Проект "Создание предметно-развивающей среды в соответствии с ФГТ"
проект по теме

Сосновская Марина Видиславна

В данном проекте предусмотрено активное участие всех педагогов ДОУ по созданию интересной, мобильной среды для развития современного ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-sreda.docx78.3 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад № 4 «Лебедушка» общеразвивающего вида

городского округа Стрежевой (МБДОУ ДС № 4 «Лебёдушка»)

636782, Российская Федерация, Томская область, город Стрежевой,  3 микрорайон, дом 327  


E-mail lebed@strj.tomsk.su, тел/факс  (38259) 5-44-51, ИНН\КПП 7022010125\ 702201001, ОКВЭД 80.10.1


                                                      Проект

Создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными требованиями

                                                                     Автор: старший воспитатель МБДОУ ДС №4                   «Лебёдушка» Сосновская М. В.

Участники: воспитатели-Самарина М. Б.,

Васильева Г. Р.,

Александрова Л. С.,

Давыдёнок Г. В.,

Туркова О. В.,

Луканина М. В.
Голота О. А.,

Решетникова А. Р.,

Рахимова Р. З.,

Мумбер Е. В.,

Кулакова М. С.,

Шишкина С. А.,

Боголюбова Е. О.

                                                                2013 г.

Содержание:

I. Введение.

1.ФГТ к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

2. Анализ предметно - развивающей среды в ДОУ.

II. Основная часть.

1. Цель, задачи проекта

2. Участники, вид, продолжительность, обеспечение, продукт проекта

3. Концепция проекта

4. Содержание деятельности по реализации проекта: рабочий план

III. Заключение.

1. Предполагаемые результаты

Список литературы.

Приложения.

В развитии ребенка образование и среда
играют большую роль, чем наследственность…
Вопрос в том, какое образование и какая среда
лучше всего развивают потенциальные способности ребенка.
Массару Ибука

Содержание:

I. Введение.

1.ФГТ к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

         Современный детский сад — это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Поэтому возникает необходимость наполнять среду группы играми, предметами, объектами, которые составляют комплекс средств для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития. Развивающая среда обеспечивает разнообразие детской занятости по интересам, моделирует ближайшее и  перспективное развитие детской деятельности, а также обладает релаксирующим воздействием.

Воспитательно-образовательный процесс в группе формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности. А также в соответствии с требованиями ФГТ.

Основными функциями федеральных государственных требований к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являются:

• Функция сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования.

• Функция гуманизации дошкольного образования, ориентирующая на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.

• Функция защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности дошкольного образования.

• Функция повышения эффективности и качества дошкольного образования.

• Критериально - оценочная функция.

 При создании предметно – развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:

 полифункциональности среды: предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

 трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

 вариативности, сообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметно-пространственной среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.

 При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать полоролевую специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

 Предметно – развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться  и в ходе реализации других областей.

В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

 Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельности), а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

 Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

 Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:

• Полифункциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.;

• Возможностью применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей ( в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.;

• Дидактическими свойствами. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр., могут содержать механизмы программированного контроля, например некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки;

• Принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.

 В данных требованиях материалы классифицируются по типам. Принципом разделения на типы является структура и развивающее значение каждого вида деятельности (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, а также материалов и оборудование, которые обеспечивают двигательную активность ребенка).

 Подбор материалов и оборудования должен осуществляется исходя из того, что при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым в двух видах: сюжетная игра и игра с правилами

 Предметно-развивающая среда группового помещения должна отвечать принципу вариативности.

Соблюдение принципа комплексирования и гибкого зонирования предполагает при создании предметно-развивающей среды легкость трансформирования оборудования, полифункциональность его использования.

 При создании предметно-развивающей среды педагогам необходимо соблюдать принцип стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

 Наполняемость предметно – развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса.

Предметно – развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в двух основных моделях организации образовательного процесса, включающих:   1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;

2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально и  учебную модель, которая реализуется только в работе с детьми от 6 до 7 лет.

 С целью полифункциональности использования пространства группового помещения, оно должно быть разделено на 3 части:

• зону для спокойной деятельности;

• зону для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.);

• рабочую зону.

2. Анализ предметно - развивающей среды в ДОУ.

В ДОУ создана определённая предметно-развивающая среда в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями норм СанПиН. Принципы построения развивающей среды соответствуют личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребёнком и построена с учётом половых и возрастных различий. В группах имеются следующие зоны: учебная, для девочек и для мальчиков, уголок природы, уголок дежурств, уголок ряжения, уголок детского творчества, книжный уголок, уголок сенсорного развития, патриотический уголок, физкультурный уголок. Но имеется недостаточное количество дидактических игр и пособий, настольно-печатных игр и наглядного материала, направленных на социальное, эмоциональное, на развитие логического мышления, на развитие творческого потенциала ребёнка. Поэтому необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

При организации предметно-пространственной среды необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность в том числе  по созданию нестандартного оборудования всех педагогов ДОУ.

Учреждение посещают 236 детей в возрасте от 2 до 7 лет. В настоящее время функционируют 11 возрастных групп.  В связи с введением в практику работы ФГТ к основной общеобразовательной программе и ФГТ к предметно-развивающей среде был проведён анализ существующих условий в учреждении. Посредством которого была выявлена проблема: созданная много лет назад развивающая среда в ДОУ отвечает некоторым Федеральным государственным требованиям, но не всегда учитываются психолого-педагогические принципы её построения, страдает качественный и количественный состав предметной и игровой среды.

Также выявлена проблема неэффективности существующей среды в группах детского сада: присутствует некоторая перенасыщенность в одном из направлений и недостаточность в другом, то есть наличие дисбаланса в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми.

Таким образом, возникает противоречие: в детском саду создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального стандарта и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести.

Оборудованы – и материально, и технически – все обследованные помещения ДОУ: отдельные и хорошо оснащены кабинеты методиста, логопеда, психолога, а также залы, музыкальный и спортивный. Практически во всех группах есть магнитофоны; созданы условия для физического и эстетического развития детей – имеется в виду оформление групп. В то же время в некоторых группах наличествует избыток декоративных элементов, не имеющих прямого отношения к жизни детей (картины, плакаты, фотографии), и недостаточно деталей интерьера, касающихся самих детей (фотографии самих детей, их родителей, продукты детского творчества и пр.). Во всех групповых помещения и игровых комнатах четко выделены учебные зоны. Однако данные зоны жестко определены и не допускают трансформации. Отсутствие или недостаточное количество легких ширм, полифункциональных предметов лишает пространство динамичности, столь необходимой при дефиците площади.

Все обследованные группы обеспечены игрушками и материалами для сюжетных игр. Однако набор кукол в большинстве групп однообразен, преобладают крупные куклы-девочки. Крайне мало или вовсе не представлены куклы-мальчики, младенцы, «разновозрастные куклы» или куклы, моделирующие разные профессии. Ролевая атрибутика, облегчающая принятие ролевой позиции в игре, также бедна и однообразна. Наблюдается острый дефицит ролевой атрибутики для мальчиков (фуражки, пилотки, воротнички и пр.), что обедняет игру и не позволяет мальчикам полноценно включится в ее содержание.

Особенно слабо представлены игрушки для режиссерской игры: маленькие куклы, одежда и предметы для оперирования с ними, кукольные домики и пр. Дефицит материала данного вида затрудняет, а порой делает невозможной режиссерскую игру, весьма значимую для дошкольников.

Игры с правилами также представлены в недостаточном количестве и в основном отличаются излишним дидактизмом. Недостаточно используются традиционные игры по правилам: лото, домино, настольные игры, нацеленные на развитие ловкости движений. А ведь все игры имеют исключительное важное значение для формирования у детей произвольности нормативного поведения. Вместе с тем в избыточном количестве представлены пазлы, развивающее значение которых весьма сомнительно.

Отсюда вывод: материальное оснащение для игровой деятельности нуждается в особом внимании. Однако в отличии от этого все обследованные группы ДОУ хорошо обеспечены материалом для продуктивной деятельности (для изобразительной деятельности, для поделок, разнообразными конструкторами).

Разными видами материала представлено оборудование для познавательной деятельности: детская литература, образно-символический материал (картинку, схемы, карты) и материал для учебной деятельности. В то же время ощущается дефицит материала для самостоятельного детского экспериментирования, направленного на познание закономерностей механического движения в обыденной жизни: свободного падения, вращения, качения и пр. Речь идет о специальных динамических игрушках: катапультах, волчках, желобах и пр. Между тем, данный материал  способствует не только познанию физических свойств предмета, но и развитию мелкой моторики. В ряде групп выявлены затруднения в доступе к материалу для самостоятельной игры: игрушки расположены в малодоступных для детей местах, спрятаны в закрытые коробки, шкафы, на верхние полки стеллажей. Разумеется, это существенный недостаток в организации предметной среды ДОУ: блокирует инициативу детей и препятствует самостоятельной игре.

 Во всех обследованных группах в достаточном количестве представлены книги для детей. Однако это преимущественно издания 80-90-х годов прошлого столетия, многие из которых не только морально устарели, но и в довольно ветхом состоянии. Крайне мало в наличии современной детской литературы, отсутствует периодические издания для детей. Спортивный зал  оснащен современным оборудованием и тренажерами. Обобщая полученные данные отметим: главная проблема организации предметной среды ДОУ – недостаток материала для самостоятельной деятельности детей, а также его недоступность.

II. Основная часть.

Цель проекта: Разработка модели предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях МБДОУ.

Задачи проекта:

1. Изучить и внедрить в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.

2. Разработать рекомендации по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей.

3. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.

4. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).

5. Создать комфортные условия пребывания воспитанников, приближенных к домашним.

6. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды.

7. Приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

Вид проекта: практико-ориентированный.

Участники проекта: администрация, педагоги, родители

Продолжительность проекта: годовой.

Обеспечение проекта:

-материально-техническое;

-учебно-методическое оснащение;

- информационное обеспечение.

Предполагаемый результат: обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

Продукт проектной деятельности: оформление предметно-развивающей среды ДОУ.

Концепция проекта:

Создание нового всегда сопряжено с достижением поставленных целей и решением конкретных задач. Так, при формировании предметной среды в ДОУ педагогам важно помнить, что развитие дошкольников зависит от того, как организовано пространство, из каких элементов оно состоит, каков развивающий потенциал игрушек и дидактических пособий и даже от того, как они расположены.

Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка. Каждому коллективу дошкольного образовательного учреждения приходится искать ответ на вопрос: как создать эффективную предметную среду, стимулирующую развитие дошкольников?

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

Главная сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду детского сада с учетом особенностей восприятия мира ребенком. При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников ДОУ. Все это должно подтолкнуть педагогов к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды, реализованных в рамках проекта.

Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций.

Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

При формировании предметно-развивающей среды необходимо:

  • избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;
  • создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук, роста и предметного мира взрослых.
  • исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей детей.

В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.

Деятельность педагога и детей строится на основе двух моделей организации образовательного процесса:

  • совместная партнёрская деятельность педагога и детей. Наметив задачу, взрослый как равноправный участник, предлагает возможные способы её реализации, в процессе деятельности «задаёт» развивающее содержание, проявляет заинтересованность, усиливает интерес к работе. Заключительный этап деятельности носит «открытый конец». Каждый ребёнок решает сам, закончил он или нет, оценка взрослым даётся лишь косвенно, как сопоставление с целью ребёнка: что хотел сделать, что получилось. Партнёрская модель применяется как в ходе режимных моментов, так  в специально организованной деятельности. В работу вовлекаются родители, которые активно  участвуют  во всех мероприятиях детского сада. Партнёрская позиция взрослого способствует развитию у ребёнка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать что-то, не боясь, что получится неправильно, благоприятствует эмоциональному комфорту.
  •  Свободная самостоятельная деятельность детей в условиях созданной развивающей среды, которая обеспечивает выбор деятельности по интересам и позволяет детям взаимодействовать со сверстниками или индивидуально.

Среда в группе полифункциональная, она открывает для детей множество возможностей, охватывает все образовательные области, но в соответствии с возрастом детей в ней сделаны некоторые акценты.

Как воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка в условиях современности? Мы видим решение этой проблемы в организации идеальной модели предметно-развивающей среды.
Цель организации предметно-развивающей среды:
Создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности (умственную, физическую, игровую).
Условия создания:
- реализация идей и задач комплексных программ  воспитания и обучения: «Школа 2100», «Детство», «От рождения до школы»;  
- опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком.
Организационные условия:
- среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим «зоне ближайшего развития»: в обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям определенного возраста, должно быть включено приблизительно 15% материалов ориентированных на более старший возраст;
- знание особенностей детей посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности; учитывать особенности развития старшего дошкольника, развивать проявления «Я-сам», размещать оборудование так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность;
- все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей;
- предоставление ребенку права видоизменять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со вкусом и настроением;
- размещение материалов должно быть функциональным, а не «витринным»;
- каждый предмет должен выполнять информативную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка;
- предоставление возможности свободной ориентации ребенка в пространстве (символы, стрелки);
- учет половой дифференциации.

Содержание деятельности по реализации проекта.

                                                                                                                          Таблица 1

Наименование мероприятия

Исполнитель

Сроки реализации

I. Подготовительный этап

Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна

Заведующий ДОУ, зам. зав. по УВР ,старший воспитатель

Сентябрь

Разработка проекта.  Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц.

Заведующий ДОУ, зам. зав. по УВР , старший воспитатель

Октябрь

Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами: Концепцией дошкольного воспитания (В.В. Давыдов, 
В.А. Петровский, 1989 г.), Программа «Детство» г. С-Петербург, 2010 г., Федеральные государственные требования к предметно-развивающей среде ДОУ

Заведующий ДОУ, зам. зав. по УВР, старший воспитатель

Ноябрь

Общее собрание коллектива: определение цели и задач проекта; создание творческой группы

Заведующий ДОУ, зам. зав. по УВР, старший воспитатель

Декабрь

Изучение особенностей групповых помещений, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах

Творческая группа

Январь

Разработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ согласно возрастным особенностям

Творческая группа

Январь

Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности

Творческая группа

Февраль

Отбор лучших разработок для внедрения и публикации

Творческая группа

Март

                                                           II.  Деятельностный этап

Обучающий семинар для педагогов ДОУ по теме "Принципы построения предметно-развивающей среды в детском саду"

Старший воспитатель

Октябрь

Консультации на темы:

"Возрастные особенности детей и стиль оформления группового помещения";

"Эстетические требования, предъявляемые к оформлению группы";

"Комнатные растения в интерьере группового помещения";

"Организация декоративно-оформительской работы".

Старший воспитатель

Ноябрь – май

Анкетирование педагогов и специалистов: изучение их отношения к данной проблеме. Наличие у участников процесса четкого представления о необходимости внесения изменений в организацию и содержание деятельности

Старший воспитатель

Ноябрь

Организация выставки методической литературы, искусствоведческой литературы и пособий по созданию развивающей среды в ДОУ (фотоматериалов, чертежей, публикаций из журналов по вопросам эстетического оформления помещений)

Старший воспитатель

Ноябрь

Круглый стол на тему: "Эстетика быта детского сада – роскошь или необходимость?"

Старший воспитатель

Апрель

Педагогический совет на тему: "Подбор и размещение в групповых помещениях материала и оборудования с учетом гигиенических, педагогических и эстетических требований"

Заведующий ДОУ, зам. зав. по УВР, старший воспитатель

Декабрь

Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков

Заведующий ДОУ, зам. зав. по УВР, старший воспитатель

Март – май

Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам 
построения развивающей среды

Творческая группа,

воспитатели

Январь-февраль

Работа по созданию развивающей среды в групповых комнатах для решения 
задач, обеспечивающих полноценное развитие детей

Творческая группа, воспитатели

В течение всего срока

Создание развивающей среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими

Творческая группа

В течение всего срока

Проведение смотров-конкурсов физкультурно-оздоровительных центров, центров сюжетно-ролевой игры, сенсомоторного развития, природы, краеведения

Заведующий ДОУ, зам. зав. по УВР, старший воспитатель

Январь-февраль

Декоративное оформление коридоров и холлов детского сада: информационные, познавательно-развивающие стенды и стенды достижений.

Творческая группа

Сентябрь – май

Создание ландшафтного дизайна территории детского сада (подпроект)

Творческая группа

Февраль – август

                                                               III. Заключительный этап

Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию предметно-развивающей среды в ДОУ

Заведующий ДОУ, зам. зав. по УВР, старший воспитатель

Апрель

Итоговая презентация на сайтах, в средствах массовой информации.

Творческая группа

Май

Обобщение положительного опыта. Представление результатов работы.

Старший воспитатель

Апрель-май

III. Заключение.

Предполагаемый результат: 

Таким образом, всего за год коллектив сумеет сделать так, чтобы предметно – развивающая среда стала соответствовать всем требованиям нормативных документов и  до 80%  ФГТ к Основной общеобразовательной программе.

Ожидается, что в проекте примут участие 80 – 90 % сотрудников ДОУ. В ходе его реализации заметно повысится  уровень профессионального мастерства педагогов по данной теме. К созданию предметной среды могут быть привлечены не менее 50% родителей, что поможет налаживанию взаимодействия с ними.

Преимущество созданной среды в том, что появится возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Ожидается, что воспитанники меньше будут конфликтовать между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Планируется, что значительно возрастет продуктивность самостоятельной деятельности: в течение дня дети смогут создать и выполнить много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и т. д.

Литература:

  1.  Давыдов В. В., Петровский В. А. Концепция дошкольного воспитания, 1989 г.
  2. Доронина Т.Н., Короткова Н.А. Материалы и оборудования для детского сада. М.: Элти-Кудиц, 2003г.
  3. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду., СПб «Детство-Пресс», 2006 г.
  4. Новоселова С., Павлова Л. Н. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007.
  5. Петровский В.А., Печора К. Л.,  Пантюхина Г. В.,  Голубева Л. Г. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986.
  6.  Петровский В. А.,  Кларина Л. М.,  Смывина Л. А.,  Стрелкова Л. П., Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении, 1993 г.
  7. Справочник старшего воспитателя ДОУ №5 2011г.
  8. Справочник старшего воспитателя ДОУ №1 2012г.
  9. Справочник старшего воспитателя ДОУ №8 2011г.
  10. Справочник старшего воспитателя ДОУ №10 2009г.
  11. Справочник старшего воспитателя ДОУ №6 2007г.
  12. Требования ФГТ к среде ДОУ.
  13. Федяева Н. В., Белодед Г. А. Организация игрового пространства в ДОУ в контексте ФГТ. СПб «Детство-Пресс», 2013 г.

Приложения

1. Глоссарий

«Предметно – развивающая среда» система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

«Сертификация»  наличие санитарно-эпидемиологического заключения (сертификата), который подтверждает безопасность материалов и оборудования.

«Безопасность материалов и оборудования»  обеспечение ребенка такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.

«Детская игра» — вид непродуктивной деятельности ребенка, где основной мотив находится непосредственно в процессе самой деятельности. В соответствии с их специфическими характеристиками выделяются два основных вида игры – сюжетная и игра с правилами

«Сюжетная игра» – выполнение условных действий связанных с обозначением и реализацией условной ролевой позиции и подчиняющее себе предметно-игровые действия, смысл которых определяется ролью, непосредственно выполняемой или присваиваемой игрушке-персонажу. Различается ролевая и режиссерская сюжетные игры.

«Игра с правилами» – тип детской игры, характеризующийся наличием состязательных отношений, критериев установления выигрыша, неизменной повторяемостью, цикличностью завершаемого процесса деятельности. Для детей дошкольного возраста выделяются следующие культурные формы: игры на физическую или умственную компетенцию и шансовые (на удачу).

«Игрушка» — предмет, используемый или специально изготовленный для игры, средство игры, ее объект. Классифицируются как в соответствии с сюжетообразующей функцией: атрибуты, обозначающие игровую роль (или фигурки-персонажи), предметы оперирования (обозначающие события-действия персонажа), маркеры пространства (обозначающие игровое пространство), так и с мерой условности (реалистические, прототипические и условные).

«Эргономика» – научная дисциплина, выявляющая закономерности создания оптимальных условий высокоэффективной жизнедеятельности.

 «Продуктивные виды детской деятельности» - рисование, лепка, аппликация, конструирование и создание разного рода поделок, макетов из различных материалов.

«Объекты для исследования в реальном действии (экспериментирования и упорядочивания)»  широкий диапазон материалов, от специально созданных для развития ребенка до естественных природных и культурных объектов.

«Образно-символический материал»  так называемые "наглядные пособия", репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений.

«Нормативно-знаковый материал» - материал языковых и числовых знаков, вводящий детей в новую форму репрезентации мира. Это разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких

особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе

В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...