Роль узких специалистов в организации работы интегративного детского сада
статья на тему
статья из опыта работы дошкольного учреждения по организации взаимодействия всех специалистов в воспитательно-образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_uzkih_specialistov.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад №2» пгт Вейделевка Белгородской области
Роль узких специалистов в организации работы интегративного детского сада
Подготовила
Старший воспитатель
Посохова Т.З.
Вейделевка,2013
Роль узких специалистов в организации работы интегративного детского сада
Становление личности ребенка в условиях сельского социума и подготовка его к школьной жизни невозможны без глубокого и
всестороннего психолого- педагогического изучения.
В настоящее время наше дошкольное учреждение – это МДОУ «Центр
развития ребенка –детский сад №2» п. Вейделевка, Белгородской
области работает в инновационном режиме, занимаясь экспериментальной работой по теме: «Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в условиях
сельского социума» под руководством кандидата педагогических наук,
доцента, заведующей кафедрой дошкольного и начального образования
Белгородского регионального института повышения квалификации и
профессиональной переподготовки специалистов Серых Л.В.
Психолого-педагогическое сопровождение является сегодня не просто
наличием разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с
детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура
поддержки и помощи в решении задач развития, обучения, воспитания и
социализации ребенка.
Дети с недостатками развития, так же как и нормально развивающиеся их
сверстники, имеют право быть принятыми в коллектив сверстников,
развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать
перспективу участия в жизни общества, используя свой интеллектуальный и
творческий потенциал.
В своем штате детский сад имеет восемь узких специалистов: педагога –
психолога, социального педагога, логопеда, инструктора по физической
культуре, воспитателя по изобразительной деятельности, учителя
иностранного языка, хореографа, эколога.
Введение в штатное расписание дополнительных специалистов позволило нам включить в учебный план новые предметы,
интегрированные занятия,
здоровьесберегающие образовательные технологии, проводить
психологическое сопровождение образовательного процесса.
Мы в саду создали свою систему работы с узкими специалистами в
образовательном пространстве по основным направлениям
коррекционной деятельности.
Направления их работы следующие:
- коррекционно-профилактическое (это педагог – психолог, логопед, социальный педагог);
- физкультурно – оздоровительное (врач – педиатр, медицинская
сестра, инструктор по физической культуре, массажист);
- интеллектуально – познавательное (учитель иностранного языка, эколог);
- художественно – эстетическое (воспитатель по изобразительной
деятельности, хореограф).
Задача специалистов заключалась в том, как можно раньше выявить
проблемы ребенка и оказать ему своевременную помощь именно в
сензитивном периоде, когда еще многое не поздно. Речь идет не о крайних
ситуациях, когда нужна специализированная помощь. Мы занимаемся с
легко устранимыми проблемами. Будучи незамеченными в этот период, они
смогут стать причиной школьной неуспеваемости, источником неврозов,
эмоциональных расстройств.
При организации планирования совместной деятельности узких
специалистов, используем алгоритм управления качеством образования по
результатам, предложенный М. М. Поташником. Это разработка целостной
системы интеграции с разными участниками образовательного процесса
в соотношении с их функциональными обязанностями.
Для координации деятельности педагогов в интегративном детском саду
составляем портфолио узкого специалиста. Он включает:
-нормативные документы, касающиеся деятельности специалиста;
- должностные инструкции, график работы;
- циклограмму деятельности;
- планы (годовой – извлечения из годового плана детского сада с
детализацией своей работы, перспективно-календарный на месяц,
перспективное планирование занятий и кружковой работы на год);
-план самообразования;
-диагностические материалы со схемами анализа всех видов деятельности
дошкольника по конкретному разделу программы;
-индивидуальную программу развития;
-самоанализ работы специалиста за год.
Составление такого пакета документов позволяет каждому специалисту
грамотно спланировать свою деятельность, заметить какие пробелы и в
каком направлении их необходимо восполнить.
Работа специалистов направлена на индивидуальный подход к ребенку,
на выравнивание возможностей детей в группах одного возраста и
применение одинаковых технологий педагогической работы с ними.
Здесь важна не просто диагностика уровня развития психических процессов
или констатация отклонений в развитии личности ребенка, а выявление
взаимосвязи между отдельными особенностями психики ребенка
(познавательными способностями, личностными качествами, характером
общения). Индивидуальные особенности, самооценка или тревога могут
повлиять не только на характер общения, но и на развитие познавательных
процессов у детей. В свою очередь особенности памяти и уровень мышления
определяют и некоторые качества личности, например уровень тревожности
или агрессивности.
Изучив психические закономерности каждого ребенка, психолог и
специалисты адекватно оценивают индивидуальные возможности детей,
составляя для них индивидуальные программы развития. По данным мониторинга специалистов, выраженные недостатки в развитии
отдельных сфер деятельности наблюдаются у многих детей нашего
учреждения. Это дети с нарушением зрения, речи, опорно-двигательного
аппарата.
В саду для них созданы специальные условия; имеется
логопедический кабинет, тренажерный зал с установленными тренажерами,
лечебно-профилактический аппарат «Здоровье» для исправления сколиоза,
широко используется гимнастика для глаз и другие упражнения по методике
В.Ф. Базарного, а также различные формы арттерапии: музыкотерапия,
терапия движением, терапия художественным творчеством, игротерапия и
др.
Все занятия с ребенком имеют целью увеличение социальной активности
ребенка, накопление им положительного опыта межличностного общения,
толерантности.
Это позволяет нам решать развивающе-коррекционные задачи, когда дети
не выделяются в отдельные подгруппы, а получают соответствующую
помощь в условиях обычного режима группы сверстников.
При такой поддержке дети в полной мере раскрывают свои потенциальные
возможности и способности.
Создается образовательная среда, позволяющая задействовать не только
творческий потенциал каждого ребенка, но и каждого педагога, всего
педагогического коллектива.
Литература:
1.Кузнецова С.В. Котова Е.В. «Система работы с узкими специалистами ДОУ»
Творческий центр «Сфера» М.,2008
2.Кузьмин С. «Программный подход в управлении качеством дошкольного образования» Обруч М.,2010
3.Каралашвили Е.А. «Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ»
Творческий центр «Сфера» М.,2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Всем ребятам надо знать как по улице шагать...» Организация работы в детском саду по ПДД
Здравствуйте, уважаемые коллеги, вашему вниманию я предлагаю прослушать выступление из опыта работы: «Всем ребятам надо знать, как поулице шагать…Организация работы в детском саду п...
Организация работы в детском саду по использованию интерактивной доски и компьютерной программы ПервоЛого
В материалах представлен опыт работы с педагогами ДОУ по знакомству с программой ПервоЛого и этапами её освоения. Представлена интеграция содержания интерактивных развивающих заданий на доске и ...
Статья " Об организации работы семейного детского сада"
Статья в поддержку многодетных семей имеющих детей дошкольного возраста....
Тематический контроль «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ ТРАДИЦИЯМ РОДНОГО КРАЯ»
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫосуществлялась тематическая проверка по следующим направлениям: · наблюдение педагогического процесса;·...
Организация работы базового детского сада
МАДОУ “Детский сад № 272” является базовой дошкольной образовательной организацией Республики Татарстан (Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан и Пр...
Использование в интернет пространстве мессенджера Viber, организация работы группы детского сада для вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО.
Вопросы повышения эффективности взаимодействия родителей и педагогов детского сада, вовлечение родительской общественности в вопросы повышения качества дошкольного образования, организация эффек...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ.
Дошкольный период развития ребенка – это именно тот эмоционально-образный этап, когда он накапливает данные о мире через визуальное восприятие. Именно сейчас малыш жаден до новых знаний, восприи...