Характеристика педагогических технологий , ориентированных на личностное развитие ребенка
консультация (подготовительная группа) на тему
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и ДОУ, безконфликтных и безопасных условий её развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПЕдагогические технологии | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика педагогических технологий, ориентированных на развитие личностных качеств ребенка, его индивидуальности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Технология – это совокупность принципов применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Педагогические технологии - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; они есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Технология воспитания - это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воспитания воплощается в конкретный результат.
Основные требования (критерии) педагогических технологий -
-концептуальность
-системность
-управляемость
-эффективность
-воспроизводимость.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, педагоги, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
Технология воспитания включает в себя определенную последовательность процедур.
1
1. Определение четкой конкретной цели. Оценку качества производят по соотнесению полученного результата и цели.
2. Разработка «пакета» теоретических оснований. Технологии воспитания всегда реализуют определенные теоретические представления о процессе воспитания и его закономерностях, то есть определенные педагогические концепции.
В данном случае необходимо видеть в процессе воспитания механизмы личностного взаимодействия с детьми.
3. Поэтапная, пошаговая структура деятельности. В качестве этапов выступают воспитательные ситуации: подготовительная, функциональная, контрольная, итоговая.
4. Анализ результатов (мониторинг).
Самыми главными экспертами результата применения технологии воспитания должны стать сами воспитанники. Любое общее дело стоит завершать обсуждениями: что получилось хорошо; что не очень и почему; что каждый лично понял и чему научился, участвуя в общем деле; что предлагает делать дальше.
Настоящее воспитание происходи тогда, когда ребенок «заглядывает в себя», пытается понять смысл событий и обстоятельств, в которых участвует, рефлексивно обращается к своему социальному опыту (Н.Ф.Голованова).
Воспитатель должен быть всегда психологически готов к тому, что не увидит результат своих педагогических усилий, поскольку в полной мере воспитанность человека проявляется в зрелые годы его жизни.
В своей практической деятельности воспитателю приходится сталкиваться с такими вопросами: как выбрать способы действия (свои, проверенные, известные или новые и пр.), как построить взаимодействие с ребенком или группой детей?
Действительно, эти вопросы требуют своего решения повседневно, в конкретных ситуациях, с конкретными детьми.
2
И поэтому систему технологий можно представить на трех условных уровнях организации воспитания как педагогического процесса.
1. Повседневные технологии воспитания (технология включения в игру, технология решения конфликтов, технология планирования воспитательной работы, технология педагогической диагностики и пр.).
2. Ситуативные технологии воспитания. Они разрабатываются и применяются в связи с определенными обстоятельствами (ссоры между детьми). В этом случае воспитатель должен выстроить технологию «анализа ссоры».
Такая технология помогает детям создать свой опыт оценки поведения и поступкам своих товарищей, мотивов их поведения, выявить зачинщика ссоры и вызвать желание больше не ссориться. Такие ситуации в работе воспитателя часто встречаются.
3. Перспективные технологии воспитания. Такие технологии могут выстраиваться на основе специфики работы воспитателя: технологии мероприятия, технологии коллективного дела (когда готовиться праздник или спортивное мероприятие).
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
-здоровьесберегающие технологии,
-технологии проектной деятельности,
- технологии исследовательской деятельности,
-информационно–коммуникативные технологии,
-личностно-ориентированные технологии,
- технология портфолио дошкольника и воспитателя,
-игровая технология,
-технология ТРИЗ и др.
3
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и ДОУ, безкомфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личность ребенка в этой технологии не просто субъект, а субъект приоритетный, он является целью всей образовательной системы.
Воспитательное взаимодействие с ребенком на индивидуальном уровне предполагает создание возможностей для становления и проявления растущей личности.
Истоки развития личностно-ориентированной технологии содержатся в положениях концепции «диалога культур» Бахтина-Библера, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания.
В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном-понимание.
Фундаментальная идея личностно-ориентированной технологии состоит в переходе от объяснений к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению.
Основная установка педагога на общение с детьми, взаимопонимание, на их освобождение для творчества.
Ребенку нужны понимание и принятие педагогом его личности, его индивидуальности, педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике личностно-ориентированных технологий.
Остановимся на педагогике сотрудничества, основные принципы которого, отражены в персонально-личностном подходе (ПЛП).
ПЛП - предполагает глубокое понимание особенностей развития личности, её характера, личностных качеств, причин неуспеваемости и отклонении в поведении (по мнению А.С.Белкина, В.И. Яковлева).
4
Компоненты личностного подхода.
1. Опора на положительные качества ребенка и вера в оптимистическую перспективу их развития.
2. Признание за ребенком всех гражданских прав, которыми он располагает, создание условий для их реализации.
3. Реализация потребности ребенка ощущать себя «неповторимым человеком».
4. Признавать за ребенком право на те формы уважительного, культурного отношения, которые существуют между взрослыми людьми.
Воспитателю недостаточно только признавать, что все дети разные, но и надо помнить: сколько людей - столько и индивидуальностей. Психологи давно признали, что существуют врожденные черты личности, которые почти не изменяются с возрастом.
При организации совместной деятельности детей в группах педагог должен учитывать эти различия (темперамент), иначе многое из того, что он затевает, не состоится. Дети робкие и застенчивые, с заниженной самооценкой больше нуждаются в специально организованных «ситуациях успеха», маленьких победах, признании друзей.
Непременным условием технологии личностно-ориентированного воспитания является умение выдвигать реальные цели деятельности детей, умение строить разнообразные формы деятельности, чтобы она была успешной для каждого ребенка.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии - атмосферу любви, заботы сотрудничества, создают условия для творчества личности.
В.А.Сухомлинский сказал, что более глубокое понимание ребенка – это и есть воспитание его.
5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-личностного развития ребенка 5 - 6 лет посредством музыкальной терапии
Основная задача развивающей работы и психокоррекции – использовать доступный, понятный язык, убедительно и внушающее воздействовать на ребенка, вызывая эмоциональный отклик. Одним из методов развития ...
Педагогическое проектирование как форма социально-личностного развития ребенка
Проект позволяет поставить и решить любую проблему, как педагогическую, так и детскую, решает задачу становления детской компетентности, реально привлекает родителей к образовательному процессу....
ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Социально -личностное развитие ребенка (взаимодействие с семьей)» Советы психолога «Упрямство и капризы» Педагог-психолог Шмакова Г.Д
Работа посвящена вопросам воспитания ребенка в семье, трудностям, с которыми могут столкнуться при этом родители. Даются рекомендации в отношениях между взрослыми и детьми, предлагаются основные напра...
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода
Технология развивающего обучения: проблемное обучение...
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГОИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В СФЕРЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В данной статье описаны методы работы с дошкольниками при создании мини-музея в ДОУ...
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГОИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В СФЕРЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В статье представлена работа по организации мини-музея в ДОУ....
Выступление из опыта работы «Труд в природе как средство развития личности дошкольника» в рамках практико-ориентированного семинара «Личностное развитие дошкольников в процессе трудовой деятельности»
Выступление из опыта работы «Труд в природе как средство развития личности дошкольника» в рамках практико-ориентированного семинара «Личностное развитие дошкольников в процессе трудо...