Методическая разработка "Планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ"
календарно-тематическое планирование по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: расширять знания педагогов о реализации комплексно-тематического планирования образовательного процесса . Задачи: Расширять знания педагогов о комплексно- тематическом принципе планирования; Формировать представления о правильной организации образовательного процесса при комплексно – тематическом принципе планирования. Планируемый результат: умение применять на практике комплексно- тематический принцип планирования образовательного процесса в ДОУ.
Принципы построения Образовательной программы соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости; соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму"); обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра .
Формы реализации принципа интеграции Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы. Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса. Интеграция детских деятельностей.
Самостоятельная деятельность детей Свободная деятельность воспитанников в созданных условиях педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально Организованная воспитателем деятельность воспитанников, направлена на решение задач, связанных с интересами других людей
Совместная деятельность взрослого и детей Деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве в одно и тоже время . Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения и общения детей в процессе образовательной деятельности. Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.
Комплексно-тематический принцип Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы». Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции». Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.
Новая модель организации образовательного процесса (в соответствии с ФГТ) Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей 1) Непосредственно образовательная деятельность Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др. 2) Решение образовательных задач в ходе режимных моментов Разнообразная, гибко меняющаяся предметно-развивающая и игровая среда
Формы непосредственно образовательной деятельности Детская деятельность Примеры форм работы Двигательная Подвижные игры с правилами, подвижные дидактические игры, игровые упражнения, соревнования, эстафеты Игровая Сюжетные игры, игры с правилами, драматизации, театр Продуктивная Мастерская, реализация проектов, студия, кружок, реализация проекта, трудовая: поручение, дежурство, труд в природе Чтение художественной литературы Чтение, обсуждение, разучивание Музыкально-художественная Слушание, исполнение, импровизация, подвижные игры под музыку, дидактические игры
Детская деятельность Примеры форм работы Познавательно-исследовательская Наблюдение Экскурсия Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Игры (сюжетные, с правилами) Коммуникативная Беседа Ситуативный разговор Речевая ситуация Составление и отгадывание загадок Игры (сюжетные, с правилами, режиссерские) Трудовая Совместные действия, дежурства, поручения, задания, реализация проекта
Подходы к планированию в примерной программе «От рождения до школы» Принципы Примерные основные общеобразовательные программы интеграция образовательных областей Задачи … решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающи-ми специфику каждой образовательной области. комплексно-тематическое построение образовательного процесса Тематический принцип позволяет легко вводить региональные и этнокультурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения . Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственнсти в детском развитии.
Принципы Примерные основные общеобразовательные программы Рекомендации по планированию В разделах по дошкольным группам для каждого возраста даётся примерное комплексно-тематическое планирование . Для текущего планирования в программе (издания 2011г.) предложено примерное расписание организованной образовательной деятельности , включающее базовые образовательные области и базовые виды деятельности и предусматривающее интеграцию образовательных областей . В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности. В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера.
Внедрение комплексно-тематического принципа образовательного процесса в ДОУ № 4
Достоинства и недостатки при комплексно- тематическом планировании Достоинства: Возможность переживания темы в разных видах деятельности Возможность варьирования тем, времени освоения содержания, включения новых тем Отсутствие разделение времени на обучение и присмотр Недостатки: Трудности в организации системной подачи материала по всем образовательным областям Ориентация педагогов на учебную модель организации образовательного процесса
Принципы построения образовательного процесса Принцип интеграции; Принцип последовательности; Принцип систематичности; Принцип повторности; Принцип наглядности.
Комплексно-тематическое перспективное планирование на учебный год Направления развития Физическое развитие Социально-личностное Художественно-эстетическое Познавательно-речевое Образовательные области Физическая культура Здоро-вье Социализация Труд Безопас- ность Художественное творчество Музы-ка Познание Чтение художественной литературы Коммуникация Виды совместной деятельности
Перспективное планирование на год Месяц и недели События, праздники, традиции Тема Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми Взаимодействие с семьей
Циклограмма примерных видов деятельности на неделю День недели Вид деятельности Понедельник Просмотр презентаций, научно- популярных фильмов, фотографий по теме недели Вторник Продуктивная деятельность по теме недели. Выставка художественной литературы по теме недели Среда Викторины, конкурсы по теме недели Четверг Экскурсия, целевые прогулки по теме недели. Встречи с интересными людьми. Совместные мероприятия с другими группами Пятница Итоговая или обобщающая деятельность. Оформление выставки, стендов творческими работами. Концерты, развлечения. Проведение олимпиад по теме недели.
Модель организации планирования образовательного процесса Календарное планирование Тема: ________________ Цель: ________________ Итоговое мероприятие: ____________ Дата проведения: _________________ Ответственный: ___________________
перспективное планирование темы Цель: _________________________________ Задачи: ________________________________ Виды деятельности по образовательным областям по теме недели: Образовательная область «Физическая культура» Образовательная область «Здоровье» Образовательная область «Познание» Образовательная область «Коммуникация» Образовательная область «Чтение художественной литературы» Образовательная область «Социализация» Образовательная область «Безопасность» Образовательная область «Труд» Образовательная область «Художественное творчество» Образовательная область «Музыка»
Вариант календарного планирования ..\2012-2013 учубный год\планирование\планирование ВОР\циклограмма календарного планирования.doc День недели, дата Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды в группе. Активизация детей на самостоятельную деятельность в центрах развития детей. Ведение календаря природы. . Проблемные ситуации по теме. Взаимодействие с родителями/ с социумом Групповая Подгрупповая Индивидуальная В режимных моментах
Планирование непосредственно образовательной деятельности № пп Дата Тема недели Тема НОД Цели, задачи Интеграция образовательных областей Краткое содержание с использованием методических приемов Используемая литература
Планирование образовательной деятельности программа «От рождения до школы» (старшая группа) Организованная образовательная деятельность Базовая образовательная область Периодичность Интеграция образовательных областей Физическая культура 3 раза в неделю «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Труд» Познание. Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность 1 раз в неделю Познание (ФЭМП), «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Художественное творчество» Познание. Формирование элементарных математических представлений 1 раз в неделю Познание (продуктивная (конструктивная) и познавательно-исследовательская деятельность; сенсорное развитие), «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Художественное творчество» Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора 2 раз в неделю «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд» Коммуникация 2 раза в неделю «Чтение художественной литературы», «Труд», «Художественное творчество» Чтение художественной литературы Ежедневно «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка»
Базовая образовательная область Периодичность Интеграция образовательных областей Художественное творчество рисование лепка аппликация 2 раза в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели «Художественное творчество» (развитие детского творчества, приобщение к музыкальному искусству), «Коммуникация», «Музыка», «Познание» (формирование целостной картины мира), «Труд» Музыка 2 раза в неделю «Физическая культура», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание» Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Базовый вид деятельности Периодичность Интеграция образовательных областей Утренняя гимнастика ежедневно «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка» Комплексы закаливающих процедур ежедневно «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация» Гигиенические процедуры ежедневно «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация» Ситуативные беседы при проведении режимных моментов ежедневно «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание» Дежурства ежедневно «Труд», «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация» Прогулки ежедневно «Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация», «Безопасность», «Социализация», «Познание»
Самостоятельная деятельность детей Базовый вид деятельности Периодичность Интеграция образовательных областей Игра ежедневно «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Художественное творчество» Самостоятельная деятельность детей в центрах развития ежедневно «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Художественное творчество»
Модель плана работы воспитателя Л.Л.Тимофеева, О.В. Бережнова («Дошкольное образование» №8, 2011) Технологическая карта «Организация образовательной деятельности детей в течение дня» Направления развития ребенка 1-я половина дня 2-я половина дня Физическое развитие и здоровье Прием детей на воздухе Утренняя гимнастика Гигиенические процедуры Закаливание Физкультминутки Гимнастика после сна Закаливание Физкультурные досуги Самостоятельная двиг. активность Работа студий Познавательно-речевое Дидактические игры Наблюдения Беседы Экскурсии Развивающие игры Интеллектуальные досуги Занятия по интересам Индивидуальная работа Социально-личностное Утренний прием, беседы Формирование культурных навыков Дежурства в столовой Театрализованные и с / р игры Хозяйственно-бытовой и труд в природе Эстетика быта Тематические досуги в игровой форме Сюжетно-ролевые игры Художественно-эстетическое Творческие мастерские Экскурсии в природу Самостоятельная творческая деятельность Работа студий, кружков Музыкально-художественные досуги Чтение художественной литературы Индивидуальная работа
Структура планирования № п / п Образовательные области, их интеграция Совместная деятельность педагога и детей Самостоятельная деятельность детей (с использова-нием развивающей среды) Взаимодействие с семьями детей / социальными партнерами Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ
Презентация К.Ю. Белой , профессора кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования,об организации и планировании образовательного процесс...
Новые подходы к планированию образовательного процесса в соответствии с ФГТ
Данный материал описывает особенности планирования образовательного процесса в ДОУ....
Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ.
Презентация для педагогов ДОУ "Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ."...
Совершенствование системы комплексно-тематического планирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО
Выступление на педагогическом совете "Совершенствование системы комплексно-тематического планирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО...
Презентация "Совершенствование системы комплексно-тематического планирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО"
Презентация содержит методический и практический материал по планированию образовательного процесса с учетом ФГОС, раскрывает принципы календарно-тематического планирования....
Методическая разработка Планирование образовательной работы по русскому языку в средних и старших тувинских группах дошкольного образовательного учреждения в соответствии ФГОС
Методическая разработкаПланирование образовательной работы по русскому языку в средних и старших тувинских группах дошкольного образовательного учреждения в соответствии ФГОС...
Консультация для педагогов "Планирование образовательного процесса в соответствии ФГОС ДО с учетом методических рекомендаций«
Цель: Организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса черезпланирование.Итак, что такое план или планирование?План – это рабочий документ, назначение которого &nda...