Система работы по охране природы в ДОУ
статья на тему
В статье раскрывается решение задачи природоохраны через все виды деятельности дошкольников: занятия, экскурсии, развлечения, самостоятельную и совместную с педагогами деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_ohrane_prirody_v_dou.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по охране природы в ДОУ.
В своей работе педагоги детского сада используют парциальную программу Николаевой С.Н. «Юный эколог». Программа предполагает формирование активной жизненной позиции у детей и взрослых. В ней большое внимание уделяется природоохранной деятельности.
Исходя из этого, одной из задач годового плана работы нашего ДОУ с 2007 года является формирование активной позиции защитника природы у детей, родителей и социума через новые формы работы.
Задача природоохраны решается через все виды деятельности дошкольников: занятия, экскурсии, развлечения, самостоятельную и совместную с педагогами деятельность. Этому способствуют экологические пространства ДОУ: уголки природы в группах, экологическая комната, минилаборатория, библиотека, территория детского сада, огород, цветник, экологический театр, экологический музей «Зеленый островок».
Работа по охране природы в нашем детском саду ведется в системе и включает в себя взаимодействие с педагогами, воспитанниками, родителями и социумом (жители микрорайона, общественные организации и предприятия).
Самым масштабным природоохранным мероприятием было участие ДОУ в муниципальном проекте «Апатиты – город для жизни». В рамках проекта проводилась работа с педагогами (проведение педчаса, где воспитатели были проинформированы о целях проекта, задачах ДОУ в его рамках, сбор пакета законодательных актов к проекту и их изучение), работа с родителями (информационные родительские собрания, заседание родительского клуба «Малышок» на тему «Экология города и здоровье», оформление информационных стендов в группах и общего по ДОУ, разработка памяток для родителей, конкурс поделок «Вторая жизнь пластиковой бутылки», сочинения-рассуждения родителей на тему «Почему необходимо утилизировать отходы»), работа с детьми (тематические занятия, выпуск агитационного плаката, сочинение экологических сказок, частушек, стихов, выставки детских рисунков, фотовыставка «Как мы мусор собирали», экскурсия на завод утилизации бытовых отходов), работа с населением (разработка и распространение в районе памяток и агитационных листовок по теме, привлечение населения к сбору пластиковых отходов). Педагоги принимали участие в образовательных семинарах и конференциях в рамках проекта, выступали с распространением опыта работы, неоднократно награждались грамотами и дипломами за активное участие, организацию и проведение экологической информационной кампании, участие в городских экологических акциях. К таким акциям относятся «Марш парков», «Елочка», «День Земли», акции по сбору пластиковых отходов и другие.
Детский сад являлся участником программы «Формирование населения в сфере обращения с отходами», проводимой с целью формирования экологического сознания и экологической культуры населения города. В рамках данной программы на образовательном семинаре для педагогов обобщался опыт работы учреждения по теме «Проект как форма организации природоохранной деятельности». Педагоги, дети и родители приняли участие в экологическом конкурсе и выставке творческих работ «Чистый город глазами детей». По итогам конкурса методическая разработка агитбригады «Чистый город», лучшие детские плакаты, буклеты и листовки вошли в сборник материалов «Чистый город глазами детей». Работа педагогов была оценена дипломами и ценными призами.
Системный подход используем мы и в организации природоохранной деятельности внутри ДОУ.
Так, проводя работу по озеленению и благоустройству территории детского сада в рамках муниципальной целевой программы «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в городе Апатиты» педагоги разработали проект «Зеленый островок».
Цель проекта: создание благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей, сохранения их здоровья. Данная работа так же проводилась в системе. В реализации проекта принимали участие дети, сотрудники. Родители , жители микрорайона и общественные организации. В результате работы на участке ДОУ высажено более двадцати пород деревьев, создана «Зона отдыха», оборудован цветник и огород, что в целом оказывает положительное влияние на экологическую обстановку окружающей среды.
Раскрывая систему работы ДОУ по проблеме охраны окружающей среды. Нельзя не упомянуть об экологическом театре. Это совершенно новая форма экологического воспитания и пропаганды экологических знаний.
Цель данной работы мы видим в формировании экологического мировоззрения и активной жизненной позиции подрастающего поколения.
Задачами экологического театра является:
- привлечение внимания населения к проблемам окружающей среды;
- совершенствование форм и повышение эффективности работы по экологическому воспитанию;
- развитие творческих способностей детей;
- вовлечение детей и взрослых в активную природоохранную деятельность.
Идея экологического театра не оставила равнодушными детские сады города, и в этом году, 30 апреля, на базе нашего ДОУ пройдет первый фестиваль детского экологического театра « Солнечный круг».
С.Н. Николаева считает, что в основе природоохранной деятельности дошкольников лежит формирование знаний, в основе которого – экологический подход. Для этого необходимо живое общение ребенка с растениями и животными.
В этом году ДОУ продолжил тесное сотрудничество с Полярным Альпийским ботаническим садом – институтом КНЦ РАН. Дети получили возможность участвовать в занятиях по экологии непосредственно в оранжерее, получая теоретические знания и практические навыки общения с природой, посетили музей ботанического сада, что так же способствует формированию бережного отношения к природе, помогает детям осознать себя активными ее субъектами.
Считаю, что работу в данном направлении необходимо продолжать, т.к. природоохранная деятельность дошкольников - дело достаточно новое, перспективное.
Необходимо с детства учить воспитанников тому, что экология – это наука о доме, о том доме, в котором ребёнок живёт каждый день. У него появляется возможность понять, что красота природы, плодородие почвы, многообразие видов животных зависит в большой мере и от него. Что завтра он будет жить в таком доме, каким построит его сегодня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СХЕМА «Система работы по охране жизни и здоровья воспитанников»
Основные направления работы по охране жизни и здоровья воспитанников...
Организация системы работы по охране природы в ДОУ
Система работы по формированию активной позиции защитника природы у детей, родителей и социума.Цель системного подхода: научить детей относится к своей планете бережно, не загрязнять ее, а так же разв...
Система работы по охране жизни и здоровья воспитанников
направления и содержание в работе по здоровозбережению...
«Система работы по охране жизни и здоровья воспитанников»
«Система работы по охране жизни и здоровья воспитанников» изображена схематично....
схема «Система работы по охране жизни и здоровья воспитанников»
Схема охраны жизни и здоровья вомпитенеков...
Система работы по охране жизни и здоровья воспитанников младшего дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст –короткий но важный период становления личности .В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни , у него начинает формироваться о...
Система работы по охране жизни и здоровья дошкольников
Система работы по охране жизни и здоровья дошкольников...