Методическая разработка по теме: «Педагогический совет как форма управления дошкольным образовательным учреждением»
методическая разработка
В статье освещены основные требования к организации и проведению педагогических советов в ДОУ, обозначены основные подходы к проведению творческого, эффективного педагогического совета с учетом особенностей детского сада и педагогического коллектива, представлен сценарий педагогического совета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_sovet_kak_forma_upravleniya_doshkolnym_obrazovatelnym_uchrezhdeniem.docx | 29.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме: «Педагогический совет как форма управления дошкольным образовательным учреждением»
Шабалина Нина Викторовна, ст/воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 49 «Лесная сказка» г. Йошкар-Олы
Аннотация. В статье освещены основные требования к организации и проведению педагогических советов в ДОУ, обозначены основные подходы к проведению творческого, эффективного педагогического совета с учетом особенностей детского сада и педагогического коллектива, представлен сценарий педагогического совета.
Ключевые слова: педагогический совет, методическая работа, совет педагогов.
В современном обществе активно происходят как социальное, так и экономические перемены . Несомненно, это сказывается и на образовании. Педагог профессионал, являющийся творчески мыслящейся личностью, способный генерировать и реализовывать новые идеи, необходим обществу, поэтому так важно направлять все усилия на формирование у современных педагогов потребностей и мотивов в творческой профессиональной деятельности. Я, как ст/ воспитатель, выстраиваю методическую работу с педагогами детского сада на основе повышения их профессиональной компетенции, профессионального мастерства, в соответствии с требованиями Стандарта, проходящего в атмосфере сотрудничества и сотворчества.
Вопросы организации и проведения педагогического совета волнуют как руководителей детских садов, так и старших воспитателей, поскольку их разработка и проведение требуют огромного напряжения ума и сердца. Как сделать проблемной и результативной эту творческую лабораторию педагогического коллектива? Известно, что с помощью педсовета осуществляется управление развитием образовательного учреждения, следовательно, нужно сделать это мероприятие познавательным, насыщенным, интересным, продуктивным в его организации и проведении. Педагогический совет может и должен стать главным совещательным органом, лабораторией педагогического мастерства, одним из условий развития педагогического коллектива и детского сада в целом. При таком подходе к организации деятельности педагогического совета:
1. Вопросы , вынесенные на его рассмотрение, должны быть интересны всем;
2. К подготовке педсовета будет приобщено большое число модераторов. Созданы творческие группы для решения перспективных задач;
3.Педсовет должен стать не только генератором идей, но и экспертом в работе дошкольного образовательного учреждения.
В функции Совета педагогов ДОУ входит следующее:
- Определять приоритетное направление образовательной деятельности детского сада;
- Отбирать и утверждать образовательные программы;
- Обсуждать вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования, образовательной деятельности ДОУ;
- Рассматривать вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров;
- Организовывать выявление, обобщение, распространение, внедрение педагогического опыта;
- Рассматривать вопросы оказания дополнительных образовательных услуг.
При подготовке педагогического совета руководителю детского сада и старшему воспитателю необходимо правильно спланировать предварительную работу: они продумывают организационные вопросы (приглашение заинтересованных лиц, повестку дня, регламент, принятие решения). В методическом кабинете оформляется выставка по теме педсовета.
Практикой наработаны и определены требования к тематике педагогических советов.
- Актуальность и своевременность рассматриваемых вопросов, учет результатов психолого- педагогического диагностирования, социально- педагогического окружения.
- Значимость проблемы- темы должны быть актуальными для коллектива детского сада и требовать всестороннего и коллективного обсуждения.
- Научность- при выборе тем следует опираться на достижения и научно- методические рекомендации психолого- педагогической науки.
Системность-закономерность и логичность выбора тем педагогических советов, их взаимосвязь и взаимообусловленность.
- Перспективность- нацеленность тематики на будущее детского сада.
Важно найти правильную и наиболее эффективную для каждой конкретной темы технологию подготовки и проведения педагогического совета. Продумать задачи для педагогов и творческих групп, исключить ситуации, в которых педагог мог бы отмолчаться и отсидеться. Очень важно, чтобы очередной педсовет стал для педагогов источником новых знаний и практических рекомендаций.
Исходным документом для планирования педсоветов служит программа «Развитие» детского сада. Формы педагогических советов, методика их проведения определяются содержанием, целями, а также формами деятельности педагогического коллектива. Одной из возможных форм проведения педагогического совета может служить познавательно-интеллектуальная игра.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сценарий нетрадиционного педагогического совета по теме: «Состояние работы детского сада по формированию творческих способностей и эстетического восприятия в образовательной деятельности по направлению «художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
- Расширять представление педагогов о художественно-эстетическом развитии ребенка (виды и жанры искусства);
- Активизировать мыслительную деятельность педагогов; раскрыть их творческий потенциал; оптимизировать межличностные отношения;
- Вызвать интерес к изобразительному искусству, как миру прекрасного;
- Создать благоприятные условия для проведения игры.
Форма проведения: познавательно- интеллектуальная игра- викторина «Что? Где? Когда?»
Оснащение игры: Мультимедийный проектор, атрибутика, дидактический материал: конверты с вопросами, картинки, чёрный ящик, волчок - стрелка, песочные часы, мольберт, палитра с цветными кружками, учебно-наглядное пособие «Дошкольникам об искусстве» Т.Н.Дороновой, секторный круг.
Подготовка к педсовету:
- Опубликовать информационный лист о планируемом педсовете.
- Просмотр серии НОД в ДОУ по теме педсовета.
- Творческой группе подготовить оформление зала к игре- викторине «Что? Где? Когда? (плакаты, гирлянды, секторный столик).
- Старшему воспитателю продумать награждение участников игры.
- В рамках реализации тематического контроля, просмотреть по группам состояние предметно- пространственной среды- зона»Художественное творчество».
Повестка
Информация о выполнении решений предыдущего педсовета.
- Выступление руководителя ДОУ (вступительное слово перед началом педсовета).
- Деловая игра «Мир искусства дарит мысли, дарит чувства» по типу игры- викторины «Что? Где? Когда?» (старший воспитатель Шабалина Н.В.)
- Коллективная творческая деятельность педагогов в дошкольном образовательном учреждении (презентации воспитателей возрастных групп).
- Результативность творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (по результатам диагностики творческого воображения, методика О. Дьяченко), (сообщение педагога-психолога).
- Анализ смотра центров «творчества» (предметно-пространственная среда возрастных групп по изобразительной деятельности).( творческая группа педагогов).
- Итоги тематического контроля по теме: «Эффективность воспитательно-образовательной работы по изобразительной деятельности».информация ст/воспитателя Шабалиной Н.В.
- Обзор новинок методической литературы .
- Рефлексия. Подведение итогов работы коллектива на педсовете. Решение педсовета, его обсуждение, дополнение, принятие.
Ход педсовета
Уважаемые коллеги!
Я предлагаю фрагмент педсовета в форме игры- викторины Что? Где? Когда? По теме: «Мир искусства дарит мысли, дарит чувства».
Правила игры:
- Принимать всем педагогам самое активное участие;
- Уметь слышать и слушать коллег.
- Вырабатывать общее коллективное решение;
- Соблюдать регламент (1 минута на размышление)
- Не оспаривать оценку жюри;
- Владеть культурой речи и речевым этикетом.
Действующие лица
Ведущий (он же сценарист) – старший воспитатель, хорошо подготовленный по обсуждаемой теме педагог.
Жюри: руководитель ДОУ, педагог- психолог, музыкальный руководитель.
Команда: «Знатоки»: (педагоги, яркие «звездочки», окрыленные творческим потенциалом).
Ход игры: Уважаемые коллеги!
На нашу игру пришло много писем с вопросами, адресованными «Знатокам» (показываю письма). Были выбраны 5 писем, сейчас они лежат на секторном столе. Команда «Знатоки» под бурные аплодисменты занимает места. Вы крутите волчок, вскрываете письмо под определенным номером и читаете задание (на обсуждение одна минута). После ответа знатока остальные участники могут добавлять, возражать и отстаивать свою точку зрения.
Письмо № 1. Расскажите, что Вам известно об искусстве бумаготворчества?
Что развивает, формирует этот вид искусства?
Ответ: Родина оригами- Япония .«Ори – сгибать. Гами – бумага»
Развивает: моторику пальцев рук, психические процессы, речь, умение работать по схеме, ориентировку на листе бумаги.
Формирует: навыки конструирования из бумаги, навык уверенности самостоятельной работы.
Главное: научить детей творить, развивать фантазию и воображение.
Письмо № 2. Перед вами два изображения, две феи изобразительного искусства, назовите их.
I - фея Живописи (в ее руке акварель, масляные краски)
Какой материал использует художник, когда занимается живописью? (акварель, масляные краски, гуашь и т.д.).
Чем повелевает фея Живописи? (цветом)
II- фея Графики («графика» – рисую в переводе с греческого)
Чем повелевает фея Графики?
Фея Графики повелевает линией, штрихом, точкой и т.д.
Какой материал ей в этом помогает? (тушь, угольный карандаш, простой карандаш, восковые мелки).
Знакомство детей с изобразительным искусством рекомендуется начинать с рассматривания произведений графики, иллюстраций детских книг (Рачева, Конашевича, Васнецова). Для малышей важен процесс узнавания иллюстраций, поэтому простота графики позволяет детям охватить главное.
Письмо № 3. Уважаемые знатоки! Назовите, глядя на слайд, кто основатели этого здания искусств в столице нашей Родины- городе Москва? Выберите из предложенных портретов одного из основателей этого прекрасного здания.
Ответ: Здание «Третьяковская галерея», основали братья Петр и Павел Третьяковы.
Какие методические рекомендации можно дать при рассмотрении портрета?
- Дать понятие, что такое портрет?
- Показать 2-3 портрета, рассказать, что портреты могут быть в полный рост, до пояса, головы. Есть взрослые и детские портреты.
- Обратить внимание на выражение лица, одежду.
- Определить, каким показан человек на портрете (молодой, старый, бедный, богатый…)
Письмо № 4. Пишет Вам ……………
Перед Вами палитра. На предложенной палитре разложите цветные кружки (краски), придерживаясь правильного расположения цветов в радуге.
Ответ: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый – 7 цветов.
Воспитатель старшей группы должен дать детям знание цветов спектра в их последовательности, как в радуге. Научить получать светлый оттенок путем прибавления белого цвета.
В подготовительной группе нужно научить детей самостоятельно пользоваться разнообразной цветовой гаммой.
Дети узнают, что каждый цвет имеет много оттенков. Учатся определять и передавать оттенки цвета, пользоваться смешиванием некоторых цветов для получения оттенка.
У детей формируется чувство цвета.
Письмо № 5. Пишет Вам …………..
Ваш педсовет посвящен изобразительному искусству, а знаете ли ВЫ о марийском орнаменте нашей Республики? Из каких элементов он состоит? Какие цвета присутствуют в орнаменте?
Ответ : Орнамент марийской вышивки неоднороден, он состоит из геометрических и растительных элементов. Главный цвет орнамента - красный, также присутствуют голубой, желтый, оранжевый, темно-синий цвета.
Подведение итогов педсовета.
Что мы должны вынести из сегодняшней встречи? Убежденность в том, что ребенка- дошкольника необходимо развивать творчески. Требования Стандарта к результатам освоения «Программы» представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования… Художественно - эстетическое развитие предполагает формирование элементарных представлений о видах искусства: восприятие музыки, художественной литературы, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей…» (ФГОСДО,п.2.6).
Рекомендации:
- Создайте в группах условия для самостоятельных занятий детей видами ИЗО и художественного творчества.
- Специальными педагогическими приемами обогащайте и расширяйте художественный опыт детей, поддерживайте и направляйте эмоционально-эстетическую трактовку образов (в рисунке ,живописи ,бумагопластике).
- В процессе обучения детей учитывайте индивидуальные способности каждого ребенка, а также формируйте предпосылки образовательной деятельности (самоконтроль, самооценку, обобщенные способы действия).
Педагогический коллектив компетентный в вопросах искусства живописи, методики изобразительной деятельности, национально-регионального компонента. Надеемся, что Вы, уважаемые коллеги, из сегодняшней встречи взяли для себя малые крупицы опыта.
Благодарим всех за участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методическая разработка по теме: "Педагогический проект в подготовительной группе "Мамочка, милая, мама моя...""
"Методическая разработка по теме: "Педагогический проект в подготовительной группе "Мамочка, милая, мама моя...""...
Методическая разработка на тему " Педагогическая поддержка развития воображения детей средней группы посредством нетрадиционных техник рисования"
*Изучение теоретических основ использования тактик педагогической поддержки в процессе рисования нетрадиционными техниками для развития творческого воображения детей средней группы и...
Методическая разработка на тему: «Интерактивная игра, как форма взаимодействия с родителями»
Учебно- методические материалы на тему"Интерактивная игра, как форма взаимодействия с родителями"...
Методическая разработка на тему: "Наши детки" в форме родительского собрания
Знакомство об особенностях развития детей раннего возраста....
Методическая разработка на тему: Подвижные игры как форма развития познавательной и двигательной активности детей раннего возраста
Игра - это работа детей. В ходе игры малыши всерьез заняты овладением новыми для них сенсорными и моторными навыками. Игра расширяет познания ребенка о себе и о мире, дает ему ощущение господства над ...
Методическая разработка по теме:Общение у дошкольников.Формы общения.
Тематика раскрывает возможность детей в процессе занятия расширить свое понимание "общения",разделение его на вербальное и невербальное,тонкости звуковых сочетаний и т.д....
Методическая разработка "План проведения педагогического совета по художественно-эстетическому развитию"
В материале предложен подробный план проведения педагогического совета по художественно-эстетическому развитию дошкольников. Педагогический совет проводится в форме деловой игры....