Индивидуальная программа профессионального роста педагога
методическая разработка по теме
Индивидуальная программа профессионального роста педагога позволит методистам оценить уровень саморазвития воспитателей и специалистов, определить проблемные поля дошкольных педагогов и наметить их траекторию саморазвития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_programma_professionalnogo_samosovershenstvovaniya_pedagoga.doc | 170 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование
Индивидуальная программа
профессионального и личностного совершенствования педагога
______________________________________________________________________
Лисаковск, 2011
Индивидуальная программа
профессионального и личностного совершенствования педагога в процессе самообразования
ФИО_________________________________
Годовая методическая проблема | Личная тема |
- Представление.
Образование |
Специальность |
Квалификация |
Стаж |
Категория |
Яркие черты характера |
Увлечения/ хобби |
Уровень владения ИКТ |
План карьеры
Фамилия |
Имя |
Отчество |
Должность |
Возраст |
Стаж работы |
Образование |
- Степень профессиональной компетентности
- Какие новшества вы внесли в воспитательно – образовательный процесс за последние годы? На решение какой проблемы они были направлены?
- Оцените результаты, достигнутые в обучении и воспитании
- Спрогнозируйте основные направления деятельности на ближайшие годы
На год: |
На 5 лет: |
На 10 лет: |
- Определите предполагаемые трудности
- Какая методическая помощь необходима
9. Подготовка на специальных курсах
II. Аналитическая часть.
Карта изучения профессиональных затруднений педагога
Элементы педагогической деятельности | Степень затруднений |
Очень трудно | Трудно | Средне | Почти не трудно | Не трудно |
1 | Перспективное планирование, составление циклограмм |
2 | Овладение содержанием программ и методик: - ГОСО - Система оценки с помощью банка индикаторов - Программы согласно возрастному периоду |
3 | Составление технологических карт |
4 | Использование разнообразных форм работы в процессе учебно-игровой деятельности |
5 | Логическое построение всех этапов занятия |
6 | Обеспечение детей самостоятельной работой в процессе учебно-игровой деятельности |
7 | Использование современных педагогических технологий |
8 | Организация и проведение исследовательских работ |
9 | Сочетание творческой и стандартной работы в процессе учебно-игровой деятельности |
10 | Сочетание групповой и индивидуальной работы |
11 | Обеспечение порядка на занятии |
12 | Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей |
13 | Коррекционная работа с детьми не усвоившими программный материал |
14 | Использование межпредметных связей |
15 | Организация работы с материалом, с информацией. |
16 | Взаимодействие с семьёй воспитанника |
17 | Создание положительной атмосферы в процессе учебно-игровой деятельности |
18 | Сотрудничество с психологом |
19 | Содружество с коллегами |
20 | Анализ результатов исследования |
21 | Формирование мотивации познания, исследовательских навыков |
22 | Мониторинг |
23 | Планирование самообразовательной деятельности |
Оценка реализации потребностей педагога в развитии
Анкета № 1
для выявления способности педагогов к развитию
Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:
5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4 – скорее соответствует, чем нет;
3 – и да и нет;
2 – скорее не соответствует;
1 – не соответствует.
- Я стремлюсь изучить себя.
- Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами.
- Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
- Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
- Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.
- Я анализирую свои чувства и опыт.
- Я много читаю.
- Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
- Я верю в свои возможности.
- Я стремлюсь быть более открытым человеком.
- Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
- Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
- Я получаю удовольствие от освоения нового.
- Возрастающая ответственность не пугает меня.
- Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе.
Анкета № 2
для выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов.
Оцените, пожалуйста, перечисленные ниже факторы по пятибалльной шкале:
5 – да (препятствуют или стимулируют);
4 – скорее да, чем нет;
3 – да и нет;
2 – скорее нет;
1 – нет.
Препятствующие факторы:
- Собственная инерция.
- Разочарование из-за имевшихся ранее неудач.
- Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.
- Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.).
- Состояние здоровья.
- Недостаток времени.
- Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.
Стимулирующие факторы:
- Методическая работа в ДО.
- Обучение на курсах.
- Пример и влияние коллег.
- Пример и влияние руководителей.
- Организация труда в ДО.
- Внимание к этой проблеме руководителей.
- Доверие.
- Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.
- Занятия самообразованием.
- Интерес к работе.
- Возрастающая ответственность.
- Возможность получения признания в коллективе.
Обработка анкет
Посчитайте общую сумму баллов по первой анкете.
Если у вас набралось 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.
Набрав от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система развития.
Набрав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития.
Анкета № 3
Степень владения навыками самостоятельной работы в процессе самообразования
№ | Критерии оценки | Самооценка |
1 | Работа с учебной, справочной, научно-методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов. |
2 | Умение делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы развития детей. |
3 | Сохранение информационного материала в памяти, воспроизведение необходимой информации по памяти. |
4 | Выделение главных, ключевых понятий в любом информационном материале, составление опорных схем изученной темы. |
5 | Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов. |
6 | Систематизация, группировка изученных фактов, составление схем, графиков, таблиц. |
7 | Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказать или опровергнуть суждение. |
8 | Самостоятельное выделение проблемы, теоретических и практических задач ее изучения. |
9 | Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных заданий. |
10 | Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию. |
Условные обозначения степени владения теми или иными навыками:
+ - владею свободно,
? - владею посредственно, вызывает затруднение,
! – не владею.
- Перспективная часть
№ | Программа саморазвития | Сроки | Прогнозируемый результат |
1 | Подбор, изучение и анализ литературы: |
2 | Где и когда запланировано выступление: |
3 | Творческое сотрудничество с педагогами по теме: |
4 | Практический выход (доклад, буклет, методические разработки, др.) |
5 | Обобщение собственного опыта: |
6 | Изучение передового опыта: |
Прогнозирование результатов работы на учебный год
По оснащению развивающей среды | По работе с детьми | По взаимодействию с семьёй | По сотрудничеству с социумом |
Памятка по самообразованию
Возможная проблема | Пути решения |
1. Не могу определиться с темой самообразования |
|
2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе | Подбор литературы:
Составление плана изучения конкретной выбранной литературы
|
3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал |
|
4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается. |
|
5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации. |
|
Памятка «Как подготовиться к докладу, выступлению»
- Этап – подготовка доклада, выступления.
- Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учетом интересов и запросов слушателей.
- Формулировка основных вопросов доклада, выступления.
- Составление развернутого плана выступления.
- Просмотр и чтение специальной литературы.
Подбор и систематизация наглядных материалов.
Подбор педагогических ситуаций из своего опыта и опыта коллег.
Определение порядка использования подобранных материалов в процессе изложения.
- Распределение материала по вопросам.
- Письменное изложение полного текста выступления.
- Этап – работа с подготовленным материалом
- Выделение в тексте основных смысловых частей, на которые при выступлении нужно сделать акцент.
- Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа выступления (пробное чтение).
- «Свертывание» полного текста доклада в краткую форму (тезисы, план, цитаты на карточках).
- Этап – подготовка к выступлению
- Перед тем как включиться в работу, настройтесь: сядьте или встаньте удобно, дайте себе установку на внутреннюю собранность, сосредоточение, мысленно представьте какую-либо приятную сцену, случай из собственной жизни.
- Перед изложением информации дайте себе установку, что окружающие являются потенциальными единомышленниками.
Памятка к исследовательской работе педагога
- Как правильно сформулировать тему:
- Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по схеме:
Изучаемый процесс | Предмет исследования | Условия |
Изучение Исследование Развитие Формирование Становление Воспитание Анализ Разработка Организация Влияние и т.п. | Познавательные способности Познавательная активность Умения что-то делать Личностные качества Любознательность Самостоятельность Наблюдательность и т.п. | На музыкальных занятиях На экскурсиях в природу В процессе изучения чего-либо В процессе знакомства с чем – либо В игровой деятельности и т.п. |
Например: «Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время прогулок в природу»
- Формулировка темы по схемам:
- ЧТО – ТО как условие развития ЧЕГО – ЛИБО
- ЧТО – ТО как средство формирования ЧЕГО – ЛИБО
- Использование ЧЕГО – ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т.п.) ЧЕГО –ТО
Например:
«Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
«Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста»
«Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
- Определение актуальности и новизны исследования
Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников?
Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, который будет достигнут в результате выполнения работы.
Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.
- Формулирование цели исследования
Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об общем результате работы.
Например: тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Цель: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.
- Формулирование задач исследования
Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?
Схема формулирования задач
Содержание деятельности исследования | Частичный предмет деятельности |
Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п. | Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т.п. |
Қазақстан Республикасы
Қостанай облысы
Лисаков қаласының әкімдігі білім бөлімінің
«Улыбка» МКҚК
Республика Казахстан
Костанайская область
ГККП «Улыбка»
Отдела образования
акимата города Лисаковска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа профессионального роста педагога
Индивидуальная программа профессионального роста педагога позволит методистам оценить уровень саморазвития воспитателей и специалистов, определить проблемные поля дошкольных педагогов и наметить их...
Индивидуальный план профессионального роста педагога.
Педагог дополнительного образования ключевая фигура в становлении юного гражданина, его социализации, развитии творческих способностей, приобщении к миру прекрасного. Поэтому...
Программа профессионального роста педагогов в соответствии с ФГОС в ДОУ
Цель программы: Обеспечение непрерывного профессионального развития роста профессиоанльного мастерства, развития личностных качеств необходимых в профессиональной деятельности....
методическая разработка Педагогический совет: «Ступень к успеху(индивидуальная модель профессионального роста педагога)»
ÒРазвитие компетенций педагогов, развитие творческого потенциала.ÒРазвитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию.ÒСоздание благопри...
Индивидуальная программа профессионального роста
Индивидуальная тема самообразования: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»....
Индивидуальная программа профессионального роста педагога «Логосказка как средство развития речи у детей с ОВЗ»
Индивидуальная программа учителя-логопеда в современных условиях...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА «Дидактические игры в обучении детей основам математике. Форма. Цвет. Размер».
Тема самообразования, цель, задачи.Тема:«Дидактические игры в обучении детей основам математики».Цель: Формировать количественное и пространственное представление и полноценно развивать ре...