"Совершенствование практического мастерства педагогов в коррекционно-образовательном процессе на основе наглядного моделирования с применением игрового набора "Дары Фрёбеля".
статья по логопедии (старшая группа)

Лазарева Любовь Михайловна

В статье представлен мастер-класс по совершенствованию профессиональных навыков педагогов в форме игрового практического занятия с различными игровыми приёмами (блюда меню) по формированию речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи на основе технологии наглядного моделирования с применением игрового пособия «Дары Фрёбеля».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lazareva_l.m._statya.docx38.88 КБ

Предварительный просмотр:

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ

НА ОСНОВЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОГО ПОСОБИЯ «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»

Л.М.Лазарева,

учитель - логопед

МБДОУ «Детский сад «Россияночка»

п. Чернянка Белгородской области»

Аннотация.

В статье представлен мастер-класс по совершенствованию профессиональных навыков педагогов в форме игрового практического занятия с различными игровыми приёмами (блюда меню) по формированию речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи на основе технологии наглядного моделирования с применением игрового пособия «Дары Фрёбеля».

Ключевые слова: коррекционно-развивающая работа, развитие речевых навыков, наглядное моделирование, игровой приём, игровые упражнения, игровое пособие «Дары Фрёбеля».

Предлагаемая в статье практика подготовки педагогов может применяться в образовательных учреждениях всех типов, в конкурсах профессионального мастерства, в работе методических объединений и т.д., и позволяет расширить диапазон профессиональной деятельности в коррекционно-развивающей работе, организации самостоятельной игровой деятельности детей, режимных моментов, работе с родителями. 

Мастер-класс по совершенствованию профессиональных навыков педагогов проводился в форме игрового практического занятия кафе «Здоровье». Педагогам предлагалось ознакомиться с различными игровыми приёмами (блюда меню) по формированию речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи на основе технологии наглядного моделирования с применением игрового пособия «Дары Фрёбеля».

Мастер класс содержал следующие этапы:

«Презентация педагогического опыта мастера», на котором озвучивались основные задачи Стандарта, направленные на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия. Поэтому, одним из направлений коррекционно-развивающей работы с детьми группы компенсирующей направленности является использование технологии наглядного моделирования на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля».  

Далее следовал этап «Представление системы коррекционно-развивающей работы», на котором была представлена информация о значении технологии моделирования в работе с детьми с ОНР, которая помогает ребенку зрительно представить такие понятия как звук, слово, предложение, текст, и научиться работать с ними, так как дети дошкольного возраста наглядный материал усваивают лучше вербального. Коррекционно-развивающая работа с детьми на основе наглядного моделирования строилась с применением игрового пособия «Дары Фрёбеля» по следующим направлениям: коррекция звукопроизношения; формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук-слово-предложение-текст), лексико-грамматических категорий, связной речи; профилактика дисграфии и дислексии.

На этом же этапе педагоги ознакомились с порядком применения предложенной технологии, которая заключается в постепенном усложнении. На первом этапе работа по коррекции и развитию речи ведётся с опорой на картинку-символ. Далее следует совместное выстраивание простой схемы, затем схема усложняется, отрабатывается детьми самостоятельно и внедряется во все виды детской деятельности.

На этапе «Проведение имитационной игры», коллегам предлагалось принять участие в мастер-классе «шеф-повара» по приготовлению фирменных блюд на основе даров Фрёбеля. Обращено было внимание, что Дары Фрёбеля это не просто деревянный конструктор, а шкатулка с секретом, и каждый дар хранит в себе массу возможностей. Педагогам необходимо было выбрать одно из блюд каждого раздела меню (игровое упражнение), которое подробно разбиралось и проигрывалось вместе с «шеф-поваром». Меню содержало следующие разделы: логопедическая закуска; эйдо-рациогарнир, звуковой коктейль и другие. Так в разделе «Логопедическая закуска» педагоги могли познакомиться с такими игровыми упражнениями: «Дифференцированный салат». «Дифференцированный сок».

Заказав «Дифференцированный салат», педагоги назвали овощи на своей карточке, «приготовили» салат из тех овощей, в названии которых присутствовал звук [Р] или [Рʹ] (на тарелочке выложили выбранные овощи), используя игровое пособие «Дары Фрёбеля» № 7, 8, 9, 10. Уточнили, почему остались полезные овощи: баклажан, свёкла, лук (в названии этих овощей присутствует звук [Л]). Далее звучал вывод, что с помощью игрового приёма формируем у дошкольников правильное звукопроизношение, умение дифференцировать звуки [Р]- [Л], [Рʹ]- [Лʹ] на слух и в произношении. Пособие «Дары Фрёбеля» способствует закреплению правильного звукопроизношения; организации самостоятельной конструктивной деятельности. По аналогии проводится игровое упражнение «Дифференцированный сок».

Во втором разделе меню предлагался «Эйдо-рациогарнир»: Весенний и Летний, где «эйдо» - обозначает образное запоминание; «рацио» - метод решения проблемы, который приводит к положительному результату; «гарнир» - дополнение, украшение к любому виду детской деятельности.

При выборе весеннего «гарнира» декламировалось небольшое по объему стихотворение описательного характера о весне, например, И.Овчинникова «Весна». Проанализировав стихотворение, выделив смысловые части, педагоги все вместе выложили картину с помощью игрового пособия «Дары Фрёбеля». Был сделан вывод, что в процессе работы с данным приёмом развиваются основные психические процессы: зрительная, слуховая память, внимание, воображение; ассоциативное и образное мышление; а также связная речь (дети проговаривают то, что выкладывают с дальнейшим заучиванием), мелкая моторика рук, эстетическое отношение к окружающему миру. По аналогии проводится игровое упражнение «Летний».

В третьем разделе меню предлагался «Звуковой коктейль»: Развивающий и Восстанавливающий. При выборе развивающего «Звукового коктейля», каждая пара составила звуковую схему одного из слов афоризма «Дети – цветы жизни!» (автор Фридрих Вильгельм Фрёбель), применяя игровое пособие «Дары Фрёбеля» №1, нанизывали на шнурок «звуковые бусы» (условные обозначения: красный - гласный звук, синий - согласный твёрдый звук, зелёный - согласный мягкий звук). По завершению работы, соединили «звуковые бусы», как соединяем слова в предложении и произнесли данный афоризм. Участники мастер-класса пришли к выводу, что данный приём позволяет наглядно увидеть абстрактные понятия: звук, слог, слово и составить предложение. По аналогии проводится игровое упражнение «Восстанавливающий».

На этапе «Моделирования» педагоги самостоятельно составляли варианты использования предложенных игровых приёмов в своей практике, давали оценку игрового занятия и получили сертификат.

Почему я использую именно «Дары Фрёбеля» в коррекционной работе с детьми ОНР, ведь этот игровой материал был изобретён почти 2 века назад? Потому, что анализ применения педагогической системы Ф.Фребеля в различных странах мира показал её эффективность в развитии творческих способностей детей, интеллекта, в формировании абстрактного восприятия мира, умения принимать нешаблонные решения. Следовательно, принципы педагогики Фридриха Фребеля полностью соответствуют принципам современного дошкольного образования, а также ФГОС ДО.

В заключение хочется отметить, что на момент выпуска детей из группы компенсирующей направленности ТПМПК отмечено значительное улучшение по всем направлениям коррекционной работы с детьми.

Таким образом, использование технологии наглядного моделирования посредством применения игрового пособия «Дары Фребеля» позволяет ребенку успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, педагогу эффективно проводить коррекционно-развивающую работу по формированию речевых навыков.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Карпова Ю.В. Использование игрового набора «Дары Фребеля в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО: Метод. рекомендации / Ю.В. Карпова, В.В. Кожевникова, А.В. Соколова; Под общ. ред. В.В. Кожевниковой. – М.: ООО «Издательство «Варсон», 2014; Самара: ООО «ТД «Светоч», 2014. – 20с.
  2. Фридрих Фребель. Будем жить для своих детей. Педагогика детства / Сост. и пред. Л.М. Волобуева. – М., 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

совершенствование методического мастерства педагогов доу

рекомендации по организации поэтапной работы над проблеиой совершенствования методического мастерства педагогов ДОУ...

Статья "Совершенствование профессионального мастерства педагога по руководству игровой деятельностью детей раннего возраста"

Мастерство – то великое чудо, которое рождается мгновенно,  когда педагог во чтобы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить  педагогический дар, веру и бесконечные воз...

Обеспечение условий совершенствования профессионального мастерства педагогов и помощь педагогам в самообразовании

В презентации говорится о принципах, условиях и формах работы по самообразованию педагогов. Представлен маршрут методического сопровождения по самообразованию педагогов ДОУ...

Статья "Современные образовательные технологии как механизм совершенствования профессионального мастерства педагога"

vПедагогическая технология как система научного знания должна оптимизировать и обеспечить воспитательный процесс. Воспитание - это объективный процесс, который совершается в обществе независимо от вол...

"Формирование речевых навыков у детей с ОВЗ на основе технологии наглядного моделирования с применением игрового набора "Дары Фрёбеля".

Формирование речевых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья на основе технологии наглядного моделирования с применением игрового набора "Дары Фребеля"....

Совершенствование педагогического мастерства педагогов во взаимодействии с родителями

В презентации представлен мой опыт работы с родителями воспитанников дошкольного учреждения....

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Совершенствование профессионального мастерства педагогов как одно из условий повышения качества дошкольного образования»

Семинар – практикум для педагогов на тему:«Совершенствование профессионального мастерства педагогов как одно из условий повышения качества дошкольного образования»...