«ИКТ –технологии как средство повышения общей культуры дошкольника»
консультация по теме
Всем известно , как быстро повышается интерес дошкольников к компьютеру, как смело они с ним управляются. Значит, взрослым следует грамотно направлять этот процесс в нужное русло, оберегать детей от негативного информационного воздействия. Учитывая это, одной из первостепенных задач нашего ДОУ стало повышение компьютерной грамотности педагогов. Педагоги ДОУ считают, что компьютер- это средство решения основных психолого-педагогических задач дошкольного образования, с его помощью можно оптимизировать образовательный процесс. Согласитесь, с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, обладающие навыками работы с ними, четко выполняющие нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt-_tekhnologii_kak_sredstvo_povysheniya_obshchey_kultury_doshkolnika.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ИКТ –технологии как средство повышения общей культуры дошкольника»
Современный уровень развития дошкольной ступени образования предполагает активное использование информационных технологий во всех направлениях работы ДОУ: в управлении, воспитании и образовании, во взаимодействии с родителями воспитанников. В настоящее время компьютер имеет большое значение для организации работы педагога. Он выступает в качестве источника педагогической информации, средства оформления рабочей документации, сбора и хранения методического материала, подготовки презентаций и докладов. Почти ни одно из выступлений педагогов не обходится сегодня без мультимедийной презентации
(мультимедиа- это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, которые объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении).
Важную роль в познании великого и разнообразного окружающего мира детьми в настоящее время занимают информационные компьютерные технологии. В каждой семье есть (ИКТ): телевизор, большинство семей используют компьютер, компьютерные игры, Интернет, видео, DVD, CD, мультимедиа, мобильный телефон, то есть всё то, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Всем известно , как быстро повышается интерес дошкольников к компьютеру, как смело они с ним управляются. Значит, взрослым следует грамотно направлять этот процесс в нужное русло, оберегать детей от негативного информационного воздействия. Учитывая это, одной из первостепенных задач нашего ДОУ стало повышение компьютерной грамотности педагогов. Педагоги ДОУ считают, что компьютер- это средство решения основных психолого-педагогических задач дошкольного образования, с его помощью можно оптимизировать образовательный процесс. Согласитесь, с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, обладающие навыками работы с ними, четко выполняющие нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям.
Чтобы в перспективе каждый из педагогов смог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми, родительских собраний, консультаций, методической работы на качественно новом уровне, необходимо освоение педагогами работы с программными образовательными комплексами, ресурсами компьютерной сети Интернет.
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.
Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику, необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.
Главной целью внедрения информационных технологий является - создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: руководство, педагоги, воспитанники и их родители.
Для реализации этого необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.
При анализе результатов «Анкеты для определения степени использования информационно-компьютерных технологий» и собеседования выяснилось, что большинство педагогов испытывают затруднения в использовании компьютера, имеют разный уровень информационно- компьютерной компетентности.
Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Наши педагоги в основном сейчас используют материалы других цифровых образовательных ресурсов, но мы учимся осваивать компьютерные технологии. Для того, чтобы воспитатели и специалисты ДОУ были компетентны в использовании новых информационно-компьютерных технологий, спланировали их обучение по данной тематике
Темы семинаров:
1). Microsoft Word
- Шрифт, размер.
- Создание и редактирование текстового документа.
- Набор и редактирование текстового документа
- Абзацные отступы и интервалы
- Создание и форматирование таблиц.
- Вставка рисунка
- Печать готового документа
2). Microsoft PowerPoint – средство создания презентаций.
-Знакомство с PowerPoint.
-Создание слайда с диаграммой и таблицей
-Вставка в слайд рисунков и анимация при демонстрации.
-Сохранение и подготовка презентаций к демонстрации.
3). Microsoft Publisher
- Подготовка открытки
- Подготовка буклета и печать.
В практике работы старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их профессионального мастерства и квалификации. В нашем ДОУ используются следующие формы для повышения ИКТ-компетентности педагогов:
- тематические семинары
- мастер-классы;
- семинары-практикумы;
- работа в паре;
- дни педагогического мастерства.
Также была создана творческая мини-группа по ИКТ, которая является организатором информационной образовательной среды.
Цель работы творческой мини-группы - научить коллег оценивать уровень интеграции своей педагогической деятельности в информационную образовательную среду, выбирать и использовать инструменты ИКТ, электронные образовательные ресурсы в соответствии с задачами своей профессиональной педагогической деятельности.
Основными задачами мини-группы стали:
- организация консультативной поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;
- обучение созданию и использованию мультимедийных технологий в образовательном процессе;
- расширение использования ИТ в работе с родителями;
- создание банка данных дидактических и методических материалов по использованию ИТ в работе ДОУ
Для консультаций педагогов неоднократно приглашали специалиста по ИКТ МБУ «Методический центр» Печенгского района Никитину М.М. Учитель-логопед Косыгина О.А. сделала сообщение из опыта работы «Буклет, как современное средство взаимодействия между родителями и педагогами ДОУ».
В методической работе нашего ДОУ информационно-компьютерные технологии (например, мультимедийные презентации) используются на педагогических советах, семинарах, методических объединениях, консультациях, при аттестации педагогов, на родительских встречах. Так, в ДОУ для мероприятий разного уровня были созданы следующие презентации:
-«Оптимизация двигательной активности в подвижной игре» -для участников педсовета ДОУ;
-«Формирование здорового образа жизни у дошкольников» -для участников комплексного семинара ДОУ;
- «Формирование графомоторных навыков у дошкольников при подготовке к школе» - в рамках городского методического объединения специалистов ДОУ;
- «Актуальные вопросы формирования мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста»- в рамках практико-ориентированного семинара районного единого методического дня;
- «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» - для участников Мурманской областной научно-практической конференции.
Спланированная система повышения информационной компетентности педагогических работников дала свои результаты, а именно, педагоги ДОУ:
-подбирают иллюстративный материал к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация);
-умеют создавать текстовые и графические документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т.д.);
-владеют навыками поиска информации в Интернете;
-владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций;
-умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства.
В итоге проделанной работы по информатизации в ДОУ, можно сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение, повысить общую культуру дошкольников.
Список литературы:
1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994
2. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование. -2006.- №3. –
С. 9-11.
3. К.Ю. Белая Роль педагога в процессе внедрения информационно-коммуникативных технологий в ДОУ. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. -2012.- №8 с. 4-8
4. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.- №6.- С. 8-10.
5. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
6. Зубкова С.А, Степанова С.В. Использование ИКТ в организованной образовательной деятельности детей. .// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.- 2012- №7 с. 24-30
7. Иванова Е.В. Повышение ИКТ- компетентности педагогов.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.- 2009- №12 с. 6-15
8. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликова А.В.. и др. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. -М.: Мозаика-Синтез, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экологическое воспитание как средство формирования общей культуры дошкольника»
Экологическое воспитание дошкольников - современное направление педагогики, заменившее собой традиционное ознакомление детей с природой....
Использование игровых технологий как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи
Практический материал предназначается для автоматизации и дифференциации звуков у детей. Систематизированный лексический материал удобен для самостоятельного чтения детей. Проговаривание и чтение спос...
Информационно-комуникационные технологии как средство повышения эффективности работы с родителями ребенка с общим недоразвитием речи.
Выступление на районном методобъединении...
Статья "Образовательный проект «Зимующие птицы» как средство повышения экологической культуры старших дошкольников в условиях города"
Статья содержит аннотацию, паспорт и технологическую карту проекта. Проект долгосрочный, рассчитан на детей подготовительных групп. Материал позволяет решить образовательно-воспитательные задачи в усл...
«Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятель
Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса,...
«Метод моделирования, как средство повышения экологической культуры старших дошкольников»
Проблема взаимодействия человека и природы приобрела в настоящее время глобальный характер. Связано это с усилением антропогенного давления на природу, что приводит к серьезным ухудшениям функцио...
«Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятель
Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса,...