Информационно-комуникационные технологии как средство повышения эффективности работы с родителями ребенка с общим недоразвитием речи.
консультация по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Информационно-комуникационные технологии
как средство повышения эффективности работы с родителями
ребенка с общим недоразвитием речи.
Необходимость взаимодействия специалистов детского сада с семьями детей, имеющих речевую патологию, весьма актуальна в настоящее время. Традиционные формы решения этой задачи не всегда создают возможность активных партнёрских отношений между родителями и педагогами, что в свою очередь снижает результаты коррекции, воспитания и развития детей. Именно в условиях партнерских отношений между педагогами и родителями можно найти правильный маршрут в нелёгком для каждого ребёнка коррекционно-воспитательном процессе.
Однако, как показывает практика, при использовании традиционных форм воздействия родители часто остаются сторонними наблюдателями, а не активными участниками коррекционно-образовательного процесса. Многие родители перекладывают свои функции воспитания и образования на сотрудников образовательных учреждений, в том числе логопедов и дефектологов.
Таким образом, одной из инновационных форм работы с родителями сегодня является создание базы и использование информационно-коммуникационных технологий.
На базе логопункта детского сада создана видеотека которая основывается на программе Power Point, где можно отработать все компоненты речи. К примеру, элементарный приём поочерёдного появления картинок с отрабатываемым в составе слова звуком уже вызывает интерес детей к домашним заданиям. У каждого ребёнка имеется свой диск для компьютерных домашних заданий логопеда, в который вставляется памятка для родителей «Как заниматься с ребёнком за компьютером». Задания рассчитаны на 7-10 минут и только для детей 5 – 7 лет и выполняются в присутствии родителей. Создав большую базу картинок по темам и на определённые звуки, логопед может очень быстро изменить задание для каждого ребёнка. Также родителям предлагаются и различные дидактические игры в презентациях, видеотека ребёнка постоянно пополняется и обновляется.
Также в практике логопункта нашего детского сада активно используется прием «Звук родился!». Используются программы Viber и WhatsApp. Видеоматериал родитель получает тут же, по телефону, как только появился звук. Всегда приятно поделиться с родителями хорошей новостью. Родители говорят, что это очень радостные моменты в их жизни, тем более можно поделиться радостью и с близкими, членами семьи, посмотреть и комментировать вместе с ребенком в кругу семьи, выразив всеобщее восхищение и одобрение.
Для закрепления и для дальнейшего усвоения лексико-грамматических категорий, кроме взятых с ресурсов Интернета, в логопункте имеются авторские презентации:
- Один и много
- Крылья, уши и хвосты
- Поможем зайке приготовить салат
- Маша плюс каша
- Приготовим сок
- Фруктовое варенье
- Транспорт
- Мой папа – нефтяник
Ресурсы Интернета порадовали такими работами как:
- Игра с предлогом НАД
- Игра с предлогом ЗА
- Предлог ИЗ-ЗА
- Игры с предлогом ПОД
- Где летает вертолёт?
- Кто о чём мечтает (предложный падеж единственного числа)
- Кто о чём мечтает (предложный падеж множественного числа)
- Ошибки робота (предлоги)
На сайте www. umachka.net вы найдёте видео на автоматизацию различных звуков.
На сайте ru. trekker можно найти фильм «Домашний логопед», в котором опытный логопед научит выполнять артикуляционную гимнастику и даже массаж языка.
Говоря о компьютерных технологиях нельзя не упомянуть об использовании логопедической коррекционной программы «Игры для Тигры», созданной Лизуновой Л. Р. В 2009 году. Вместе с весёлым тигрёнком вы совершите увлекательное путешествие по Стране Звуков и Слов.
Компьютерная логопедическая программа предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Программа эффективно позволяет работать над формированием
- Просодических компонентов речи;
- Правильного произношения звуков;
- Фонетических процессов;
- Лексико-грамматических средств языка
Отмечая, что ИКТ применяются в основном в специальном образовании, особого внимания требует проблема особенностей общения ребёнка и компьютера. Часто ребёнок, осознавший наличие у себя определённого нарушения, стесняется его, у него появляется боязнь, что он будет осмеян или не понят, неуверенность в себе, что опять приводит к неудачам в общении. Общение с компьютеррреом становится для ребёнка в некотором роде обезличенным, и ребёнок не испытывает боязни, учится доверять собеседнику.
Игра способствует коррекции, формированию и развитию:
- Длительности и силы речевого выдоха
- Громкости и тембра голоса
- Темпо - ритмической организации
- Интонационной выразительности
- Четкости и разборчивости речи
- Неречевого слухового гнозиса
- Речевого слухового гнозиса
- Звукового анализа и синтеза
- Структуры значения слова
- Лексических связей слов
- Грамматического значения слова
- Коммуникативных навыков детей
Данная технология разработана на основе методик обучения детей с отклонениями развития Ефименковой Л. Н., Жуковой Н. С., Мастюковой Е. М., Филичёвой Т. Б, Каше Г. А., Лалаевой, Серебряковой, Левиной, Чиркиной а так же программой воспитания и обучения под редакцией Васильевой.
Таким образом, системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития детей с использованием компьютерных технологий с привлечением родительского сообщества, значительно позволяет повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Оно достигается в результате системного подхода, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации ребёнка к логопедической организационно-образовательной деятельности.
Литература.
- Вакуленко Л.С. Инновационные формы взаимодействия логопеда с семьями, воспитывающими детей с нарушением речи. // Логопед, № 6-2012. с. – 56-64.
- Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры». – Пермь, 2009. – с. 60.
- Комарова Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М., 2011. – с. 128.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение лексико-грамматической компетенции старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в проектной работе «Мой город – Москва»
Использование проектной деятельности в коррекционной логопедической работе со старшими дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, способствует активизации и расширению словарного запаса, более п...
Использование игровых технологий как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи
Практический материал предназначается для автоматизации и дифференциации звуков у детей. Систематизированный лексический материал удобен для самостоятельного чтения детей. Проговаривание и чтение спос...
Тема: «Коррекция общения как средство повышения эффективности речевого развития у детей с общим недоразвитием речи».
Сфера общения в последние два-три десятилетия привлекла пристальное внимание исследователей. Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и из...
Кинезиологическая гимнастика на занятиях физического воспитания как средство повышения эффективности работы по развитию речи детей с ОНР
В данной презентации рассказывается как на занятиях физического воспитания применяется кинезиологическая гимнастика для развития речи детей с ОНР...
Организация и формы работы с родителями детей с общим недоразвитием речи
В опубликованном материале представлены формы организации работы с родителями детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...
Использование информационно-коммуникативных технологий как средство повышения эффективности логопедической работы в дошкольном учреждении
В данной статье мною рассматривается использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольных учреждениях как одну из эффективных способов повышения мотивации и реальной перспективы р...
Система работы логопеда и родителей по эффективной автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи
Выступление на методическом объединении учителей-логопедов дошкольного образования Саткинского муниципального района Челябинской области...