СПРАВКА по итогам тематического контроля «Организация интеграции в процессе совместной организационной деятельности дошкольников в соответствии с ФГТ»
рабочая программа по теме
Цель контроля:
- изучить организацию интеграции в процессе совместной деятельности дошкольников в соответствии с ФГТ;
-оценить содержание работы воспитателей по интеграции областей и выявить трудности при планировании и проведении интегрированного цикла в ДОУ;
- проанализировать формы организации педагогической деятельности с использованием интеграции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spravka_tk_integraciya.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
СПРАВКА
по итогам тематического контроля
«Организация интеграции в процессе совместной организационной деятельности дошкольников в соответствии с ФГТ»
Цель контроля:
- изучить организацию интеграции в процессе совместной деятельности дошкольников в соответствии с ФГТ;
-оценить содержание работы воспитателей по интеграции областей и выявить трудности при планировании и проведении интегрированного цикла в ДОУ;
- проанализировать формы организации педагогической деятельности с использованием интеграции.
Объект контроля: воспитанники всех возрастных групп детского сада;
инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, воспитатели групп.
Сроки контроля: 18.03. 2013 – 15.04.2013
Основание для контроля: план контрольно – аналитической деятельности;
приказ № 45 «а» от 5.03.2013г
Согласно годового плана работы МБДОУ Комсомольского детский сад
«Ромашка» на 2012-2013 учебный год и приказа № 45 «а» от 5.03.2013 года «Организация интеграции в процессе совместной организационной деятельности дошкольников в соответствии с ФГТ»
В ходе контроля изучены:
- изучение работы воспитателей, планирование работы;
- обследование предметно-развивающей среды в группах;
- работа с родителями в вопросах интеграции, анкетирование;
- изучение образовательно-воспитательного процесса;
- беседы с участниками образовательного процесса;
Согласно ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, педагогическая работа в ДОУ должна строится на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
В качестве результата интеграции выступает как форма, которую обретают объекты, вступая во взаимодействие друг с другом. Как форма могут быть представлены интегративные программы, интегративные виды детской деятельности, различные технологии.
Однако как инновационное явление в педагогической практике ДОУ интеграция вызывает сложность при внедрении в практику в силу слабой теоретической, методической обоснованности.
Выделяется два способа интеграции образовательных областей: объединение и координирование (см. рис. 1)
В соответствии с ФГТ мы определяем следующие основания для интеграции образовательных областей:
- виды детской деятельности;
- задачи образовательных областей.
Во всех группах успешно внедряется интеграция в практику работы ДОУ, которая способствует решению комплекса задач: дидактических, методических, воспитательных. Воспитатели используют различные способы интеграции образовательных областей на основе различных видов детской деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, коммуникативной деятельности) и на основе задач в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной деятельности.
Мы рассматриваем актуальность интегрированных циклов с точки зрения существующих проблем в дошкольном образовании в целом и конкретно в нашем детском саду:
– предметная разобщенность, самостоятельность видов деятельности, их слабая связь друг с другом становятся одной из причин фрагментарности мировоззрения дошкольника, порождают серьезные трудности в формировании у детей целостной картины мира;
– на непосредственной образовательной деятельности для решения развивающих задач остается мало времени, так как приоритеты отдаются образовательным задачам; не всегда учение с интересом;
– формальное взаимодействие всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (а именно детей, педагогов, специалистов, родителей);
– основная обязательная деятельность – учебные занятия; не всегда используется все образовательное пространство ДОУ в целом;
– не прослеживается преемственность задач каждого раздела в различных видах деятельности или режимных моментах.
Существует и ряд положительных моментов, которые мы и постарались учесть при выборе технологии интегрированных занятий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ:
– эффективное усвоение задач воспитательного, развивающего и обучающего направления.
– дифференциацию возможностей педагогического коллектива в подходах к построению оптимальной модели воспитательно-образовательного процесса.
– интегрированный подход является одним из путей совершенствования личности ребенка, что предполагает развитие у него разнообразных способностей, положительного отношения к миру, нравственных ценностей, разнообразных умений, которые в основе своей наиболее мощно развиваются в продуктивных видах деятельности.
– для педагогов и специалистов нашего ДОУ очевидно, что значительную часть знаний и умений ребенок будет осваивать без специально организованного обучения, т.е. в совместно организованных видах деятельности.
– используется все образовательное пространство не только группы, но и детского сада: метод.кабинет, музыкальный зал, группы, медицинский кабинет, территория детского сада.
– включение в общеобразовательную программу регионального компонента (знания по знакомству детей с родным районом)
– проведение итоговых интегрированных циклов с целью обобщения знаний. Следует отметить, что интегрированные циклы, НОД, в педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения являются эффективным средством формирования личности педагога и ребенка, средством повышения профессиональной компетентности педагогов. В силу специфики интегрированных занятий, объединяющих не только разные виды деятельности, но и виды художественного творчества происходит творческое единение детей и педагогов в рамках какого-либо вида деятельности.
В ходе контроля было выявлено, что воспитатели организуют, направляют деятельность, обучают детей, они выступают в роли ведущих, берут на себя сложные роли, активно включаются в подготовку развивающей среды (декорации, костюмы и др). Формирование личности педагога и ребенка происходит в результате совместной творческой деятельности воспитателей и детей: сближает их, учит взаимодействию, взаимопомощи, способствует формированию содержательного творческого общения. И педагоги, и дети, при этом, приобретают опыт коллективной творческой деятельности и ее организации. Такой творческой коллективной деятельностью в детском саду явилось проведение педагогами интегрированных циклов с детьми, записанными на видео и проанализированными с педагогическим коллективом в работе творческой группы.
На наш взгляд, очевидно, что организация интеграции в процессе совместной организационной деятельности дошкольников в соответствии с ФГТ использование данной технологии будет эффективно реализовываться в ДОУ и в дальнейшем.
В ходе контроля посещены и проанализированы интегрированные циклы «Играем, рисуем, поем» в каждой возрастной группе, так же они записаны на видео и показаны всем воспитателям для проведения общего анализа интегрированной деятельности в ДОУ:
- «Лучики для солнышка» - младшая группа (Щербина Т.В.)
- «Люблю березку русскую» - средняя группа (Семилетова Г.Д.)
- «Весенний натюрморт» - старшая группа (Осинцева Н.С.)
- «Курочка с цыплятами» - подготовительная группа (Алфимова С.В.)
Интегрированные циклы:
- «Наблюдаем, танцуем, лепим» в младшей группе «В гостях у птичек» (Бочкарева Е.В.)
- «Литература, театр, аппликация» в средней группе «Путешествие в сказку» (Чеботова М.В.)
- «Поэзия, музыка, живопись» в старшей группе «Весеннее настроение» (Якк Е.В.)
- «Движение, здоровье, конструирование» в подготовительной группе «Путешествие к звездам» (Тарасова И.В.)
Интегрированные видео-циклы проанализированы по специфике анализа интегрированного занятия (по С.В. Кульневичу).
Таким образом, интегрированные циклы – это прекрасная возможность дать детям знания, которых нет в программе, но которые требуют выполнения государственного стандарта, они дают возможность дать детям знания в комплексе, сформировать у детей целостную картину мира, применять разнообразные приемы работы с детьми, использовать индивидуально - дифференцированный подход к детям.
Немаловажным условием организации интеграции в процессе совместной организационной деятельности дошкольников в соответствии с ФГТ является образовательный статус педагогов, их квалификация, творческий потенциал, наличие коллектива единомышленников.
В нашем детском саду разрабатывались и проводились интегрированные проекты с детьми на различные темы, используя интеграцию образовательных областей «Художественное творчество» и «Коммуникация» в каждой возрастной группе:
- «В гости к нам пришел зайчишка, длинноухий шалунишка» автор проекта: воспитатель младшей группы Бочкарева Е.В.
- «Ложечка точеная – ручка золоченая» автор проекта: воспитатель средней группы Семилетова Г.Д.
- «Путешествие в город Мастеров» автор проекта: воспитатель старшей группы Якк Е.В.
- «Мир в твоем доме» автор проекта воспитатель подготовительной группы Тарасова И.В.
При реализации проекта «Путешествие в город Мастеров» (Якк Е.В.) были проведены заочные экскурсии в музей народно-прикладного искусства, что способствовало расширению кругозора детей о народном костюме, кустарных промыслах, ремеслах. Это вызвало большую радость и гордость за свой народ. Во время свободной деятельности, прогулок читали стихи, разучивали физминутки, знакомились с дидактическими играми. Были проведены консультации для родителей и беседы по темам: «Народные игры в семье», «О значении дымковской игрушки в жизни детей», родительское собрание «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
При реализации проекта «Ложечка точеная – ручка золоченая» (Семилетова Г.Д.) сформировали умение создавать декоративные композиции при нанесении рисунка на ложечку. Развили основы эстетического восприятия прекрасного в создании узоров в стиле этих росписей. Научились в использовании приема вдавливания середины шара, для получения ложечки. Познакомились с приемами использования стеки, закрепили приемы аккуратной лепки, вырезания и наклеивания. В проекте использовалась познавательно-игровая ситуация «Путешествие во времени и пространстве», дети мысленно побывали в пещерах первобытных людей, которые не знали о посуде и ели сырую пищу. Проект интересен и актуален не только познавательным значением, но и художественным творчеством.
При реализации проекта «Мир в твоем доме» (Тарасова И.В.) осуществление задач проекта проходило по основным видам деятельности. Были созданы центры: познавательного развития, игровой деятельности, художественной деятельности. В центре познавательного развития проводились занятия и беседы и совместная деятельность: «На бабушкином дворе», «Наши добрые дела». Дети с удовольствием разучивали движения в соответствии с текстом песни «Ладушка», «Петушок». Игры, созданные бабушками, дедушками это не только воспроизведение традиционной игры со всеми атрибутами, но и рассказ, демонстрация образцов игрового поведения и включение в ситуацию традиционной игровой ситуации. В совместной деятельности дети – родители - педагог были изготовлены игрушки для выставки «Наши руки не для скуки». Оригинальные творческие идеи детей, искренняя увлеченность родителей, создаваемые, интересные, востребованные игры – все это имело уникальный развивающий эффект, создавало в группе атмосферу творчества. Проект сплотил детей и родителей. Многие родители отметили: проект дал понять – надо чаще играть с детьми, делать что-то совместно. Это познавательно, интересно и помогает раскрыть в ребенке его лучшие качества, развивает фантазию, творчество, интеллект, помогает содержательно провести свободное время.
На этапе планирования были определены основные цели в использовании интегрированных циклов, проектов, мероприятий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ:
– создание у детей целостной картины мира;
– учет здоровьесберегающих технологий;
– повышение качества образовательного процесса (образования);
– формирование личности педагога и ребенка;
– повышение профессиональной компетентности педагогов;
– освоение новой технологии интегрированного подхода.
В детском саду имеется достаточное методическое и дидактическое обеспечение для реализации основной общеобразовательной программы.
Старший воспитатель составила анкеты для педагогов ДОУ, родителей воспитанников о заинтересованности данной темой.
Проведенное анкетирование педагогов ДОУ выявило их компетентность в вопросах интеграции дошкольного образования.
В результате проведенного анкетирования, опроса родителей было выявлено, что родители предпочитают разностороннее развитие ребенка, подготовку ребенка не только к школе, но и к дальнейшей жизни в социуме.
Без тесного сотрудничества педагогов по этому направлению и родителей воспитанников обучение дошкольников было бы недостаточно эффективным.
Ребёнок, который сегодня возвращается из детского сада домой и с интересом рассказывает маме и папе о том, что он сегодня узнал нового и интересного в детском саду, и который не видит эмоционального отклика в глазах своих родителей, уже завтра не с таким воодушевлением пойдёт на занятие, которое ещё вчера было для него таким захватывающим.
Основными формами такого сотрудничества в нашем ДОУ являются:
1. Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями;
2. Организация и участие детей и родителей в предварительной подготовке к интегрированным циклам;
3. Мониторинг знаний воспитанников (выявление интегративных качеств)
4. Совместное проведение интегрированных мероприятий, реализация интегрированных проектов.
В результате анкетирования родителей выяснили:
– многие родители не умеют подбирать игры, занятия, задания для своего ребенка;
– часто родители не понимают важности совместной деятельности взрослого и ребенка;
– под обучением и воспитанием ребенка большинство семей понимает овладение им определенных знаний, умений и навыков и желательно в опережающем темпе;
– часто родители испытывают затруднения в том, чем занять своего ребенка в домашних условиях;
– родители испытывают затруднения в осуществлении подбора методов и приемов воспитания.
Следовательно, перед педагогами стоит задача – обогатить педагогический воспитательный опыт родителей, совершенствовать формы взаимодействия и осуществить переход на качественно новый уровень взаимодействия и взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями.
Создание и оснащение новых учебных и досуговых помещений, групповых комнат для проведения интегрированных циклов. Педагоги видят оптимальные возможности в использовании всех помещений и территории ДОУ.
Задачи в работе воспитателя для внедрения интеграции в практику:
- Активно использовать развивающие технологии
- Создать условия для прочного усвоения знаний и их творческого использования в самостоятельной и совместной деятельности
- Создание условий для установления благоприятного психологического микроклимата в группе
- Создание методического и дидактического обеспечения для проведения интегрированных циклов, НОД, досугов…
Задачи в работе с родителями:
- Совершенствовать формы взаимодействия и осуществить переход на качественно новый уровень взаимодействия и взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями.
- Сформировать у родителей практические навыки взаимодействия с детьми.
Также необходимо было собрать коллектив единомышленников, спланировать цели и задачи в работе с детьми. При этом важно было разработать алгоритм подготовки к интегрированному циклу, тематические блоки, периодичность проведения интегрированных занятий и их подготовку.
Содержание и тематику интегрированных занятий определять, исходя из потребности ДОУ. Эти потребности, на наш взгляд, заключаются, прежде всего, в выполнении государственного стандарта, подведении итогов в реализации годовых задач дошкольного образовательного учреждения, реализации регионального компонента, т.е. знакомства детей с обычаями, традициями своего народа, и какими-либо тематическими значимыми датами в истории государства.
Совместно с педагогами были определены тематические блоки: Региональный компонент; Итоговые занятия; Праздничные, значимые даты в истории государства.
Подготовка к интегрированным занятиям требует от педагога дополнительных усилий, большой эрудиции, высокого профессионализма.
В своей работе воспитатели опирались на определенный алгоритм подготовки к интегрированным циклам: это изучение дополнительной как познавательную так и методической литературы; постановка цели интегрированного цикла (необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях детей, перераспределение приоритетов, провести итоговое занятие и др.); подбор объектов или источников информации (они должны отвечать целям); определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (идеи, явления, понятия или предмета); обсуждение плана мероприятий, распределение подготовки различного рода оборудования, костюмов, декораций, распределения ролей (происходит приобретение опыта коллективной творческой деятельности); создание новой структуры цикла, т.е. обеспечение чередования различных видов деятельности детей и логическое основание их последовательности; подбор содержания, то есть создание новых связей между отдельными элементами занятия и важным моментом в подготовке цикла является проживание эмоционального настроя всеми сотрудниками.
В результате проведенной работы педагоги ДОУ, в ходе контроля увидели, что интегрированные циклы, мероприятия, проекты объединили детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствовали формированию коллективных взаимоотношений.
Интегрированные циклы занятий включали создание коллективных композиций в виде игр-драматизаций, театральных представлений, картин или литературно-музыкальных композиций. Важно, чтобы педагогический процесс, выстроенный на принципах интеграции содержания, способствовал более тесному контакту всех специалистов (методист, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и др).
Рекомендации:
- Воспитателям всех групп при планировании интегрированных циклов привлекать всех специалистов ДОУ.
- Включать в НОД интеграцию образовательных областей.
- Воспитателям всех групп разнообразить приемы и методы для развития интереса, воображения, творческой фантазии, формы при организации интеграции совместной деятельности воспитанников с педагогом.
- Воспитателям Бочкаревой Е.В., Чеботовой М.В., Щербиной Т.В. выполнять анализ интегрированного цикла, проекта более подробно в соответствии со схемой анализа в условиях реализации ФГТ.
- Воспитателям Алфимовой С.В («Курочка с цыплятами»), Осинцевой Н.С («Весенний натюрморт»)., Тарасовой И.В.(проект «Мир в твоем доме») своевременно сдавать анализы интегрированных циклов и проектов!!!
- Воспитателям всех групп обратить внимание на анализ интегрированного цикла и анализ проекта, выполненного Якк Е.В. по всем соответствующим требованиям в соответствии с ФГТ.
- Обогатить педагогический воспитательный опыт родителей, совершенствовать формы взаимодействия и осуществить переход на качественно новый уровень взаимодействия и взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями.
8. Воспитателям всех групп обратить внимание на предложения и замечания во время записи видео-циклов, следить за собственной речью перед камерой (не использовать лишние фразы) и внешним видом, использовать эмоциональность, обратить внимание на манеру поведения во время записи, знакомить детей с правилами во время съемки.
9. Опыт работы воспитателей по интеграции и проведению интегрированных циклов обобщить и использовать в профессиональной деятельности.
Справку составил: Потапенко С.В., старший воспитатель
Со справкой ознакомлены:
Объединение
Координирование (установление связи, соотношения)
Интегративные качества ребенка
Задачи образовательных областей
Результат – интегрированные задачи
Виды детской деятельности
Результат – интегрированные виды деятельности
Формы работы с детьми
Результат – интегрированные формы
- физически развитый;
- любознательный, активный;
- эмоционально отзывчивый;
- овладевший средствами общения
и способами взаимодействия;
- способный управлять своим поведением;
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы);
- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;
- овладевший необходимыми умениями и навыками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справка по итогам тематического контроля : «Организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста».
На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОО метода проектов....
справка по итогам тематического контроля "Организация питания в группе"
Внутренний контроль – главный источник информации для анализа состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности ДОУ. Под внутренним контролем понимается проведение администрацией ...
Аналитическая справка по итогам тематического контроля в ДОУ "Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Цель: провести анализ организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО (анализ реализации дорожной карты)...
Справка по итогам тематического контроля: «Организация воспитательно-образовательного процесса по формированию навыков общения»
Справка по итогам тематического контроля:«Организация воспитательно-образовательного процесса по формированию навыков общения»...
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ИТОГАМ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ «Организация и эффективность физкультурно-оздоровительной работы с детьми в режиме ДОУ»
В аналитической справке подробно описывается проведение тематической проверки, направления работы (с педагогами, с детьми, родителями, планирование воспитательно-образовательной работы, организа...
Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»
План тематического контроля: Цель: Определение уровня воспитательно - образовательной работы по организации деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, вы...
Аналитическая справка по итогам тематического контроля Организация образовательной деятельности с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ
Аналитическая справка по итогам тематического контроля Организация образовательной деятельности с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ...