ПРОЕКТ: Педагогическая технология – модель совместной педагогической деятельности по проектированию и организации образовательного процесса с обеспечением комфортных условий для участников образовательных отношений (воспитанников, педагогов) через реализа
проект по развитию речи (старшая группа)

Кононенко Ирина Леонидовна

Развитие всех компонентов речи дошкольников с помощью дидактического материала «Логические блоки Дьенеша».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bloki_denesha_.docx65.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад №8 «Белоснежка»

ПРОЕКТ:

Педагогическая технология – модель совместной педагогической деятельности по проектированию и организации образовательного процесса с обеспечением комфортных условий для участников образовательных отношений (воспитанников, педагогов) через реализацию проекта

«Блоки изучаем, речь развиваем»

Подготовили: Кононенко И.Л.,

                                                                                                 Ситникова Т.Н.

г. Мегион, 2022 г.

Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того, научную ценность, так как, исследуя ее, мы тем самым открываем причудливые закономерности детского мышления.

К. И. Чуковский.

.

Актуальность:

Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы и синтезировались элементы познавательного, речевого и игрового общения. Геометрические блоки Дьенеша (далее по тексту Блоки) – дидактический материал, который в полной мере отвечает этим требованиям.

Общеизвестно, что основная цель использования Блоков как дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. И в то же время игры с логическими блоками по методике Дьенеша, учат ребенка не только думать, следить за координацией движений, но и способствуют развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений, отрицаний и сочетаний однородных предметов.

Сегодня вопрос речевого развития дошкольников стоит особенно остро, так как освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Изучив информацию о работе с Блоками, проанализировав их значение для развития дошкольников, мы решили использовать их для развития всех компонентов развития  речи детей.

Проблема:

-Недостаточный уровень развития у многих детей фонематического слуха (4-5),

-Умения согласовывать слова в предложении (4-5), 

-Построения сложноподчинённых предложений (5-6),

-Составления рассказов по картине, созданной ребёнком с использованием раздаточного дидактического материала (5-6).

Цель: развитие всех компонентов речи дошкольников с помощью дидактического материала «Логические блоки Дьенеша».

Задачи:

1.Пополнить развивающую предметно-пространственную среду для развития речи воспитанников в разных видах детской деятельности.

2.Адаптировать дидактический потенциал Блоков Дьенеша для развития всех компонентов устной речи детей.

3.Заинтересовать родителей играми с блоками Дьенеша в условиях семейного воспитания.

Тип проекта: долгосрочный, познавательно - исследовательский, игровой.

Сроки реализации: октябрь 2022 г. – май 2023 г.

Участники проекта: 

воспитанники разновозрастной группы «Б» общеразвивающей  направленности  для детей 4-6 лет,

воспитатели,

родители воспитанников,

Этапы проекта:

подготовительный: сентябрь,

основной: октябрь-апрель,

заключительный: май.

Подготовительный этап. В ходе данного этапа проводится предварительная работа: определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата. Пополнение предметно-развивающей среды: подбор материала, атрибутов, для игровой деятельности; дидактических игр, иллюстрированного материала, составление перспективного плана мероприятий; информационно-просветительская работа по реализации проекта.

Основной этап. Содержание данного этапа включает в себя: проведение досугов, развлечений, выставки.

Заключительный этап.  Обобщение результатов работы, анализ деятельности, презентация проекта в рамках педагогического сообщества.  

Предполагаемый результат со стороны детей:

1.Пополнили развивающую предметно-пространственную среду для развития речи воспитанников в разных видах детской деятельности.

2.Адаптировали дидактический потенциал Блоков Дьенеша для развития всех компонентов речи детей.

3.Заинтересовали родителей играми с блоками Дьенеша в условиях семейного воспитания.

Планируемый результат со стороны родителей:

повысилась активность участия родителей в жизнедеятельности группы; педагогическая культура родителей, возможность родителям увидеть и осмыслить результаты не только труда воспитателя, но и собственного участия в развитии детей.

Оценка результатов:

Достигнутые итоги позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: все дети научились группировать предметы по признакам их соотнесенности, развилось понимание обобщающего значения слов (круги, квадраты и т. д., расширилось понимание значения простых предлогов и активизировалось их использование в речи (в, на, под и т. д.). При формировании представлений о множестве дети правильно изменяют имена существительные по числам (прямоугольник – прямоугольники и т. д., согласовывают по родам, числам и падежам имена существительные с именами числительными (один треугольник, два треугольника и т. д.) и именами прилагательными (красный круг).

Дети хорошо составляют простые предложения, но продолжается работа по составлению сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (Я взял этот блок, потому что он красного цвета, треугольной формы, по размеру он большой и по толщине - толстый).

Дети, испытывающие затруднения в составлении связных рассказов, стали более успешны. Это отметили даже родители. Но работа с детьми продолжается. В ходе проделанной работы убедилась, что системное и разнообразное применение дидактического материала «Логические блоки Дьенеша» действительно помогает улучшить уровень развития всех компонентов  устной речи воспитанников.

Формы организации проекта:

Работа с детьми:

- Организованная образовательная деятельность;

- Дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие игры;

- Беседы;

- Рассматривание иллюстраций;

-Чтение художественной литературы;

- Художественное творчество;

- Ручной труд.

Работа с родителями:

- Донесение до родителей информации по тематике при помощи стенда «Для вас, родители»;

- Организация консультаций для родителей;

- Анкетирование родителей;

- Организация выставок детско-родительских  работ.

Заключительный этап. Обобщение результатов работы, анализ деятельности, презентация проекта в рамках педагогического сообщества. Развлечение «Что за чудо эти блоки».

Мероприятия

1 этап:

Подготовительный

Сентябрь

1.Изучение методической литературы, поиск информации в сети Интернет;

2.Анкетирование родителей по теме (Приложение №1);

3. Постановка цели и задач;

4.Совместная работа с родителями воспитанников по обогащению предметно - развивающей среды Центра речевого творчества, центра театральной деятельности;

5.Консультации для родителей: «Возрастные особенности детей 4-5 и 5-6 лет», «Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования», «Развитие речи детей с использованием блоков Дьенеша», «Эффективность применения блоков Дьенеша в развитии речи дошкольников» (Приложение №2);

6.Создание картотеки «Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша для развития речи детей» (Приложение №3);

7.Памятка для родителей «Играем от души – играем вместе» (Приложение №4);

8.Игровой практикум для родителей «Использование логических блоков Дьенеша в развитии детей» (Приложение №5);

9.Выставка рисунков «Сказочные фигуры»;

10.Картотека загадок о геометрических фигурах (Приложение №7);

11.Изготовление газеты для родителей «Семья глазами детей» (из блоков Дьенеша);

12.Групповые родительские собрания, с включением вопроса о реализации долгосрочного проекта;

  • 13.Планирование содержания работы с детьми в рамках совместной деятельности взрослого с детьми, самостоятельной деятельности детей

Работа с детьми

Сентябрь

Дидактическая игра «Найди такой же» (4-5)

Сюжетно-ролевая игра «Шоферы» (4-6)

Блоки Дьенеша «Разложи пропущенные фигуры» (5-6)

Конструирование из различного вида конструктора по выбору детей (блоки Дьенеша) (4-6)

Дидактическая игра «4-й лишний» с блоками Дьенеша (4-6)

Игры с блоками «На что похоже» (4-6)

Октябрь

Дидактическое упражнение «Классификация фигур» (4-6)

Сюжетно-ролевая игра “Магазин” (5-6)

Конструирование c блоками Дьенеша (4-6)

Ноябрь

Логическая игра с блоками Дьенеша «Сколько?»  (5-6)                

Дидактическая игра «Волшебное дерево» с блоками Дьенеша (4-6)

Игра-конструирование с логическими блоками Дьенеша (4-6)

Дидактическая игра «Найди клад» с блоками Дьенеша (4-6)

Загадки о геометрических фигурах (4-6)

Настольная игра «Подбери по контуру» (4-6)

Декабрь

Игры с блоками Дьенеша «Дом для диких животных» (4-6)

Самостоятельное рассказывание сказки «Теремок» с блоками Дьенеша (5-6)

Конструирование c блоками Дьенеша (4-6)

Настольно-печатная игра  «Рассели жильцов» (4-5)

Январь

Игра «Чудесный мешочек» (4-6)

Конструирование c блоками Дьенеша (4-6)

Февраль

Дидактическая игра «Разложи, как скажу» (4-5)

Конструирование – моделирование сказки из геометрических фигур  «Путаница» (4-5)

Конструирование с использованием блоков Дьенеша «Паровоз» (4-6)

Март

Настольная игра «Найди по силуэту» (4-5)

Игры с блоками Дьенеша (4-6)

Сюжетно ролевая игра «Магазин» (4-6)

Конструирование из блоков Дьенеша (4-6)

Блоки Дьенеша «Угадай, что получится?» (4-5)

Изготовление газеты для родителей «Семья глазами детей» (из блоков Дьенеша) (4-6)

Апрель

Дидактическая игра «Помоги фигурам выбраться из леса» (4-6)

Конструирование с использованием блоков Дьенеша «Паровоз» (4-6)

Рассказывание сказки с помощью блоков Дьенеша (4-6)

Пальчиковый театр «Жили-были…» (5-6)

Май

Блоки Дьенеша «Алгоритм» (5-6)

Дидактическая игра «Угадай фигуру» (4-6)

Игры c блоками Дьенеша (4-6)

Блоки Дьенеша «Игры с обручами и овалами» (4-6)

Сентябрь

Работа с родителями

1. Консультация «Возрастные особенности детей 4-5 лет и 5-6 лет»

Октябрь

1. Консультация «Развитие речи детей через разные виды деятельности в свете ФГОС  дошкольного образования»

Ноябрь

1.Консультация  «Развитие речи детей с использованием блоков Дьенеша»

Дидактическая игра « Загадки без слов»

Декабрь

1. Дидактическая игра «Хоровод»

Январь

1. Игровой практикум для родителей «Использование логических блоков Дьенеша в развитии речи детей»

Февраль

1.День открытых дверей «Формирование речевой культуры детей раннего и дошкольного возраста через развитие мотивационной сферы»

2. Родительское собрание «Формирование речевой культуры детей раннего и дошкольного возраста через развитие мотивационной сферы (интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие»)»

Март

1. Привлечь родителей к участию в инсценирование сказок к дню театра

2. Педагогическая лаборатория для родителей «Блоки Дьенеша»

Апрель

1.Викторина с использованием загадок про блоки Дьенеша

Май

1.Привлечь родителей принять участие в развлечении «Что за чудо эти блоки»

2. Круглый стол «Как мы дома играем»

3 этап

Заключительный

Май

1.Диагностика показателей

2. Развлечение

3.Презентация опыта работы по реализации долгосрочного проекта

4. Родительское собрание с включением отчёта по реализации проекта

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для родителей

на тему «Блоки Дьенеша и их влияние на развитие мелкой моторики у дошкольников»

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на следующие вопросы

  1. Знаете ли Вы что такое блоки Дьенеша?

-Да

-Затрудняюсь ответить

-Нет

  1. В каком возрасте можно начинать играть с блоками Дьенеша?

-В раннем возрасте

-3-4лет

-7лет

3. Знаете ли Вы, что такое мелкая моторика ребенка?

-Да

-Затрудняюсь ответить

-Нет

4.Знаете ли Вы, как влияют игры с блоками Дьенеша на развитие мелкой моторики ребенка?

-Да

-Затрудняюсь ответить

-Нет

5. В каком возрасте нужно начинать развивать мелкую моторику рук?

-В младенчестве

-3-4 лет

-7 лет

6. Какие игры используете для развития моторики рук дома?

_________________________________________________________

7. Какой нетрадиционный материал используете в работе?

- Крупа, природный материал

-Пуговицы, бусины

-Иголки, нитки

-Конструктор, мозаика

-Кубики, пирамидки, матрешки

8.Где берете информацию о видах развития мелкой моторики?

-В детском саду

-ТВ

-Интернете

-Подсказывает своя интуиция.

9. Как ребенок выполняет задания игры?

-Пассивно

-Активно

10. Как ребенок воспринимает установку в игре?

-С первого раза

-Требуется многократное объяснение

-Требуется объяснение и показ действий

11.Какая форма работы с воспитателем по этому вопросу Вам более комфортна?

-Родительское собрание

-Мастер-класс

-Индивидуальная беседа

-Консультация в родительском уголке

-Никакая, информации хватает вполне.

 ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Консультация для родителей 

«Возрастные особенности 4-5 лет»


          Можно выделить наиболее существенные моменты в развитии на данном возрастном этапе. Возраст от 4-х до5-ти лет – период относительного затишья. Ребёнок вышел из кризиса («я сам») и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее.
          Физическое развитие.
Физические возможности возрастают значительно: повышается выносливость, улучшается координация, движения становятся точными, уверенными. Активно идёт развитие мелкой моторики, показатели скорости и ловкости выходят на новый уровень. Вместе с этим развитие мускулатуры идет неравномерно, ритм сердечных сокращений легко нарушается, вследствие чего ребёнок быстро устаёт. В среднем дети вырастают за год на 5-7 см и набирают от 1 до 2-х кг веса.
          Психическое развитие.
Быстро развиваются психические процессы: они становятся более осознанными и произвольными. Мышление становится наглядно-образным. В основном действия начинают носить практический, опытный характер. Возрастает объём памяти: ребёнок способен запомнить поручение взрослого и выполнить его. Произвольность и устойчивость внимания позволяют сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности в течение 15-20 минут. Развивается воображение, поэтому дети понимают то, чего не видели, но о чём им рассказывают взрослые. Появляются детские страхи, об этом стоит помнить.
          Продуктивные виды деятельности.
У детей пятого года жизни интенсивно начинают развиваться продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.
Появляется потребность участия в жизни взрослых и в открытии своего мира. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Изменяется её содержание, которое акцентирует внимание на обыгрывании отношений между людьми. Усложняются формы её проведения. При распределении ролей могут возникать конфликты, что необходимо учитывать.
          Социальное поведение.
У ребёнка формируется представление о том, как вести себя в обществе. Он начинает понимать, что такое плохой поступок. Дети начинают копировать поведение взрослых и прислушиваются к советам родителей. Развивается эмоциональная отзывчивость: дети способны сопереживать, понимать чувства других людей. Повышается самостоятельность, важным становится признание окружающих. Дети этого возраста чрезвычайно обидчивы, на критику реагируют эмоционально. С удовольствием выполняют простые бытовые обязанности, однако, быстро теряют к ним интерес и не доводят начатое дело до конца.
          Усиливается гендерное самосознание: дети осознают свою половую принадлежность, ведут себя соответственно ей.
Дети начинают обращать внимание на своё здоровье, способны в случае недомогания указать на проблему.
Начинает формироваться потребность в общении, поиске друзей. 

«Возрастные особенности детей 5–6 лет»

Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы. Каждый ребёнок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития. Но всё же,  есть нечто общее:

Возраст 5-6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной группы. По средним данным, рост ребенка 5 лет, составляет около 106,0-107,0 см, а масса тела - 17,0-18,0 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц - 200,0 г, а роста - 0,5 см. е, что позволяет охарактеризовать детей, - это возрастные особенности.

«Социальное развитие»

Социальное развитие ребёнка 5-6 лет процесс, во время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которому принадлежит малыш. Общаясь со сверстниками и взрослыми, играя, занимаясь, маленький человек учится жить по определённым неписаным правилам, учитывать интересы других людей, нормы поведения».

Развитие личности

Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

• Желает показать себя миру.

• Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения.

• Постепенно переходит от сюжетно - ролевых игр к играм по правилам.

В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль - со стороны его товарищей по игре.

• Дети контролируют сначала друг друга, а потом - каждый самого себя.

• Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.

• Очень хочет походить на значимых для него взрослых. Поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.

• Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.

• Начинает задавать вопросы, связанные со смертью.

• Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания. Какие особенности должны присутствовать у детей 5-6 лет, чтобы социальное развитие было успешным?

• способность играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры.

• способность сосредоточенно работать 10-15 минут;

• способность оценить качество своей работы в общем;

• умение планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок;

• способность самостоятельно исправить ошибку в своей работе;

Игры

• Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли.

Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.

Консультация для родителей

«Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС  дошкольного образования»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования недаром развитие речи выделено в отдельное направление развития, образовательную область.

 ФГОС ДО определяет следующие образовательные области:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие;
  • Речевое развитие.

Образовательная область «Речевое развитие» включает;

владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является:

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

Для детей дошкольного возраста ФГОС определяет следующие виды деятельности:

  • Коммуникативная;
  • Трудовая;
  • Познавательно-исследовательская;
  • Продуктивная;
  • Музыкально-художественная;
  • Чтение;
  • Игровая.

Развитие речи и коммуникативная деятельность

Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности.

В этом нам помогут игры, направленные на развитие навыков общения

«Кто  к нам пришел?», «Назови свое имя», «Мяч по кругу», «Паровозик  дружбы», «Прокати мяч  и назови», «Да-да и нет-нет», «Найди себе пару», «Поздоровайся!»,  «Нужно делать так!», «Подари улыбку другу», «Узнай по голосу».

Трудовая деятельность

Через трудовую деятельность развиваются  навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей, формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре. Эти задачи решаются в процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др.

Познавательно-исследовательская

Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности решаются следующие задачи:

- способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность;

- обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми;

- формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять;

- создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии;

- поддерживать условия для развития познавательно - речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности;

-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности.

Продуктивная (художественная) деятельность

Развивает понимание речи, учит выполнять инструкции, помогает оречевлять свою деятельность. После занятия например по рисованию, можно обговорить работу, описать её, придумать рассказ об объекте.

Музыкальная  деятельность

Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.

Совместно решаются и речевые задачи:

-совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;

- культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

- формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;

- развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

Восприятие художественной литературы

Дети, увлекаясь мультиками и сериалами, усваивая их далеко не литературный, поверхностный язык и стиль изложения, дети формируют, таким образом, свою речь. Этого поможет избежать чтение художественной литературы и русского народного фольклора. Затем из чтения вытекают разнообразные формы работы в которых очень хорошо развивается речь: разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т.д.

Таким образом у детей будет формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и  интонационная её сторона , выразительность.

Игровая

Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.

Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.). Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

Дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь.

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.

В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры.

Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.

В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается  связная речь.

         Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!

 

Консультация для родителей

«Развитие речи детей с использованием блоков Дьенеша»

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком

Дьенешем для развития логического мышления у детей.

Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов и родителей нашей страны.

Используя набор Дьенеша, можно окунуться в увлекательное путешествие «Мир сказок». С помощью блоков моделируют сказки.

Метод моделирования позволяет заострить внимание дошкольника на логике изложения, ключевых признаках персонажа. Используя блоки Дьенеша, взрослый символически обозначает главных героев сказки.

За основу можно брать известные дошкольникам русские народные сказки. Каждому ребёнку выдаётся набор блоков, и он повторяет действия за взрослым - выкладывает на своём рабочем месте фигуры. К примеру, в сказке «Курочка Ряба» деда и бабу можно обозначить большими прямоугольниками: деда - синим, а бабу - красным. А курочку педагог после совместного обсуждения с детьми решает представить в образе большого жёлтого круга. Яичко, соответственно, будет маленьким жёлтым кружочком, а мышка - синим треугольником маленького размера. После обозначения всех героев взрослый предлагает ещё раз вспомнить их: показывает детям какую-то фигуру, а они описывают её свойства (цвет, форма, размер) и угадывают персонажа сказки.

Детям младшего возраста лучше брать только 3 параметра, толщина учитывается начиная с 4-5 летнего возраста. В старшем звене задание можно усложнить: ребёнок закрывает глаза, берёт в руки блок, называет его свойства и отгадывает героя. Подобным образом можно обыгрывать сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», «Пых». Сказка «Теремок», например, интересна тем, что с помощью блоков Дьенеша малыши закрепят представление о размерах животных: так, лягушка и зайчик будут маленькими треугольниками (соответственно, красным и синим), а лисичка и волк - фигурами большого размера (красный треугольник и жёлтый квадрат). А путём моделирования белорусской сказки «Пых» дошкольники лучше усвоят форму овощей: капуста, морковь, свёкла, репа.

С детьми постарше взрослый может импровизировать. Например, в сказке «Кот и петух» хитрая лисица обозначается большим толстым треугольником красного цвета. И когда она в третий раз украла петушка, к её дому пошёл кот и украл сыночка лисы - лисёнка (маленький тонкий треугольник красного цвета). Кот и лиса обменялись своей добычей, и с тех пор плутовка больше не показывалась на пороге дома котика и петушка. Такая импровизация вместе с использованием набора Дьенеша станет более увлекательной для детей и будет способствовать развитию воображения.

Желаем Вам успехов! 

Консультация для родителей

«Эффективность применения блоков Дьенеша в развитии речи дошкольников»

Модернизация системы дошкольного образования предусматривает поиск новых форм игровой деятельности, интегрирующих элементы познавательного, речевого и игрового общения. Одним из средств, удовлетворяющих данным требованиям, являются логические блоки Дьенеша.

Развитие речи – сложное направление в развитии детей, особенно учитывая тот факт, что большинство воспитанников ДОО имеют те или иные нарушения разной степени тяжести.

Развитие связной речи – компонент, наиболее вызывающий трудности у детей. Использование блоков Дьенеша позволяет облегчить детям деятельность по составлению описательных рассказов. При помощи геометрических блоков дети учатся наблюдать и выделять характерные признаки предметов и явлений, объединять предметы по группе признаков, устанавливать простейшие связи между явлениями.

Кроме того, блоки Дьенеша целесообразно использовать при обучении детей звуко – буквенному анализу и ознакомлению со слоговой структурой слов. Так, благодаря дидактической игре «Посчитай слоги» дети успешно приобретают навык деления на слоги двух-трехсложных слов, учатся самостоятельно преобразовывать слова из двух слогов в трехсложные.

Совершенствовать навыки звукового анализа поможет игра «Найди место звука в слове». При помощи блоков дети успешно подбирают слова с заданным звуком, определяют место определенного звука в слове.

Упражнение «Составь схему предложения» совершенствуют навыки анализа, а впоследствии и чтения предложений, учит моделировать предложения по заданному количеству слов.

Таким образом, блоки Дьенеша зарекомендовали себя в качестве эффективного средства развития речи детей. Конечно, мы привели лишь малую часть игр с применением данного пособия, но если применить фантазию и творчество, то можно придумать еще массу вариантов, которые сделают занятия по развитию речи гораздо увлекательнее, а значит эффективнее.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

«Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша для развития речи детей»

Дидактическая  игра: «Найдите, такую же фигуру, как эта по цвету (форме, размеру), объясни свой выбор» (с показом, без показа)

Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному (красный - круг, квадрат, прямоугольник и т.д., но красная - фигура), в подборе слов с противоположным значением (большой - маленький, толстый - тонкий)

Материал: набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры:

Педагог дает детям задания - Найди все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, форме). Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру). Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). Найди не такие фигуры как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, форме и размеру). Найди такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера, или такие же по размеру, но другого цвета. Найди такую же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).

Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»

Цель: Учить детей находить геометрические фигуры наощупь, описывать фигуру по нескольким признакам (форма, размер).

Материал: мешочек, набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры:

Все фигуры складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные.

Дидактическая игра «Клад»

Цель: Развивать связную речь, умение использовать в речи предлоги, умение задавать вопросы.

Материал: набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры:

Предложить детям разделиться на пары. У каждой пары - набор логических блоков, игроки поровну делят фигуры между собой и по очереди выкладывают их. Сначала первый участник выкладывает свою фигуру, второй ищет к ней пару, если он правильно составляет пару, то забирает обе фигуры себе, если же ошибается, то его фигура попадает к первому игроку. Далее свою фигуру выставляет второй игрок.

Побеждает тот, кто соберет больше фигур.

Дидактическая игра «Построим дома»

Цель: умеет разбивать множество по трем и четырем свойствам, производит логические операции «не», «и», «или».

Материал: набор логических блоков Дьенеша, три игрушки (заяц, волк, лиса).

Ход игры:

Перед детьми в кругу расставлены игрушки. Нужно помочь им поделить блоки для строительства своих домиков.

Предлагает разделить фигуры так, чтобы у волка оказались все круглые, у зайца - все большие, у лисы - все синие.

После практического решения задачи дети называют, какие фигуры оказались общими для всех игрушек (круглые, большие, синие); какие фигуры оказались только у волка (круглые, маленькие, не синие); у волка и лисы (круглые, синие, маленькие); у зайца и лисы (большие, синие, не круглые); Какие фигуры не кому не подошли (маленькие, не круглые, не синие).

Если ребенок, характеризуя группу, называет только два из трех свойств, взрослый обращает его внимание на другие группы блоков, которые имеют указанные свойства; затем просит его еще раз назвать группу, но так, чтобы ее нельзя было спутать ни с какой другой.

При повторении упражнения правило разбиения блоков называют дети. Каждый раз указывается другое сочетание свойств - оснований разбиения блоков.

Например, разделить фигуры так, чтобы у волка оказались все тонкие, у зайца все - треугольные, у лисы все - маленькие или у волка - все большие, у зайца - все синие, у лисы - все толстые или у волка - все желтые, у лисы - все красные, у зайца - все квадратные и т.д.

Если в результате раскладывания блоков некоторые места окажутся пустыми, взрослый побуждает детей выяснить и рассказать, почему так получилось, при этом всячески стимулирует доказательность размышления. (Почему те или иные фигуры оказались здесь? Почему это или другое место без фигур? Почему нельзя те или иные фигуры положить вместе с другими?)

Дидактическая игра « Загадки без слов»

Цель: расшифровывает информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково - символическим обозначениям.

Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям отгадать необычные загадки: «Это загадки без слов». «Я буду показывать карточки со знаками. Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы. А вы отгадайте фигуру и покажите».

Загадываются три совместных свойства:

Например: форма, размер и толщина; цвет, форма, размер; цвет, форма, толщина и др.

Дидактическая игра «Угадай-ка»

Цель: может выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначает словом отсутствие какого - либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.)

Материал: набор логических блоков Дьенеша, игрушка Буратино, карточки - символы.

Ход игры:

В гости пришел Буратино. Буратино прячет блок (подарок) и дает задание угадать сразу два свойства.

Например: какого цвета и формы платок он выбрал для черепахи Тортилы. При отгадывании дети каждый раз обязательно должны называть два свойства подарка. Если же они указывают только одно свойство, Буратино напоминает правило. В случае, когда дети угадывают одно из двух свойств, Буратино подтверждает, что названо, верно, и выставляет соответствующую карточку - символ (квадратный, но не синий; желтый, но не треугольный и т.д.). Тот, кто угадывает, сменяет Буратино - выбирает подарок и указывает, какие два его свойства надо угадать (цвет и форму, форму и размер, размер и толщину и др.).

Дидактическая игра «Дорожки»

Цель: может выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.

Материал: набор логических блоков Дьенеша, три домика (макеты или изображения домиков или условные обозначения).

Ход игры:

На полу по кругу на расстоянии не менее одного метра один от другого расставлены три домика - дома Наф-Нафа, Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам удобно было ходить в гости друг к другу. Но дорожки надо строить по правилам. Построить дорожку так, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета, но разной формы (одинаковой формы, но разного цвета; одинакового размера, но разной формы; разные по цвету и форме; разные по цвету и размеру). Правила построения дорожек придумывает не только взрослый, но и сами дети.

Дидактическая игра «Помоги фигурам выбраться из леса»

Цель: способен логически мыслить, умеет рассуждать.

Материал: набор логических блоков Дьенеша, таблица.

Ход игры:

Перед детьми таблица. На ней изображен лес, в котором заблудились фигурки. Нужно помочь им выбраться из чащи. Сначала дети устанавливают, для чего на разветвлениях дорог расставлены знаки. Не перечеркнутые знаки разрешают идти по своей дорожке только таким фигурам, как они сами, перечеркнутые знаки - совсем не таким, как они фигурам. Затем дети разбирают блоки и по очереди выводят их из леса. При этом рассуждают вслух, на какую дорожку каждый раз надо свернуть.

Нами разработаны конструкты по развитию связной речи детей 5 - 6 лет с применением блоков Дьенеша.

Дидактическая игра «Расскажи, что изменилось»

Цель: Развивать у детей связную речь, умения отстаивать свою точку зрения

Дидактическая игра «4-й лишний»

Цель: Развивать умения отвечать на вопросы, рассуждать. Продолжать учить детей определять и называть местоположение фигур (слева, справа, рядом, около, между).

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: Развивать связную речь, умение делать выводы, объяснять.

Дидактическая игра «Художник»

Цель: Развивать умение составлять рассказ по картине, созданной ребенком с помощью блоков Дьенеша.

Дидактическая игра «Хоровод»

Цель: классифицирует блоки по двум - трем признакам: цвету, форме; цвету - форме - размеру.

Материал: набор логических блоков Дьенеша.

Тренировочная игра «Познакомимся»

Воспитатель: Ваша задача - один человек из команды берёт блок и рассказывает о его свойствах (например: я - синий, круглый, большой и толстый), а вторая команда отгадывает и показывает блок, обладающий этим свойствами. И так дальше: вторая команда для третьей, третья для четвертой, а четвертая для первой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Памятка для родителей

«Играем от души – играем вместе»

1. Игра должна приносить радость и ребёнку, и взрослому. Радуйтесь успеху малыша – это окрыляет его, что является залогом будущих достижений.

2. Заинтересовывайте ребёнка игрой, но не заставляйте его играть насильно.

Не обижайте ребёнка в игре. Игра длится до тех пор, пока она всем приятна.

3. Развивающие игры - игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ребёнку ни единым словом. Дайте возможность думать и делать всё самому, отыскивая ошибки. Поднимаясь постепенно и справляясь с более трудными заданиями, ребёнок развивает свои творческие способности, а подсказка останавливает развитие ребёнка.

4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами. Записывайте время, за которое вам удалось сделать ту или иную задачу. Учитесь делать её быстрее.

5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей. Успех в самом начале – обязательное условие.

6. Если ребёнок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более лёгких заданий. Ещё лучше, если малыш сам начнёт выбирать задания с учётом своих возможностей. Не торопите его!

7. Увлечения детей проходят «волнами», поэтому, когда у ребёнка остывает  интерес к игре, «забудьте» об игре на месяц или два, а потом «случайно» пусть малыш вспомнит о ней.

8. Берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с остальными игрушками. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте. Лучше, если ребёнок их сам попросит.

9. Оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте имена вдвоём с малышом рисунками, фигурами. Фантазируйте с ребёнком, пока его самого не начнёт увлекать процесс преодоления трудностей в решении задач.

10. Как можно больше хвалите ребёнка за успехи, а в случае неудачи, подбодрите малыша.

11. Создавайте в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживайте двигательную активность малыша. Заведите альбом, куда малыш или вы будете зарисовывать новые модели, узоры, фигуры той или иной игры.

Желаем вам успеха!

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Игровой практикум для родителей «Использование логических блоков Дьенеша в развитии детей»

Добрый день уважаемые родители! Я рада, что вы нашли время и пришли на нашу встречу.

Скажите, пожалуйста, каким бы вы хотели видеть своего ребенка? (ответы родителей)

Конечно, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит.

Всестороннее развитие - это гармоничное и естественное, своевременное развитие малыша. Это значит, что все области развития находятся в балансе, без перекоса в какую-либо сторону. 

Развивать ребенка всестороннее - означает давать ему именно то, что нужно в конкретном, определенном возрасте и не перегружать его лишней и ненужной информацией.

В нашем детском саду созданы благоприятные условия для всестороннего развития ваших детей: помимо непосредственной образовательной деятельности, организованы дополнительные занятия по математике, развитию речи, рисованию, лего-конструированию, особое внимание уделяется и физическому развитию ребенка: инструктор по физ.культуре проводит занятия по стэп-аэробике. Дети старших и подготовительных групп играют в шахматы, учатся английскому языку.

Но каждый ребенок хочет одного – играть.

Существует десятки развивающих методик, которые совмещают обучение и игру.

Педагоги нашего дошкольного учреждения успешно используют в работе современные вариативные технологии и методики организации образовательного процесса.

В рамках программы развития и воспитания детей «Детство» используется универсальная технология - логические блоки Дьенеша.

Сегодня, я хочу вас познакомить с дидактическим материалом, который разработал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш.  

Игры-занятия с этим пособием помогают дошкольникам в развлекательной форме познакомиться с основами математики.

У вас на столах расположено это пособие. Вы можете открыть коробку и познакомиться с ним.

Логические блоки Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом (красные, желтые, синие), размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие).

К блокам выпущены альбомы с заданиями. (показ альбомов)

Во многих странах мира успешно используется этот дидактический материал, для развития логического мышления у детей.

Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны.

В своей работе мы начали использовать блоки Дьенеша уже во 2 младшей группе. 

Сначала дети просто манипулировали геометрическими фигурами. Для этого предоставили детям возможность самостоятельно знакомиться с логическими блоками, используя их по своему желанию в различных видах деятельности. В процессе манипулирования дети замечают, что блоки имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Для закрепления знаний о геометрических фигурах проводили дидактические игры, в которых совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов.

Использовали блоки Дьенеша как строительный материал и как мозаику.

Т.о. мы решали задачи: 

ü Умение различать и правильно называть форму предметов, выделять цвет, форму, размер, толщину.

Практическая часть:

Предлагаю вам вернуться в детство и поиграть.

1. Покажите блок такого же цвета как этот.

2. Найди блок такой же формы.

3. Усложняем задание: Найди такой же блок по цвету и форме.

4. Найди не такой блок по цвету; по форме; по цвету и форме. Данный вид игры проводим индивидуально.

5. Более сложный вариант: Найди такой же, как этот по цвету и форме, но другого размера. Проводим индивидуально.

6. Можно использовать и задания с игрушкам. Предлагаем детям разделить, чтобы у Мишки все фигуры были красные, у зайца – желтые и т. д. В конце игры дети должны ответить на вопрос: «Какие фигурки у Мишки? », «Какие фигуры у зайца? » и т. д.

7. «Чудесный мешочек» - достань все круглые фигуры, маленькие фигуры и т.д.

Мы с вами разобрали несколько игр для детей младшей группы.

Дети среднего возраста способны решать более сложные задачи: сортировать предметы по признакам, с использованием логических карточек, подбирать карточки к соответствующим фигурам и т.д.

Т.к. у детей наблюдается интерес к играм-занятиям с дидактическими пособиями, мы организовали кружок «Страна блоков и палочек», который даёт возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление, посредством использования пособий «Логические блоки Дьенеша» и «Палочки Кюизенера».

Практическая часть.

Скажите, пожалуйста, в какие бы Вы игры поиграли со своим ребенком, учитывая его возрастные особенности?

(рассуждения родителей)

Предлагаю Вам поиграть с детьми в такие игры:

1.     «Чудесный мешочек»- найди блок по описанию (достань фигуры без уголков, фигуру у которой 3 уголка, все стороны равны и т.д.), опиши фигуру.

2.     В данном возрасте дети знакомятся с символами свойств. 

Глядя на модель, выполняют задание: покажи фигуру такую же по цвету.

3.     Усложняем: Покажи такую же фигуру по цвету и форме; по цвету, форме и размеру.

4.     Знакомятся с понятием «НЕ». Покажи фигуру по моделям (используется модель с «НЕ») .

5.     Усложняется работа по схемам и по стрелочкам. Постройте цепочку по схеме.

6.     В этом возрасте дети, кроме работы по готовым схемам, должны работать по указанию взрослого.

Напримеригра «Цепочка»: Постройте цепочку, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы. Цель: ребенок должен построить цепочку как можно длиннее.

Или построить дорожку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета, но разной формы

 Сейчас я вам предлагаю составить картинку:

1 группе - методом наложения, 2 группе - по образцу.

(работа с картинками

Дети очень любят выполнять такие задания.

Вариантов игр с блоками Дьенеша великое множество и с возрастом детей задания усложняются. 

Как вы думаете, в каких ещё играх можно использовать логические блоки? (рассуждения родителей)

ü СРИ «Магазин»- в игре дети используют предметы-заместители: деньги обозначаются блоками, цены на товарах обозначаются кодовыми карточками; СРИ «Автобус, поезд» - билеты и места;

ü П/И «Гаражи и автомобили»-номер автомобиля обозначается блоком, гараж кодовой карточкой, или для малышей –таким же блоком;

ü Блоки можно использовать как настольно-печатные игры -Изготовление карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре».

Ну что ж, на этом остановлюсь, хотя варианты игр с блоками Дьенеша, по-моему, неисчерпаемы.

Еще хочу обратить ваше внимание на палочки Кюизенера (показ пособия), о них часто говорят в одном контексте с блоками Дьенеша.

Действительно эти два материала отлично дополняют друг друга и в некоторых играх даже используются одновременно. Палочки Кюизенера явно заслуживают отдельного разговора.

Рефлексия  

Обратите внимание на слайд и покажите соответствующие блоки. (работа родителей с блоками)

Спасибо вам за встречу, надеюсь на совместное плодотворное сотрудничество.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Картотека загадок о геометрических фигурах

***

Чуть приплюснутый квадрат

Приглашает опознать:

Острый угол и тупой

Вечно связаны судьбой.

Догадались дело в чем?

Как фигуру назовем? (Ромб).

***

Прикатилось колесо,

Ведь похожее оно,

Как наглядная натура

Лишь на круглую фигуру.

Догадался, милый друг?

Ну, конечно, это … (круг).

***

На фигуру посмотри

И в альбоме начерти

Три угла. Три стороны

Меж собой соедини.

Получился не угольник,

А красивый… (треугольник).

***

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я…. (квадрат).

***

Он похожий на яйцо

Или на твое лицо.

Вот такая есть окружность -

Очень странная наружность:

Круг приплюснутым стал.

Получился вдруг…. (овал).

***

Треугольник подпилили

И фигуру получили:

Два тупых угла внутри

И два острых – посмотри.

Не квадрат, не треугольник,

А похож на многоугольник. (Трапеция).

***

Часть от линии возьмем

И фигуру назовем

Не куском – уж слишком резко,

А, наверное,…. (отрезком).

***

В математике она

Пригождается всегда:

Без хвоста от запятой

Всем нам кажется простой.

И в конце, закончив строчку,

Мы поставим, братцы, …. (точку).

***

Вроде круг, но дело в том,

Что иначе мы зовем

Нарисованный кружок.

В чем секрет? Скажи, дружок!

Эта странная наружность

Называется…. (окружность).

***

По фигуре пролегла

Очень тонкая игла:

Не черта и не прямая,

Что ж за линия такая?

В математике живуч

Этот очень ровный… (луч).

***

Шесть тупых углов внутри

На фигуре рассмотри

И представь, что из квадрата

Получили его брата.

Слишком много здесь углов,

Ты назвать его готов? (Многоугольник)

***

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник -

Стал квадрат… (прямоугольник).

***

Под линейку я рисую

Очень ровную, простую

Всем заметную черту.

Как фигуру назову?

Не спеши, а рассуждай

И ответ скорее дай. (Линия).

***

Все фигуры повторяем

И спокойно называем:

Вот овал, окружность, круг…

Продолжай-ка, милый друг!

***

Вновь беремся мы за дело,

Изучаем снова тело:

Может мячиком он стать

И немного полетать.

Очень круглый, не овал.

Догадались? Это… (шар).

***

Египтяне их сложили

И так ловко смастерили,

Что стоят они веками.

Догадайтесь, дети, сами

Что же это за тела,

Где вершина всем видна?

Догадались? Из-за вида

Всем известна… (пирамида).

***

Присмотрись, стоит ведро -

Сверху крышка, снизу дно.

Два кружка соединили

И фигуру получили.

Как же тело называть?

Надо быстро отгадать. (Цилиндр).

***

Это, вроде бы, ведро,

Но совсем другое дно:

Не кружок, а треугольник

Или даже шестиугольник.

Очень тело уж капризно,

Потому что это… (призма).

***

Вот колпак на голове –

Это клоун на траве.

Но колпак не пирамида

Это сразу, братцы, видно:

Круг в основе колпака.

Как же звать его тогда? (Конус).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему: «Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»

Педагогический совет на тему:«Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-о...

семинар-практикум Психологическая компетентность участников образовательного процесса как одно из условий повышения качества образования» (ДОУ)

Семинар-практикум Психологическая компетентность участников образовательного процесса как одно из условий повышения качества образования» (ДОУ)...

Качество содержания образовательной деятельности и организации образовательного процесса (в том числе условий реализации основной образовательной программы) по итогам внешней экспертизы.

По результатам независимой оценки качества образовательной деятельности по административным районам г.Новосибирска (в части анкетирования родителей воспитанников детских садов): доброжелательность и в...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), возникла необходимость обновления и повышения качества...

Сообщение на педагогическом совете ДОУ по теме: «Вовлечение родителей в жизнь группы ,как средство создания дополнительных возможностей для всех участников образовательного процесса, позволяющий реализовать индивидуальный подход» .

Пять уровней участия семей в жизни ДОУ:• оказание разовой помощи;• участие в организации образовательной работы с детьми на занятиях, в деятельности кружков и т. п. ;• уч...

Создание образовательной среды для формирования культуры безопасного поведения участников образовательного процесса.

Создание образовательной среды  для формирования культуры  безопасного поведения участников  образовательного процесса.•Комплексная безопасность дошкольного  образовательного ...

Конспект методического мероприятия – Аукциона педагогических идей: «Педагогическая технология – модель совместной педагогической деятельности по проектированию и организации образовательного процесса с обеспечением комфортных условий для участников обра

Цель: популяризация результатов образовательной и творческой деятельности педагогов муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8 «Белоснежка» (д...