Практическое занятие для педагогов: «Основные проблемы при взаимодействии с детьми с ограниченными возможностями»
консультация по коррекционной педагогике на тему
Цель:
- акцентирование внимания на психологических проблемах детей с ограниченными возможностями;
- расширение представлений о способах и правилах общения с детьми с ограниченными возможностями, снятие тревожных состояний при данных контактах;
- выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и к профессиональной деятельности в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt.docx | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Кленок».
Практическое занятие для педагогов:
«Основные проблемы при взаимодействии с детьми с ограниченными возможностями»
Подготовила:
Ольга Георгиевна Махалкина
Педагог - психолог
МАДОУ «Детский сад №9 «Кленок»
Соликамск, 2017 г
Цель:
- акцентирование внимания на психологических проблемах детей с ограниченными возможностями;
- расширение представлений о способах и правилах общения с детьми с ограниченными возможностями, снятие тревожных состояний при данных контактах;
- выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и к профессиональной деятельности в целом.
Оборудование: бейджи, мольберт, маркеры, ватманы, атласные ленты, вата, платок, шарф, карточки с заданиями для упражнений, жетоны для обратной связи, маркеры, карандаши, т.д. по количеству участников, магнитофон.
Ход:
1.Знакомство. В начале работы каждый участник оформляет карточку визитку, где указывает свое имя.
Упражнение «Разные все мы». Цель: привести к мысли о том, что даже полноценные люди очень сильно друг от друга отличаются.
Участники группы располагаются по кругу. Начинает ведущий. Представляется, рассказывает о себе с акцентом на то, чем он может отличаться от окружающих (и внешне, и внутренне). Закончив, взглядом передает слово другому участнику.
2.Основная часть.
Упражнение «Лично мой опыт общения с детьми с проблемами в развитии»
Каждому участнику предлагается рассказать о своем опыте общения с данными группами детей, свои переживания и страхи, возможно, наоборот – удачи и достижения (из опыта ведения такого тренинга, чаще в группе делятся именно переживаниями и негативным опытом). Необходимо стимулировать участников говорить о своих эмоциях.
Упражнение «Список наших проблем в общении» (проводится в малых группах по 4 человека)
Подгруппам необходимо из всего вышесказанного определить основные проблемы, которые могут возникать в процессе взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями. Результатом обсуждения становиться список из проблем.
Примерные проблемы:
- Неудобно смотреть
- Непонимание речи
- Страх заболеть самому
- Неумение помочь
- Сильная жалость
Каждая группа по очереди называет выделенную проблему, поясняет ее. Члены других подгрупп могут дополнять и задавать вопросы. Это происходит до тех пор, пока все проблемы не перечислят. На доске составляется список из выделенных проблем. Необходимо уточнить, сделать акцент на обсуждении того, что выделенные проблемы - проблемы полноценных людей.
Мини – лекция «Дети с ограниченными возможностями»
Мы все читаем специальную литературу, смотрим телевизор и наблюдаем за ситуацией в обществе. Думаю не надо подробно рассказывать про системы жизнеобеспечения детей с проблемами в развитии в других странах, коснемся нашей страны.
Основные тенденции 21 века. Общество поворачивается к таким детям и людям лицом. Организуется огромное количество центров, организаций, мест, где они обучаются, общаются, в общем, живут!!! Но после длительной изоляции и у нас, и у них возникает огромное количество проблем! Это видно даже из того, что мы все здесь собрались.
Можно выделить четыре группы детей, которые нуждаются в специальном подходе и требуют особого внимания:
Первая группа – дети с нарушенным слухом
Вторая группа – дети с церебральным параличом
Третья группа – дети с нарушением зрения
Четвертая группа – дети с интеллектуальными нарушениями
Упражнение «Проблемы детей с ограниченными возможностями»
Для выполнения этого упражнения группа делится на подгруппы.
Задание: постараться выделить психологические проблемы, которые могут возникать у данных детей. Необходимо представить окружающий мир их глазами.
Составляется общий список проблем детей с ограниченными возможностями и вывешивается на доску рядом с первым список.
Следующим этапом становиться сравнение двух списков и выделение общих проблем.
Упражнение «Слепой, Глухой, Немой». Цель: погрузить совершенно здоровых людей в мир человека с ограниченными возможностями, развитие эмпатии.
Для выполнения данного упражнения выбираются 3 человека, которым будет необходимо играть предложенные на карточках роли людей с проблемами в развитии.
1й – не двигается, не слышит, но говорит и видит
2й – не говорит, не слышит, но двигается и видит
3й - не говорит, не видит, но слышит и двигается
Задания для коммуникации:
Вы собрались на праздник, нужно договориться в какие костюмы оденетесь и какой возьмете подарок;
Составьте список любимых продуктов для дня рождения;
Выбираете новую марку сотового телефона с разными функциями.
Группа не помогает. По окончанию первой серии можно предложить попробовать другим участникам группы.
Рефлексия упражнения.
Упражнение «Наше послание вам» Знакомство группы с письмом от людей с ограниченными возможностями.
Текст письма: «Друзья! Мы всегда рады общению, взаимодействию, дружбе! Не секрет, что это получается не всегда гладко и просто. Жаль, что, когда вы заблудились или хотите, что – нибудь узнать, а вокруг никого нет, кроме инвалида вы забоитесь, постесняетесь или просто не захотите подойти. А мы поможем, ответим и будем рады вашему вниманию.
Мы обычные люди, немного обиженные природой – матушкой, но поверьте, мы к себе привыкли, стараемся адекватно себя оценивать, знаем свои способности и возможности. Поэтому, когда вы видите нас, не проявляйте излишнего внимания, сердобольности или навязчивого сочувствия, это снова напоминает о нашей болезни. Мы приняли свое заболевание, как бы это не было трудно, примите и вы его. Давайте общаться на равных.
При разговоре, беседе и споре обращайтесь непосредственно к нам, не бойтесь смотреть прямо в глаза, пожать нам руку или еще несколько раз повторить вопрос. Не стесняйтесь предложить нам помощи и не расстраивайтесь, если мы отказались от нее.
Иногда нам трудно говорить, но мы очень хотим быть выслушанными и понятыми, но вы спорьте с нами, доказывайте свое мнение, задавайте любые вопросы. Мы тоже любим шутить и смеяться, имеем самокритичность. Не бойтесь показаться глупыми или слишком умными – будьте собой и нам будет легко и спокойно.
Если убрать все признаки нашего заболевания, вы увидите здоровых, интересных, общительных людей. Спасибо за участие!!!
Обсуждение: 1)Какие чувства и эмоции испытывает автор письма?
2)Какую полезную информацию мы получили?
3) Какие эмоции испытывали при прослушивании?
Пожелания психологов: рассчитывайте на здравый смысл и способность к сочувствию. Будьте спокойны и доброжелательны. Если не знаете, что делать, спросите своего собеседника. Не бойтесь задеть его этим – ведь вы показываете, что искренне заинтересованы в общении. Относитесь к другому человеку, как к себе самому, точно так же его уважайте, и тогда все будет хорошо.
3.Закрепление полученной информации
Упражнение «Взаимодействие»
Ситуация 1. Человек с трудностями при передвижении уронил костыли, не может дотянуться, но помощи не просит. Предложите помощь, чтобы он ее принял.
Ситуация 2. Расставлены стулья по комнате. Одному участнику завязываются глаза. Ему необходимо взять книгу у одного из присутствующих. Только с помощью речи провожаем его к необходимому объекту.
Ситуация 3. Развитие мимики, пантомимики, жестов. Несколько человек получают задания на карточках - небольшие фразы, которые необходимо передать по кругу без слов, используя только мимику, жесты («Ах, вас только здесь не хватало!», «Ну ты и красавица сегодня!», «Ой-ой, как страшно, испугал!»)
Упражнение «Групповой рисунок»
Предлагается нарисовать ответное письмо детям с проблемами в развитии красками. Участвуют все. Можно включить спокойную музыку.
Обсуждение рисунка: по кругу каждый участник говорит по одному предложению о своем послании, в результате должен получиться связный рассказ.
4. Рефлексия.
- выразите свое мнение от участия в практической части встречи;
-что было наиболее интересным и запоминающимся
-что вы вынесли из участия;
-чего не хватало на ваш взгляд;
-пожелания участникам мероприятия
5.Релаксация.
Упражнения на снятие эмоционального напряжения «Мой парк»
Необходима спокойная расслабляющая музыка. Упражнение осуществляется с помощью воображения.
Ведущий дает инструкцию: «Расслабьтесь, все хорошо поработали, выполнили много заданий, активно участвовали. Постарайтесь закрыть глаза, кто не может, можно оставить открытыми. Представьте, пожалуйста, большое пространство, оглянитесь вокруг, что вы видите, как вы себя чувствуете. Огляделись, привыкли. Теперь необходимо начать строить свой парк. Задумайтесь, что бы вы хотели увидеть в своем парке. Какие предметы и как вы расставите. Даю вам время оборудовать открытое место. Это может быть парк отдыха, парк развлечений, парк для занятий. Выполнили всю работу, как вы себя чувствуете, какие эмоции испытываете, можно еще что – нибудь добавить. Теперь посмотрите, кто приходит в ваш парк, как эти люди себя чувствуют, что делают. Обратите внимание на ваш уровень удовлетворения от сделанной работы, что нравится, что нет, что нужно изменить. Начинаем просыпаться, открывает глаза».
После упражнения все желающие могут рассказать свои впечатления от выполненной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация эффективного взаимодействия педагогов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Создание в ДОУ психолого-медико- педагогического консилиума позволяет организовать эффективную работу всех участников образовательного пространства по сопровождению детей с ОВЗ....
«Социально-психологические проблемы современной семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Православные традиции, как путь решения данной проблемы»
«Родителям, имеющим недоразвитых детей, не следует расстраиваться из-за этого, потому что они – спасены. Даже радоваться нужно, ибо без особого труда идут в рай. Чего же другого роди...
«Особенности взаимодействия музыкального руководителя,инструктора по физической культуре, и воспитателя в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Структура взаимодействия музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и воспитателя доу в работе с детьми с ОВЗ....
СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.
Данный материал интересен методистам, педагогам – психологам и воспитателям детских садов. На примере проведенных мероприятий показана интересная форма работы взаимодействия Дошкольного Образовательно...
Регламент научно-практического семинара «Организация коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством проектной деятельности»
Организация коррекционной работы с детьми с ОВЗ...
Регламент научно-практического семинара «Организация коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством проектной деятельности»
Учебно-методическмий материал по коррекционной педагогике...
Мастер класс "Приемы практической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Внутренний мир ребёнка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям?В работе с детьми с ОВЗ большую роль играет творческая деятельность, в п...