Модель взаимодействия МДОУ с семьей
проект по теме

Партретова Вероника Геннадьевна

В материале прописаны актуальность темы взаимодействия семьи и ДОУ, цели, задачи, принципы, направления,  планируемый результат, критерии оценки работы; представлена модель взаимодействия МДОУ № 38 "Искорка" с семьями воспитанников.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_vzaimodeystviya_mdou_s_semey.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 38 «ИСКОРКА»

Модель

взаимодействия  МДОУ  № 38 «Искорка»  и семьи

как фактор формирования активной жизненной позиции родителей

в развитии и воспитании дошкольников

                                                                Составитель:

                                                                                                                                         ст. воспитатель МДОУ № 38 «Искорка»

                                                                                                 Партретова В. Г.

Г. Подольск

2012г

Концепция модернизации российского образования, Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования нацеливают ДОУ на взаимодействие с  семьями воспитанников с целью обеспечения высокого качества образования, которое складывается из уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

С целью достижения высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.

В современных социальных условиях в основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты (в том числе ДОУ) призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания на современном этапе развития требуют иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются такими понятиями, как  «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие – это способ организации совместной деятельности, которая осуществляется  с помощью общения.

Перед педагогическим коллективом МДОУ № 38 «Искорка» была поставлена цель: создание условий для разработки новых подходов к взаимодействию МДОУ и семьи как фактор формирования активной жизненной позиции родителей в развитии и воспитании дошкольников.

Чтобы добиться поставленной цели, необходимо было решить ряд задач:

  • Объединить совместные усилия МДОУ с семьями воспитанников по развитию и воспитанию дошкольников;
  • Ввести  инновационные формы и методы  взаимодействия с родителями;
  • Создать   условия для организации дополнительных образовательных услуг;
  • Повысить  качество  системы управления.

  Планируемый результат:

  • изучены особенности семьи;
  • выбран единый стиль общения  МДОУ и семьи (общая стратегия воспитания и развития ребенка в семье и МДОУ);
  • у родителей сформирована уверенность в собственные педагогические возможности;
  • у родителей сформирована потребность в частном индивидуальном общении с детьми;
  • у ребенка сформировано чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру;
  • организованы дополнительные образовательные услуги.

    Принципы построения модели взаимодействия:

  • единство целей и задач воспитания здорового ребенка;
  • индивидуальный подход к каждому ребенку и семье;
  • системность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в ДОУ;
  • взаимное доверие и взаимопонимание родителей и педагогов (равноправные партнеры).

Оценка 

эффективного взаимодействия МДОУ и семьи:

Критерии

Показатели

Изменения во взаимоотношениях между детьми и родителями

- упрочение контактов между членами семьи;

- укрепление семейных традиций;

- увеличение времени совместных дел взрослых и детей в семье

Изменения во взаимоотношениях между педагогами и родителями

- повышение готовности к взаимодействию с семьей, преодоление боязни семьи;

- изменение активности членов семьи в педагогическом процессе;

- увеличение интенсивности контактов, инициативность

Изменения в педагогическом процессе

- создание детско – взрослого сообщества;

- накопление материала из опыта работы в методическом кабинете;

- обобщение опыта работы по взаимодействию с семьей

    Для достижения поставленной цели нами была выбрана структурно-функциональная модель взаимодействия с семьями воспитанников, которая условно состоит из трех блоков:

Структурно-функциональная модель взаимодействия МДОУ № 38 «Искорка»

с семьями воспитанников

Практический блок

Информационно-аналитический блок

Контрольно-оценочный блок

Информационно-аналитический блок:

Цель – определение формы и методов дальнейшей работы педагогического коллектива.

  • Сбор и анализ сведений о родителях и детях
  • Изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи отвечать на запросы дошкольного учреждения.

Практический блок:

Цель – планирование, организация и проведение мероприятий.

  • Вовлечение родителей и детей в общее интересное дело
  • Непосредственное общение взрослых и ребенком.

Контрольно-оценочный блок:

Цель – анализ эффективности проводимых мероприятий.

  • Опрос
  • Анализ эффективности работы
  • Контроль.

    Направления работы по составлению модели взаимодействия МДОУ и семьи по формированию активной жизненной позиции родителей в развитии и воспитании дошкольников:

1.  Методическая работа по оказанию помощи педагогам во взаимодействии с семьей;

2. Практическая работа (учет социального положения семьи, образовательного уровня родителей, проблем семьи, запросов семьи, составление плана взаимодействия с  семьями  воспитанников).

Модель

взаимодействия ДОУ и семьи  

по формированию активной жизненной позиции родителей

в развитии и воспитании дошкольников

Этап работы

Формы проведения

Методы проведения

Цель проведения

Сроки проведения

Информационно-аналитический блок




 




Подготовительный


Знакомство с семьей

- анкетирование

- беседы

- Определение характера воспитания в семье, типичных затруднений в воспитании детей

- Выявление уровня компетентности родителей


Ежегодно



Изучение контингента воспитанников


- тесты (психолог)

- инструментарий для  физического развития детей

- инструментарий для  диагностики детей дошкольного возраста



Отбор эффективных методов и приемов диагностики  ребенка



Ежегодно

(в начале учебного года и в конце учебного года)

Практический блок










Организационный


Формирование базы данных

Обработка результатов анкет, опросов, бесед, наблюдений, диагностик

Получение информации для последующей разработки содержания, форм и методов работы

Постоянно




Планирование работы

- разработка образовательной  программы

- составление годового плана

- разработка программ дополнительных услуг

- разработка рабочих программ  педагогов

Введение современного программного подхода в практику управления образовательным учреждением



Постоянно


Формирование установки на сотрудничество ДОУ и семьи

- беседы

- лекции, дискуссии

- заповеди для родителей

Привлечение родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка в детском саду


Постоянно








Практический

Работа педагогов по повышению педагогической компетентности родителей

- совместные занятия

- круглый стол

- консультации

- домашние задания

- родительские собрания

Просветительская деятельность среди родителей

Постоянно

- совместная деятельность по схеме

«педагог -ребенок», «родитель-ребенок», «родитель – педагог»

- праздники, развлечения

- экскурсии, походы

- конкурсы, выставки

- акции

-мероприятия по улучшению материальной базы

Активизация родителей в целях организации более тесного сотрудничества


Постоянно

- создание условий для внедрения плана работы с семьей

- беседы

- консультации

- родительские собрания

- советы психолога

- папки – передвижки

- буклеты

- дни открытых дверей

Формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей


Постоянно





1 раз в год

Работа с педагогами

- педсоветы

- консультации

- семинары

- мастер-классы

Повышение уровня профессионализма  по  взаимодействию  с семьями


Постоянно

Контрольно - оценочный блок




Отслеживание результата

-анализ эффективности работы  с последующей ее коррекцией

- анкетирование

- опрос

- беседа

- наблюдения

- отчеты

Выявление уровня профессиональной компетентности воспитателей по организации взаимодействия ДОУ и семьи


Ежегодно

-обобщение и распространение опыта взаимодействия ДОУ и семьи

 - круглый стол

- буклеты

- печать

Оценка качества семейного воспитания по результатам сотрудничества


Постоянно

Контроль

Посещение родительских собраний

Повышение качества психолого-педагогической деятельности по взаимодействию с семьями воспитанников

1 раз в квартал


1 раз в месяц

Анализ наглядной агитации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель взаимодействия МДОУ и родителей

Графическое изображение модели взаимодействия ДОУ и родителей:цель, задачи, направления , формы работы с родителями и результат....

Создание новой модели взаимодействия ДОУ и семьи

Чтобы отношения с родителями были партнерскими, чтобы роди¬тель и педагог были сотрудниками, педагогу нужно пересмотреть свои отношения с семьей. Педагог должен критически взглянуть на себя и попытать...

Взаимодействие МДОУ и семьи.

Взпаимодействие МБДОУ и семьи....

Педагогический совет «О конструктивном взаимодействии МДОУ и семьи как условие целостного развития личности и успешной реализации стандарта»

Цель: Провести анализ совместной деятельности семьи и МДОУ в условиях  реализации стандарта. Повысить профессиональную компетентность  педагогов в области организации взаимодействия с р...

Математический проект "Модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста"

Цель данного проекта:  повышение уровня  математического развития детей старшего дошкольного возраста   через организацию взаимодействия детского сада и семьи  в соответствии ...

«Речевая готовность детей к школе. Взаимодействие МДОУ и семьи в коррекции речевого развития ребенка»

Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно ...

Круглый стол "Азбука для родителей" Взаимодействие МДОУ с семьей по вопросам развития речи детей

Именно в речевых группах детских садов особенно важно установить тесный контакт между педагогами и родителями. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи....