Педагогический совет «Реализация ресурсного подхода в образовательном процессе как фактор обеспечения здоровья воспитанников, качественного обучения и воспитания»
статья на тему
Педагогический совет
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – необходимое условие качества образования
Цель педсовета: сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учета индивидуального статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи:
- Анализ созданных условий в детском саду.
- Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ по здоровьесбережению детей
- Поиск эффективных мероприятий по укреплению здоровья дошкольников
Форма проведения педсовета: традиционная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_sovet_-_sohranenie_i_ukreplenie_zdorovya_vospitannikov_dou.doc | 186 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткий план проведение педсовета 28.02.2013г
«Реализация ресурсного подхода в образовательном процессе как фактор обеспечения здоровья воспитанников, качественного обучения и воспитания»
- Доклад: «Сохранение здоровья воспитанников – необходимое условие качества образования». (Потапенко С.В.)
- Использование современных здоровьесберегающих технологий.
- Анализ созданных условий в детском саду.
- Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ по здоровьесбережению детей
- Показ презентации «Сохранение здоровья воспитанников – необходимое условие качества образования».
- Выставка литературы: «Здоровье – забота общая» (буклеты, литература, наглядности)
- ИТОГИ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ: «Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня с детьми ДОУ»
- Анализ заболеваемости (в сравнении с прошлым годом) (медсестра Федорова Г.Г.)
- Анализ диагностики и мониторинга физической подготовленности дошкольников, выявленные проблемы. (Якк Е.В.)
- Результаты анкетирования родителей «Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости»
- Результаты анкетирования воспитателей «Содержание работы по укреплению здоровья детей»
- Итоги оперативного контроля: «Оценка эффективности физической культуры» контроль и анализ физкультурных занятий, проведения физминуток, подвижных игр в течение дня
- Анализы по группам по проведению Недели здоровья «Дружная семья» в январе (воспитатели групп).
- Решение педагогического совета (мероприятия):
Поиск эффективных мероприятий по укреплению здоровья дошкольников.
- Рефлексия. «Мозговой штурм» (вопросы со слайда, ответить в письменном виде).
- Д/З для воспитателей всех групп
МБДОУ Комсомольский детский сад «Ромашка»
Педагогический совет
«Реализация ресурсного подхода в образовательном процессе как фактор обеспечения здоровья воспитанников, качественного обучения и воспитания»
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – необходимое условие качества образования
Подготовила и провела
ст. воспитатель
Потапенко С.В.
Комсомольск
2013г
Цель педсовета: сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учета индивидуального статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи:
- Анализ созданных условий в детском саду.
- Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ по здоровьесбережению детей
- Поиск эффективных мероприятий по укреплению здоровья дошкольников
Форма проведения педсовета: традиционная.
Предварительная работа
Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:
- Тематический контроль «Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня с детьми ДОУ»
- Консультация «Формы оздоровительно-развивающей работы»
- Исследование состояния здоровья детей.
- Анализ заболеваемости (в сравнении с прошлым годом)
- Анализ диагностики и мониторинга физической подготовленности дошкольников, выявленные проблемы.
- Анкетирование родителей «Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости»
- Анкетирование воспитателей «Содержание работы по укреплению здоровья детей»
- Оперативного контроля «Оценка эффективности физической культуры»
- Контроль и анализ физкультурных занятий, проведения физминуток, подвижных игр в течение дня
- Анализы по группам по проведению Недели здоровья «Дружная семья» в январе.
- Создание презентации для показа на педсовете для педагогов «Сохранение здоровья воспитанников – необходимое условие качества образования»
- Подготовка выставки дополнительной литературы:
«Здоровье – забота общая» (буклеты, литература, наглядности)
«Приобрести здоровье – храбрость, сохранить его – мудрость, а умело распорядиться им – искусство»
Франсуа Вольтер.
Актуальность.
Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.
Нормативно-правовые документы.
В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как:
- Закон РФ «Об образовании» (ст. 51).
- «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
А также указами Президента России:
- «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ».
- «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ».
Перечисленные документы и меры, принимаемые органами управления образованием, помогли достичь определенных результатов стабилизации, а в ряде дошкольных учреждений - качественного улучшения детского здоровья.
Социальная компетентность ребенка дошкольного возраста в области сформированности представлений и навыков здорового образа жизни включает:
- осознанное выполнение действий, связанных с самообслуживанием и режимным процессом, а также гигиенических процедур;
- умение регулировать двигательную активность;
- овладение двигательными действиями;
- освоение представлений о здоровье и здоровом образе жизни, социальная позиция ребенка по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих.
На ребенка негативно сказывается перегрузка: режимные моменты, непосредственно образовательная деятельность, а также кружки, недооценка игры, сокращение времени, отведённого на прогулки, несоблюдение режима в семье.
Дошкольники зачастую получают избыточную информацию, которая на востребована, не всегда доступна; в таких случаях ребенок, как правило, пассивен, ему неинтересно, а накопленные отрицательные эмоции наносят вред здоровью.
Учитывая, что эмоционально-волевая сфера дошкольников находится в стадии формирования, можно активно влиять на процесс повышения у них мотивации к здоровому образу жизни. Следовательно, очень важно научить ребенка заботиться о своем здоровье, формируя привычки, связанные со здоровым образом жизни. Безусловно оправданным с этой позиции является такое педагогическое кредо: «Минимум лекарств, минимум физиотерапии, максимум движений, воздуха, воды!»
Формирование у детей мотивации к здоровью и включение в физкультурно-оздоровительную деятельность на всех этапах образовательного процесса способствуют воспитанию положительной ориентации по отношению к здоровью, улучшению взаимопонимания между детьми и между детьми и взрослыми, снижает конфликтность, агрессивность, чувство изолированности, что положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии, а значит, и на состоянии здоровья в целом.
Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
- приобщение детей к физической культуре;
- использование развивающих форм оздоровительной работы.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
- физкультурные занятия
- самостоятельная деятельность детей
- подвижные игры
- утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
- двигательно-оздоровительные физкультминутки
- физические упражнения после дневного сна
- физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
- физкультурные прогулки
- физкультурные досуги
- спортивные праздники и развлечения
- оздоровительные процедуры в водной среде.
- Кружок «Школа докторов природы», Ритмика
- Совместные досуги с родителями.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
- валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Технологии здоровьесбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.
Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Воспитатель должен стать для детей носителем культурных ценностей, образцом для подражания. Он создает психологическую атмосферу в группе , задает настрой в течение всего дня. Насколько комфортно чувствует себя воспитатель, настолько комфортно и детям. Преобладание тех или иных эмоций в жизни человека ведет его к здоровью или болезни. От самочувствия воспитателя напрямую зависит здоровье детей, которые находятся рядом с ним.
Основная цель, которую ДОЛЖЕН ставить перед собой коллектив ДОУ - это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение двигательного статуса детей с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
В процессе нашей деятельности воспитатели должны решить следующие задачи:
- обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;
- формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;
- реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
- формировать основы безопасности жизнедеятельности;
- оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Наиболее эффективными формами взаимодействия являются:
- утренняя гимнастика;
- гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;
- занятия, прогулки, походы;
- совместные досуги с родителями и младшими школьниками;
- спортивные праздники и развлечения;
- кружки.
Медицинская сестра и воспитатели должны вести с семьями скрупулезную работу по повышению их гигиенической и педагогической культуры с тем, чтобы и дома, и в детском саду требования к воспитанию и оздоровлению дошкольников были согласованными.
Правильное питание – залог здоровья.
Преимущества питания ребенка в детском саду:
- В отличие от многих семей в детском саду строго придерживаются регулярности в режиме питания, что способствует формированию правильного поведения ребенка в отношении пищи и обеспечивает более здоровую деятельность желудочно-кишечного тракта.
- Прием пищи в коллективе способствует также нормализации отношения ребенка к пище (оптимизация времени приема пищи, коррекция сниженного аппетита).
- В детском саду ребенок практически постоянно занят общением с ровесниками и воспитателем, что исключает интерес к дополнительным «перекусываниям» и повышает его интерес к основным приемам пищи. Фрукты и ягоды предлагаются на десерт в конце кормления.
- Разнообразие питания обеспечивается не за счет расширения ассортимента продуктов (риск аллергических реакций, пищевых расстройств), а за счет регулярной смены блюд из основных продуктов (крупы, овощей, мяса и.т.д.). Это обогащает вкусовое восприятие ребенка.
- Если родители сумеют постоянно совмещать домашний режим питания и режим дня детского сада, то ребенок будет лучше подготовлен к последующей школьной жизни.
Анализ анкетирования воспитателей по организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях ДОУ
«Содержание работы по укреплению здоровья детей в ДОУ»
Дата проведения анкетирования: январь 2012
Воспитателям были предложена анкета, по организации физкультурно-оздоровительной работы, проводимой с детьми в условиях ДОУ.
Результаты анкетирования показали:
В анкетировании принимали участие 8 воспитателей
№п/п | Суждение | % регулярного применения | % редкого применения |
1 | Провожу упражнения на развитие разных групп мышц, на поднятие и поддержание тонуса | 63% | 37% |
2 | Использую подвижные игры с ходьбой, бегом, лазанием на прогулке | 100% | 0% |
3 | Внимательно наблюдаю за самочувствием ребенка на занятиях, его реакцией на нагрузки | 100% | 0% |
4 | Варьирую физическую нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка | 75% | 25% |
5 | Стремлюсь пробудить у каждого ребенка интерес к здоровому образу жизни | 75% | 25% |
6 | Использую игровые мотивации при проведении гимнастики, физкультминуток, занятий | 100% | 0% |
7 | Определяю в плане работы время для проявления двигательной активности детей | 100% | 0% |
8 | Провожу в соответствии с планом физкультурно-оздоровительной работы: - подвижные игры на свежем воз - гимнастику после сна; - гимнастику для глаз по профилак - прогулки; - индивидуальную работу по физи - физминутки на занятии | 75% | 25% |
9 | Постоянно информирую родителей о физическом состоянии и развитии ребенка через: - | Информационные уголки, индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, паспорт здоровья.. |
Анализ анкетирования воспитателей по организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях ДОУ
«Содержание работы по укреплению здоровья детей в ДОУ»
Дата проведения анкетирования 13.02.2013г
Количество воспитателей: 8
№п/п | Суждение | Регулярно | Часто | Редко |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Провожу упражнения на развитие разных групп мышц, на поднятие и поддержание тонуса | 14% | 86% | 0% |
2 | Использую подвижные игры с ходьбой, бегом, лазанием на прогулке | 71% | 29% | 0% |
3 | Внимательно наблюдаю за самочувствием ребенка на занятиях, его реакцией на нагрузки | 100% | 0% | 0% |
4 | Варьирую физическую нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка | 57% | 14% | 29% |
5 | Стремлюсь пробудить у каждого ребенка интерес к здоровому образу жизни | 71% | 29% | 0% |
6 | Использую игровые мотивации при проведении гимнастики, физкультминуток, занятий | 71% | 29% | 0% |
7 | Определяю в плане работы время для проявления двигательной активности детей | 71% | 29% | 0% |
8 | Провожу в соответствии с планом физкультурно-оздоровительной работы: - подвижные игры на свежем воздухе; - гимнастику после сна; - гимнастику для глаз по профилактике усталости; - прогулки; - индивидуальную работу по физическому воспитанию; - физминутки на занятии | 72% | 14% | 14% |
9 | Постоянно информирую родителей о физическом состоянии и развитии ребенка через: - информационные стенды; - устные сообщения (индивидуальные беседы); - родительские собрания | 57% | 29% | 14% |
Данные контроля и анкетирования показывают высокий уровень профессиональной компетенции педагогов.
Анализ анкетирования родителей по организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях ДОУ
«Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости»
Дата проведения анкетирования 13.02.2013г
В анкетировании принимали родители с каждой возрастной группы (20 анкет)
вопрос | да | частично | нет |
Часто ли, на Ваш взгляд, болеет Ваш ребенок? | 2 - 10% | - | 18 - 90% |
2. Причины болезни:
Нет причин | 0 3 4 7 6 | 0%- 15% 20% 35% 30% | |
3. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можете | 7 – 35% | 11 – 55% | 2 – 10% |
4. На что, на Ваш взгляд, должны обращать особое внимание
| количество 12 | проценты 60% | |
| 13 | 65% | |
| 10 | 50% | |
| 16 | 80% | |
| 13 | 65% | |
| 8 | 40% | |
| 7 | 35% | |
| 8 | 40% | |
| 11 | 55% | |
5. Какие закаливающие процедуры, на Ваш взгляд, наиболее приемлемы для ребенка?
| количество 6 | проценты 30% | |
| 7 | 35% | |
| 4 | 20% | |
| 6 | 30% | |
| 7 | 35% | |
| 5 | 25% | |
| 2 | 10% | |
| 5 | 25% | |
| 8 – 40% | 11 – 55% | 1 – 5% |
| 7 – 35% | 8 – 40% | 5 – 25% |
«Безопасные условия пребывания детей в детском саду».
Безопасность - это не только обучение детей основам здорового образа жизни, не только осторожное и правильное поведение детей в тех или иных ситуациях, безопасность образовательного процесса, а именно:
- Безопасная среда (закрепленные шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности).
- Правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте).
- Мебель, подобранная по росту детей; маркировка мебели.
- Маркировка постельного белья и полотенец.
- Правильное освещение.
Д а л е е:
- Итоги ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ: « Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня с детьми ДОУ» (справка прилагается)
- Итоги ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ:
- «Организация и проведение подвижных игр, физминуток в режиме дня ДОУ» (ноябрь)
- «Организация утренней гимнастики» (декабрь)
- «Оценка эффективности физической культуры» (январь)
- Анализ заболеваемости в сравнении с прошлым годом. (Анализ медсестры прилагается)
- Анализ диагностики и мониторинга физической подготовленности дошкольников, выявленные проблемы (Анализ инструктора по физической культуре прилагается).
- Анализы по группам по проведению «Недели здоровья» (Анализы воспитатели групп прилагаются).
Решение педагогического совета (мероприятия):
- Разнообразить формы работы при использовании современных здоровьесберегающих технологий (см. приложение 1,2)
- Оформить в уголке для родителей постоянно действующую рубрику по здоровью ( консультации для родителей по формированию здорового образа жизни, листовки, памятки)
- Использовать в работе эффективные формы взаимодействия с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
- Совместная разработка путей и средств решения выявленных проблем, направленная на активизацию работы педагогического коллектива по укреплению физического и психического здоровья детей (воспитатели обсуждают проблемы и предлагают пути их решения, все предложения фиксируются)
- Провести с родителями беседы по теме: «Почему медики бьют тревогу» (см. Приложение 2)
Рефлексия. «Мозговой штурм»
(вопросы со слайда, ответить в письменном виде).
Вопросы:
- От чего зависит здоровье детей? (организация оптимального двигательного режима; прогулка; проветривание; безопасно организованная среда; соблюдение режима дня).
- Назовите наиболее эффективными формами взаимодействия, направленные на сохранение здоровья детей в детском саду?
- Что мешает ребенку в детском саду быть здоровым, ваша точка зрения?
- Каким был для вас сегодняшний педсовет?
- Ваши предложения_____________________
Д/З для воспитателей всех групп:
Создать совместный с родителями краткосрочный проект «Выходные с пользой для здоровья» (реализация июнь 2013г)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный подход к организации образовательного процесса: системообразующий фактор интеграции
Выступление на августовской конференции 2013 годаСекция № 3 «Содержание образования в рамках стандартов и требований к общеобразовательным программам дошкольного воспитания»ЛОКОТИЛОВА СВЕТЛАНА В...
Доклад на педагогическом совете на тему: «ДОСТУПНОСТЬ КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №26 «звёздочка» Доклад на педагогическом совете«Обеспечение безопасности педагогических работников и об...
«Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольной группы как основа повышения качества обучения и воспитания».
Компьютер сегодня является обычной частью домашнего интерьера, такой, какой несколько лет назад были телевизоры. Дети растут с осознанием того, что Компьютер - ...
План педагогического совета "«Реализация принципов обучения в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
Материал будет полезен страшим воспитателям и методситам ДОУ....
Традиционные подходы к управлению педагогическим коллективом как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
Традиционные подходы к управлению педагогическим коллективом как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации...
Конспект методического мероприятия – Аукциона педагогических идей: «Педагогическая технология – модель совместной педагогической деятельности по проектированию и организации образовательного процесса с обеспечением комфортных условий для участников обра
Цель: популяризация результатов образовательной и творческой деятельности педагогов муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8 «Белоснежка» (д...
ПРОЕКТ: Педагогическая технология – модель совместной педагогической деятельности по проектированию и организации образовательного процесса с обеспечением комфортных условий для участников образовательных отношений (воспитанников, педагогов) через реализа
Развитие всех компонентов речи дошкольников с помощью дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»....