.

Центр  физического развития

 «Здоровячок»

Старшая и подготовительная группа

Тип оборудования

Наименование

Размеры, масса

Кол-во на группу

Есть в наличии

Для ходьбы, бега, равновесия

Балансир-волчок

1

Коврик массажный

со следочками

10

Шнур короткий

(плетеный)

Длина 75 см

5

Для прыжков

Обруч малый

Диаметр 55-65 см

5

Скакалка короткая

Длина 100-120 см

5

Для катания, бросания, ловли

Кегли (набор)

3

Кольцеброс (набор)

2

Мешочек малый с

грузом

Масса 150-200 г

5

Мяч большой

Диаметр 18-20 см

5

Мешочек с грузом

большой

Масса 400 г

2

Мяч для мини-

баскетбола

Масса 0,5 кг

2

Мяч утяжеленный

(набивной)

Масса 350 г, 500 г, 1 кг

1

Мяч-массажер

2

Обруч большой

Диаметр 100 см

2

Серсо (набор)

2

Для ползания и лазанья

Комплект мягких

модулей

(6-8 сегментов)

1

Для общеразвивающих упражнений

Гантели детские

10

Кольцо малое

Диаметр 13 см

10

Лента короткая

Длина 50-60 см

10

Мяч средний

Диаметр 10-12 см

10

Палка

гимнастическая

короткая

Длина 80 см

10

Центр  сюжетно-ролевой игры

«Раз, два –  начинается игра»

Старшая группа

  • Набор для кухни: мойка, стиральная машина.
  • Игрушечная посуда: набор чайной, кухонной, столовой посуды.
  • Куклы в одежде мальчиков и девочек (средние).
  • Коляски для кукол.
  • Комплекты одежды и постельных принадлежностей для кукол.
  • Предметы-заместители.
  • Набор мебели «Школа».
  • Куски ткани (полотняной, разного цвета 1х1 м.) – 5 шт.
  • Емкость с лоскутами, мелкими, средними разного цвета и фактуры.
  • Атрибуты для игр «Дочки-матери»,  «Салон красоты», «Аптека», «Повара», «Летчики», «Строители», «Зоопарк», «Библиотека», «Школа», «Вокзал», «Банк», «Салон сотовой связи», «Тур. агенство», «Телевидение», «Цирк».

Подготовительная группа

+

  • Атрибуты для игр: «Автосервис», «Морской порт», «Железнодорожная станция», «Пожарная станция», «Спасатели», «Ателье», «Фотоателье», «Вет. лечебница», «Музей».

Центр развития речи

«Говорушки»

В каждой группе должны быть:

  • Картотеки:
           а) артикуляционной гимнастики; 
           б) дыхательной гимнастики; 
           в) пальчиковой гимнастики.      
  • Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки и т.д.).
  • Пособия для развития мелкой моторики.

Старшая

группа

     

  • Картинки по лексическим темам.
  • Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты).
  • Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).
  •  Игры для совершенствования грамматического строя речи. («Назови ласково», «Один-много», «Добавь слово» и. т.п.)
  • Игры по развитию связной речи (предметные картинки для составления описательного рассказа с опорой на схему, сюжетные картинки-сюжет многоплановый);
  • Игры на обогащение и активизация словарного запаса.
  • Словесные дидактические игры.
  •  Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
  •  Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.
  •  Картинки:

а) тематические, явления природы, профессии,

б) техники специального назначения, основные  части транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса)

в) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, чистый, грязный и т.д.);

г) с изображением действий (ложится спать, садится, моет, гладит т.д.);

д) с изображением синонимов;

е) с изображением животных, предметов  во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш);

ж) с изображением несклоняемых

 существительных (кофе, пальто, пианино, какао)

  • Зеркало или индивидуальные зеркала.

Наполняемость: 10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками);

  • Портреты писателей: М.Горький, С.Михалков, М.Пришвин, Л.Толстой, Н.Носов, К. Чуковский, Е.Чарушин;
  • Книги, рекомендованные программой;
  • Энциклопедии;
  • «Толстые» книжки;
  • Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике, космосе;
  • Наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов;
  • Портреты художников – иллюстраторов (Е.Рачев, Е.Чарушин);
  • Периодически (1 раз в квартал) оформляются тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.п., выставки с рисунками детей на заданную тему.

Подготовительная

к школе

 (см. старшую группу)

Количество книг в уголке не регламентировано.

  • Книги на различную тематику (рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.):
  • 2-3 сказочных произведения;
  • Стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;
  • Издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;
  • Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников;
  • Книги, которые дети приносят из дома;
  • Добавляются книги на школьную тематику;
  • Портреты известных детских писателей, поэтов.

  • В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотечка по книжкам – малышкам. Необходимо подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.)

 

Центр   математических  представлений

«Планета   размышлений»

         

Старшая группа

  • Счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки.
  • Комплекты цифр для магнитной доски и ковролинового полотна. 
  • Наборы геометрических фигур для ковролинового полотна и магнитной доски.
  • Занимательный и познавательный математический материал: доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-математические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Геоконт-конструктор» и др.
  • Наборы объемных геометрических фигур.
  • «Волшебные часы»: модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели.
  • Счеты напольные, настольные; счетные палочки.
  • Учебные приборы: линейки, сантиметры, ростомер для детей, набор лекал.
  • Мозаики, пазлы, игры типа «Танграм», бусы, различные игрушки со шнуровками и застежками.
  • Система наклонных плоскостей для шариков.
  • Термометр спиртовой.
  • Модель часов. Часы песочные (на разные отрезки времени).
  • Наборы моделей: деление на части (2-8).
  • Разнообразные дидактические, настольно-печатные игры.
  • Рабочие тетради по математике.

Подготовительная группа

        +

  • Наборы головоломок; головоломки-лабиринты.
  • Весы рычажные равноплечные (балансир) с набором разновесов.
  • Наборы моделей: деление на части (2-16).
  • Рабочие тетради по математике.

Центр  краеведения  «Я познаю мир»

 Старшая, подготовительная  г группа

  • Папка с иллюстрациями: «Город Красноярск в разные времена года», «Наш город» (достопримечательности)», «Профессии моей семьи», «Парк флоры и фауны Роев ручей».
  • Художественная литература: стихи, рассказы, загадки, потешки народов края, рассказы и стихотворения о крае, о России в целом; альбом «Моя Россия».
  • Подвижные игры народов России.
  • Элементы одежды, посуда и игрушки народов края.
  • Флаг, герб, гимн края и России.
  • Аудиоматериал «Шумы города», «Звуки леса».
  • Видеоматериал «Улицы города и края.

Центр  науки и экспериментирования

«Почемучкино»

Старшая, подготовительная группа

  • Книги познавательного характера, атласы.
  • Схемы (таблицы, модели) с алгоритмами выполнения опытов.
  • Серии картин с изображением природных сообществ.
  • Тематические альбомы.
  • Коллекции, ини-музей (тематика различна, например "Изделия из камня")
  • Материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина".
  • Природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена и др.
  • Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д..
  • Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.
  • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.
  • Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
  • Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл.
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, крупа, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
  • Сито, воронки, половинки мыльниц, формы для льда.
  • Проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы.
  • Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов.
  • Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки 
  • Карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"

Центр  природы

«Зеленая лаборатория»            

Старшая группа

  • Программные комнатные растения (фикус, бегония вечноцветущая, бальзамин, колеус, фуксия гибридная + бегония-рекс, традесканция, алоэ или агава + аспарагус, плющ обыкновенный, амариллис, цикламен, глоксиния).
  • Растения характерные для различных времен года.
  • Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, тряпочки. Фартуки.
  • Календарь природы:
  • Картина сезона, модели года, суток.
  • Календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды на каждый день.
  • Календарь наблюдения за птицами – ежедневно схематично отмечают  птиц, которых видели.
  • Календарь наблюдения за солнцестоянием.
  • Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года», выставки поделок из природного материала, овощей, фруктов и т. п.
  • Дневник наблюдений – зарисовывают опыты, эксперименты, наблюдения.
  • Дидактические и развивающие игры.
  • Книги, энциклопедии, диски о природе.

Подготовительная  группа

+

  • Программные комнатные растения  (+ хлоро-фитум, сансевьера и каланхоэ, зефирантес, циперус, лимон)
  • Календарь природы:
  • Картина сезона, модели года и суток.
  • Календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды и температуру на каждый день. В конце месяца рисуется температурный график.
  • Календарь наблюдения за птицами – ежедневно схематично отмечают птиц, которые кормились, сидели и ждали корма, пролетали мимо.
  • Календарь наблюдения за солнцестоянием.

     

Центр  конструирования

«Самоделкино»

Старшая, подготовительная группа

  • Крупный,  средний строительный конструктор.
  • Мелкий строительный конструктор.
  • Тематические строительные наборы (для мелких персонажей): город, мосты, крестьянское подворье (ферма), зоопарк, крепость, домик, гараж, бензозаправка, маяк.
  • Конструкторы типа «Лего».
  • Металлический конструктор.
  • Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, макеты деревьев и кустарников).
  • Более сложные схемы построек и алгоритм их выполнения, рисунки, фотографии, чертежи.
  • «Автосервис»: транспорт мелкий, средний, крупный. Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, подъемный кран); корабль, лодка, самолет, вертолет, ракета-трансформер, железная дорога, луноход.
  • Сборно-разборные автомобиль, самолет, вертолет, ракета, корабль.

Центр  художественно-

эстетического развития

«Город мастеров»                  

 

Старшая

группа

  • Восковые и акварельные мелки, цветной мел, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки, сангина, пастель, глина, пластилин.
  • Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, нитки, самоклеющаяся пленка.
  • Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, клише, трафареты, клейстер, палитра, банки для воды, салфетки (15х15, 30х30), подставки для кистей, доски (20х20), розетки для клея, подносы, щетинные кисти.
  • Материал для нетрадиционного рисования: сухие листья,  шишки, колоски, тычки и т.п.
  • Образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных и т.д.
  • Виды росписи («Гжель», «Хохломская»)
  • Картины известных художников.
  • Портреты художников.

Подготовительная

группа

  • Восковые и акварельные мелки, цветной мел, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки, сангина, пастель, глина, пластилин.
  • Цветная и белая бумага, картон, наклейки, ткани, нитки, самоклеющаяся пленка.
  • Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, клише, трафареты, клейстер, палитра, банки для воды, салфетки (15х15, 30х30), подставки для кистей, доски (20х20), розетки для клея, подносы, щетинные кисти.
  • Материал для нетрадиционного рисования: сухие листья,  шишки, колоски, тычки и т.п.
  • Образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных и т.д.
  • Виды росписи (дополняются)
  • Картины известных художников.
  • Портреты художников

Центр  музыкально-театральный

«Задоринки»

Старшая,

подготовительная группа

  • Ширма, две маленькие ширмы для настольного театра, фланелеграф.
  • Костюмы, маски (сказочные, фантастические персонажи), атрибуты для постановки сказок.
  • Парики, корона, кокошник (2-4 шт.)
  • Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный (куклы би-ба-бо), настольный, пальчиковый).
  • Атрибуты для теневого театра
  • Магнитофон.
  • Аудиокассеты с записью музыки для спектаклей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Создание предметно-развивающей среды"

Педагогический проект "Создание предметно-развивающей среды"...

Проект "Создание предметно-развивающей среды в соответствии с ФГТ"

В данном проекте предусмотрено активное участие всех педагогов ДОУ по созданию интересной, мобильной среды для развития современного ребёнка....

Проект создания предметно-развивающей среды "В гостях у Дюймовочки"

Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых ко...

Проект «Создание предметно - развивающей среды речевой активности детей через совместную творческую деятельность участников образовательного процесса»

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может разв...

Проект создания предметно- развивающей среды в средней группе

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидакти...

Проект "Создание предметно-развивающей среды в средней группе детского сада"

Цель проекта:  создание развивающей предметно - пространственной среды для средней группы, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.Задачи проекта:1. Изучить новые подходы в орга...