совершенствование методического мастерства педагогов доу
методическая разработка по теме
рекомендации по организации поэтапной работы над проблеиой совершенствования методического мастерства педагогов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_starshego_vospitatelya_mbdou_d.docx | 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы старшего воспитателя МБДОУ д/с №2 «Сказка»
г. Шагонар. Пикус Татьяны Евгеньевны
То, что мы знаем, - ограничено,
А то, чего мы не знаем, - бесконечно.
П. Лаплас
Методическая работа в нашем учреждении - часть целостной системы непрерывного образования, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков педагогов, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта, способствующих повышению профессионального мастерства, на нормирование коллектива единомышленников, развитие творческого потенциала, необходимого для качественной воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Совершенствование методического мастерства педагогов влияет на формирование качества дошкольного образования. Проблема заключается в том, что одним из условий качества обучения и воспитания дошкольников является профессиональное мастерство педагогов. Профессиональное мастерство становится особенно значимо в ДОУ, работающем в режиме развития. В ДОУ наработан материал по нормам методической работы, но проблема в том, что традиционные формы методической работы, в которых главное место отводится докладам утрачивают значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Таким образом, возникла потребность в создании проекта по проведению методических мероприятий, непосредственно вовлекающих педагога в активную учебно – познавательную деятельность. Это и обусловило выбор темы проекта : «Использование методов активного обучения в совершенствовании методического мастерства педагогов ». Качество дошкольного образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов. Теоретически изучить и экспериментальным путем проверить эффективность использования методов активного обучения в совершенствовании методического мастерства педагогов такова была цель моего эксперимента.
Экспериментальной базой исследования выступило МДОУ детский сад «Сказка» г. Шагонар Улуг-Хемского кожууна РТ. В работе принимали участие 16 педагогов ДОУ. Экспериментальная работа проводилась в 3 этапа:
1 этап - констатирующий
-наблюдение и анализ занятий
- оценка уровня освоения воспитанниками программного содержания (ср показатель ЗУН детей
- использование педагогами современных программ, технологий, разнообразных форм организации воспитательно-образовательного процесса,
-Аттестация педагогов.
-Участие педагогов в методических мероприятия ДОУ, кожуунных методических объединений и др.
Результаты констатирующего этапа позволили сделать вывод о том, что доминирующим является низкий уровень развития творческих способностей педагогов. Педагоги проявляли пассивность в участии методических мероприятий, мало использовались новые технологии в работе
2 этап формирующий Главной задачей формирующего этапа являлось совершенствование методического мастерства педагогов путем использования активных методов обучения. Работа проводилась 2года. Задачи:
-Изучить и проанализировать психолого – педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
-Экспериментальным путем проверить эффективность использования методов активного обучения как средства совершенствования методического мастерства педагогов
-Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов, организации их научно-методической деятельности
Для достижения данной цели:
-Создавались условия для совершенствования методического мастерства педагогов:
-Постоянное приобретение методической литературы;
-изучены теоретические труды по проблеме Дуда О.В., Белой К.Ю., Бушневой И.В., Дубровой В.П. и др.
-Увеличение числа подписных изданий
-Предусмотрено в графиках работы педагогов время для самостоятельной работы с литературой в методическом кабинете.
-Подобраны диагностические и исследовательские материалы по анализу и оценке потребностей педагогов в развитии.
-Организовано участие педагогов в методических мероприятия ДОУ, кожуунных методических объединений (мастер - классы, панорама передового педагогического опыта.), кожуунные конкурсы и др
Все шире используется непосредственное вовлечение педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших обобщенное название "активные методы обучения". Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление.
Активные методы обучения - это обучение в деятельности Наиболее распространенной формой методической работы с активным включением педагогов в творческую деятельность являются консультации. При планировании консультаций стараюсь ориентироваться на возможности дошкольного учреждения, уровень его работы, а также индивидуальные особенности педагогов. Отбираю темы консультаций, которые помогают педагогам расширить и углубить свои знания. Содержание консультации прежде всего зависит:
-от годовых задач;
-интересов педагогов;
-трудностей, которые испытывают педагоги в работе.
Чтобы определить, способствуют ли консультации повышению квалификации воспитателей, использую активные методы обратной связи, к которым относится экспресс-тестирования, или экспресс-опрос. Для его проведения предлагаю педагогам следующее задание:
работа с перфокартами или тестовыми заданиями, чтобы оперативно выявить, насколько педагоги понимают обсуждаемую проблему. Такую же работу с перфокартами провожу на педсовете и семинарах-практикумах. Перфокарта или тестовое задание имеют варианты ответов по обсуждаемой теме. Каждый выбирает правильный, на свой взгляд, ответ и отмечает его в перфокарте. Затем проводится проверка: зачитываются поочередно вопросы, воспитатели называют отмеченные ими ответы, уточняется их правильность, дается разъяснение в случае получения неправильных ответов. В предлагаемых вариантах ответов правильным может быть один, несколько или все ответы, тогда нужно провести их ранжирование по значимости. В графе "Проверка" отмечается, правильно или неправильно дан ответ педагогом.
Следующим активным методом является КВН. Этот метод может быть использован для уточнения и закрепления знаний педагогов. Его организация предполагает наличие двух команд с капитанами, жюри и награждением победителей. Содержание вопросов и заданий лучше посвящается одной тематике, что позволит более полно охватить разные аспекты проблемы. При проведении педагогических советов, семинаров использую один из методов активной деятельности педагогов - деловые игры. Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры.
Структура деловой игры достаточно проста:
1 этап. Организационно-подготовительная работа.
2 этап. Сама игра.
3 этап. Исследовательский (может отсутствовать).
4 этап. Заключительный (подведение итога).
Следующим активным методом является работа с кроссвордами. Включение этого вида деятельности в семинары или педсоветы поддерживает интерес педагогов к обсуждаемой проблеме и позволяет выявить уровень ее понимания педагогами. Работа с кроссвордами осуществляется по обычному принципу - отгадать слово по его значению или дать определение понятию, явлению.
Контрольный этап экспериментального исследования был направлен на проверку эффективности проделанной работы по использованию методов активного обучения. Изменения в ходе реализации проекта диагностировались с помощью “Диагностических карт профессионального мастерства педагогов”, отчетов педагогов о проделанной работе за учебный год, карт наблюдений за деятельностью педагогов. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов показал, что после использования методов активного обучения в методической работе наблюдались динамичные изменения в показателях, позволяющий говорить о целесообразности данного опыта в работе с педагогами ДОУ. Использование активных методов обучения в методической работе повышает интерес, вызывает высокую активность педагогов, совершенствует умения для разрешения реальных проблем, способствует формированию профессионального творческого мышления. Важно, чтобы содержание и формы организации учебно-воспитательного процесса были не только полезными, повышающими компетентность педагогов, но и интересными для них. Именно это побуждает педагогов искать новые, нетрадиционные приемы и формы взаимодействия с детьми, помогает сделать его более целенаправленным и продуктивным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Совершенствование профессионального мастерства педагога по руководству игровой деятельностью детей раннего возраста"
Мастерство – то великое чудо, которое рождается мгновенно, когда педагог во чтобы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру и бесконечные воз...
Обеспечение условий совершенствования профессионального мастерства педагогов и помощь педагогам в самообразовании
В презентации говорится о принципах, условиях и формах работы по самообразованию педагогов. Представлен маршрут методического сопровождения по самообразованию педагогов ДОУ...
Статья "Современные образовательные технологии как механизм совершенствования профессионального мастерства педагога"
vПедагогическая технология как система научного знания должна оптимизировать и обеспечить воспитательный процесс. Воспитание - это объективный процесс, который совершается в обществе независимо от вол...
"Совершенствование практического мастерства педагогов в коррекционно-образовательном процессе на основе наглядного моделирования с применением игрового набора "Дары Фрёбеля".
В статье представлен мастер-класс по совершенствованию профессиональных навыков педагогов в форме игрового практического занятия с различными игровыми приёмами (блюда меню) по формированию речевых нав...
Совершенствование педагогического мастерства педагогов во взаимодействии с родителями
В презентации представлен мой опыт работы с родителями воспитанников дошкольного учреждения....
Мастер класс "Роль самообразования в совершенствовании профессионального мастерства педагога"
Цель: выявление влияния самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост педагогаЗадачи:1. Раскрыть проблемы развития способности педагога к самоанализу и са...
Семинар – практикум для педагогов на тему: «Совершенствование профессионального мастерства педагогов как одно из условий повышения качества дошкольного образования»
Семинар – практикум для педагогов на тему:«Совершенствование профессионального мастерства педагогов как одно из условий повышения качества дошкольного образования»...