Педагогический проект "Создание предметно-развивающей среды"
материал по теме
Педагогический проект "Создание предметно-развивающей среды"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pred-razv_sreda.doc | 226.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- детский сад комбинированного вида №414
Юридический адрес: г. Екатеринбург, Верх- Исетский район, ул. Юмашева 4а
Тел. 368-42-81, 368-41-64, Е-mail: MBDOU 414@mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Создание
предметно-развивающей среды»
Участники проекта:
родители и дети
подготовительной к школе
группы
Воспитатель: Якимова Л.В.
Екатеринбург 2009
Педагогический проект «Создание предметно-развивающей среды»
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Вид проекта: творческий.
Цель проекта: привлечь внимание родителей к проблеме создания предметно-развивающей среды в ДОУ.
Результат для всех участников проекта:
С детьми: Предметно-развивающая среда обеспечивает творческую деятельность каждого ребенка., позволяет ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя, дети проявляют умения общаться; отражают свои творческие замыслы в продуктивной деятельности.
С родителями: заинтересовать родителей созданием предметно-развивающей среды в группе.
Разработка проекта:
- разработать проект по созданию предметно-развивающей среды в группе.
- провести консультации для родителей.
- довести до родителей важность данной проблемы.
- предложить разработанный проект администрации ДОУ для дальнейшей реализации.
Выполнение проекта:
Исходя из задач проекта, я наметила следующие этапы в работе:
- анализ методической литературы.
- беседа с родителями о важности создания предметно-развивающей среды в группе.
- отчет о проделанной работе.
Отчет о проделанной работе.
Большинство педагогов испытывает затруднение в создании развивающей среды в ДОУ, более тщательного продумывания и особой организации обстановки в групповых комнатах. Учитывая возрастные особенности детей, я попыталась создать в своей группе следующие развивающие зоны.
- Книжный уголок. Для развития художественно-эстетического вкуса провожу тематическую выставку книг, знакомлю с произведениями разных писателей и поэтом с демонстрацией их произведений и портретов.
- Игровая.
Игрушки-предметы оперирования. С одной стороны они усиливают реалистичность облика игрушки(автомобили), с другой, привлекательны для детей т.к. позволяют ребенку осуществить действие, приближающееся к реальному, не просто его изображение, а имеющие определенный результат (холодильник).
Игрушки-маркеры условного пространства. Они позволяют детям построить сложные игровые «миры» в режиссерской игре (совместной или индивидуальной).
Игрушки-персонажи. Разнообразие тем, активность воображения стимулируются в большей степени условными игрушками. Это относится к игрушкам-персонажам. Они нужны не только для осуществления игровых действий, реализации ролей, но и для построения своего игрового мира, которым можно управлять. Это позволяет ребенку быть творцом, режиссером.
Игры с правилами. Это игры как на ловкость и на «удачу», так и на умственную компетенцию.
Тип материала | Наименование |
Игрушки-предметы оперирования | Набор посуды, набор медицинских принадлежностей, весы, кассовый аппарат, часы, швейная машинка, телефон, холодильник, стиральная машина, автомобили, почтовый ящик, бинокли, фотоаппарат, утюг… |
Игрушки-маркеры условного пространства | Ширма, кукольный дом, строительные наборы, мебель |
Игрушки-персонажи | Куклы, плоскостные фигурки, мелкие фигурки животных, маски, костюмы, головные уборы. |
Игры с правилами | Кольцеброс напольный, кегли, мячи, лото, домино, шашки, настольные игры. |
- Изобразительная и конструкторская. Реализует потребность детей в получении продукта собственной деятельности, а также развивает их творчество в самостоятельной работе.
Тип материала | Наименование |
Для рисования | Цветные карандаши, краски, гуашь, восковые мелки, фломастеры, гелиевые ручки, трафареты. |
Для конструирования | Наборы игрушек( транспорт, фигурки животных) |
Конструкторы | Пазлы, «Лего», наборы мелкого строительного материала (Кубики, примы, арки), «Уникуб». |
- Исследовательская. В старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от внешнего обследования предметов к познанию внутренних связей вещей и явлений, преобразованию предметов с предвосхищением результата. Успешность этого перехода зависит от разнообразия форм активности ребенка, многообразия материалов, обеспечивающих разные виды его деятельности, в том числе, познавательно-исследовательскую.
Для познавательно-исследовательской деятельности детям необходимы материалы разных типов. При этом объекты исследования в действии должны включать в себя широкий спектр природных объектов (коллекции минералов, ракушек, плодов растений и т.п.), наборы для моделирования тех или иных природных явлений (магнит, лупа и т.п.), позволяющие установить причинно-следственные связи.
Для возможности исследования и выделения существенных признаков предметов и явлений окружающего мира, установления пространственно-временных отношений в исследовательской зоне должен быть образно-символический материал (серия картинок «Раньше – сейчас»), а также наглядно-графические модели (мозаики, головоломки, линейки, лекала). Кроме того, в группе должны быть наглядно-графические модели пространства (географические карты, атлас, альбомы, книги).
С проблемой оснащения исследовательской зоны я вышла на родителей, а также принимала участие в районном семинаре на базе МДОУ № 199.
Для родителей я провела собрание, на котором ознакомила их с необходимостью создания предметно-развивающей среды.
Предметно-развивающая среда в группе выстроена с учетом программы М.А. Васильевой. Вместе с тем, содержание предметно-развивающей среды в группе недостаточно отвечает потребностям и половозрастным особенностям детей и не всегда присутствует развивающий эффект. Поэтому и предложила совместными усилиями дополнить ее.
На первом этапе пополнили уголок природы аквариумными рыбками и цветами, мини-музей «Головных уборов» новыми экспонатами
На втором этапе пополнили исследовательский уголок объектами для исследований, наглядно-графическими моделями и наглядно-графическими моделями пространства.
В будущем планирую пополнить уголок Родного края ( энциклопедии, карта Свердловской области, геральдикой Екатеринбурга), сделать в группе планшет «Панорама добрых дел», «Наше настроение», пополнить содержание сюжетно-ролевых игр, обновить дидактические и настольные игры. Для безопасности детей планирую заменить в логопедическом уголке и уголке изодеятельности старые столы на столы «фасольки», которые лучше вписываются в интерьер группы, менее травмоопасны, т.к. имеют закругленные углы, могут регулироваться по высоте, заменить в раздевалке полку для обуви. Также планирую модернизировать «Зону отдыха» в спальне, где дети, устав от окружающих смогли бы перебраться в тихий уголок, чтобы поиграть, полистать любимые книги, просто помечтать.
Таким образом, содержание предметно-развивающей среды группе недостаточно отвечает потребностям и половозрастным особенностям детей и не всегда присутствует развивающий эффект Программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, требует отбора методического и дидактического обеспечения, позволяющего выстраивать педагогический процесс на принципах дифференциации и индивидуализации. Хотела бы получить консультацию или обмен опытом специалистов по данному направлению.
Пояснительная записка
В комплексе актуальных социально-педагогических проблем, связанных с преобразованием системы народного образования в нашей стране, большое внимание уделяется развитию ее первоначального звена – дошкольного воспитания. Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) становится совершенствование педагогического процесса и повышения качества образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
К настоящему времени в отечественной педагогике и психологии накоплен достаточный опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания развивающей среды, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых.
Именно в ДОУ возможна организация такой среды, направленной на «гармонизацию с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменчивости, степени влияния на личность ребенка» (Р.Б. Стеркина) всех ее компонентов, которая способствует развитию личности дошкольника. При этом окружающая среда, в которой живет и воспитывается ребенок, может быть разной: поддерживающей, развивающей, насыщенной, комфортной или в некоторых случаях враждебной (Т.И. Алиева, Е.П. Арнаутова, Т.В. Антонова, В.И. Логинова, Т.Н. Доронова и др.)
Отсюда возникает предположение, что ее правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности педагогического процесса.
Анализ методической литературы
Данные исследователи доказывают. Что среда – это окружающие социально – бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка.
Предметная среда выполняет ответственную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мыли ребенка. Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Следовательно, в играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и условия того, что взято из жизни, т.е. из окружающей среды ребенка.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие творчества ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОУ.(Л.С. Выготский, Н.Т. Гринявичене, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова и др.). Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
В игровую предметно-развивающую среду входят: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности детей. Все эти игровые средства находятся обычно не в каком - то абстрактном игровом пространстве, а в групповой комнате, игровом зале, на площадке участка детского сада.
Часто в понятии развивающая предметно-игровая среда включаются те отношения, которые складываются у ребенка с взрослыми. В настоящее время доказано значение демократического стиля общения взрослого с ребенком для развития творчества (Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, Т.А. Репина, В.А. Петровский, и др.) именно этот стиль позволяет сформировать раскрепощенные отношения с взрослым, а значит обеспечить создание им игрового пространства.
На создание детьми игрового пространства оказывает влияние организация предметно-игровой среды взрослым. Вопросами создания и организации предметно-игровой среды занимались А.П. Усова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Д.Б. Эльконин и другие. По мнению данных исследователей предметно-игровая среда должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении
Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....
Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких
особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...
Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...
"Организация предметно-развивающей музыкальной среды в группе"
Консультация для воспитателей ДОУ...
Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.
Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...
Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе
В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...
Выступление на педагогическом совете «Предметно-развивающая среда для развития двигательной активности детей»
Речь - удивительно сильное средство,но нужно иметь много ума, чтобыпользоваться им.Г. Гегель Говорить умеют почти все, но говорить прав...