Обобщение педагогического опыта «Создание системы коррекционной работы и модели комплексного взаимодействия педагогов при организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) в целях их успешной с
методическая разработка по коррекционной педагогике
Гиперссылка на передовой педагогический опыт (свидетельство №836, от 29.05.2020 г.) выдано Министерством образования Сахалинской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_psihologa.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы педагога-психолога по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями (с ОВЗ)
Алгоритм организации работы с ребёнком с ОВЗ включает в себя следующее:
1. Ознакомление с приказом «Об организации обучения по АООП» в ДОУ.
2. Ознакомление с документами (Заключение ТПМК или ЦПМПК, ИПРА, выписки, справки)
3. Собеседование с родителями, заключение соглашения о проведении диагностического исследования и организации психолого-педагогического сопровождения; сбор информации об индивидуальных особенностях ребёнка.
4. Ежедневное наблюдение за ребёнком в период адаптации, установление контакта.
5. Проведение диагностики в соответствии с рекомендованной АООП, анализ результатов.
6. Заседание ППк, коллегиальное заключение по определению этапа обучения по АООП.
7. Разработка индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения на основе рекомендуемой АООП и рабочей программы педагога-психолога.
8. Коррекционно-развивающая работа с отображением динамики, результатов в Дневнике индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребёнка.
9. Мониторинг развития – диагностика на начало и конец года, анализ результатов, корректировка образовательного маршрута.
Помимо перечисленных направлений работы, педагог-психолог:
- в случае устойчивой положительной или отрицательной динамики развития конкретного ребёнка, составляет психологическую характеристику на данного ребёнка и обращается в ППк ДОУ с целью корректировки дальнейшего маршрута развития: перевод на следующий этап обучения, включение разделов из других программ.
- осуществляет индивидуальное консультирование родителей, разрабатывает рекомендации для родителей и педагогов.
- в случае направления ребёнка на ТПМПК, прохождения МСЭ – составление характеристики на ребёнка.
Перечень документации педагога-психолога ДОУ:
1. Должностная инструкция и нормативно-правовая документация.
2. График работы и циклограмма.
3. Годовой план работы.
4. Отчётность по мониторингу и анализу.
5. Журнал проведения консультаций.
6. Соглашения и заявления родителей.
7. Аналитический отчет (1 раз в конце учебного года).
8. Диагностические материалы и методики, различные коррекционно-развивающие программы, методический комплекс.
9. Сведения о детях, выписки из истории болезни.
10. Расписание занятий.
11. Табель посещаемости.
12. Рабочая программа педагога-психолога с календарно-тематическим планом.
13. Дневник индивидуального психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ (для каждого ребёнка) – образец в Приложении 10.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Основной рабочий документ специалиста, в котором отражены все направления работы педагога-психолога, содержание коррекционной деятельности, планируемые результаты на каждом этапе обучения, в соответствии с АООП.
Календарно-тематический план (его содержание, форма) является собственной разработкой педагога-психолога МАДОУ №3 Корнеевой Ирины Сергеевны. План разработан таким образом, что в нем чётко отражены три основных направления работы педагога-психолога в каждом занятии: развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой сферы и развитие личностной сферы (образец в Приложении 11).
Деятельность педагога-психолога
по коррекции развития психических процессов и эмоциональной сферы детей, нуждающихся в психологической помощи
Содержание работы | Форма коррекционной работы | Периодичность |
Комплексное обследование детей | индивидуально | 2 раза в год |
Работа в психолого-педагогическом консилиуме | Составление индивидуальных маршрутов развития | по показаниям, по запросу |
Коррекционная работа по развитию психических процессов и эмоциональной сферы | индивидуально, по подгруппам | с каждым ребёнком 2 раза в неделю |
Сопровождение периода адаптации детей | индивидуально, по подгруппам | по показаниям |
Коррекционная работа с детьми, имеющими различные нарушения в развитии: - дети с повышенной тревожностью; - дети с повышенной агрессивностью; - дети с расстройством аутистического спектра; - дети с ЗПР; - дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | индивидуально, по подгруппам в формах игровой терапии, арттерапии, с использованием ресурсов сенсорной комнаты | ежедневно |
Работа по созданию эмоционального комфорта для детей и педагогов | наблюдения, консультирование, тренинги | в течение года, согласно плану |
Психологическое просвещение педагогов и родителей | консультирование, тренинги, анкетирование, тестирование, психологическая гостиная | в течение года |
Взаимодействие со специалистами ДОУ | педсовет, «круглый стол», и др. | в течение года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья....
Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...
Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями опорно-двигательного аппарата)
Очень важно создать услолвия для развития мелкой моторики детей, имующих нарушениями опорно-двигательного аппарата. Этому способствуют разнообразные настольно-печатные и дидактические игры, пособия, и...
Рекомендации для родителей по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями
Воспитание и развитие «особого» ребенка доставляет очень много переживанийродителям. Поэтому семье, где растут такие дети, может быть необходима помощь вформе рекомендаций, которые помогут...
Сообщение из опыта коррекционной работы на тему «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями в развитии очень сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды...
Описание практики "Модель взаимодействия педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной организации"
Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, художественно-эстетического развития ребенка. Реа...
Описание практики "Модель взаимодействия педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" (конференция)
В материале, представленном ниже, описана роль взаимодействия педагогов дошкольной организации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....