Физкультурно-экологическая работа в дошкольном образовательном учреждении
методическая разработка на тему

Бавшина Людмила

Данный материал содержит методические рекомендации по физкультурно-экологической работе с дошкольниками.В немотражены основные воспитательные методы  работы с детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizk-ekolog_rab_po_fiz_razv_po_zozh.docx41.12 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультурно-экологическая работа в дошкольном образовательном учреждении с детьми

Семья и детский сад играют решающую роль в становлении личности ребенка, при этом важно обеспечить преемственность формирования основ физической и экологической культуры ребенка в условиях детского сада и семьи. Наиболее целесообразно комплексное использование различных форм работы с семьей: родительские собрания, беседы с родителями, наглядные пособия и рекомендации для родителей, совместного участия детей и родителей в мероприятиях активного отдыха.
Основные воспитательные методы работы с детьми
Метод разъяснения, влияющий на сознание детей, реализуется при проведении занятий с физкультурно-экологическим уклоном. Для этого применяются беседа, экскурсия, рассказ, обсуждение книги, составление текста на экологическую тему.
Метод приучения, используемый для формирования волевых качеств ребенка, содействует формированию определенного стиля общения ребенка с объектами природы, совместного труда родителей и детей по охране природы, специальных упражнений на воздухе, игр.
Метод стимулирования, оказывающий влияние прежде всего на эмоциональную сферу, чувства ребенка. Применение метода стимулирования возможно с помощью различных поощрений и наказаний, личного примера родителей.
В физкультурноэкологическую работу был включен значительный объем сведений как по физической культуре, так и по экологическому воспитанию, особенности работы, проводимой в дошкольном учреждении, ее результаты и пути улучшения.
Родительские собрания, проводимые на базе дошкольных учреждений, предполагают обсуждение основных вопросов физкультурноэкологической работы с конкретными детьми и становятся тем самым более интересны для родителей. В результате этого сплачивается коллектив родителей, педагогов, что позволяет им более полно узнавать особенности взаимоотношений детского сада и семьи, знакомиться со взглядами родителей на проблемы воспитания и образования, в частности, на формирование у дошкольников знаний об экологических проблемах.
Содержанием физкультурноэкологической работы с родителями является беседа как наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, которая информирует их об основных целях и задачах проблемы. Беседы проходят более результативно, так как имеют вопросноответную форму, в ней принимают активное участие все присутствующие родители и члены педагогического коллектива. Беседы с физкультурноэкологическим содержанием расширяют теоретические знания родителей и педагогов, устанавливают более близкие доверительные отношения между ними.
Беседа помогает познакомить родителей с наиболее эффективными формами работы семейного воспитания, дать практические советы и рекомендации ведущих специалистов дошкольного учреждения по распространенным методам и формам работы физкультурноэкологического образования. В процессе беседы педагоги ближе узнают жизнь семьи и побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, задумываться над тем, какими путями их лучше всего воспитывать. В ходе беседы ни один родитель не остается в стороне, а принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая деловые предложения и советы. Результатом родительских собраний, бесед физкультурноэкологического содержания является доведение до родителей информации об экологических проблемах, об укреплении и сохранении здоровья детей и в конечном итоге повышения экологической грамотности и экологической культуры взрослого населения, а именно родителей, имеющих детей дошкольного возраста.
Рекомендации для родителей представлены в виде наглядных пособий, выставляются в групповой комнате, где родители получают практические советы физкультурноэкологической направленности. Все запланированные формы работы с родителями учитывают специфику образовательного процесса в дошкольном учреждении. Наглядные пособия разработаны в виде материалов информационного характера экологической направленности и выставляются в групповой комнате как папкипередвижки в течение одного года.

Перечень факторов, влияющих на здоровье детей и взрослых
• Озоновый слой, который, словно щит, оберегает все живое от солнечной радиации. Задерживая самую губительную ее часть — ультрафиолетовые лучи, он предотвращает их отрицательное воздействие на организм человека. В последнее время отмечается сокращение озона в стратосфере. Это связано с чрезмерным поступлением в атмосферу хлора, хлорсодержащих соединений, в частности фреона, использующегося в холодильных установках. Сокращение уровня озона также тесно связано с использованием азотных удобрений, производством дезодорантов, лаков для волос, освежителей воздуха, различных ядовитых веществ. Вредно для здоровья то, что они выделяют определенные вещества — газы, которые разрушают озоновый слой. Тем самым солнечные лучи свободно проникают в атмосферу, а в большом количестве они вызывают болезни, изза этого дети рождаются ослабленными и подвержены различным инфекциям.
В настоящее время для защиты здоровья людей предложено исключить применение фреонов в бытовой химии, холодильниках, нельзя пользоваться дезодорантами в присутствии детей. Разрабатываются установки, которые помогли бы восполнить содержание озона в атмосфере.
• Кислотные дожди. Известно, что из труб заводов, которые используют в процессе производства серу, фосфор, происходит выброс в атмосферу газообразных веществ и пыли. Во влажном воздухе они, соединяясь с водой, образуют кислоту, которая с дождями выпадает на землю. Такие кислотные дожди снижают плодородие почвы, губительно воздействуют на все живое. Туман, содержащий кислоту, поражает дыхательные пути человека.
• Смог — это смесь дыма и парообразной воды, которые образуются при горении топлива. Смог нередко делает воздух непригодным для дыхания, приводит к нарушению состава крови, вызывает приступы удушья, снижает устойчивость к заболеваниям. Изза загрязнения воздуха у человека появляются слабость, рассеянность, бессонница.
• Выхлопные газы автомашин содержат канцерогенные вещества, которые могут вызвать даже развитие раковых клеток. Необходимо, чтобы все заводы, фабрики имели специальные уловители газов, пыли, частиц угля. Повсюду необходимо применять испытанный метод очищения воздуха — насаждение деревьев. В настоящее время делаются попытки использовать в качестве горючего для автомобилей газ водород.
• Современная мебель. Использование пластика в производстве мебели (кухонные гарнитуры, столы в детских садах) оказывает пагубное влияние на здоровье человека. Известно, что в основе пластика, а также линолеума, мебельных стенок, каркасов кроватей (из спрессованных стружек, опилок) часто применяется фенол, формальдегиды, которые являются канцерогенными веществами, которые не выводятся из организма человека и могут вызвать болезни. Поэтому мебель лучше использовать из цельного дерева, застилать пол паркетной доской. А если постелить линолеум, то в этом помещении не рекомендуется быть в течение полгода.
• Нитраты. Важно знать, что избыток минеральных удобрений в почве особенно опасен для здоровья, так как при этом в растениях накапливаются вещества, вредные для организма, например нитраты. Нитраты нарушают активность ферментов пищеварительного тракта, деятельность щитовидной железы. Как же уберечь детей от нитратов? Нитраты хорошо растворяются в теплой воде. Чтобы «вымыть» их из продуктов, например из картофеля, необходимо порезать его на мелкие части и несколько раз залить теплой водой, можно добавить соль, потом варить. Нельзя готовить овощи в алюминиевой кастрюле, так как алюминий — катализатор превращения нитратов в нитриты.
• Загрязнение воды. Во многих городах ежедневно в воду поступают отходы промышленности, сельского хозяйства, содержащие ядовитые вещества. Некоторые из них накапливаются в теле рыб, птиц и вообще в питьевой воде. Употребление в пищу мяса таких животных и птиц, а также употребление воды, непригодной для питья, может привести к различным отравлениям.
• Мусор. Тоже является серьезным экологическим фактором, влияющим на здоровье человека. В любой семье ежедневно чтото выбрасывают. Часть мусора сжигают, часть — закапывают. И то и другое — не лучший выход из положения. При сжигании мусора, особенно пластиковых бутылок, образуются вредные вещества, загрязняющие воздух. При закапывании часто происходит отравление почвы и подземных вод. Сейчас часть мусора перерабатывают: оказывается, из него можно получить немало полезного, например полиэтиленовые пакеты. Самыми серьезными экологическими факторами в нашей местности, влияющими на здоровье наших детей и на наше здоровье, являются заводы, где перерабатывается ракетное топливо, ядерные центры, химические заводы.
Практический материал физкультурноэкологической работы для родителей разработан и апробирован нами в педагогических экспериментах.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ № 1
Тема: «Физкультурноэкологическое занятие — основное средство сохранения, укрепления здоровья и приобретения необходимых знаний в условиях неблагоприятной обстановки нашего региона (г. Тулы».
Цель: познакомить родителей с назначением физкультурноэкологических занятий; раскрыть влияние данных занятий на организм детей и актуализировать воздействие физкультурноэкологических занятий в условиях неблагоприятной экологической обстановки.
План проведения собрания
1. Ознакомление родителей с важностью физкультурноэкологических занятий — ведущий.
2. Демонстрация физкультурноэкологического занятия детьми старшей группы.
3. Обсуждение ключевых вопросов с педагогами, медицинской сестрой, инструктором по физической культуре и родителями.
Ход собрания.
1. Выступление ведущего.
— Здоровье человека — одна из сложнейших комплексных проблем современной науки, которую по праву следует отнести к одной из самых главных среди всех существующих наук, ибо здоровье населения определяет состояние общества и государства в целом.
Здоровье ребенка — самая главная ценность для родителей. В наше время эта проблема имеет серьезное значение. Кризисное социальноэкологическое положение нашего общества и все большее нарастание социальной и экологической напряженности приводит к усугублению имеющихся и возникновению лишних новых проблем детства.
В основе катастрофического ухудшения здоровья лежит комплекс социальных, экономических и конечно же экологических факторов. К ним относятся: ухудшение качества питания, «свертывание» материальнотехнической базы для физического воспитания детей, детского спорта, несовершенство системы медицинского обслуживания, увеличение числа платных услуг в детских профилактических, лечебных, оздоровительных, санаторных учреждениях, «техногенные» перегрузки в результате промышленного загрязнения окружающей среды, увеличение стрессовых ситуаций в повседневной жизни, и список этот можно продолжать до бесконечности.
По нашему мнению, наиболее серьезный и опасный фактор, который отрицательно влияет на здоровье наших детей, — это экологический. Поэтому, изучая и анализируя состояние здоровья наших детей, мы пришли к выводу, что оно очень низкое, слабое. Дети не могут защитить свой организм от неблагоприятного воздействия загрязнения окружающей среды.
Нами была предложена для работы с дошкольниками методика физкультурноэкологических занятий, где бы дети получали не только двигательный опыт по приобретению навыков владения физическими упражнениями, но и получили бы необходимый набор экологических знаний.
Большое значение физической культуры и двигательной активности для здоровья и развития растущего организма признавали уже с древнейших времен. В процессе сложного взаимодействия человека с окружающей средой (биологической и социальной) двигательная активность играла огромную роль, являясь одним из важнейших пограничных звеньев, связывающих различные функции в организме человека.
По нашему мнению, физкультурноэкологическое занятие — это новая форма проведения физической культуры в дошкольном образовательном учреждении. Они должны быть обязательными в каждом дошкольном учреждении. Полученные знания должны служить обязательным условием формирования всех систем и функций организма и нести обязательную информацию экологического порядка.
Физические упражнения оказывают существенное влияние на жизнедеятельность человека. Сама природа дает в руки человека ни с чем не сравнимое и не заменимое по своему воздействию средство укрепления здоровья. Только от нашего желания и воли зависит, будем ли мы их использовать сознательно, совершенствовать потенциал своих возможностей и тем самым творить свое здоровье. По данным государственного доклада о состоянии здоровья населения РФ, заболеваемость детей всех возрастных групп значительно возросла. Частота болезней костномышечной системы увеличилась на 80 %, мочеполовой — на 90 %, нервной — на 35 %, системы кровообращения — на 56 %, болезни крови и кроветворных органов — на 12 %, болезни эндокринной системы — на 90 %.Поэтому дошкольное физическое воспитание должно формировать высокий уровень здоровья ребенка и фундамент культуры будущего взрослого человека. Следует особо подчеркнуть, что физкультурноэкологические занятия, в свою очередь, будут способствовать развитию восприятия, памяти, проявлению положительных эмоций, так как они необходимы. У детей развивается ум, мышление, увеличивается словарный запас, формируются «физкультурные» и «экологические» понятия. Ребенок узнает, как вести себя в природе, что такое экология, как сохранить свое здоровье в условиях экологического неблагополучия, как беречь воду, что загрязняет наш воздух и другое.
2. Демонстрация физкультурноэкологического занятия детьми старшей группы. Планконспект физкультурноэкологического занятия для детей старшего возраста.
Задачи:
1) развивать беговую выносливость в играх «ловишки»;
2) формировать умение дошкольников в ползании попластунски и беге по скамейке, продолжать освоение детьми прыжков со скакалками и ведения мяча на месте;
3) сообщать детям знания по экологии «Природа в опасности», рассказать, чем занимаются экологи;
4) воспитывать у детей чувство бережного и заботливого отношения к экологии, к «дому, в котором мы живем».
Оборудование и инвентарь:
гимнастическая скамейка, скакалки, мячи среднего размера по числу детей.
Построение детей в шеренгу. Воспитатель проверяет осанку детей, форму одежды и сообщает, что мы сейчас отправляемся в поход, в лес, где много красивых цветов, чистый, свежий воздух, где можно играть, бегать, прыгать.
Перестроение детей в колонну и ходьба по залу (2 круга), перепрыгиваем с «кочки на кочку» — переход через «болото» (2 раза), во время ходьбы воспитатель спрашивает у детей, знают ли они, что такое экология, часто ли они слышат это слово?
Ответы детей.
Ходьба в разных направлениях в чередовании с подскоками (8–10 раз).
Ребята, а вы знаете, кто такие экологи?
Ответы детей.
Экологи — это ученые, которые изучают природу и заботятся об экологии, чтобы она стала чище, лучше, чтобы нам жилось свободнее и мы меньше болели или не болели вообще.
Бег в разных направлениях с последующим бегом в колоне, ходьба.
— Ну вот, дети, за интересными разговорами мы добрались с вами до нашей красивой лесной поляны. (Имитация леса, поляны.) Но что мы видим? Какой ужас! Сколько мусора, пакеты, банки, стекло! Жгли костер, цветов и в помине нет, и воздух плохой. Кто же здесь отдыхал? Ответы детей.
— Ребята, но здесь нельзя заниматься. Я предлагаю стать юными экологами и защитить нашу поляну. Дети приводят в порядок поляну, убирая мусор, грязь.
— Молодцы! Мы с вами убрали эту маленькую поляну, а сколько мусора еще на нашей планете. Наша природа в опасности, она гибнет. Реки отравлены, в них мало рыбы, воздух грязный, много автомоби лей, заводов, фабрик. Нужно спа сать природу и экологию. Нужно за ботливо, бережно относиться к эко логии, не мусорить, много знать, читать, любить природу. Обязательно заниматься физкультурой и вести здоровый образ жизни. А сейчас будем заниматься физкультурой.
1я подгруппа: ползание попластунски (4–5 м) к скамейке + бег по скамейке с последующим соскоком. Повторить 4–5 раз.
2я подгруппа: прыжки со скакалками, кто как умеет. Выполнять одновременно.
Фронтально: ведение мяча на месте. Выполнять одновременно. Повторять 3–4 минуты.
— Молодцы! Любить физкультуру, заниматься ею — значит сохранить и укрепить здоровье. А здоровье самое ценное, что есть у человека.
Подвижная игра «ловишки» (известная детям) развивает беговую выносливость (повторить 4 раза).
— Хорошо мы занимались, а теперь станцуем наш любимый танецутят. Дети приглашают родителей. Дети возвращаются в группу.
3. Обсуждение ключевых вопросов собрания.
Родители задают вопросы, наиболее их интересующие, педагогам, медицинской сестре и инструктору. Общее обсуждение проблем, касающихся детей.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ № 2
Тема: «Знакомство родителей с основными формами, методами и средствами физкультурноэкологической работы».
Цель: выявить знания родителей по проблеме экологии, здоровья детей; познакомить с основными мероприятиями, которые будут проходить на базе детского сада; сообщить данные проводимых исследований.
План проведения родительского собрания.
1. Ознакомление родителей с предстоящими и прошедшими мероприятиями по экологическому воспитанию — ведущий.
2. Ознакомление с основными формами, методами и средствами сохранения и укрепления здоровья, работы по экологии для детей и родителей.
Ход собрания.
1. Выступление ведущего.
— Одной из важнейших задач экологического воспитания дошкольников является пропаганда знаний среди родителей и приобщение их к вопросам экологического воспитания детей в семье. Дошкольное учреждение должно вести большую разъяснительную работу, популяризировать экологические знания, пробуждать сознание родителей, повышать их экологическую культуру. Взрослые стоят у истоков добра и зла. От того, как они относятся к проблеме экологии, к живому, во многом зависит и отношение к нему детей.
Отношение человека к экологии затрагивает сферы личности человека, поэтому нужна единая линия воспитания ребенка в детском саду и в семье. Успех экологического воспитания зависит от того, насколько в экологической проблеме ориентируются родители, каков их уровень экологических знаний о жизни экологии, о взаимодействии человека с ней.
Уважаемые родители!
В связи с тем что ухудшается экологическая ситуация в нашем регионе, резко снижается жизненный уровень большинства населения нашего города, и вследствие этого уровень здоровья наших детей приобретает серьезную опасность.
Тульским государственным педагогическим университетом, в частности кафедрой физической культуры, в детском саду был предложен план мероприятий по выявлению критериев экологической грамотности взрослого населения (анкетирование педагогов и родителей), опрос детей по данным проблемам, контроль за показателями физической подготовленности детей по тестам (челночный бег 5 ? 6 м, прыжок в длину с места, метание теннисного мяча в цель, прыжки через скакалку, подъем туловища из положения лежа на спине, ведение мяча), проведена экспертная оценка здоровья детей по внешним признакам (по 5балльной шкале), также были выявлены показания функционального состояния (динамометрия левой и правой кисти, спирометрия, проба Мариша Кушелевского), установлены показатели физического развития (рост, вес, объем грудной клетки).Результаты были обработаны и обобщены (см. табл.). Уровень функционального состояния обследованных детей определялся по методике Г.А. Апанасенко и Л.А. Поповой (2000). Это уровневая система оценки (низкий уровень — 1 балл, уровень ниже среднего — 2 балла, средний уровень — 3 балла, выше среднего уровня — 4 балла, высокий уровень здоровья — 5 баллов). Например, в дошкольном учреждении № 50 был обследован 41 ребенок (21 мальчик и 20 девочек). Низкий уровень здоровья имеют: среди мальчиков — 15 человек, среди девочек — 11 человек; ниже среднего — 2 мальчика, 2 девочки; средний уровень — 3 мальчика, 5 девочек; выше среднего — 1 мальчик, 0 девочек; высокий уровень здоровья — 0 мальчиков, 2 девочки.
Таким образом, мы можем констатировать на основе приведенных результатов, что уровень соматического здоровья наших детей — низкий в большинстве случаев.
Опрос детей по выявлению у них уровня экологической грамотности показал, что большинство опрошенных не знают об экологии почти ничего, они не могут защитить себя, свой организм от воздействия негативного влияния окружающей среды. Также был проведен опрос родителей и педагогов по выявлению критериев экологической грамотности. Нами установлено, что и взрослое население знает об экологии и экологических проблемах очень мало. Мы считаем, что только родители смогут донести до детей все необходимые знания и двигательный опыт, которые пригодятся ребенку, чтобы оградить себя от вредного воздействия окружающей среды.
Известно, что положительные результаты в воспитании детей достигаются при сочетании коллективных и индивидуальных форм работы дошкольных учреждений и родителей. Основная цель этой работы — установление непосредственного контакта с семьями воспитанников, пробуждение сознания родителей, и возможность донести до них необходимый уровень знаний и умений, чтобы они, в свою очередь, передали их детям, но и конечно же более близкое знакомство с педагогическим коллективом.
Среди основных форм работы мы выделили наиболее распространенные и применяемые в практике: родительские собрания, беседы и консультации, анкетирование и опрос, «круглые столы», наглядные пособия, рекомендации для родителей.
Важно также владеть наиболее важными воспитательными методами, влияющими на сознание людей в процессе экологического воспитания (разъяснение, приучение, стимулирование), а также с эффективными путями экологического воспитания в семье (беседы, повышение родителями своих знаний по экологии, единство целей и действий семьи и ДДУ).

Особенности экологического воспитания детей в семье, организации их общения с природой:
• процесс воспитания носит естественный и чаще всего индивидуальный характер;
• на природе у ребенка появляется больше самостоятельности для двигательной активности;
• имеются большие возможности для выбора дошкольниками общественно полезной деятельности по охране природы;
• важно объяснять детям, что каждый человек как бы находится в центре сферы взаимосвязей, гармонии растительных и живых организмов;
• важную роль в развитии воображения у детей дошкольного возраста играет их общение с природой;
• экологическое воспитание эффективно влияет на развитие наглядно-образных представлений детей;
• в процессе познания природных явлений у ребенка развивается эмоциональность восприятия окружающего мира;
• изучение природных явлений способствует более сознательному усвоению детьми в дальнейшем в школе таких наук, как физика, география, химия, биология, геометрия;
• общение с природой формирует творческие способности ребенка, наделяет его изобретательностью, любознательностью.
Для дошкольников мы разработали программу экологической грамотности в виде физкультурноэкологических занятий, которые будут проходить 2 раза в месяц на свежем воздухе. На этих занятиях детям будут сообщаться знания экологического порядка, также 1 раз в месяц (в конце) детям будет предложен физкультурноэкологический досуг — яркий, эмоциональный, с различными сказочными персонажами, где детям также будут сообщаться знания по экологии в процессе физкультурных занятий, упражнений и игр. Такие формы работы для детей очень полезны и нужны, так как дети на них получают знания и расширяют свой двигательный опыт. Еще необходимо знать, какими мы современными средствами сохранения здоровья владеют люди. Это очистители воздуха и воды и очень бы хотели, чтобы их приобрели для детского сада и дома.
БЕСЕДА № 1
Тема: «Взаимосвязь человека с окружающей средой»
Цель: сообщить знания по экологии; рассказать, какими способами происходит воздействие на природу, какие загрязнители имеются в  атмосфере. Распространять следующим поколениям определенный опыт, знания, связанные с экологией.
• Вопрос к родителям: «Скажите, сообщаете ли вы какие-либо знания по экологии своим детям?»
Все родители, без исключения, сказали: нет, таких знаний не сообщают, так как сами не владеют такой информацией.
Основное воздействие на природу люди начинают оказывать через промышленное производство, которое в огромной степени увеличило возможности как преобразования окружающей среды, так и нарушения экологического баланса. Сегодня нас уже и не природа окружает, а отходы цивилизации. Не является исключением и наш город. На учете экологической службы стоит 100 предприятий промышленности, которые загрязняют наш город. Эти предприятия выбрасывают в атмосферу 300 тонн в год загрязняющих веществ. Рядом с нашим домом находится телевизионная вышка. Она представляет большую опасность для здоровья населения, создает повышенный естественный радиационный фон. Наша собственная природа по сравнению с началом века часто отклонена от нормы в десятки раз. Здоровье людей вызывает у специалистов крайнюю обеспокоенность, особенно у детей. Хронические патологии у жителей г. Арзамасе; сообщить данные по заболеваемости в детском саду; ознакомить с путями стабилизации экологической обстановки; налаживать контакт с родителями, вызывать у них интерес к существующим проблемам.
Содержание беседы
Природа со своим многообразием и величием материальнотехнических ценностей так уникальна, что не должна рассматриваться только как сырьевой источник для развития всех технологий в целом. Главное состоит в том, чтобы человек разумно и рационально, без загрязнения окружающей среды использовал сырьевые ресурсы, развивая и создавая при этом промышленные безотходные производства, не нарушая тем самым социальную экологию или экологию человека.
• Вопрос к родителям: «Скажите, что такое социальная экология или экология человека?»
Родители затруднились ответить на предложенный вопрос.
Экология человека — это наука о доме, в котором проживает человек. Социальная экология — это все то, что вокруг нас, что нас окружает. Роль человека в экологии заключается в том, что он как продукт природы может открывать и управлять законами природы, передавать по города постоянно возрастают, что и вызывает обоснованную тревогу. Возросло количество болезней опорнодвигательного аппарата, болезней нервной системы, органов дыхания, крови и кровеносной системы, пищеварения. В первую очередь на здоровье населения влияет экологическая обстановка в регионе.
• Вопрос к родителям: «Ответьте, какая, по вашему мнению, экологическая обстановка нашего города?»
Ответы родителей: плохая, острая, кризисная.
Мама Д. Виолеты спросила: «Какова заболеваемость по нашему детскому саду?» Этот вопрос мы переадресовали старшей медицинской сестре В.И. Смелковой, которая отметила, что заболеваемость по нашему детскому саду в принципе средняя, так как в детском саду проводятся мероприятия по физкультурно-оздоровительной работе: это и физкультурные занятия, и закаливание, и ежедневная утренняя гимнастика, и занятия в бассейне. К сожалению, есть у нас и дети группы риска — 68 человек, несколько человек инвалидов детства и очень часто болеющие дети с врожденными аномалиями.

• Вопрос к родителям: «Всему виной сложившаяся плохая экологическая обстановка. Но где же выход из создавшегося катастрофического положения? Уважаемые родители, что, по вашему мнению, нужно сделать, что предпринять?»
Папа Д. Ильи: «Побольше проводить разъяснительных бесед с родителями, взрослыми и детьми, ведь у нас такого нет нигде. Вот мы собираемся второй раз, а нам интересно, хотя и заняты. Это важно для будущих поколений».
Мама Ч. Юли: «Нужно пробуждать в людях сознательное отношение и уважение к природе, к людям, вести здоровый образ жизни».
Мама Н. Артема: «Сменить руководство предприятий, стабилизировать экологическую обстановку в стране, установить жесточайший контроль над проблемами экологии, а у нас этого нет, никто не занимается».
Мама К. Ромы: «Нужно менять сознание людей и начинать с малышей; думать о здоровье, о будущем».
Уже сейчас, по данным ЮНЕСКО на планете идет процесс вырождения наций, особенно это касается русской нации, где сегодня только 12 % русских женщин способно воспроизводить здоровое потомство. Генофонд русской нации катастрофически падает. И это результат чрезмерной загрязненности окружающей среды. При нашей сложившейся сложной не только экологи должно быть то, чтобы научно-технической революцией управляли экологически грамотные специалисты, чтобы в нашем городе был порядок и чистота. В плане экологии нужно начать каждому с самого себя. Думать о будущих поколениях, заботиться друг о друге, проявлять сознание ко всему живому на земле. Воспитание такого человека начинается в семье.
Уважаемые родители, какие у вас вопросы по теме нашей беседы?
Мама Щ. Данила: «Скажите, какие книги можно прочитать ребенку об экологии?»
Рекомендуются серия книг «Я познаю мир» издательства «Экология» (М., 1999), книга «Детская энциклопедия». Эта книга расскажет вам, что такое экология, об экологических катастрофах, о загрязнении окружающей среды. Советуем ее и вам, взрослым, прочитать.
БЕСЕДА № 2
Тема: «Формы и методы работы по экологическому воспитанию с семьями воспитанников».
Цель: расширить воспитательный кругозор родителей и педагогов, установить более близкие, доверительные отношения между педагогами и родителями; познакоческой, но и экономической обстановке, пора уделять особое внимание экологическим проблемам, которые с особой серьезностью должны решаться не только на всех этапах образования, но и на уровне семьи. Этого пока нет.
На охрану природы необходимо вкладывать огромные средства, но, к сожалению, на такую большую по территории страну, как Россия, на охрану природы выделяется 1 % от государственного бюджета, а в развитых странах Запада затрачивается около 5 %. Для создания нормальных условий, для того, чтобы выжить, для плодотворной жизнедеятельности человека и функционирования экосистем окружающей природы необходимы средства и определенный период времени. Только при этом экологическая проблема сдвинется с мертвой точки в пользу человеческого разума, когда на нашей планете наступит культурологический процесс, представляющий собой систему отношений людей друг к другу и к окружающей природе. Современному человечеству необходима модернизация научнотехнической революции, которая требует совершенствования норм воспроизводства рабочей силы, в частности, создание оптимальных условий работы, что способствует сохранению здоровья людей. Самым важным фактором низмами. Беседа должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства ребенка.
Огромное значение для экологического мышления ребенка имеет чтение книг об экологии, окружающей среде, о значении природы. Нужно подбирать такие рассказы, очерки, сказки, стихотворения, в которых доступно, на конкретных примерах раскрываются понятные детям нравственные категории доброты, сочувствия, помощи. Сегодня как никогда нужно приобщать ребенка к книгам, имеющим природоохранное содержание. Нужно учить детей делать выводы, из прочитанного вместе с родителями.
Желательно разработать тематическую систему вопросов, заданий, которые бы пробуждали творческую активность ребенка, учить его рассуждать о прочитанном. Доказано, что подготовка детей в семье протекает более успешно, если воздействия на личность со стороны педагогов детского сада и семьи совпадают, дополняя и усиливая друг друга. Если при этом создан единый фронт воспитания не только на словах, наставлениях, требованиях и правилах поведения в природе, но и в делах, поступках взрослых, то он более успешен. Одним из важнейших направлений при формировании у детей экологической грамотности является совершенст
мить родителей с наиболее эффективными формами семейного воспитания; дать практические рекомендации по наиболее распространенным формам и методам работы экологического воспитания.
Уважаемые родители!
Наиболее древним и распространенным методом семейного влияния на детей является беседа. В условиях резкого антропогенного загрязнения детям необходимо сообщать знания экологического плана. Беседа может быть разной по форме и по содержанию. Это зависит от цели, которую перед собой ставят отец и мать. Экологическая беседа должна быть душевной, понятной детям по содержанию. Специальной литературы, предназначенной для семьи, выпускается крайне мало, поэтому беседа чаще всего должна носить развлекательный характер, реже — обучающий. Существенным недостатком родительских бесед является то, что охрана природы в них трактуется как «отдельный вид деятельности человека», а не как общность любого труда. В процессе семейных бесед родителям необходимо формировать экологические знания детей таким образом, чтобы они представляли себе комплекс понятий, игр, позволяющих осознать, что жизнь может существовать только совместно с живыми организмами.
К сожалению, подавляющая масса родителей или не готова выполнить такие семейные функции, или не считает нужным это делать. Основными недостатками, которые наблюдаются у родителей при организации воспитания детей в семье, являются: отсутствие необходимых навыков и умений по охране природы и сохранению здоровья в экологически неблагоприятных территориях, слабое знание общих положений по экологии в промышленности и сельском хозяйстве, влияющих на окружающую среду. У родителей часто не хватает времени, а также умения организовать «защиту» своих детей.
Подготовка родителей к организации в семье экологического воспитания детей должна включать самоподготовку, без этого нельзя обойтись. Самоподготовка родителей в области экологии должна быть направлена на защиту здоровья ребенка, проведение профилактических мероприятий, приобретение практических умений и навыков по охране природы, формирование у родителей внутренней осознанной необходимости постоянно заниматься вместе с детьми охраной природы на основе знаний экологической обстановки в стране, области, микросоциуме.
Экскурсия в природу — увлекательная и эффективная форма практической подготовки детей к охране флоры и фауны и собственного здоровья. Под руководством родителей формируются представления об ориентировании на местности, наблюдении, сравнении, способность находить примеры и недостатки экологической среды и суметь защитить себя от ее неблагоприятного воздействия. Эффективным средством экологической подготовки детей в семье является систематический просмотр телепередач, связанных с экологией и миром природы. После этого полезно комментировать ситуацию, анализировать информацию. В формировании экологической грамотности детей в семье нужно признать чтение русских народных сказок и обсуждение рассказов о природе. Все вышеперечисленные формы и методы экологического воспитания в семье воспитывают в ребенке разностороннюю подготовленность к школе, умение разбираться в сложных явлениях природы, устанавливать взаимосвязь между природными объектами и явлениями, наблюдательность, внимание, разнообразную природоохранительную деятельность.
• Вопрос к родителям: «Уважаемые родители, скажите, какие формы работы вы проводите со своими коллективом детского сада. Для детей и родителей были разработаны тематические сообщения.

Тематические сообщения по проблемам экологии:
• «Мусор — злейший враг природы». Сегодня загрязнение почвы и водоемов бытовыми отходами приобрело глобальный характер. Раньше проблема мусора считалась чисто городской, сегодня и село, и лес, и поля также страдают от него. Окрестности современных городов, сел превратились в свалки. Мусором завалены обочины автомобильных и железных дорог. Полиэтиленовые сугробы и горы консервных банок засоряют все вокруг, мусорные территории занимают сотни метров. И что же дальше? Самое печальное в том, что большинство людей не видят в этом серьезной проблемы. Не понимают, что этот мусор вернется к каждому из них на участок в виде загрязненной грунтовой воды, токсичной пыли. Воду из колодца пить станет невозможно, овощи и ягоды будут отравлены и непригодны в пищу. Где же выход? Ученые считают, что для того, чтобы уменьшить образование отходов, нужно изменить образ жизни человека, а производство сделать по возможности безотходным. Однако для такого решения требуется много времени и средств. В среднем на каждого жителя Земли
детьми в плане экологического воспитания?»
Ответы родителей: из 21 присутствующего только 6 беседуют с детьми по данным проблемам, ручным трудом стараются заниматься почти все опрошенные и привлекают к этому детей. Большинство родителей читают детям книги, сказки, связанные с экологией и природой, но их очень мало, как заметили многие родители. В своих суждениях родители отметили положительное влияние детского сада на дошкольников по их ознакомлению с проблемами экологии.
Экскурсии на природу традиционны для большинства семей, но не все опрошенные родители добросовестно относятся к природе, не достаточно бережно посещают природу (оставляют мусор, жгут костры, ломают деревья).
Телепередачи просматривают почти все, из телепередач экологического содержания родители назвали «В мире животных», кинофильмы «Сила жизни», «Лесная быль», «Наш дом — Земля» (о рациональном использовании природных богатств).
Можно сказать, что в ходе проведения эксперимента мы заинтересовали родителей экологическими проблемами, касающимися здоровья их детей, повысили готовность их сотрудничества с педагогическим за год накапливается около тонны отходов, а это ни много ни мало более 5 миллиардов тонн.
Мусор нельзя сжигать! Это серьезная угроза, и она не осознается населением. Химические вещества во время сжигания взаимодействуют друг с другом, образуя новые, более ядовитые и вредные для здоровья. Эти вещества проникают к нам в дом, оседают на продуктах, одежде, коже. Некоторые, например диоксин, прекрасно растворяются кожным жиром и проникают через кожные покровы в кровь. Наконец, они попадают в наш организм через легкие. Оставшаяся после сжигания мусора ядовитая зола разносится ветром. Сжигая мусор, мы создаем угрозу для своей жизни и жизни других людей. Этот запрет должен быть абсолютным! Придет время, и в нашей стране построят много мусороперерабатывающих заводов, другого выхода просто нет, иначе мусор погубит нас. Но для того чтобы не усугублять проблему сегодня, необходимы не только усилия властей. Мусоровоз не придет в лес или на луг, чтобы убрать за людьми пустую пластиковую бутылку, упаковку от жевательной резинки или шоколадного батончика. Нельзя где попало выбрасывать мусор. Его следует захватить с собой, чтобы он попал на свалку, где меньше будет разрушать нашу среду обитания.
• «Спецотходы у нас дома». Каждый из нас постоянно использует множество вещей, которые, при всех их полезных качествах, далеко не так безобидны, как это может показаться на первый взгляд. Со многими из них надо обращаться очень аккуратно, а после использования не разбрасывать где попало или превращать в игрушки для малышей. Большую опасность представляют различного рода элементы питания или батарейки. Эти привлекательного вида «штучки» содержат несколько токсичных компонентов, наиболее опасный из которых — ртуть.
Опасность для нашего здоровья представляют медикаменты с просроченным сроком годности, остатки ядохимикатов, лаков, антикоррозийных средств. Не следует использовать для игры остатки косметических средств: тени для век, лак для ногтей и др. Необходимо осторожно обращаться со средствами бытовой химии, и прежде всего пятновыводителями, растворителями. Особой осторожности требуют средства автокосметики.
Очень опасна отслужившая свой век электротехника и электроника. В ней присутствуют опаснейшие яды со слабо изученными свойствами: ртуть, кадмий, селен, медь, свинец, германий и другие тяжелые металлы.
Даже бумага, особенно многоцветная, требует особого обращения. Ведь она содержит не только безвредную целлюлозу, но и свинец. В состав красителей для такой бумаги обязательно входит другой опасный металл — кадмий. В ней содержатся всевозможные добавки для глянца. Если полистаете со своим малышом красиво иллюстрированный журнал, никаких проблем у вас не будет. Но ни в коем случае нельзя жечь такую бумагу или заворачивать в нее пищевые продукты.
• «Стоит ли убирать пыль?» По этому поводу не должно быть сомнений. В экологическом отношении обыкновенная бытовая пыль представляет серьезную опасность в жилищах. Пыль проникает в наши дома через двери и окна, образуется в помещении в результате нашей деятельности. Очень трудно осознать, сколько скопилось дома такого рода грязи, пока не увидишь ее собственными глазами. В результате исследований свойств домашней пыли установлено, что значительная ее часть состоит из частичек кожных покровов человека и животных, ворса различных тканей. Кроме того, в ее составе обнаружены паразитические беспозвоночные, болезнетворные грибки и бактерии, поражающие дыхательные пути и вызывающие различные формы аллергии. Частицы пыли способны собирать и удерживать на своей поверхности летучие токсичные и радиоактивные вещества, различными путями попадающие в воздух жилых помещений. Пыль, например, является основным источником попадания в организм человека самого сильного из известных ядов — диоксина. Оседая на продуктах питания, попадая в дыхательные пути, ядовитая пыль оказывает чрезвычайно неблагоприятное влияние на наше здоровье. Больше всего собирается пыли в коврах, мягкой обивке мебели, книгах. В борьбе за чистоту в квартире традиционно используется влажная уборка, пылесос, вытирание мебели.
Для укрепления и закаливания детского организма, формирования у дошкольников культурногигиенических навыков необходимо также употребление экологически чистых овощей в пищу, что повышает сопротивляемость детского организма к инфекциям, улучшает работоспособность, внимание, зрение и общий тонус организма.
Все это определяет необходимость родителей расширять экологическое воспитание своих детей, формировать у них заботливое отношение к земле, воздуху, воде, растениям, животным. Для исправления имеющихся недостатков в экологическом образовании дошкольников необходимо улучшить подготовку кадров (эколог должен быть обязательно во всех детских садах).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация летней оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

Создание условий, планирование работы, осуществление контроля  -  все это поможет качественно организовать работу коллектива детского сада в летний период....

Система работы и организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.

Система работы и организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном  учреждении....

Образовательный проект как средство организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

Одной из главных задач деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляем...

Активный отдых, как форма работы по организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении на улице.

Организации активного отдыха детей на свежем воздухе является создание эмоционально-положительного настроя к занятиям физической культурой, решение в комплексе всех задач: воспитательных, образователь...

Комплексно-тематическое планирование образовательной работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения

План предполагает осуществление 34-х примерных тем (соответственно 36-ти неделям учебного года, исключая 2 недели новогодних «каникул»)....