СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.
статья по теме

Кудрявцева Наталия Владимировна

Данный материал интересен методистам, педагогам – психологам и воспитателям детских садов. На примере проведенных мероприятий показана интересная форма работы взаимодействия Дошкольного Образовательного Учреждения и детского клуба «Журавлик» при Всероссийском Обществе Инвалидов города Таганрога. Были задействованы сотрудники, родители и дети детского сада. Данный опыт можно использовать в любом Дошкольном Учреждении. Подобное мероприятие не имеет четкой инструкции, и многое зависит от желания, инициативы и мастерства педагога – психолога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Интересная форма работа ДОУ41.5 КБ

Предварительный просмотр:

СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

Мир «особого» ребёнка –
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка –
Безобразен и красив.
Неуклюж, немного страшен,

Добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?

Почему он молчалив?

Почему он так испуган?

И совсем не говорит?

Мир «особого» ребёнка…
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка.

Допускает лишь своих. 

(Калиман Наталья)

Ребенок, каким бы он ни был - прежде всего, уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. Как утверждают специалисты, с каждым годом «нестандартных» детей становится больше, и для их обучения и воспитания требуется дополнительные ресурсы.

Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья социальная адаптация невозможна в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной. На самом деле внутри рамок специальных заведений у него просто нет возможности приспособиться к обычной жизни. Он выходит в мир абсолютно неподготовленным, а его особенности, вместе с нежеланием общества принять их, еще усугубляют ситуацию. Ведь учится он порой гораздо медленнее, с большим трудом приспосабливается к изменившейся ситуации, но зато очень остро чувствует недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует. Окружающие видят их отличие, их особенности, и думают, что и общаться с ними надо иначе, а вот как - порой не знают.

«Всероссийское Общество Инвалидов» (ВОИ) в городе Таганроге было организованно как общественная организация 17 августа 1988 года. В этом году оно отмечает свое 25- летие. По состоянию на 01.01.2011 года насчитывало 2920 инвалидов. При «ВОИ» (города Таганрога) чуть более чем десять лет тому назад был создан детский клуб «Журавлик», в котором состоят дети - инвалиды от рождения до 18 лет.  Многие дети клуба находятся на надомном обучении и месяцами не покидают пределы своей квартиры. Для того чтобы исправить положение, помочь ощутить жизнь в полной мере, преодолеть психологические барьеры клуб «Журавлик» организовывает пошаговую интеграцию детей в общество.

Ставя перед собой задачи социальной реабилитации, в решении проблем развития детей - инвалидов клуб постоянно ведет активную работу с различными организациями. В 2013 году МБДОУ детский сад № 99 города Таганрога стал сотрудничать с клубом.

Ко Дню защиты детей детсадовские мальчишки и девчонки изготовили подарок клубу и подарили его «журавлятам». Несколько дней ребята из разных групп делали цветочное панно на память. К 17 августу в преддверии 25 – летия «ВОИ» детский сад решил организовать в саду акцию «Книга детства». Родители и сотрудники МБДОУ получили возможность подарить любимую книгу детям клуба «Журавлик» и вместе с воспитанниками сада написать внутри текстовое письмо - послание и напутствие юному читателю (рис. 1, 2, 3). Именные подарки останутся в библиотеке клуба, и юные читатели получат прекрасную возможность ознакомиться с пожеланиями ребят – дошколят (рис. 4, 5, 6). А к праздничному концерту, посвященному Дню рождения «ВОИ» подготовительные группы подготовили свой музыкальный номер для «журавлят». И сколько еще впереди таких встреч: и на День знаний, и на Новый год…. Вот так благодаря совместным мероприятиям   детишки – детсадовцы приобретают друзей, учатся общаться со сверстниками, что в дальнейшем поможет ребятам клуба избежать одиночества и научит жить в обществе. Ведь воспитываясь, рука об руку с самого раннего детства, участвуя в праздничных мероприятиях, они многому учатся друг у друга, учатся жить, вместе уважая и воспринимая человека таким, какой он есть.

Роль инклюзивного воспитания в жизни ребенка - инвалида, так же, как и в жизни здорового ребенка очень велика. Благодаря совместному воспитанию будущее каждого ребенка, включенного в этот очень непростой процесс, может измениться. Перспектива пожизненного сидения дома, без радостей, без удовольствия от жизни, для ребенка-инвалида, может превратиться в полноценную жизнь, наполненную общением, работой, мелкими удовольствиями, а самое главное чувством нужности обществу. МБДОУ детский сад № 99 принял решение о сотрудничестве с клубом «Журавлик» (рис. 7). Для детсадовских детей, это способ научиться толерантности, взаимопомощи и заботе. Именно такие способы взаимодействия в дальнейшем помогут изменить взгляды общества на инвалидов, то есть помогут внедрению социальной модели инвалидности, тем самым, способствуя развитию инклюзивного общества – общества для всех, общества для каждого. Причем, чем раньше будет происходить включение детей - дошкольников в совместные мероприятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья, тем успешнее будет меняться привычный стереотип о неполноценности инвалидов в нашем обществе.

Наши наблюдения, показали, что на праздничных мероприятиях дети с ограниченными возможностями здоровья и детсадовцы не испытывали ни каких трудностей при общении, ни разу не было замечено ни насмешек, ни издевательств. Так предоставляется возможность социализации особым деткам в атмосфере сочувствия, равенства, сотрудничества, единства и положительного отношения.

Толерантное отношение российского населения к детям - инвалидам находится на стадии формирования. Общество еще психологически не всегда готово принимать этих детей полноправными членами.  Выработать такое отношение возможно, и оно напрямую зависит от реальной вовлеченности в этот процесс.

Детский сад № 99 будет продолжать работать в выбранном направлении, ведь в числе основных преимуществ «включенный» ребенок успешно овладевает социальным опытом и дети из окружения «включенного ребенка» становятся добрее и заботливее…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация эффективного взаимодействия педагогов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Создание в ДОУ психолого-медико- педагогического консилиума позволяет организовать эффективную работу всех участников образовательного пространства по сопровождению детей с ОВЗ....

«Особенности взаимодействия музыкального руководителя,инструктора по физической культуре, и воспитателя в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Структура взаимодействия музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и воспитателя  доу в работе с детьми с ОВЗ....

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Практическое занятие для педагогов: «Основные проблемы при взаимодействии с детьми с ограниченными возможностями»

Цель: - акцентирование внимания на  психологических проблемах  детей с ограниченными возможностями;- расширение представлений о способах и правилах общения с детьми с ограниченными возможнос...

СТАТЬЯ Взаимодействие специалистов ГБДОУ детский сад компенсирующего вида в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлым нарушением речи).

• Инклюзивное образование дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) • Взаимодействие участников образовательного процесса. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия. • Особенности органи...