Характеристика педагогического процесса в ДОУ
статья по теме
Характеристика педагогического процесса в ДОУ.
В современной педагогической науке существуют разные точки зрения на понимание сущности педагогического процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Характеристика педагогического процесса в ДОУ | 16.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика педагогического процесса в ДОУ.
Педагогическим процессом называют целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле, путем обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком специальном смысле).
В широком смысле – это совокупность всех условий, средств, методов и т.д. направленных на решение одной глобальной задачи.
В узком смысле педагогический процесс рассматривается, как сосредоточенное содержание обучения, его средств, методов, форм организации на какой-то более конкретной задаче. Он так же может рассматриваться и с позиции ограничения компонентов воздействия. Например, как сочетание разных видов деятельности: труда, игры, учебной, спортивной, художественной деятельности, направленных на решение этой конкретной задачи.
Синонимом понятия «педагогический процесс» является широко используемый термин «учебно-воспитательный процесс».
В современной педагогической науке существуют разные точки зрения на понимание сущности педагогического процесса. В самом общем виде педагогический процесс - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение поставленных целей образования, воспитания, обучения. Педагогический (учебно-воспитательный) процесс, поэтому является органическим единством процессов обучения, воспитания, формирования и развития.
Педагогический процесс так же обладает целостностью и общностью. Под целостностью понимают неразрывное единство процессов воспитания, обучения, а также развития и формирования личности. Воспитание и обучение зависят друг от друга и имеют много общего, хотя наука их различает. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире.
В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание обращено в первую очередь к потребностно - мотивационной сфере личности. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию. Поскольку, при всей близости, это специфические процессы, наука рассматривает их отдельно в теории воспитания и в дидактике. При этом целостность педагогического процесса, единство воспитания и обучения, является методологическим принципом, что особенно актуально в настоящих условиях.
Несмотря на некоторые различия, в развитии всех педагогических процессов можно выделить однотипные этапы: подготовительный, основной и заключительный (И.П. Подласый).
На подготовительном этапе педагогического процесса определяются цель, конкретные задачи, выясняется состояние вопроса, планируется, прогнозируется результат и схема процесса, подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания. Завершается подготовительный этап планом перспективной работы.
На основном этапе осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами. Оперативный контроль помогает обнаружить отклонения, ошибки и тут же произвести коррекцию, внести необходимые дополнения или изменения. Этот этап потому и называется основным, что именно в процессе его реализации решаются поставленные воспитательно-образовательные задачи. Важно на этом этапе постоянно поддерживать и учитывать обратную связь – ответную реакцию ребенка на воздействия.
На заключительном этапе проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образования недостатков.
Еще раз рассматриваются правомерность поставленных задач, адекватность избранных средств, методов, форм организации. Выявляется то, что дало наилучший результат, и то, что оказалось малодейственным.
Можно выделить несколько принципов построения педагогического процесса в ДОУ:
- учитывать возрастные возможности детей, опираться на интересы ребенка;
- решать воспитательные и образовательные задачи в их единстве;
- учитывать положение о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;
- осуществлять взаимодействие воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
- создавать естественную, непринужденную обстановку, в которой будет развиваться свободная творческая личность;
- стимулировать в педагогическом процессе воспитателя и воспитанников к взаимному уважению и соблюдению «Декларации прав ребенка».
В современной педагогической науке существуют разные точки зрения на понимание сущности педагогического процесса. В самом общем виде педагогический процесс — это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение поставленных целей образования, воспитания, обучения. В дошкольном возрасте дети открывают мир для себя и одновременно раскрывают себя миру. Поэтому цели педагогического процесса детского сада в первую очередь связаны с развитием целостной природы ребенка, его уникальности, индивидуального своеобразия.
Собственно педагогический процесс становится совокупностью или комплексом педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром людей и культурой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический тренинг Отработка навыка проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областе
Презентация, практический материал к тренингу.Тренинг проводили в марте 2011 года в рамках проведения городского конкурса "Инновационного опыта по введению ФГТ". (I Место)...
Характеристика педагогических технологий , ориентированных на личностное развитие ребенка
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и ДОУ, безконфликтных и безопасных условий её ра...
Отличие педагогического взаимодействия в традиционном педагогическом процессе ДОО и педагогическом процессе, строящемся на основе технологии сопровождения.
Примеры взаимодействия педагога с детьми иллюстрирующие отличия традиционного педагогического процесса и педагогического процесса построенного на принципахсопровождения и поддержки....
Внедрение инновационных процессов в методическую работу ДОУ как условие повышения качества педагогического процесса
Модернизация дошкольного образования обуславливает необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в детском саду, делает научный анализ и практическое совершенствование этой работ...
ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ
По-моему, воспитывая ребёнка, одна из основных задач это развитие у него знаний о предметах и явлениях окружающей жизни. Формирование этих знаний начинается с чувственного ознакомления с явлениями окр...
Характеристика волевых процессов.
В ситуациях, когда необходимо проявить активность для достижения какой-либо осознанно поставленной цели, подключаются волевые процессы. Таким образом, можно сказать, что воля – это спо...
Обучение в системе целостного педагогического процесса. Закономерности процесса обучения, принципы, функции обучения.
Обучение в системе целостного педагогического процесса. Закономерности процесса обучения, принципы, функции обучения.Обучение – это совместная целенаправленная деятельность учителя и учащих...