ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ.
статья по коррекционной педагогике

Попова Галина Борисовна

Дошкольный период развития ребенка – это именно тот эмоционально-образный этап, когда он накапливает данные о мире через визуальное восприятие. Именно сейчас малыш жаден до новых знаний, восприимчив к информации и готов к познанию. Именно в этот период полезно дать ребенку базовые знания о профессиях. Знакомясь с трудовой деятельностью взрослых, ребенок не только расширяет свою осведомленность о мире, но и обретает набор элементарных навыков, которые помогут ему сориентироваться в обществе.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети начинают свое знакомство с миром профессий.

Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром начинается уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки и общение с взрослыми узнают о разных профессиях. В процессе своего развития ребёнок наполняет своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий.

Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Он пытается проиграть действия воспитателя, библиотекаря, повара, врача и других, основываясь на наблюдении за взрослыми.

Задача педагогов, не только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и возможности с работой взрослых.

Цель ранней (детской) профориентации в дошкольном учреждении: создание условий для формирования целостного представления ребенка о профессиях, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых, профессионального самоопределения дошкольника в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.

Задачи дошкольной профориентации:

1. обогащать представления детей о профессиях;

  1. расширять словарный запас детей посредствам ознакомления с предметами, необходимыми в работе людей различных профессий;
  2. создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании;
  3. способствовать воспитанию чувства уважения к труду взрослых, желание оказывать помощь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ.

Дошкольный период развития ребенка – это именно тот эмоционально-образный этап, когда он накапливает данные о мире через визуальное восприятие. Именно сейчас малыш жаден до новых знаний, восприимчив к информации и готов к познанию. Именно в этот период полезно дать ребенку базовые знания о профессиях. Знакомясь с трудовой деятельностью взрослых, ребенок не только расширяет свою осведомленность о мире, но и обретает набор элементарных навыков, которые помогут ему сориентироваться в обществе.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети начинают свое знакомство с миром профессий.

Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром начинается уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки и общение с взрослыми узнают о разных профессиях. В процессе своего развития ребёнок наполняет своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий.

Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Он пытается проиграть действия воспитателя, библиотекаря, повара, врача и других, основываясь на наблюдении за взрослыми.

Задача педагогов, не только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и возможности с работой взрослых.

Цель ранней (детской) профориентации в дошкольном учреждении: создание условий для формирования целостного представления ребенка о профессиях, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых, профессионального самоопределения дошкольника в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.

Задачи дошкольной профориентации:

1. обогащать представления детей о профессиях;

  1. расширять словарный запас детей посредствам ознакомления с предметами, необходимыми в работе людей различных профессий;
  2. создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании;
  3. способствовать воспитанию чувства уважения к труду взрослых, желание оказывать помощь.

Основными формами работы по профориентации дошкольников являются следующие методы:

  • организованная деятельность (игры, беседы, занятия, экскурсии, праздники);
  • оборудование развивающей среды;
  • общение с родителями воспитанников.

У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Игры вносят элемент творчества в действия детей, отражают труд взрослых. Большое значение здесь имеет содержание игры, в процессе которой воспитывается правильное отношение к явлениям окружающей жизни, любовь к труду, уважительное отношение к людям труда.

Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Ознакомление с трудом в дидактических играх играет важную роль в умственном и речевом развитии дошкольника. Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о людях разных профессий.

Игра «Знакомство с профессиями». Воспитатель предлагает детям карточки с изображением людей определенных профессий (врач, продавец, строитель, водитель, портной, повар, учитель и пр.) и просит назвать, кто на них изображен. Затем рассказывает о каждой профессии, чем занимается этот человек. Здесь пригодится форма по каждой профессии. Так, у врача это – халат и шапочка, у сотрудника ДПС – жилет, у повара – фартук и колпак.

Игра «Инструменты». Предлагаем взять для каждой профессии от трех до пяти основных предметов, перемешать их. Расставить несколько коробок (либо корзинок), прикрепить карточку и предложить разложить предметы по профессиям. Так, у врача это могут быть таблетки, бинты, шприцы; у повара – кастрюля, ножик, сотейник; у строителя – молоток, топор, пила и т.д.

Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте является основным видом самостоятельной деятельности ребенка, и имеют решающее значение для трудового воспитания и ранней профориентации. Для четкого формирования системы знаний используются игровые ситуации, к примеру – «Варим кашу для куклы» или «Лечим куклу» и другие.

В процессе имитируются производственные сюжеты, профессиональная среда, проигрываются сценарии отношений между сотрудниками, клиентами и пр. Придумываем историю для каждой темы, распределяем роли и даем возможность детям играть и фантазировать в свое удовольствие.

 Для каждой изучаемой темы у нас есть тематические комплексы, которые состоять из формы, инструментов и рабочего места (обязательное сопровождение карточками – подписями). К примеру, для инспектора ДПС это - регулирующий жезл, имитации светофора и дорожных знаков. Мы подходить к изучению профессий комплексно и поэтому дети быстрее смогут освоить знания по ним и чувствовать себя увереннее.

Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок - самый эффективный вид профориентационной деятельности, который даёт свои положительные результаты. Во время экскурсий дошкольники знакомятся с различными видами профессий не только на словах, но наглядно, в практической деятельности, что, конечно, помогает детям лучше узнать всё о профессии.

Для запоминания информации детей с ОВЗ широко применяем визуальный способ восприятия деятельности. Мы предлагает ребятам закрепить пройденные темы через творчество с помощью рисунков, аппликацией, поделок из пластилина и пр.

Мы создаем полноценную предметно-развивающую среду в группе:

  • оформляем и систематически обновляем выставки книг о профессиях;
  • создаем папки по ознакомлению с профессиями;
  • пополняем атрибуты для организации сюжетно-ролевых и театрализованных игр по данной тематике.

Не стоит перегружать детей информацией о десятке профессий. Возьмите три, максимум – пять профессий, и изучите их подробно.

Для того чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с профессиями ближнего окружения, с профессией родителей и людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий). Помощь в этом оказывает работа с родителями, как одно из важных направлений. Работая с родителями, мы проводим конкурсы поделок и рисунков совместно с родителями; оформление папок-передвижек; анкетирование.

Таким образом, работа по ранней профориентации дошкольников может осуществляться через совместную деятельность педагога с детьми и родителями, а также самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Список литературы

1 . Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005. – [с. 28]

2. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – [с.70]

3. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – [с.13]

4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – [с. 37]

5. Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/Википедия (http://ru.wikipedia.org)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников с ОВЗ

Слайд 2

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Задача педагогов , не только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и таланты с работой взрослых.

Слайд 3

Цель: создание условий для формирования целостного представления дошкольников о профессиях, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых, профессионального самоопределения дошкольника в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности .

Слайд 4

Задачи: 1. Обогащать представления детей о профессиях; Обогащать словарный запас посредствам ознакомления детей с предметами, необходимыми в работе людей различных профессий; Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании. Воспитывать чувство уважения к труду взрослых, желание оказывать помощь.

Слайд 5

Основными формами работы в ДОУ по профориентации дошкольников являются следующие методы: организованная деятельность (беседы, занятия, интегрированные занятия, экскурсии, игры, праздники, развлечения); оборудование развивающей среды; общение с родителями воспитанников.

Слайд 6

Основные виды игр: дидактическая игра; сюжетно – ролевая игра. Большое значение здесь имеет содержание игры, в процессе которой воспитывается правильное отношение к явлениям окружающей жизни: любовь к труду, уважительное отношение к людям труда . Организованная деятельность

Слайд 7

Дидактические игры Знакомство с профессиями Воспитатель предлагает детям карточки с изображением людей определенных профессий (врач, продавец, строитель, водитель, портной, повар, учитель, моряк, художник и пр.) и просит назвать, кто на них изображен. Затем подробнее рассказывает о каждой профессии, чем занимается этот человек. Здесь пригодится форма по каждой профессии. Так, у врача это – халат и шапочка, у сотрудника ДПС – жилет, у повара – фартук и колпак. Погружение в профессию Для более полного понимания детьми навыков, которые требуются профессионалу, воспитатель предлагает назвать по 5 действий, которые он выполняет. К примеру, повар – чистит, режет, варит, мешает, солит.

Слайд 8

Инструменты Предлагаем взять для каждой профессии пять основных предметов, перемешать их. Расставить пять коробок (либо корзинок), прикрепить карточку и предложить разложить предметы по профессиям. Так, у врача это могут быть таблетки, бинты, шприцы; у повара – кастрюля, доска, сотейник; у художника – краски, кисти, карандаши, и т.д.

Слайд 9

Сюжетно-ролевая игра. В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является основным видом самостоятельной деятельности ребенка и имеют решающее значение для трудового воспитания.

Слайд 10

Экскурсии, наблюдения Благодаря экскурсиям формируются конкретные представления и впечатления об окружающей жизни. Организованная деятельность

Слайд 11

Творчество Для запоминания широко применяется визуальный способ восприятия деятельности: рисование, аппликация, создани оригами, поделок из пластилина и пр. Организованная деятельность

Слайд 12

Оборудование развивающей среды оформление и систематическое обновление выставки книг о профессиях и иллюстраций

Слайд 13

Оборудование развивающей среды создание папок по ознакомлению с профессиями

Слайд 14

Оборудование развивающей среды пополнение атрибутов для организации сюжетно-ролевых и театрализованных игр по данной тематике; дидактические и развивающие игры «Угадай, какая это профессия», «Что из чего сделано?», «Кто что выполняет».

Слайд 15

Общение с родителями Мероприятия: конкурсы поделок и рисунков совместно с родителями; оформление папок-передвижек; анкетирование.

Слайд 16

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль узких специалистов в организации работы интегративного детского сада

статья из опыта работы дошкольного учреждения  по организации взаимодействия всех специалистов в воспитательно-образовательном процессе....

Тематический контроль «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ ТРАДИЦИЯМ РОДНОГО КРАЯ»

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫосуществлялась тематическая проверка по следующим направлениям: ·        наблюдение педагогического процесса;·...

Презентация из опыта работы «Дидактические игры, как средство ранней профориентации дошкольников»

Презентация из опыта работы "Дидактические игры, как средство ранней профориентации дошкольников"...

Доклад из опыта работы "Экскурсия как средство формирования ранней профориентации дошкольников"

Доклад из опыта работы "Экскурсия как средство формирования ранней профориентации дошкольников"...

Организация совместных мероприятий с родителями по ранней профориентации дошкольников

Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится семье. Для формирования гармоничной личности ребенка очень важным фактором являются общественно значимые убеждения взрос...

Методическая разработка по теме: "Организация работы с детьми по формированию ранней профориентации"

Методическая разработкапо теме: "Организация работы с детьми по формированию ранней профориентации",  средний дошкольный возраст.Ранняя профориентация является актуальным запросом госуд...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ.

Дошкольный период развития ребенка – это именно тот эмоционально-образный этап, когда он накапливает данные о мире через визуальное восприятие. Именно сейчас ребенок готов к получению новых знан...