Новые подходы к планированию образовательного прцесса в ДОУ с учетом ФГТ. Образовательная область "Музыка"
методическая разработка по музыке (младшая группа) на тему
Статья расскрывает основное содержание работы "Новые пдходы к планированию образовательного процесса в доу с учетом ФГТ. Образовательная область "Музыка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Новые подходы к планированию с учетом ФГТ | 57.5 КБ |
Приложение 1 конспект НОД | 33.56 КБ |
Приложение 2 конспект НОД | 33.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Нельзя осуществить принцип
систематичности в применении всех
педагогических воздействий, не намечая,
что и как целесообразно применить в
воспитании и обучении детей».
Н.А. Ветлугина.
Планирование – одно из важных условий организации педагогического процесса, оно позволяет установить тесную связь между всеми видами музыкальной деятельности детей, формами ее организации, обеспечить последовательность музыкального развития каждого ребенка, и каждой возрастной группы.
Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации заставило меня пересмотреть устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. Я решила не ждать выхода в свет примерной основной образовательной программы, утвержденной министерством образования и пересмотреть всю систему работы по музыкальному развитию дошкольников по реализации образовательной области «Музыка» в соответствии с ФГТ.
Проблема планирования по образовательной области «Музыка» с учетом федеральных государственных требований для детей дошкольного возраста остается в наше время весьма актуальной, поскольку продолжается поиск обновления качества, содержания музыкального развития детей.
Многое из наработанного в прошлые годы по музыкальному развитию детей потеряло свою актуальность и поэтому сегодня назрела необходимость соединить уже известные методические принципы и подходы к музыкальному воспитанию с современными условиями развития детей дошкольного возраста. Сегодня очень нужны разработки, последовательно раскрывающие специфику музыкального образования по всем видам музыкальной деятельности детей.
Актуальность моей работы (опыта работы, пособия?) «Новые подходы к планированию образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГТ. Образовательная область Музыка» и его новизна заключается в осуществлении планирования по образовательной области «Музыка» с учетом федеральных государственных требований, с использованием ИКТ, соответствующим возрастным периодам дошкольного детства, в основе которых лежит комплексно-игровой метод.
Содержание работы носит практический характер, соответствует современным достижениям педагогики и психологии детей дошкольного возраста. Все направления планирования, представленные в пособии (работе) взаимосвязаны, содержательны и направлены на реализацию задач музыкального развития детей. Построение планирования учитывает умственные, физические, эмоциональные нагрузки детей, устанавливает преемственность развития музыкальных способностей, приобретение необходимых знаний, навыков и умений.
Целью моей работы «Новые подходы к планированию образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГТ. Образовательная область Музыка» стала разработка планирования образовательной области «Музыка» с учетом федеральных государственных требований.
Задачи: Р разработать календарно-тематическое планирование для детей младшей, средней, старшей и подготовительной групп, с включением информационно-коммуникативных технологий, конспекты НОД по образовательной области «Музыка» для дошкольников всех возрастов. Осуществлять организацию образовательного процесса с учетом основного вида деятельности дошкольников - игры.
Приступив к работе, я испытала ряд трудностей, возникли противоречия: во-первых, слабо разработана интеграция образовательных областей, переход к календарно-тематическому планированию всего педагогического процесса, во – вторых для реализации ФГТ потребовались поиск новых, привлекательных для детей форм организации их деятельности, значительная активизация самостоятельных действий детей и их творческих проявлений.
Основой календарно-тематических планов стала циклограмма событий, которая объединяет все образовательные области и все виды деятельности детей организованных в дошкольном учреждении: ТЕМЫ
Одной теме я уделяю от одной до трех недель. Каждая тема отражается в подборе материала к организации непосредственно организованной деятельности, организации развивающей среды в режимные моменты, самостоятельной деятельности детей, а также во взаимодействии с родителями. Результатом каждой темы является итоговое событие, проводимое в форме праздника, вечера развлечения, тематического занятия.
Приложение №1.
Подробные конспекты по непосредственно организованной деятельности разработаны мною для детей младшей, средней, старшей и подготовительной групп (по 70 конспектов на год), с учетом интеграции образовательных областей. Приложение №2.
Апробация всего нового – дело трудное. На сегодняшний день я уже могу сказать о результатах реализации работы. Я работаю по новому планированию с сентября 2011года по настоящее время.
Результаты мониторинга по проведенной работе дают возможность сделать вывод о том, что применение системы планирования образовательной области «Музыка» с учетом ФГТ явились залогом успешного музыкального развития моих воспитанников. Особенно меня впечатляет рост показателей по разделу восприятие музыки, т. е слушания. Если раньше этот вид деятельности не всегда проходил на должном эмоциональном уровне, не всегда дети воспринимали должным образом музыкальные произведения. То сейчас, с применением ИКТ, этот вид деятельности вы6зывает очень много положительных эмоций и заинтересованности у детей, наравне с традиционно любимыми видами такими как, музыкально-ритмические движения, пение, игра на музыкальных инструментах, подвижные, музыкально-дидактические игры.
Гибкая структура планирования способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыке, живого эмоционального отклика на нее, что создает более эффективные решения задач, связанных с музыкальным развитием детей. Система планирования позволила мне преодолеть излишнюю заорганизованность и формализм в построении работы по реализации образовательной области «Музыка» и творчески отнестись к организации педагогического процесса.
Моя работа, может быть использована в других ДОУ музыкальными руководителями, воспитателями, методистами, также она будет полезна педагогам дополнительного образования, студентам музыкально-педагогических учебных заведений, и поможет им успешно организовать музыкально-образовательную работу с детьми дошкольного возраста, независимо от уровня специальной подготовки и педагогического стажа. Кроме того, использование пособия позволит музыкальным руководителям проанализировать результаты работы. Итоговые события, планирование индивидуальной работы, представленные в пособии, помогут выявить показатели продвинутости каждого ребенка и группы в целом в том или ином виде музыкальной деятельности.
???
На сегодняшний день я с уверенностью могу сказать о распространении моей работы на муниципальном, краевом и федеральном уровнях.
В городе мое пособие распространено в 31 дошкольном учреждении,
По краю распространение прошло в двух направлениях 1. На курсах ККИДППО, и через интернет. Мне очень приятно было получить положительные отзывы именно от музыкальных руководителей Краснодарского края.
На федеральном уровне моя работа была представлена на международном интернет – сайте инку-ком, на сайте мр3, сорт –биз, а также на сайте «Музыкальный руководитель».
Предварительный просмотр:
«МОЙ ЛЮБИМЫЙ ДЕТСКИЙ САД»
(Музыка, социализация, коммуникация)
Программные задачи:
- Способствовать установлению отношений творчества и сотрудничества между детьми и взрослыми, способствовать свободе самовыражения. Развивать чувство привязанности и любви к детскому саду, друзьям.
- Продолжать развивать мелкую моторику рук детей.
- Закрепить умение различать характер музыки, самостоятельно начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки.
- Сопоставлять пьесы разных жанров.
- Развивать эмоциональную отзывчивость на песню игрового, веселого характера, подпевать.
- Одновременно начинать пение после музыкального вступления.
- Продолжать учить детей различать звуки по высоте.
- Самостоятельно менять движения со сменой частей музыки.
Содержание:
- Видео презентация «Детский сад»
- Дидактическая игра «Расскажи, а мы отгадаем», Пальчиковая игра «Дружба», Мимическая игра «Кто идет к нам в детский сад?».
- Упражнение: «Марш» Ломовой, «Прогулка» Раухвергера
- Слушание: «Марш» м. Дунаевского, «Колыбельная», «Плясовая» р. н. м.
- Пение «Зайка» Карасевой, «Осень» Кишко
- Музыкально-дидактическая игра «Скворцы и вороны»
- Танец «Пляска парами» лит. н. м.
Материал: мультимедийное оборудование, фотографии помещений детского сада, конверты, карточки, планшет к игре «скворцы и вороны», осенние листочки, игрушка зайчик, дидактическое пособие «три кита», карточки с разными эмоциями.
Дети входят в зал под веселую песню Филиппенко «Детский сад»
(в записи +).
Музыкальное приветствие.
М.р: Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться: Доброе утро. Доброе утро! Солнцу и птицам. Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым...Пусть доброе утро длится до вечера.
Наш любимый детский сад, каждый день встречать вас рад.
Видео презентация «Детский сад»
Воспитатель: Дети, как называется наш детский сад? Хорошо ли вам живется в детском саду? Есть ли у вас друзья в детском саду? Чем любите заниматься в детском саду?
Дидактическая игра «Расскажи, а мы отгадаем».
Детям раздаются конверты с фотографиями помещений детского сада (группа, музыкальный зал, физкультурный зал, прачечная, кухня, и др.). Дети по желанию или выбору воспитателя должны, не называя, какое изображено помещение, рассказать о нем, а остальные отгадывают.
М.р: Почему так хорошо детям в детском саду? (Потому что нас окружают любовь и забота всех взрослых.) В вашей группе ребята дружные? (Ответ) Я очень рада, что вы дружные ребята. Приготовьте свои пальчики, мы поиграем.
Пальчиковая игру «Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики пальцы обеих рук соединяются в замок
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики ритмичное касание пальцев обеих рук
Раз, два, три, четыре, пять поочерёдное загибание пальцев на правой
руке
Начинай считать опять
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать
Вот какие мы дружные поочерёдное загибание пальцев на левой
руке.
М.р: А сейчас, ребята, мы сыграем в такую игру.
Игра «Кто идет к нам в детский сад?».
Дети изображают разные настроения мимикой и жестами.
М.р: Представьте, что в группу к вам зашел новенький ребенок. А настроение у него плаксивое, покажите его настроение.
Дети изображают плаксу и так далее.
М.р: В группу вошел сердитый ребенок. Следом за ним вошла хохотушка.
И нерешительно вошла тихоня. Вот сколько разных детей в нашей группе. Но с каким бы настроением мы не пришли в свой любимый детский сад, в свою группу, нас здесь приветливо и радостно встречают.
Ребята, а теперь, давайте покажем и споем о том, как мы в садике живем. Представьте, что начинается утро. Вы встаете, собираетесь и идете в детский сад.
Упражнение: «Марш» Ломовой, «Прогулка» Раухвергера
М.р: «Сейчас вы услышите музыку и сами решите, что делать – смело шагать или спокойно гулять.
Дети слушают отрывок, говорят что делать, выполняют движения.
М.р: Пришли вы в детский сад, позавтракали, и пошли на музыкальное занятие.
Слушание: «Марш» м. Дунаевского, «Колыбельная», «Плясовая» р. н. м.
Дети движениями показывают, что можно делать под ту или иную музыку: на марш – пальчиками барабанят, на колыбельную - руки под щеку, на плясовую – выполняют фонарики.
Пение «Зайка» Карасевой
Дети слушают песню, обратить внимание на характер, пересказ содержания, подпевание отдельных фраз.
«Осень» Кишко
На вступление дети плавно качают руками, можно раздать листочки.
Музыкально-дидактическая игра «Скворцы и вороны»
Дети слушают, определяют кто поет.
Танец «Пляска парами» лит. н. м.
Проверить качество усвоения движений.
М.р: Было приятно смотреть на то, как выразительно и музыкально вы танцевали. Но настало время возвращаться в группу. А там вас ждет еще очень много новых дел, игр, прогулок. А вечером, когда придут за вами, ваши мамы и папы вы скажете нашему саду…
Я попрощаюсь с вами и спою вам «до свидания».
Дети (поют): До свидания!
Дети выходят из зала под песню «Детский сад» Филиппенко.
Предварительный просмотр:
«Весенняя сказка»
(Музыка, коммуникация)
Программные задачи:
- Развивать длительный непрерывный выдох, активизировать губные мышцы.
- Продолжить знакомство с музыкальными инструментами, учить вслушиваться в музыкальные звуки, определять их на слух, формировать образное воображение.
- Развивать чувство ритма, петь выразительно (хором и по одному) хорошо знакомые песни.
- Двигаться в соответствии с контрастным характером музыки, учить детей становиться парами по кругу.
- Упражнение: «Жуки» венг. н. м
- Упражнение для развития плавного ротового выдоха «Лети, бабочка!»
3.Пение: «Жучок» Е. Вихаревой, «Весенняя песенка» Н. Лукониной
4. Игра на музыкальных инструментах (звукоподражания)
5. Творчество «Зайчики» К.Черни
6. Танец «Стукалка» укр. н. м.
Материал: детские музыкальные инструменты-колокольчики, бубен, металлофон, треугольник, свистульки, яркие бумажные бабочки на ниточке.
Ход:
Дети входят в зал, музыкальное приветствие.
Музыкальный руководитель: Дети, какое сейчас время года? (ответ) А вы хотели бы побывать в весеннем лесу? (ответ) Тогда давайте закроем глаза и представим себе, что мы отправились в лес.
(Дети закрывают глаза, запись звуки весеннего леса)
Музыкальный руководитель: А теперь давайте расскажем весеннюю сказку о лесе, а сделаем мы это звуками, движениями и музыкой. Итак, сказка начинается. (Свистит в свистульку)
«Свистит моя Свистулька весенним соловьем,
И бабочка-красавица порхает за окном.
Свистит-переливается, летит за трелью трель -
Букашки просыпаются, стучит в окно капель».
В весеннем лесу выглянуло солнышко, оно улыбнулось деревьям, кустам, птичкам и ребятам. Все кругом ожило и проснулось (показывают мимикой). С пригорка побежал веселый ручеек (звон колокольчик), дети проговаривают «Буль-буль».
Выбрались из-под коры жучки (ж-ж-ж) и букашки (з-з-з).
УПРАЖНЕНИЕ «ЖУКИ» венг. н. м.
ПЕНИЕ «ЖУЧОК» Е. Вихаревой
Музыкальный руководитель: Посмотрите, дети, какие красивые бабочки прилетели на лесную полянку.
Упражнение для развития плавного ротового выдоха «Лети, бабочка!»
Посмотрим, умеют ли бабочки летать. (Педагог дует на бабочек).
Смотрите, полетели! Как живые! Теперь вы попробуйте подуть. Какая бабочка улетит дальше? Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд, чтобы не закружилась голова.
Музыкальный руководитель: Зазвенела звонкая капель (кап-кап-кап – соло на треугольнике). Полетел легкий ветерок (дуют). И начались в лесу настоящие чудеса. На ветвях стали набухать почки, и вдруг: хлоп-хлоп – что это? Разрывая клейкие почки, на ветвях взрывались хлопушки – листочки (дети показывают ладошки), которые хотят посмотреть на солнце. Лес наполнился ароматом зелени. Ах, как чудесно пахнет! (нюхают) Вот какая прекрасная весна! Вдруг под листвой что-то зашуршало, потом зафыркало. Ой, да это ежик пробежал (подыгрываю на барабане, воспитатель показывает игрушку ежа) А из-под елки прыг-скок (металлофон), это зайки.
ТВОРЧЕСТВО «ЗАЙЧИКИ» К. Черни
Музыкальный руководитель: И вдруг: топ-топ (бубны) Это мишки.
ИГРА «МИШКА ХОДИТ В ГОСТИ» М. Раухвергера
Музыкальный руководитель: Лес наполнился птичьими голосами (свистулька) И все стало весело так, что зверятам захотелось попеть, поплясать на весенней полянке. Давайте и мы споем и спляшем вместе с ними.
ПЕНИЕ: «ВЕСЕННЯЯ ПЕСЕНКА» Н. Лукониной.
ТАНЕЦ «СТУКАЛКА» укр. н. м.
Музыкальный руководитель: Вот, оказывается, как весело в весеннем лесу. Ну, а нам пора возвращаться.
Дети прощаются с м.р., уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы к планированию образовательного процесса в соответствии с ФГТ
Данный материал описывает особенности планирования образовательного процесса в ДОУ....
Организация образовательного процесса в ДОУ с учетом интеграции образовательных областей.
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме необходимости перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе интеграции образовательных областей, обеспечивающих форми...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с 21.11.16 – 27.11.16 года (4 неделя ноября). Младшая группа. Тема: «Оденем куклу на прогулку»; Организация совместной деятельности взрослого и ребёнка с учетом интеграции образовательных областей. Групп
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с 21.11.16 – 27.11.16 года (4 неделя ноября). Младшая группа. Тема: «Оденем куклу на прогулку»; Организация совместной деятельности вз...
Новые подходы к организации методической работы с педагогическими кадрами в дошкольном образовательном учреждении
Использование нетрадиционных форм взаимодействия с педагогами способствует повышению уровня их мастерства. Таким образом данные формы занимают приоритетное направление деятельности методической работы...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. 1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста. Тема: «Расширять знания о домашних животных и птиц»
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ.1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста. Тема: «Ра...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. 1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста. Тема: 1 неделя Декабря «Зимушка-зима в гости к нам пришла» с 4 – 10. Декабря 2017г.
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ.1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста. Тема: 1 неделя Декабр...