Модель взаимодействия МДОУ с семьей
проект по теме
В материале прописаны актуальность темы взаимодействия семьи и ДОУ, цели, задачи, принципы, направления, планируемый результат, критерии оценки работы; представлена модель взаимодействия МДОУ № 38 "Искорка" с семьями воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_vzaimodeystviya_mdou_s_semey.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 38 «ИСКОРКА»
Модель
взаимодействия МДОУ № 38 «Искорка» и семьи
как фактор формирования активной жизненной позиции родителей
в развитии и воспитании дошкольников
Составитель:
ст. воспитатель МДОУ № 38 «Искорка»
Партретова В. Г.
Г. Подольск
2012г
Концепция модернизации российского образования, Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования нацеливают ДОУ на взаимодействие с семьями воспитанников с целью обеспечения высокого качества образования, которое складывается из уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
С целью достижения высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
В современных социальных условиях в основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты (в том числе ДОУ) призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания на современном этапе развития требуют иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются такими понятиями, как «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие – это способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.
Перед педагогическим коллективом МДОУ № 38 «Искорка» была поставлена цель: создание условий для разработки новых подходов к взаимодействию МДОУ и семьи как фактор формирования активной жизненной позиции родителей в развитии и воспитании дошкольников.
Чтобы добиться поставленной цели, необходимо было решить ряд задач:
- Объединить совместные усилия МДОУ с семьями воспитанников по развитию и воспитанию дошкольников;
- Ввести инновационные формы и методы взаимодействия с родителями;
- Создать условия для организации дополнительных образовательных услуг;
- Повысить качество системы управления.
Планируемый результат:
- изучены особенности семьи;
- выбран единый стиль общения МДОУ и семьи (общая стратегия воспитания и развития ребенка в семье и МДОУ);
- у родителей сформирована уверенность в собственные педагогические возможности;
- у родителей сформирована потребность в частном индивидуальном общении с детьми;
- у ребенка сформировано чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру;
- организованы дополнительные образовательные услуги.
Принципы построения модели взаимодействия:
- единство целей и задач воспитания здорового ребенка;
- индивидуальный подход к каждому ребенку и семье;
- системность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в ДОУ;
- взаимное доверие и взаимопонимание родителей и педагогов (равноправные партнеры).
Оценка
эффективного взаимодействия МДОУ и семьи:
Критерии | Показатели |
Изменения во взаимоотношениях между детьми и родителями | - упрочение контактов между членами семьи; - укрепление семейных традиций; - увеличение времени совместных дел взрослых и детей в семье |
Изменения во взаимоотношениях между педагогами и родителями | - повышение готовности к взаимодействию с семьей, преодоление боязни семьи; - изменение активности членов семьи в педагогическом процессе; - увеличение интенсивности контактов, инициативность |
Изменения в педагогическом процессе | - создание детско – взрослого сообщества; - накопление материала из опыта работы в методическом кабинете; - обобщение опыта работы по взаимодействию с семьей |
Для достижения поставленной цели нами была выбрана структурно-функциональная модель взаимодействия с семьями воспитанников, которая условно состоит из трех блоков:
Структурно-функциональная модель взаимодействия МДОУ № 38 «Искорка» с семьями воспитанников |
Практический блок |
Информационно-аналитический блок |
Контрольно-оценочный блок |
Информационно-аналитический блок:
Цель – определение формы и методов дальнейшей работы педагогического коллектива.
- Сбор и анализ сведений о родителях и детях
- Изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи отвечать на запросы дошкольного учреждения.
Практический блок:
Цель – планирование, организация и проведение мероприятий.
- Вовлечение родителей и детей в общее интересное дело
- Непосредственное общение взрослых и ребенком.
Контрольно-оценочный блок:
Цель – анализ эффективности проводимых мероприятий.
- Опрос
- Анализ эффективности работы
- Контроль.
Направления работы по составлению модели взаимодействия МДОУ и семьи по формированию активной жизненной позиции родителей в развитии и воспитании дошкольников:
1. Методическая работа по оказанию помощи педагогам во взаимодействии с семьей;
2. Практическая работа (учет социального положения семьи, образовательного уровня родителей, проблем семьи, запросов семьи, составление плана взаимодействия с семьями воспитанников).
Модель
взаимодействия ДОУ и семьи
по формированию активной жизненной позиции родителей
в развитии и воспитании дошкольников
Этап работы | Формы проведения | Методы проведения | Цель проведения | Сроки проведения |
Информационно-аналитический блок | ||||
Подготовительный | Знакомство с семьей | - анкетирование - беседы | - Определение характера воспитания в семье, типичных затруднений в воспитании детей - Выявление уровня компетентности родителей | Ежегодно |
Изучение контингента воспитанников | - тесты (психолог) - инструментарий для физического развития детей - инструментарий для диагностики детей дошкольного возраста | Отбор эффективных методов и приемов диагностики ребенка | Ежегодно (в начале учебного года и в конце учебного года) | |
Практический блок | ||||
Организационный | Формирование базы данных | Обработка результатов анкет, опросов, бесед, наблюдений, диагностик | Получение информации для последующей разработки содержания, форм и методов работы | Постоянно |
Планирование работы | - разработка образовательной программы - составление годового плана - разработка программ дополнительных услуг - разработка рабочих программ педагогов | Введение современного программного подхода в практику управления образовательным учреждением | Постоянно | |
Формирование установки на сотрудничество ДОУ и семьи | - беседы - лекции, дискуссии - заповеди для родителей | Привлечение родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка в детском саду | Постоянно | |
Практический | Работа педагогов по повышению педагогической компетентности родителей | - совместные занятия - круглый стол - консультации - домашние задания - родительские собрания | Просветительская деятельность среди родителей | Постоянно |
- совместная деятельность по схеме «педагог -ребенок», «родитель-ребенок», «родитель – педагог» | - праздники, развлечения - экскурсии, походы - конкурсы, выставки - акции -мероприятия по улучшению материальной базы | Активизация родителей в целях организации более тесного сотрудничества | Постоянно | |
- создание условий для внедрения плана работы с семьей | - беседы - консультации - родительские собрания - советы психолога - папки – передвижки - буклеты - дни открытых дверей | Формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей | Постоянно 1 раз в год | |
Работа с педагогами | - педсоветы - консультации - семинары - мастер-классы | Повышение уровня профессионализма по взаимодействию с семьями | Постоянно | |
Контрольно - оценочный блок | ||||
Отслеживание результата | -анализ эффективности работы с последующей ее коррекцией | - анкетирование - опрос - беседа - наблюдения - отчеты | Выявление уровня профессиональной компетентности воспитателей по организации взаимодействия ДОУ и семьи | Ежегодно |
-обобщение и распространение опыта взаимодействия ДОУ и семьи | - круглый стол - буклеты - печать | Оценка качества семейного воспитания по результатам сотрудничества | Постоянно | |
Контроль | Посещение родительских собраний | Повышение качества психолого-педагогической деятельности по взаимодействию с семьями воспитанников | 1 раз в квартал 1 раз в месяц | |
Анализ наглядной агитации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель взаимодействия МДОУ и родителей
Графическое изображение модели взаимодействия ДОУ и родителей:цель, задачи, направления , формы работы с родителями и результат....
Создание новой модели взаимодействия ДОУ и семьи
Чтобы отношения с родителями были партнерскими, чтобы роди¬тель и педагог были сотрудниками, педагогу нужно пересмотреть свои отношения с семьей. Педагог должен критически взглянуть на себя и попытать...
Взаимодействие МДОУ и семьи.
Взпаимодействие МБДОУ и семьи....
Педагогический совет «О конструктивном взаимодействии МДОУ и семьи как условие целостного развития личности и успешной реализации стандарта»
Цель: Провести анализ совместной деятельности семьи и МДОУ в условиях реализации стандарта. Повысить профессиональную компетентность педагогов в области организации взаимодействия с р...
Математический проект "Модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста"
Цель данного проекта: повышение уровня математического развития детей старшего дошкольного возраста через организацию взаимодействия детского сада и семьи в соответствии ...
«Речевая готовность детей к школе. Взаимодействие МДОУ и семьи в коррекции речевого развития ребенка»
Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно ...
Круглый стол "Азбука для родителей" Взаимодействие МДОУ с семьей по вопросам развития речи детей
Именно в речевых группах детских садов особенно важно установить тесный контакт между педагогами и родителями. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи....