Дополнительная программа по ознакомлению дошкольников с родным краем "Краеведение - малышам"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
Дополнительная программа по ознакомлению с родным краем направлена на воспитание любви к своей "малой Родине" , обеспечивает знакомство дошкольников с самобытностью и культурой людей, проживающих на Таймыре, своеобразием животного и растительного мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная программа по ознакомлению с родным краем "Краеведение - малышам" | 83.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация города Норильска
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36 «Полянка».
Дополнительная программа
по ознакомлению с родным краем
«Краеведение - малышам»
Норильск 2015
Содержание
1. Целевой раздел программы | |
1.1. Пояснительная записка | 3 |
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы | 3 |
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы | 3 |
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики | 4 |
1.2. Планируемые результаты освоения Программы | 5 |
2. Содержательный раздел программы | |
2.1. Содержание образовательной деятельности | 7 |
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы | 10 |
2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 12 |
2.4. Особенности взаимодействия со специалистами ДОУ | 13 |
3. Организационный раздел программы | |
3.1. Материально-техническое обеспечение программы | 13 |
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 13 |
3.3. Календарно-тематическое планирование | 15 |
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | 22 |
4. Краткая презентация программы | 24 |
- Целевой раздел Программы
- Пояснительная записка
Дополнительная программа по ознакомлению дошкольников с родным краем муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 36 «Полянка» (далее Программа) разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155);
- Комментариями к федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования от 28 февраля 2014 г. №08-249;
- Федеральным Законом «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);
Дополнительная Программа обеспечивает знакомство дошкольников c самобытностью и культурой людей, проживающих на Таймыре, своеобразием животного и растительного мира, воспитание любви к своей «малой Родине».
- Цели и задачи реализации Программы
Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к родному краю.
Задачи:
- Дать представления о географическом расположении, природных ресурсах, климатических условиях, животном и растительном мире;
- Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- Знакомить детей с историческим прошлым и настоящим родного края;
- Знакомить с культурным наследием, развивать интерес к местным традициям и промыслам.
- Привлекать родителей к совместному участию и поддержке познавательного интереса детей при ознакомлении дошкольников с родным краем.
- Принципы и подходы к формированию Программы
Программа учитывает следующие принципы:
- Принцип доступности: содержание и объем знаний о родном крае, приемы обучения соответствуют возрасту и уровню познавательного развития детей.
- Принцип постепенности, последовательности и систематичности: темы повторяются в каждой группе, изменяется только содержание, объем познавательного материала и сложность.
- Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса - создает условия для обогащения детских представлений о Родном крае, позитивно отражается на перспективах развития ребенка.
- Принцип рационального сочетания разных видов деятельности.
- Принцип развивающего характера обучения, основанного на детской активности.
- Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом воспитании дошкольников рассматривают социально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре «малой Родины». В основе предлагаемой программы – тематический подход. Практический и методический материал систематизируется по разделам: «Родной край», «Географическое положение», «Родной город», «Растительный и животный мир Таймыра», «Коренное население», «Традиции и промыслы», «Комбинат»; и учитывает особенности региона: географические, погодно-климатические, экологические, природные, культурно-национальные, что способствует системному усвоению детьми знаний о родном крае.
Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на 2 года. Программа составлена с учетом требований, определенных нормативными документами. В учебном плане определено количество часов, отведенных на знакомство с каждым разделом. Занятия проводятся с периодичностью один раз в месяц в форме познавательной деятельности, согласно учебно-тематического плана и предполагают познавательный и продуктивный блок. Часть познавательного материала по ознакомлению с родным краем вынесена в совместную деятельность с детьми (сюжетно-ролевые, дидактические игры, беседы, продуктивную деятельность). Для каждой возрастной группы в программе представлен примерный перспективный план работы.
Предлагаемый в перспективных планах порядок разделов и тем может варьироваться и изменяться по усмотрению педагога.
Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет
У детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию деятельности. У детей появляется способность активного мышления. В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи — монолог.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления.
Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе — животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый интерес к тому, что его окружает, к его «малой родине». Формируются представления о том, что у него, его семьи и месте проживания есть своя история; что образ жизни людей меняется в зависимости от природных условий. Дети знакомятся с достопримечательностями своего города, народными промыслами, национальными традициями. Отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным.
Детям доступны произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры.
- Планируемые результаты освоения программы
Результаты освоения дополнительной Программы сформулированы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения освоения дополнительной Программы.
Целевые ориентиры освоения Программы
Раздел | Старшая группа | Подготовительная группа |
1. Родной край | Имеют представления о погодно – климатических и сезонных изменениях в природе Таймыра. | Имеют представления о погоде Таймыра, сезонных изменения в природе, погодно – климатических особенностях. Знают элементарные правила экологически грамотного поведения в природе. |
2. Географическое положение | Знают географическое расположение города (Север, Таймыр), умеют находить город на карте. | Знают географическое расположение города, умеют находить город на карте, знают географические особенности региона, р. Енисей, озера. |
3. Город | Знают социокультурные учреждения города, краткую историю возникновения и развития своего города. Ориентируются на карте города. | Знают социокультурные учреждения города, историю возникновения и развития родного города, могут показать город на карте. Имеют представления о геральдике. Имеют представления о городах НПР. |
4. Население Таймыра | Знают народности, населяющие Таймыр. Имеют представления об их быте и условиях проживания на крайнем севере. | Могут назвать малочисленные народности Таймыра, знают особенности быта, обычаи, праздники, традиционные занятия. Имеют представления о национальной одежде. |
5. Традиции, промыслы |
Знают сказки, легенды, обычаи народов Севера. Знают традиционные занятия коренного населения, промыслы. | Имеют представление о народных промыслах, о народных традициях («хэйро»). Знакомы с фольклором народов севера (сказки, загадки пословицы, приметы), знают народные инструменты |
6. Растительный мир | Знают условия произрастания растений в условиях крайнего севера, знают разнообразие растений – лиственница, карликовая ива, карликовая береза, клюква, брусника, мхи. | Знают условия произрастания растений и зависимость внешнего вида растений от условий и места обитания. Имеют представления о возобновляемости и охране растительного мира. Знают разнообразие растительного мира: - лиственница, карликовая ива, карликовая береза, клюква, брусника, багульник, смородина, голубика, мхи. Знают лекарственное и промышленное значение растений – заготовка ягод, лекарственные растения. |
7. Животный мир | Знают условия обитания и приспособления к ним животных. Знают обитателей местной фауны - белый медведь, полярный волк, овцебык, путоранский баран, белая куропатка, полярная сова, краснозобая казарка, чайка, лемминг. | Знают условия обитания и зависимость внешнего вида животных от условий и мест обитания. Знают некоторые особенности поведения и образа жизни животных. Знают разнообразие животных: белый медведь, полярный волк, овцебык, путоранский баран, морж, тюлень, белая куропатка, полярная сова, краснозобая казарка, чайка, лемминг, осетр, муксун. |
8. Горно - металлургический комбинат «Норильский никель» | Знают основные профессии, задействованные на производстве и их назначение. | Знают некоторые подразделения горно-металлургической компании, основные продукты производства и их использование. Знают основные профессии, необходимые для функционирования градообразующих предприятий. |
- Содержательный раздел Программы
- Содержание образовательной деятельности
Задачи:
- Создавать условия для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим).
- Приобщать к прошлому и настоящему своей родины. Дать представление о национальных праздниках. Знакомить с символикой родного города. Воспитывать чувство любви к своей «малой родине», уважительное и доброжелательное отношение к другим национальностям. Способствовать овладению элементарной этикой межнациональных отношений. Формировать чувство патриотизма и любви к природе родного края. Знакомить с наиболее часто встречающимися растениями, животными, грибами, природными материалами. Продолжать формировать основы экологически грамотного поведения, экологической культуры.
- Знакомить с культурными традициями своего края, с народным декоративно-прикладным искусством, формировать представления о художественных ремеслах.
4. Формировать представления о профессиях, профессиональных принадлежностях и занятиях людей.
Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента осуществляется как в форме непосредственной образовательной деятельности (часть занятия), так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных областей.
Связь с образовательными областями
Образовательные области | Задачи |
Познавательное развитие | - дать представление о географическом положении, климатических условиях, природных ресурсах, растительном и животном мире Таймыра; - познакомить с историческим прошлым и настоящим родного края (достопримечательностями, памятниками города, его первооткрывателями); - знакомить с жизнью и бытом коренных народов Севера; - формировать бережное отношение к природе родного края. |
Художественно – эстетическое развитие | - знакомить с культурным наследием, развивать интерес к местным традициям и народным промыслам; - учить создавать художественные образы природы, растительного и животного мира Таймыра в различных видах продуктивной деятельности. |
- знакомить с писателями Таймыра, их творчеством; - формировать интерес к произведениям устного народного творчества (сказки, стихи, пословицы), музыке. | |
Социально-коммуникативное развитие | - воспитывать любовь и привязанность к «малой Родине», уважение к традициям и культуре коренных народов. |
Направления работы по ознакомлению с родным краем
В средней группе дети знакомятся с устройством детского сада, с сотрудниками, профессиями. Используются рассказы детей о своей семье. Начинается знакомство с погодно – климатическими особенностями. Дети получают общие сведения о месте проживания – Север, Таймыр. Дети знакомятся с растениями тундры, их разнообразием, особенностями, условиями произрастания, дарами природы (грибы, ягоды), получают начальные экологические сведения. Продолжается знакомство с животным миром тундры, его разнообразием, особенностями, условиями обитания животных и птиц.
Знакомство с родным городом: название города, название улиц, домашний адрес, достопримечательности, объекты социальной сферы.
Начинается работа по знакомству с народностями, населяющими Таймыр; их национальной одеждой, традиционными занятиями (оленеводство, охота, рыболовство), с северным фольклором (сказки, пословицы, загадки), подвижными играми, изделиями народных промыслов.
В старшей группе содержание работы по ознакомлению с родным краем усложняется. Дети знакомятся с климатическими особенностями, историей родного края, его прошлым и настоящим, достопримечательностями города, его гербом.
Большая работа проводится по ознакомлению детей с народностями Севера, бытом, традициями, условиями проживания.
Много внимания уделяется знакомству с фольклором народов Севера (сказки, легенды, пословицы, загадки), с праздниками, народными национальными играми; традиционными домашними занятиями (плетение, вышивка, резьба по дереву, кости).
Расширяются задачи по ознакомлению с растительным и животным миром Таймыра, условиями произрастания растений в условиях крайнего севера, разнообразием растений, лекарственными растениями; условиями обитания животных, дети знакомятся с «Красной книгой».
Начинается знакомство с деятельностью комбината, основными профессиями, задействованными на производстве и их назначением.
В подготовительной группе продолжается работа по всем разделам, с усложнением содержания. Расширяются знания о родном крае, формируются представления о погодно – климатических и географических особенностях Таймыра, сезонных изменениях в природе. Дети более широко знакомятся с историей возникновения, развития и особенностями городов Норильск, Кайеркан, Талнах, Оганер, Дудинка, их достопримечательностями, геральдикой.
Углубляется знакомство с коренными малочисленными народностями, культурно-национальными особенностями, условиями проживания, обычаями, бытом, традиционными занятиями, фольклором.
Много внимания уделяется растительному миру Севера ( его разнообразие и возобновляемость, зависимость от окружающей среды); животному миру (звери, птицы, рыбы, насекомые) - особенности внешнего вида, поведения, зависимость от среды обитания.
Дети получают сведения об истории возникновения и развития Норильского Комбината, деятельности горнометаллургической компании, полезных ископаемых, продукции комбината, рабочих профессиях, охране окружающей среды.
Примерный учебный план
№/п | Разделы | Количество учебных часов | |
Старшая группа | Подготовительная группа | ||
1. | Родной край | 24 мин/мес (6 мин/нед) 1 | 28 мин/мес (7 мин/нед) 1 |
2. | Географическое положение | 1 | 1 |
3. | Город | 1 | 1 |
4. | Население | 1 | 1 |
5. | Традиции, промыслы | 1 | 1 |
6. | Растительный мир | 1 | 1 |
7. | Животный мир | 1 | 1 |
8. | Комбинат | 1 | 1 |
Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Количество занятий \ кол - во часов в год | 9 4ч 10мин | 9 4ч 20мин |
- Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
Для координации работы по краеведению используются различные формы взаимодействия с социо-культурными учреждениями города: Музеем истории освоения и развития Норильского Промышленного Района, Норильской художественной галереей, детской библиотекой, МОУ СОШ «Гимназия №11».
Примерный план взаимодействия с социо-культурными учреждениями города
Темы | Формы работы | Сроки |
Музей истории освоения и развития Норильского Промышленного Района | ||
Знакомство с мини-музеем Севера | Экскурсия в музей | сентябрь |
«Летопись города Норильска». | Передвижная выставка, знакомство с настоящим и прошлым города. | октябрь |
«Богатства Таймыра» | Игровое занятие с коллекцией минералов и горных пород Таймыра | ноябрь |
«В гости к северянам» | Интерактивное занятие Знакомство с бытом, традициями народов Таймыра | февраль |
«Каменные сказки» | Экскурсия в музей | март |
«Занимательный гербарий» | Интерактивное занятие | апрель |
«Птицы Таймыра» | Экскурсия в музей | май |
Норильская художественная галерея | ||
«Легенды северной земли» | Развлекательно-познавательное занятие | Сентябрь |
«Край мой северный» | Развлекательно-познавательное занятие | Ноябрь |
«Хейро - праздник солнца» | Развлекательно-познавательное занятие | Январь |
Работы норильских мастеров | Развлекательно-познавательное занятие | Февраль |
Северное прикладное искусство | Развлекательно-познавательное занятие | Март |
МБОУ СОШ Гимназия № 11 | ||
«Выставка работ из природного материала» | Экскурсия | Сентябрь |
«Знакомство с городом» | Развлекательно-познавательное занятие | Октябрь |
«О крае. Малая география» | Познавательное занятие | Ноябрь |
«Камни и минералы» | Познавательное занятие | Декабрь |
«Мы смелые и ловкие» | Развлекательно-познавательное занятие | Февраль |
«Растительный мир Севера» | Познавательное занятие | март |
«Животный мир Севера» | Развлекательно-познавательное занятие | Апрель |
«Знакомство с комбинатом» | Развлекательно-познавательное занятие |
Формы, приемы организации воспитательно - образовательного процесса по реализации задач Программы
Режимные моменты | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Напоминание Объяснение Наблюдение Развивающие игры Игра-экспериментирование Проблемные ситуации Игровые упражнения | Показ Наблюдение Беседа Занятия Игровые занятия Игровые упражнения Игры (дидактические, подвижные) Тематическая прогулка Экскурсии Проектная деятельность Опыты Конкурсы КВН Продуктивная деятельность Проблемно-поисковые ситуации Мини-музеи Чтение литературы Посещение библиотеки | Игры (дидактические, развивающие, подвижные) Игры-экспериментирования Наблюдение Опыты Продуктивная деятельность | Опрос Анкетирование Семинары-практикумы Консультации Музыкально-литературные вечера и досуги Коллекционирование Беседа Совместная продуктивная деятельность Выставки Совместные экскурсии, Прогулки в природу, походы Встречи с интересными людьми Совместная театрализованная деятельность Конкурсы |
- Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Ознакомление дошкольников с родным краем происходит особенно продуктивно, если со стороны родителей встречается заинтересованность, понимание и поддержка. Поэтому работа с родителями предполагает совместные мероприятия, организацию бесед, консультативно – информационную работу.
Мероприятия | Дата | Ответственный |
Анкетирование с целью выявления уровня осведомления родителей о дополнительных услугах | сентябрь | воспитатели |
Оформление информационного стенда «Наш форум» памятки, буклеты | В течение года | воспитатели |
Оказание консультационной поддержки родителям в вопросах ознакомления детей с родным краем | В течение года | воспитатели |
Помощь родителям по созданию предметно - развивающей среды в семье | В течение года | воспитатели |
Совместный просмотр презентаций и видеороликов по северной тематике вместе с родителями | Декабрь – январь | воспитатели |
Участие в совместных праздниках, выступлениях, конкурсах | В течение года | воспитатели |
Создание мини – книг, макетов по темам | Февраль - май | воспитатели |
- Особенности взаимодействия со специалистами ДОУ
Решение задач по освоению содержания регионального компонента осуществляется в тесном взаимодействии специалистов ДОУ: воспитатели, музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре.
Содержание деятельности | Дата | Ответственный |
Игры народов Севера Развлечение «Игры нашего двора» | В течение года | руководитель по физической культуре воспитатели |
Танцы, песни северных народов Праздник «Хейро» | Январь | музыкальный руководитель воспитатели |
Продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества народов Таймыра. Выставка детского творчества | В течение года | воспитатели |
Произведения устного народного творчества народов Таймыра. Создание мини – книг | В течение года Февраль - март | Воспитатели музыкальный руководитель |
Природа Таймыра, растительный и животный мир, культура и быт народов Севера. Выставка макетов | В течение года март - май | воспитатели |
- Организационный раздел программы
- Материально-техническое обеспечение программы
Материально-технические условия реализации Программы соответствуют требованиям:
- определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
- определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;
- к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- оснащённости помещений развивающей предметно-пространственной средой;
- к материально-техническому обеспечению программы: учебно-методический комплект, оборудование, оснащение.
- Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Технические средства обучения | Магнитофон, музыкальный центр, мультимедиапроектор. Наборы аудио и видео- дисков, презентации. |
Мини – центр «В краю северного сияния» | Сменные выставки:
Макеты:
|
Центры патриотического воспитания «Моя родина Россия» | Карта России Фото – альбомы: «Растительный мир Таймыра», «Животный мир Таймыра», «Города Заполярья», «Прошлое и настоящее Норильска» и др. Художественная литература (сказки, рассказы, легенды) Изделия народных промыслов «Игры народов Севера» |
Перечень пособий | Рекомендуемая литература для педагогов
Рекомендуемая литература для детей
|
- Календарно-тематическое планирование
Программа по ознакомлению детей с родным краем в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на 2 года. Состав формируется с учётом желания детей и родителей. Наполняемость группы на занятиях -10 детей.
Работа кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Непосредственно образовательная деятельность кружка проводятся в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований СанПиН.
Примерный учебно-тематический план
для детей старшего дошкольного возраста
№ | Раздел / тема | Количество часов |
1 1.1 | Родной край «Край мой северный» | 1 1 |
2 2.1 | Географическое положение «Прошлое, настоящее Таймыра» | 1 1 |
3 3.1 | Город «Мой родной город» | 1 1 |
4 4.1 | Население «Народы Таймыра» | 1 1 |
5 5.1 | Традиции, промыслы «Уроки бабушки Огдо» | 1 1 |
6 6.1 | Растительный мир «Таймыр – кладовая природы» | 1 1 |
7 7.1 | Животный мир «Животный мир Таймыра» | 1 1 |
8 8.1 | Комбинат «В гостях у Никельки» | 1 1 |
9 | «Что, где, когда» итоговая викторина | 1 |
Итого | 9 |
Примерный тематический план работы
для детей старшего дошкольного возраста
Тема | Содержание работы | Связь с другими видами деятельности | Сроки |
Край мой северный | Экскурсия в тундру. Изменения в природе. Знакомство с погодно – климатическими особенностями. | Наблюдения, беседы. Рисование «Мой край» Макет «Осень в тундре» Рассматривание фотоальбома. | Сентябрь |
Прошлое, настоящее Таймыра | Экскурсия в музей истории освоения и развития НПР. Знакомство с коллекцией камней и минералов. Знакомство с географическим положением, природными особенностями. | Чтение художественной литературы. Беседа «Это родина моя» Просмотр видеофильма о Таймыре. | Октябрь |
Мой родной город | Рассказ - презентация: «История моего города». Рассматривание фотографий города, знакомство с объектами социальной сферы. Чтение стихов и прослушивание песен о родном городе. | Беседа на тему: «За что мы любим наш город». Рисование на тему «Я люблю свой город». Изготовление макета города. Сюжетно-ролевая игра «Я - фотограф», «Знатоки города». Экскурсия в мини-центр «Край мой северный», знакомство с экспозицией «Город, где живет Надежда». | Ноябрь |
Население | «Народы Таймыра» - экскурсия в мини-центр. Знакомство с коренными народностями, проживающими на Таймыре, их образом жизни. | Беседы, чтение художественной литературы: Огдо Аксенова «Приезжайте в тундру к нам», «Тундровичок». Рисование « Тундровичок» Изготовление макета чума. | Декабрь |
Уроки бабушки Огдо | Знакомство с традиционными домашними производствами народов Севера (плетение, вышивка, бисер, резьба по дереву, кости). Знакомство с играми народов Севера. Знакомство с праздниками народов Севера. | Беседы на тему «Северные мастера», «Праздничная одежда и украшения северян», Рассматривание иллюстраций предметов, изготавливаемых народами Севера вручную. Расписывание малиц и ягушек. Работа с бисером и тканью – изготовление поделок. Музыкальное занятие: «Праздник Солнца - Хейро». | Январь |
Таймыр-кладовая природы | Экскурсия в мини-центр. Знакомство с растениями Таймыра, их приспособлениями к северным условиям, их разнообразием. Рассматривание фотоальбома, гербария северных растений. Знакомство с лекарственными растениями Севера – использование растений в народной медицине. | Беседы на тему «Лекарственные растения Севера», «Приспособления растений к условиям Севера», «Красная книга». Рисование на тему «Таймыр – удивительный край». Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Кто, где живет», «Для чего?» | Февраль |
Животный мир Севера | Экскурсия в мини-центр - знакомство с животными Таймыра (звери, птицы), приспособление к северным условиям, разнообразие. Рассматривание «Красной книги Красноярского края».
| Беседы на тему «Животный мир Севера», «По страницам Красной книги». Рассматривание альбома «Животный мир Таймыра». Рисование на тему «Животные Таймыра». Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Кто, где живет». Чтение познавательной и художественной литературы. | Март |
В гостях у Никельки | Просмотр видеофильма, рассматривание фотографий. Знакомство с деятельностью комбината «Норильский никель», основными производствами, профессиями работников комбината | Беседы «Где работают родители», рассматривание фотографий, иллюстраций. | Апрель |
Игра «Что? Где? Когда?» | Закрепление знаний о быте, праздниках народов Севера, растительном и животном мире. | Викторина. | Май |
Примерный учебно-тематический план
для детей подготовительной к школе группы
№ | Раздел / тема | Количество часов |
1 1.1 | Родной край «Легенды северной земли» | 1 1 |
2 2.1 | Географическое положение «Край северного сияния. Малая география» | 1 1 |
3 3.1 | Город «Летопись города Норильска» | 1 1 |
4 4.1 | Население «Край мой многоликий» | 1 1 |
5 5.1 | Традиции, промыслы «Секреты чума» | 1 1 |
6 6.1 | Растительный мир «Занимательный гербарий» | 1 1 |
7 7.1 | Животный мир «Животный мир Севера» | 1 1 |
8 8.1 | Комбинат «Каменные сказки» | 1 1 |
9 | Итоговая викторина «Знатоки» | 1 |
Итого | 9 |
Примерный тематический план работы
для детей подготовительной к школе группы
Тема | Содержание работы | Связь с другими видами деятельности | Сроки |
Легенды северной земли | Рассказ – презентация Знакомство с легендой о происхождении полуострова Таймыр. Знакомство с климатическими, природными и погодными особенностями. | Беседы: «Наша страна -Россия»; «Мы на севере живем» Рассматривание иллюстраций из энциклопедии «Арктика – мой дом». Рисование на тему: «Мой родной край». Путешествие по карте. Пометки на карте с помощью значков городов Норильск, Кайеркан, Дудинка, реки Енисей. | Сентябрь |
Край северного сияния. Малая география. | Знакомство с разнообразием природных ископаемых. Рассматривание коллекции камней и минералов. Работа с картами края, с понятием «полуостров Таймыр», «Красноярский край», «Крайний Север». | Просмотр видеофильма о Таймыре. Составление рассказов на тему: «Будущее нашего края». «Чем наш край отличается от других», «За что мы любим нашу «малую Родину». Сюжетно-ролевая игра «Мы путешественники». | Октябрь |
Летопись города Норильска | Знакомство с историей города Норильск (местоположение, прошлое и настоящее, особенности, достопримечательности, геральдика). Рассматривание фотоальбома «Прошлое и настоящее Норильска». Рассказ об особенностях и своеобразии городов Талнах, Дудинка, Оганер, Кайеркан. | Рассматривание иллюстраций из книги «Город, который люблю» Рассматривание слайдов, слушание песен. Игра «Фотограф» Рассматривание фотоальбома «Города Заполярья». Рисование «Город будущего». Беседы «Куда мы поведем гостей нашего города», «Визитная карточка города - герб», «Город и горожане. Изготовление макета нашего города. | Ноябрь |
Край мой многоликий | Экскурсия в мини-центр. Знакомство с народностями, проживающими на территории Таймыра, с ремеслами народов Севера, предметами быта, сделанными своими руками, их назначением. Знакомство с традиционными занятиями (оленеводство, охота, рыболовство). | Беседа на тему: «Особенности проживания коренного населения», «Обычаи долган, ненцев и нганасан», «Что нам расскажет одежда коренного населения?». «Праздники тундры». Беседы-ситуации: «Что расскажем и покажем мы гостям тундры?». Чтение сказок народов Севера, рассказов и сказок местных авторов, их обсуждение. Творческая мастерская: изготовление поделок с бисером, мехом. | Декабрь |
Секреты чума | Знакомство с народными обычаями Традиционные занятия (плетение, вышивка, бисер, резьба по дереву, кости). Знакомство с фольклором северных народностей, их музыкальными инструментами. Знакомство с играми народов Севера. | Рассматривание макета чума, особенности конструкции. Театрализация сказки «Хозяйка огня». Музыкальное развлечение «Праздник Солнца - Хейро». | Январь |
Заниматель- ный гербарий | Знакомство с растительным миром Севера, его разнообразием и возобновляемостью. Показать детям, что внешний вид растений зависит от окружающей среды и условий произрастания. Знакомство с лекарственными растениями тундры; дать представления о простейших способах использования лекарственных растений; воспитывать интерес и бережное отношение к растениям тундры. | Подбор и оформление альбома «Растительный мир Севера». Рассматривание гербария, иллюстраций, слайдов. Беседа «Что такое Красная книга?» (просмотр фотографий растений из Красной книги) | Февраль |
Животный мир Севера | Экскурсия в Музей истории освоения и развития НПР. Показать детям разнообразие животного мира, познакомить с условиями, в которых обитают животные и зависимость от окружающей среды. | Подбор и оформление альбома «Животный мир Севера». Рисование на тему: «Животные Севера». Рассматривание иллюстраций, беседа о перелетных и зимующих птицах. Рассматривание животных из «Красной книги Красноярского края». Создание рукописной Красной книги. | Март |
Каменные сказки | Музей истории освоения и развития НПР. Знакомство с полезными ископаемыми, добываемыми на территории Таймыра. Знакомство с деятельностью горно-металлургической компании, с основными профессиями, с продукцией комбината. Подразделения комбината, их назначение. Природоохранные мероприятия. | Беседа на тему: «Полезные ископаемые, их добыча и использование». Подбор материалов и оформление альбома «Промышленность Большого Норильска». Рассказы детей «Мой папа – шахтер», «Мой папа – плавильщик». Беседы «Моя будущая профессия». | Апрель |
«Знатоки» | Итоговая викторина | Май |
- Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая среда построена с учетом следующих принципов:
1. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию дополнительной Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения, соответствующими материалами, игровым оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников;
- двигательную активность;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
2. Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3. Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметной среды.
4. Вариативность среды позволяет создать различные пространства, а разнообразный материал - альбомы, макеты и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует активность детей.
5. Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к материалам и пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6. Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.
Примерное содержание предметно-развивающей среды
при ознакомлении дошкольников с родным краем
Старшая группа | Подготовительная группа |
|
|
- Краткая презентация Программы
Дополнительная программа по ознакомлению дошкольников с родным краем МБДОУ «Детский сад № 36 «Полянка» предназначена для детей от 5 до 7 лет.
Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, обучающихся по дополнительной программе.
Главной задачей взаимодействия воспитателей и родителей в рамках реализации дополнительной программы является создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи, которое позволяет объединить усилия для успешного воспитания и обучения детей, создать атмосферу общности интересов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рецензия на парциальную программу ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫМ НАСЛЕДИЕМ РОДНОГО КРАЯ «РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ» (для детей 4 -7 лет) ВОСПИТАТЕЛЯ ТЕРЕНТЬЕВОЙ НАТАЛЬИ АНАТОЛЬЕВНЫ
Рецензияна парциальную программу ...
Парциальная образовательная программа по патриотическому воспитанию и ознакомлению дошкольников с родным краем «Люблю тебя, мой Акбулак»
Парциальная образовательная программапо патриотическому воспитаниюи ознакомлению дошкольников с родным краем «Люблю тебя, мой Акбулак»...
Ознакомление дошкольников с родным краем, как элемент основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Разработка комплексно - тематического плана по ознакомлению дошкольника с природой родного края...
«Ознакомление дошкольников с родным краем как элемент основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
laquo;Разработка комплексно-тематического плана по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями города Новокуйбышевска одной из частей Самарской губернии как элемент основной общеобразов...
Ознакомление дошкольников с родным краем как элемент основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Ознакомление дошкольников с родным краем как элемент основной общеобразовательной программы дошкольного образования...
Дополнительная программа по ознакомлению с родным краем "Мой поселок. Мой район. Моё Подмосковье". Для детей 4-7 лет
В течение последних 3 лет, в МДОУ реализуется программа "Мой посёлок. Мой район. Моё Подмосковье." Данная программа реализуется в рамках регионального компонента ООП МДОУ.Программа расс...
Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»
Формирование интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к культуре и традициям разных народов Оренбуржья....