Дополнительная программа по ознакомлению дошкольников с родным краем "Краеведение - малышам"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

Пучкова Антонида Павловна

Дополнительная программа по ознакомлению  с родным краем направлена на воспитание любви к своей "малой Родине" , обеспечивает знакомство дошкольников с самобытностью и культурой людей, проживающих на Таймыре, своеобразием животного и растительного мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация города Норильска

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение «Детский сад № 36 «Полянка».

Дополнительная программа

по ознакомлению с родным краем

 «Краеведение - малышам»

Норильск 2015

Содержание

1. Целевой раздел программы

1.1. Пояснительная записка

3

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы

3

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

3

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

4

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

5

2. Содержательный раздел программы

2.1. Содержание образовательной деятельности

7

2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы

10

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

12

2.4.  Особенности взаимодействия со специалистами ДОУ

13

3. Организационный раздел программы

3.1. Материально-техническое обеспечение программы

13

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

13

3.3. Календарно-тематическое планирование  

15

3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

22

4. Краткая презентация программы

24

  1. Целевой раздел Программы

  1. Пояснительная записка

Дополнительная программа по ознакомлению дошкольников с родным краем муниципального бюджетного  дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 36 «Полянка» (далее Программа) разработана в соответствии с:

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155);

- Комментариями к федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования от 28 февраля 2014 г. №08-249;

- Федеральным Законом «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);

Дополнительная Программа обеспечивает знакомство дошкольников c самобытностью и культурой людей, проживающих на Таймыре, своеобразием животного и растительного мира, воспитание любви к своей «малой Родине».

  1. Цели и задачи реализации Программы

Цель:  формирование у детей интереса и ценностного отношения к родному краю.

Задачи:

  1. Дать представления о географическом расположении, природных ресурсах, климатических условиях, животном и растительном мире;
  2. Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
  3. Знакомить детей с историческим прошлым и настоящим родного края;
  4. Знакомить с культурным наследием, развивать интерес к местным традициям и промыслам.
  5. Привлекать родителей к совместному участию и поддержке познавательного интереса детей при ознакомлении дошкольников с родным краем.
  1. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа учитывает следующие принципы: 

  1. Принцип доступности: содержание и объем знаний о родном крае, приемы обучения соответствуют возрасту и уровню познавательного  развития детей.
  2. Принцип постепенности, последовательности и систематичности: темы повторяются в каждой группе, изменяется только содержание, объем познавательного материала и сложность.
  3. Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса -  создает условия для обогащения детских представлений о Родном крае, позитивно отражается на перспективах развития ребенка.
  4. Принцип рационального сочетания разных видов деятельности.
  5. Принцип развивающего характера обучения, основанного на детской активности.
  1. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

         Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом воспитании дошкольников рассматривают социально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре «малой Родины». В основе предлагаемой программы  – тематический подход. Практический и методический материал систематизируется по разделам: «Родной край», «Географическое положение», «Родной город», «Растительный и животный мир Таймыра», «Коренное население», «Традиции и промыслы»,  «Комбинат»;  и учитывает особенности региона: географические, погодно-климатические, экологические, природные, культурно-национальные, что способствует системному усвоению детьми знаний о родном крае.

           Программа по ознакомлению детей  дошкольного возраста с родным краем ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на 2 года. Программа составлена с учетом требований, определенных нормативными документами. В учебном плане определено количество часов, отведенных на знакомство с каждым разделом. Занятия проводятся с периодичностью один раз в месяц в форме познавательной деятельности, согласно учебно-тематического плана и предполагают познавательный и продуктивный блок. Часть познавательного материала по ознакомлению с родным краем вынесена в совместную деятельность с детьми (сюжетно-ролевые, дидактические игры, беседы, продуктивную деятельность). Для каждой возрастной группы в программе  представлен примерный перспективный план работы.

Предлагаемый в перспективных планах порядок разделов и тем может варьироваться и изменяться по усмотрению педагога.

Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет

      У детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию деятельности.  У детей появляется способность активного мышления. В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи — монолог.

Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления.

Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе — животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый  интерес к тому, что его окружает, к его «малой родине». Формируются представления о том, что у него, его семьи и месте проживания есть своя история; что образ жизни людей меняется в зависимости от природных условий. Дети знакомятся с достопримечательностями своего города, народными промыслами, национальными традициями. Отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным.

Детям доступны  произведения  декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры.

  1. Планируемые результаты освоения программы

Результаты освоения дополнительной Программы сформулированы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения освоения дополнительной  Программы.

Целевые ориентиры освоения Программы

Раздел

Старшая группа

Подготовительная группа

1. Родной край

Имеют представления о погодно – климатических и сезонных изменениях в природе Таймыра.

Имеют представления о погоде Таймыра, сезонных изменения в природе, погодно – климатических особенностях. Знают элементарные правила экологически грамотного поведения в природе.

2. Географическое

положение

Знают географическое расположение города (Север, Таймыр), умеют находить город на карте.

Знают географическое расположение города, умеют находить город на карте, знают географические особенности региона,

р. Енисей, озера.

3. Город

Знают социокультурные учреждения города, краткую историю возникновения и развития своего города. Ориентируются на карте города.

Знают социокультурные учреждения города, историю возникновения и развития родного города, могут показать город на карте. Имеют представления о геральдике. Имеют представления о городах НПР.

4. Население Таймыра

Знают народности, населяющие Таймыр. Имеют представления об их быте и условиях проживания на крайнем севере.

Могут назвать малочисленные народности Таймыра, знают особенности быта, обычаи, праздники, традиционные занятия. Имеют представления о национальной одежде.

5. Традиции, промыслы

 

Знают сказки, легенды, обычаи народов Севера. Знают традиционные занятия коренного населения, промыслы.

Имеют представление о народных промыслах, о народных традициях («хэйро»). Знакомы с фольклором народов севера (сказки, загадки пословицы, приметы), знают народные инструменты

6.

Растительный мир

Знают условия произрастания растений в условиях крайнего севера, знают разнообразие растений – лиственница, карликовая ива, карликовая береза, клюква, брусника, мхи.

Знают условия произрастания растений и зависимость внешнего вида растений от условий и места обитания. Имеют представления о возобновляемости и охране растительного мира. Знают разнообразие растительного мира: - лиственница, карликовая ива, карликовая береза, клюква, брусника, багульник, смородина, голубика, мхи. Знают лекарственное и промышленное значение растений – заготовка ягод, лекарственные растения.

7. Животный мир

Знают условия обитания и приспособления к ним животных. Знают обитателей местной фауны - белый медведь, полярный волк, овцебык, путоранский баран, белая куропатка, полярная сова, краснозобая казарка, чайка, лемминг.

Знают условия обитания и зависимость внешнего вида животных от условий и мест обитания. Знают некоторые особенности поведения и образа жизни животных. Знают разнообразие животных: белый медведь, полярный волк, овцебык, путоранский баран, морж, тюлень, белая куропатка, полярная сова, краснозобая казарка, чайка, лемминг, осетр, муксун.

8. Горно - металлургический комбинат

«Норильский никель»

Знают основные профессии, задействованные на производстве и их назначение.

Знают некоторые подразделения горно-металлургической компании, основные продукты производства и их использование. Знают основные профессии, необходимые для функционирования градообразующих предприятий.

  1. Содержательный раздел  Программы

  1. Содержание образовательной деятельности

Задачи:

  1. Создавать условия для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим).
  2. Приобщать к прошлому и настоящему своей родины. Дать представление о национальных праздниках. Знакомить с символикой родного города. Воспитывать чувство любви к своей «малой  родине», уважительное и доброжелательное отношение к другим национальностям. Способствовать овладению элементарной этикой межнациональных отношений. Формировать чувство патриотизма и любви к природе родного края.  Знакомить с наиболее часто встречающимися растениями, животными, грибами, природными материалами. Продолжать формировать основы экологически грамотного поведения, экологической культуры.
  3. Знакомить с культурными традициями своего края,   с народным декоративно-прикладным искусством, формировать представления о художественных ремеслах.

4. Формировать представления о профессиях, профессиональных принадлежностях и занятиях людей.

Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента осуществляется как в форме непосредственной образовательной деятельности (часть занятия), так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через  интеграцию с задачами различных образовательных областей.

Связь с образовательными областями

Образовательные области

Задачи

Познавательное развитие

- дать представление о географическом положении, климатических условиях, природных ресурсах,  растительном и животном мире Таймыра;

- познакомить с историческим прошлым и настоящим родного края (достопримечательностями, памятниками города, его первооткрывателями);

- знакомить с жизнью и  бытом коренных народов Севера;

- формировать бережное отношение к природе родного края.

Художественно – эстетическое развитие

-  знакомить с культурным наследием, развивать интерес к местным традициям и народным промыслам;

- учить создавать художественные образы природы, растительного и животного мира Таймыра в различных видах продуктивной деятельности.

- знакомить с писателями Таймыра, их творчеством;

- формировать интерес к произведениям устного народного творчества (сказки, стихи, пословицы), музыке.

Социально-коммуникативное развитие

- воспитывать любовь и привязанность к «малой Родине», уважение к традициям и культуре коренных народов.

Направления работы по ознакомлению с родным краем

В средней группе  дети знакомятся с устройством детского сада, с сотрудниками, профессиями. Используются рассказы детей о своей семье. Начинается знакомство с погодно – климатическими особенностями. Дети получают общие сведения о месте проживания – Север, Таймыр. Дети знакомятся с растениями тундры, их разнообразием, особенностями, условиями произрастания, дарами природы (грибы, ягоды),  получают начальные экологические сведения. Продолжается знакомство с животным миром тундры, его разнообразием, особенностями, условиями обитания животных и птиц.

Знакомство с родным городом: название города, название улиц, домашний адрес, достопримечательности, объекты социальной сферы.

Начинается работа по  знакомству  с народностями, населяющими Таймыр; их национальной одеждой, традиционными занятиями (оленеводство, охота, рыболовство), с северным фольклором (сказки, пословицы, загадки), подвижными играми, изделиями народных промыслов.

  В старшей группе содержание работы по ознакомлению с родным краем усложняется. Дети знакомятся с климатическими особенностями,  историей родного края, его прошлым и настоящим, достопримечательностями города, его гербом.

 Большая работа проводится по ознакомлению детей с  народностями Севера, бытом, традициями, условиями проживания.

Много внимания уделяется знакомству с фольклором народов Севера (сказки, легенды, пословицы, загадки), с праздниками, народными национальными играми; традиционными домашними занятиями (плетение, вышивка, резьба по дереву, кости).

Расширяются задачи по ознакомлению с растительным и животным миром Таймыра, условиями произрастания растений в условиях крайнего севера, разнообразием растений, лекарственными растениями; условиями обитания  животных, дети  знакомятся с  «Красной книгой».

Начинается знакомство с деятельностью комбината, основными профессиями, задействованными на производстве и их назначением.

В подготовительной группе продолжается работа по всем разделам, с усложнением содержания. Расширяются знания о родном крае, формируются представления о погодно – климатических и географических особенностях Таймыра, сезонных изменениях в природе.  Дети более широко знакомятся с историей возникновения, развития и особенностями городов Норильск, Кайеркан, Талнах,  Оганер,  Дудинка, их достопримечательностями, геральдикой.  

Углубляется знакомство с коренными малочисленными народностями, культурно-национальными особенностями, условиями проживания, обычаями, бытом, традиционными занятиями, фольклором.

Много внимания уделяется растительному миру Севера ( его разнообразие и возобновляемость, зависимость от окружающей среды); животному миру (звери, птицы, рыбы, насекомые) -  особенности внешнего вида, поведения, зависимость от среды обитания.

Дети получают сведения об истории возникновения и развития Норильского Комбината, деятельности горнометаллургической компании, полезных ископаемых, продукции комбината, рабочих профессиях, охране окружающей среды.

Примерный учебный план

№/п

Разделы

Количество учебных часов

Старшая

группа

Подготовительная

группа

1.

Родной край

24 мин/мес

(6 мин/нед)

1

28 мин/мес

(7 мин/нед)

1

2.

Географическое положение

1

1

3.

Город

1

1

4.

Население

1

1

5.

Традиции, промыслы

1

1

6.

Растительный мир

1

1

7.

Животный мир

1

1

8.

Комбинат

1

1

Итоговое занятие

1

1

Количество занятий \ кол - во часов в год  

9

4ч 10мин

9

4ч 20мин

  1. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы

   Для координации работы по краеведению используются различные формы  взаимодействия с социо-культурными учреждениями города: Музеем истории освоения и развития Норильского Промышленного Района, Норильской художественной галереей, детской библиотекой, МОУ СОШ «Гимназия №11».

Примерный план взаимодействия с социо-культурными учреждениями города

Темы

Формы работы

Сроки

Музей истории освоения и развития  Норильского Промышленного Района

 Знакомство с мини-музеем Севера

Экскурсия в музей

сентябрь

 «Летопись города Норильска».

Передвижная выставка, знакомство с настоящим и прошлым города.

октябрь

«Богатства Таймыра»

Игровое занятие с

коллекцией минералов и горных пород Таймыра

ноябрь

«В гости к северянам»

Интерактивное занятие Знакомство с бытом, традициями народов Таймыра

февраль

«Каменные сказки»

Экскурсия в музей

март

«Занимательный гербарий»

Интерактивное занятие

апрель

«Птицы Таймыра»

Экскурсия в музей

май

Норильская художественная галерея

«Легенды северной  земли»

Развлекательно-познавательное занятие

Сентябрь

«Край мой северный»

Развлекательно-познавательное занятие

Ноябрь

«Хейро - праздник солнца»

Развлекательно-познавательное занятие

Январь

Работы норильских мастеров

Развлекательно-познавательное занятие

Февраль

Северное прикладное искусство

Развлекательно-познавательное занятие

Март

МБОУ СОШ Гимназия  № 11

«Выставка работ из природного материала»

Экскурсия

Сентябрь

«Знакомство с городом»

Развлекательно-познавательное занятие

Октябрь

«О крае. Малая география»

Познавательное занятие

Ноябрь

«Камни и минералы»

Познавательное занятие

Декабрь

«Мы смелые и ловкие»

Развлекательно-познавательное занятие

Февраль

«Растительный мир Севера»

Познавательное занятие

март

«Животный мир Севера»

Развлекательно-познавательное занятие

Апрель

«Знакомство с комбинатом»

Развлекательно-познавательное занятие

Формы, приемы организации воспитательно - образовательного процесса по реализации  задач Программы

Режимные моменты

Совместная

деятельность

с педагогом

Самостоятельная

деятельность детей

Совместная деятельность

с семьей

Напоминание

Объяснение

Наблюдение

Развивающие игры

Игра-экспериментирование

Проблемные ситуации

Игровые упражнения

Показ

Наблюдение

Беседа

Занятия

Игровые занятия

Игровые упражнения

Игры (дидактические, подвижные)

Тематическая прогулка

Экскурсии

Проектная деятельность

Опыты

Конкурсы

КВН

Продуктивная деятельность

Проблемно-поисковые ситуации

Мини-музеи

Чтение литературы

Посещение библиотеки

Игры (дидактические, развивающие, подвижные)

Игры-экспериментирования

Наблюдение

Опыты

Продуктивная деятельность

Опрос

Анкетирование

Семинары-практикумы

Консультации

Музыкально-литературные вечера и досуги

Коллекционирование

Беседа

Совместная продуктивная деятельность

Выставки

Совместные экскурсии, Прогулки в природу, походы

Встречи с интересными людьми

Совместная театрализованная деятельность

Конкурсы

  1. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Ознакомление дошкольников с родным краем  происходит особенно продуктивно, если со стороны родителей встречается заинтересованность, понимание и поддержка. Поэтому работа с родителями предполагает совместные мероприятия, организацию бесед, консультативно – информационную работу.

Мероприятия

Дата

Ответственный

Анкетирование с целью выявления уровня осведомления родителей о дополнительных услугах

сентябрь

воспитатели

Оформление информационного стенда «Наш форум» памятки, буклеты

В течение года

воспитатели

Оказание консультационной поддержки родителям в вопросах ознакомления детей с родным краем

В течение года

воспитатели

Помощь родителям по созданию предметно - развивающей среды в семье

В течение года

воспитатели

Совместный просмотр презентаций и

видеороликов по северной тематике вместе с родителями

Декабрь – январь

воспитатели

Участие в совместных праздниках, выступлениях, конкурсах

В течение года

воспитатели

Создание мини – книг, макетов по темам

Февраль - май

воспитатели

  1. Особенности взаимодействия со специалистами ДОУ

      Решение задач по освоению содержания регионального компонента осуществляется в тесном взаимодействии специалистов ДОУ: воспитатели, музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре.

Содержание деятельности

Дата

Ответственный

Игры народов Севера

Развлечение «Игры нашего двора»

В течение года

руководитель по физической культуре

воспитатели

Танцы, песни северных народов

Праздник «Хейро»

Январь

музыкальный руководитель

воспитатели

Продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества народов Таймыра.

Выставка детского творчества

В течение года

воспитатели

Произведения устного народного творчества народов Таймыра.

Создание мини – книг

В течение года

Февраль - март

Воспитатели

музыкальный руководитель

Природа Таймыра, растительный и животный мир, культура и быт народов Севера.

Выставка макетов

В течение года

март - май

воспитатели

 

  1. Организационный раздел программы

  1. Материально-техническое обеспечение программы

Материально-технические условия реализации Программы соответствуют требованиям:

- определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

- определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;

- к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

- оснащённости помещений развивающей предметно-пространственной средой;

- к материально-техническому обеспечению программы: учебно-методический комплект, оборудование, оснащение.

  1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Технические

средства

обучения

Магнитофон, музыкальный центр, мультимедиапроектор.  Наборы аудио и видео- дисков, презентации.

Мини – центр

«В краю северного сияния»

Сменные выставки:

  • «Город, где живет надежда»,
  • «Животный и растительный мир Таймыра»,
  • «Край мой многоликий»,
  • «Край северного сияния»
  • «Профессии родителей» - с рассказами и рисунками детей

Макеты:

  • «Моя родина - Таймыр»
  • «Кайеркан – наш любимый город»
  • «Аэропорт Алыкель»
  • «Надежда. Плавильный цех»
  • «ЦАТК»
  • «Угольный разрез»

Центры патриотического воспитания «Моя родина Россия»

Карта России

Фото – альбомы: «Растительный мир Таймыра», «Животный мир Таймыра», «Города Заполярья», «Прошлое и настоящее Норильска» и др.

Художественная литература (сказки, рассказы, легенды)

Изделия народных промыслов

«Игры народов Севера»

Перечень пособий

Рекомендуемая литература для педагогов

  1. Арктика – мой дом // Полярная энциклопедия школьника.- Москва, Северные просторы, 2001.
  2. Город, который люблю. - Агентство «Престо», Администрация г. Норильска, 1998.
  3. «Краевой (национально – региональный) компонент государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае» - 2004.
  4. Природа севера земли. Народы севера земли. - Москва, Северные просторы, 2001.
  5. Заполярье. Избранные фотографии. - М: Планета, 1987.
  6. Кириллов М.В., Тихонова С.П. География Красноярского края. - Красноярское книжное издательство, 1970.
  7. Край северного сияния. - Дудинка, 1998.
  8. Красная книга Красноярского края / Отв. Ред. А.П. Савченко. - Красноярск, 2004.
  9.  Львов А.Л. Норильск. Города Красноярского края. - Красноярское книжное издательство, 1985.
  10.  Мухачев Д. Край мой многоликий. - Ленинград, 1984.
  11.  Нечаев А. Путешествие на Таймыр. - М: «Детская литература», 1989.
  12.  Норильский горно-металлургический / Составители: А.П. Львов, Мильман Э.А. - М: «Планета», 1985.
  13.  Орнаменты народов Таймыра. - Норильск, 1994.
  14.  Первый за полярным кругом. Фотолетопись предприятий цветной металлургии. / Составитель Г.А.Захаренко. - Красноярск, «Бонус». 2000.
  15.  Северное оленеводство. / Под. ред. В.А. Забродина. - М: «Колос», 1979.
  16.  Степанова Т.В. Полярные тайны. - М: «Росмен», 2003.
  17.  Толстов В. Летопись Норильска: популярная энциклопедия. - Норильск, «Апекс», 2003.
  18.  Урванцев Н.Н. Открытие Норильска. - М: «Наука», 1981.

Рекомендуемая литература для детей

  1. Аксенова Огдо. Песни баргана. - Красноярское книжное издательство, 1988.
  2. Аксенова Огдо. Приезжайте в тундру к нам. - М: Малыш, 1987.
  3. Аксенова Огдо. Тундровичок. - Красноярское книжное издательство, 1979.
  4. Бороздин В. Назарка – житель тундры. - М: Малыш, 1980.
  5. Любовь Ненянг. Что, отчего, почему (ненецкие сказки и легенды). - Красноярское книжное издательство, 1984.
  6. Наумов Е. Сказки северных сполохов. - Харьков, 1985.
  7. Рочев Е. Маленький Митрук и большая тундра. - М: Детская литература, 1974.
  8. Суслов В. В краю поющих сугробов. - М: Малыш, 1981.

  1. Календарно-тематическое планирование

Программа по ознакомлению детей с родным краем в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на 2 года. Состав формируется с учётом желания детей и родителей. Наполняемость группы на занятиях -10 детей.

Работа кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Непосредственно образовательная деятельность кружка проводятся в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований СанПиН.

Примерный учебно-тематический план

для детей старшего дошкольного возраста

Раздел / тема

Количество часов

1

1.1

Родной край

«Край мой северный»

1

1

2

2.1

Географическое положение

«Прошлое, настоящее Таймыра»

1

1

3

3.1

Город

«Мой родной город»

1

1

4

4.1

Население

«Народы Таймыра»

1

1

5

5.1

Традиции, промыслы

«Уроки бабушки Огдо»

1

1

6

6.1

Растительный мир

«Таймыр – кладовая природы»

1

1

7

7.1

Животный мир

«Животный мир Таймыра»

1

1

8

8.1

Комбинат

«В гостях у Никельки»

1

1

9

«Что, где, когда» итоговая викторина

1

Итого

9

Примерный тематический план работы

для детей старшего дошкольного возраста

Тема

Содержание работы

Связь с другими видами деятельности

Сроки

Край мой северный

Экскурсия в тундру. Изменения в природе. Знакомство с погодно – климатическими особенностями.

Наблюдения, беседы.

Рисование «Мой край»

Макет «Осень в тундре»

Рассматривание фотоальбома.

Сентябрь

Прошлое, настоящее Таймыра

 Экскурсия в музей истории освоения и развития НПР.

 Знакомство с коллекцией камней и минералов. Знакомство с географическим положением, природными особенностями.

Чтение художественной литературы. Беседа «Это родина моя»

Просмотр видеофильма о Таймыре.

Октябрь

Мой родной город

 Рассказ - презентация: «История моего города». Рассматривание фотографий города, знакомство с объектами социальной сферы. Чтение стихов и прослушивание песен о родном городе.

Беседа на тему: «За что мы любим наш город».

Рисование на тему «Я люблю свой город».

Изготовление макета города.

Сюжетно-ролевая игра «Я - фотограф», «Знатоки города».

Экскурсия в мини-центр «Край мой северный», знакомство с экспозицией «Город, где живет Надежда».

Ноябрь

Население

 «Народы Таймыра» - экскурсия в мини-центр. Знакомство с коренными народностями, проживающими на Таймыре, их образом жизни.

Беседы, чтение художественной литературы: Огдо Аксенова «Приезжайте в тундру к нам», «Тундровичок».

Рисование

« Тундровичок»

Изготовление макета чума.

Декабрь

Уроки бабушки Огдо

Знакомство с традиционными домашними производствами народов Севера (плетение, вышивка, бисер, резьба по дереву, кости). Знакомство с играми народов Севера. Знакомство с праздниками народов Севера.

Беседы на тему

«Северные мастера», «Праздничная одежда и украшения северян»,

Рассматривание иллюстраций предметов, изготавливаемых народами Севера вручную.

Расписывание малиц и ягушек.

Работа с бисером и тканью – изготовление поделок. Музыкальное занятие: «Праздник Солнца - Хейро».

Январь

Таймыр-кладовая природы

Экскурсия в мини-центр. Знакомство с растениями Таймыра, их приспособлениями к северным условиям, их разнообразием.

 Рассматривание фотоальбома, гербария северных растений. Знакомство с

лекарственными растениями Севера – использование растений в народной медицине.

Беседы на тему «Лекарственные растения Севера», «Приспособления растений к условиям Севера», «Красная книга».

Рисование на тему «Таймыр – удивительный край».

Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Кто, где живет», «Для чего?»

Февраль  

Животный мир Севера

Экскурсия в мини-центр -  знакомство с животными Таймыра (звери, птицы), приспособление к северным условиям,  разнообразие.

Рассматривание «Красной книги Красноярского края».

 

Беседы на тему «Животный мир Севера», «По страницам Красной книги».

Рассматривание альбома «Животный мир Таймыра». Рисование на тему «Животные Таймыра».

Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Кто, где живет». Чтение познавательной и художественной литературы.

Март  

В гостях у Никельки

Просмотр видеофильма, рассматривание фотографий.

Знакомство с деятельностью комбината «Норильский никель», основными производствами, профессиями работников комбината

Беседы «Где работают родители», рассматривание фотографий, иллюстраций.

Апрель

Игра «Что? Где? Когда?»

Закрепление знаний о быте, праздниках народов Севера, растительном и животном мире.

Викторина.

Май

 

Примерный учебно-тематический план

для детей подготовительной к школе группы

Раздел / тема

Количество часов

1

1.1

Родной край

«Легенды северной земли»

1

1

2

2.1

Географическое положение

«Край северного сияния. Малая география»

1

1

3

3.1

Город

«Летопись города Норильска»

1

1

4

4.1

Население

«Край мой многоликий»

1

1

5

5.1

Традиции, промыслы

«Секреты чума»

1

1

6

6.1

Растительный мир

«Занимательный гербарий»

1

1

7

7.1

Животный мир

«Животный мир Севера»

1

1

8

8.1

Комбинат

«Каменные сказки»

1

1

9

Итоговая викторина «Знатоки»

1

Итого

9

Примерный тематический план работы

для детей подготовительной к школе группы

Тема

Содержание работы

Связь с другими видами

деятельности

Сроки

Легенды северной земли

Рассказ – презентация Знакомство с легендой о происхождении полуострова Таймыр.

Знакомство с климатическими, природными и погодными особенностями.

Беседы: «Наша страна -Россия»; «Мы на севере живем»

Рассматривание иллюстраций из энциклопедии «Арктика – мой дом». Рисование на тему: «Мой родной край».

Путешествие по карте.

Пометки на карте с помощью значков городов Норильск, Кайеркан, Дудинка, реки Енисей.

Сентябрь

Край северного сияния.

Малая география.

Знакомство с разнообразием природных ископаемых. Рассматривание коллекции камней и минералов. Работа с картами края, с понятием «полуостров Таймыр», «Красноярский край», «Крайний Север».

Просмотр видеофильма о Таймыре. Составление рассказов на тему: «Будущее нашего края».

«Чем наш край отличается от других», «За что мы любим нашу «малую Родину». Сюжетно-ролевая игра «Мы путешественники».

Октябрь

Летопись города Норильска

Знакомство с историей города Норильск (местоположение, прошлое и настоящее, особенности, достопримечательности, геральдика). Рассматривание фотоальбома «Прошлое и настоящее Норильска». Рассказ об особенностях и своеобразии городов Талнах, Дудинка, Оганер, Кайеркан.

Рассматривание иллюстраций из книги «Город, который люблю»

Рассматривание слайдов, слушание песен. Игра «Фотограф»

Рассматривание фотоальбома «Города Заполярья».

Рисование «Город будущего». Беседы

«Куда мы поведем гостей нашего города», «Визитная карточка города - герб», «Город и горожане.

   Изготовление макета нашего города.

Ноябрь

Край мой многоликий

Экскурсия в мини-центр. Знакомство с народностями, проживающими на территории Таймыра,  с ремеслами народов Севера, предметами быта, сделанными своими руками, их назначением. Знакомство с традиционными занятиями (оленеводство, охота, рыболовство).  

Беседа на тему: «Особенности проживания коренного населения», «Обычаи долган, ненцев и нганасан», «Что нам расскажет одежда коренного населения?».  «Праздники тундры». Беседы-ситуации: «Что расскажем и покажем мы гостям тундры?». Чтение сказок народов Севера, рассказов и сказок местных авторов, их обсуждение. Творческая мастерская: изготовление поделок с бисером, мехом.

Декабрь

Секреты чума

Знакомство с народными обычаями

Традиционные занятия (плетение, вышивка, бисер, резьба по дереву, кости). Знакомство с фольклором северных народностей, их музыкальными инструментами. Знакомство с играми народов Севера.

Рассматривание макета чума, особенности конструкции. Театрализация сказки «Хозяйка огня».

Музыкальное развлечение

«Праздник Солнца - Хейро».

Январь

Заниматель-

ный гербарий

Знакомство с растительным миром Севера, его разнообразием и возобновляемостью. Показать детям, что внешний вид растений зависит от окружающей среды и условий произрастания. Знакомство с лекарственными растениями тундры; дать представления о простейших способах использования лекарственных растений; воспитывать интерес и бережное отношение к растениям тундры.

Подбор и оформление альбома «Растительный мир Севера». Рассматривание гербария, иллюстраций, слайдов. Беседа «Что такое Красная книга?» (просмотр фотографий растений из Красной книги)

Февраль

Животный мир Севера

Экскурсия в Музей истории освоения и развития НПР. Показать детям разнообразие животного мира, познакомить с условиями, в которых обитают животные и зависимость от окружающей среды.

Подбор и оформление альбома «Животный мир Севера». Рисование на тему: «Животные Севера». Рассматривание иллюстраций, беседа о  перелетных и зимующих птицах. Рассматривание животных из «Красной книги Красноярского края». Создание рукописной Красной книги.

Март

Каменные сказки

Музей истории освоения и развития НПР. Знакомство с полезными ископаемыми, добываемыми на территории Таймыра. Знакомство с деятельностью горно-металлургической компании, с основными  профессиями, с продукцией комбината.

Подразделения комбината, их назначение.

Природоохранные мероприятия.

Беседа на тему: «Полезные ископаемые, их добыча и использование». Подбор материалов и оформление альбома «Промышленность Большого Норильска».

Рассказы детей «Мой папа – шахтер», «Мой папа – плавильщик». Беседы «Моя будущая профессия».

Апрель

«Знатоки»

Итоговая викторина

Май

  1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая среда построена с учетом  следующих принципов:

1. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию дополнительной Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения, соответствующими материалами, игровым оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников;

- двигательную активность;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

2. Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3. Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметной среды.

4. Вариативность среды позволяет создать различные пространства, а  разнообразный материал -  альбомы, макеты и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует активность детей.

5. Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к материалам и  пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6. Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.

Примерное содержание предметно-развивающей среды

при ознакомлении дошкольников с родным краем

Старшая группа

Подготовительная группа

  • Карта Красноярского края
  • Альбом с изображением национальных костюмов
  • Альбом «Мы на Севере живем»
  • Гербарий местных растений
  • Фотоальбом «Наш любимый город»
  • Картотека дидактических игр
  • Атрибуты для подвижных игр
  • Материалы для творческой деятельности (природный материал, кусочки меха, бисер, пластилин и др.)
  • Художественная литература (сказки, рассказы, легенды)
  • Карта России
  • Карта Красноярского края
  • Глобус
  • Альбом «Мой край»
  • Альбом «Животные Таймыра»
  • Альбом «Растения Таймыра»
  • Макет «Моя родина - Таймыр»
  • Гербарий местных растений, природный материал
  • Книги национальных поэтов и писателей Таймыра
  • Альбом «Город где живет надежда»
  • Картотека дидактических и подвижных игр
  • Атрибуты для подвижных игр
  • Материалы для творческой и исследовательской деятельности (природный материал, кусочки меха, бисер, пластилин, краски, нитки, ткань, леска и др.)
  • Макет чума-жилища
  • Элементы национальной одежды (ободки с узорами, шапочки с оленьими рожками и др.)

  1. Краткая презентация  Программы

Дополнительная программа по ознакомлению дошкольников с родным краем МБДОУ «Детский сад № 36 «Полянка»  предназначена для детей  от 5 до 7 лет.

Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, обучающихся по дополнительной программе.

Главной задачей взаимодействия воспитателей и родителей в рамках реализации дополнительной программы является создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи, которое позволяет объединить усилия для успешного воспитания и обучения детей, создать атмосферу общности интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная образовательная программа по патриотическому воспитанию и ознакомлению дошкольников с родным краем «Люблю тебя, мой Акбулак»

Парциальная образовательная программапо патриотическому воспитаниюи ознакомлению дошкольников с родным краем «Люблю тебя,  мой  Акбулак»...

Ознакомление дошкольников с родным краем, как элемент основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Разработка комплексно - тематического плана по ознакомлению дошкольника с природой родного края...

«Ознакомление дошкольников с родным краем как элемент основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

laquo;Разработка комплексно-тематического плана по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями города Новокуйбышевска одной из частей  Самарской губернии как элемент основной общеобразов...

Ознакомление дошкольников с родным краем как элемент основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Ознакомление дошкольников с родным краем как элемент основной общеобразовательной программы дошкольного образования...

Дополнительная программа по ознакомлению с родным краем "Мой поселок. Мой район. Моё Подмосковье". Для детей 4-7 лет

В течение последних 3 лет, в МДОУ реализуется программа "Мой посёлок. Мой район. Моё Подмосковье." Данная программа реализуется в рамках регионального компонента ООП МДОУ.Программа расс...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....