Статья "Совершенствование профессионального мастерства педагога по руководству игровой деятельностью детей раннего возраста"
статья по теме
Мастерство – то великое чудо, которое рождается мгновенно,
когда педагог во чтобы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру и бесконечные возможности человеческого духа».
(М. Пришвин)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_neverovoy_o.a._pedagogicheskoe_masterstvo.docx | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
О.А.Неверова,
воспитатель высшей квалификационной категории,
МБДОУ «Детский сад № 47 – Центр развития ребёнка» (г. Бийск)
Совершенствование профессионального мастерства педагога
по руководству игровой деятельностью детей раннего возраста
«Мастерство – то великое чудо, которое рождается мгновенно,
когда педагог во чтобы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру и бесконечные возможности человеческого духа».
(М. Пришвин)
Мир детства невозможно представить без игры. Она является ведущим видом деятельности дошкольника, способом его познания окружающего мира. А также способствует развитию психических познавательных процессов: внимания, мышления, воображения, речи и других и навыков в общении (А. В. Запорожец, Л.А. Венгер, А.С. Макаренко, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова и многие другие).
На сегодня складывается такая ситуация, когда родители и педагоги всё чаще заменяют игру обучением, подготовкой детей к школе. Часто педагогу проще подготовить и провести интересное занятие, чем организовать полноценную игровую деятельность. А многие родители считают игру лишь забавой, пустым времяпрепровождением, совершенно не понимая, что не доигравший ребёнок, в дальнейшем будет испытывать серьёзные трудности в обучении.
Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально – педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. Однако одной из основных причин ухода игры из жизни детей остаётся неумение педагога правильно руководить игровой деятельностью детей.
Педагогическое мастерство при управлении игрой проявляется в осуществлении педагогом взаимодействия с ребёнком и создании условий для стимулирования его активности, самостоятельности и творческого мышления. Как же повысить своё профессиональное мастерство по руководству игровой деятельностью детей?
Во-первых, необходимо изучить организацию и руководство игровой деятельностью детей данного возраста и в дальнейшем постоянно пополнять свои знания изучением новейших исследований, методической литературы и периодической печати в данном направлении.
Во-вторых, применять полученные знания на практике и использовать ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), ориентируясь на современные требования общества и социальный заказ родителей.
В-третьих, делиться своим опытом с коллегами и пополнять его за счёт участия в различных конференциях, педсоветах, семинарах-практикумах, мастер-классах.
В-четвёртых, привлечь к своей деятельности родителей, сделав их союзниками в воспитании малышей. Убедить их в том, что игра – это не только развлечение, но и важнейший источник знаний для детей, используя при этом различные формы и методы работы:
- анкетирование («Нужна ли игра ребенку и зачем?»);
- родительские собрания («Игра со взрослыми – источник комфортного самочувствия ребёнка», «Игры, развивающие познавательную активность у детей»);
- консультации и беседы («Какие игрушки предпочитают малыши», «Советы при покупке игрушек», «Для чего ребёнку нужна игра?»);
- игровой практикум («Игра – это всерьёз!») и другие.
Это поможет родителям глубже осознать особенности возраста детей, их интересы и возможности, изменить своё отношение к совместным играм.
Полноценное развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно проходило её освоение в период раннего детства, когда необходимо сформировать умение осуществлять разнообразные условные игровые действия.
Работая с детьми раннего возраста (с 2 до 3 лет), учу их играть самостоятельно в разные игры: дидактические, сюжетные, сюжетно- строительные, подвижные. Руководство игрой осуществляю через включение взаимосвязанных компонентов: ознакомление с окружающим в активной деятельности малышей; обучающие игры; организацию предметно-игровой среды; общение взрослого с детьми в процессе игры.
Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, которой активизирует в памяти ребёнка недавние впечатления, полученные при знакомстве с окружающим и в обучающих играх, направляют детей на самостоятельное и активное решение игровой задачи, побуждают к разным способам её реализации и воспроизведения действительности. Предметно-игровую среду изменяю с учётом практического и игрового опыта детей. Своевременно расширяю не только ассортимент игрушек, разных по тематике, но и дополняю игровой материал. Чтобы достичь эффективности игры, занимаю различные позиции:
- аниматора (забавляю детей, используя различные варианты для приобщения их к игре: «Коза – рогатая», «Прятки», «Догонялки» и другие);
- организатора (готовлю необходимые условия для игры);
- руководителя или равноправного партнёра (стимулирую и направляю планирование игры детьми);
- диагноста (использую знания игровых умений детей, их социальный опыт и их особенности развития);
- консультанта (не даю готовых ответов, а помогаю найти правильные);
- исследователя (не только наблюдаю, но и направляю психическую деятельность детей в процессе игры).
Все эти позиции реализую через коммуникативную функцию, что способствует объединению детей в группе и стимулирует их общение.
Индивидуально или по отношению к небольшой группе детей применяю различные проблемные игровые ситуации, оказывающие благоприятное влияние на развитие игры как самостоятельной деятельности и помогающие улучшить работу по умственному воспитанию малышей.
Необходимо помнить, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Именно у таких педагогов, которые сами знают и любят эти виды игр, заботятся об условиях для их проведения, осуществляют руководство этими играми, дети много, интересно и разнообразно играют. А постоянное совершенствование мастерства педагога является залогом успешного развития творческих способностей каждого ребёнка в процессе игровой деятельности и формирования на этой основе таких необходимых качеств, как самостоятельность, активность и инициативность.
Литература
- Васильева, А.И. Старший воспитатель детского сада [Текст] / А.И. Васильева, Л.А. Бахтурина, И.И. Кобитина. – 2-е изд., доп., перераб. – МН.: Нар. асвета 1986. - 112 с.
- Георгиева, Е.К. Позиции педагога в управлении детской игрой [Текст] / Е.К. Георгиева // Воспитатель ДОУ. – 2009. - № 11. – С.28 – 33.
- Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. -3-е изд., испр. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 96 с.
- Печора, К.Л. Игра в раннем возрасте [Текст] / К.Л. Печора // Воспитатель ДОУ. - 2008 - № 5. – С.73-77.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий педагогического Совета по теме "Организация и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Педагогический Совет по данной теме проводится с целью систематизации знаний педагогов по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....
Готовность педагога к руководству игровой деятельностью детей
Умение руководить игрой ребенка-высший пилотаж педагога...
Методическая разработка "Руководство игровой деятельностью детей раннего возраста"
Игра занимает особое место в жизни ребенка. Игра – это присущий только детям способ познания мира. Следует помнить, что дети раннего возраста могут отражать в игре только то, что им х...
Особенности руководства игровой деятельностью детей раннего возраста
Приёмы используемые при организации игровой деятельности детей раннего возраста...
Статья "Профессионально важные качества педагога в отношении игровой деятельности детей дошкольного возраста"
Статья раскрывает необходимые качества педагога в отношении игровой деятельности детей дошкольного возраста...
Памятка для педагогов "Организация предметно-игровой деятельности детей раннего возраста"
Реализация развивающего потенциала предметно-игровой деятельности зависит от того, в каких условиях находится малыш, насколько его предметное окружение и взаимодействие со взрослыми обеспечивает...
РУКОВОДСТВО ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Важность игры для всестороннего развития ребенка требует систематического, умелого влияния на нее. Но игра – самостоятельная деятельность детей, и воспитатель не может заранее предвидеть все при...