Индивидуальная программа профессионального роста педагога
методическая разработка по теме

Бритвина Елена Владимировна

Индивидуальная программа профессионального роста педагога позволит методистам оценить уровень саморазвития воспитателей и специалистов, определить проблемные поля дошкольных педагогов и наметить их  траекторию саморазвития.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самообразование

Индивидуальная программа

профессионального и личностного совершенствования педагога

______________________________________________________________________

Лисаковск, 2011

Индивидуальная программа

профессионального и личностного совершенствования педагога в процессе самообразования

ФИО_________________________________

Годовая методическая  проблема

Личная тема






















  1. Представление.

Образование



Специальность

Квалификация



Стаж



Категория



Яркие черты характера



Увлечения/ хобби



Уровень владения ИКТ



План карьеры

Фамилия

Имя

Отчество

Должность

Возраст

Стаж работы

Образование

  1. Степень профессиональной компетентности

  1. Какие новшества вы внесли в воспитательно – образовательный процесс за последние  годы? На решение какой проблемы они были направлены?

  1. Оцените результаты, достигнутые в обучении и воспитании

  1. Спрогнозируйте основные направления деятельности на ближайшие годы

На год:

На 5 лет:

На 10 лет:

  1. Определите предполагаемые трудности

  1. Какая методическая помощь необходима

9. Подготовка на специальных курсах

II. Аналитическая часть.

Карта изучения профессиональных затруднений педагога

Элементы педагогической деятельности

Степень затруднений

Очень трудно

Трудно

Средне

Почти не трудно

Не трудно

1

Перспективное планирование, составление циклограмм

2

Овладение содержанием программ и методик:

- ГОСО

- Система оценки с помощью банка индикаторов

- Программы согласно возрастному периоду

3

Составление технологических карт

4

Использование разнообразных форм работы в процессе учебно-игровой деятельности

5

Логическое построение всех этапов занятия

6

Обеспечение детей самостоятельной работой в процессе учебно-игровой деятельности

7

Использование современных педагогических технологий

8

Организация и проведение исследовательских работ

9

Сочетание творческой и стандартной работы в процессе учебно-игровой деятельности

10

Сочетание групповой и индивидуальной работы

11

Обеспечение порядка на занятии

12

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей

13

Коррекционная работа с детьми не усвоившими программный материал

14

Использование межпредметных связей

15

Организация работы с материалом, с информацией.

16

Взаимодействие с семьёй воспитанника

17

Создание положительной атмосферы в процессе учебно-игровой деятельности

18

Сотрудничество с психологом

19

Содружество с коллегами

20

Анализ результатов исследования

21

Формирование мотивации познания, исследовательских навыков

22

Мониторинг

23

Планирование самообразовательной деятельности

Оценка реализации потребностей педагога в развитии

Анкета № 1

для выявления способности педагогов к развитию

Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:

5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;

4 – скорее соответствует, чем нет;

3 – и да и нет;

2 – скорее не соответствует;

1 – не соответствует.

  1. Я стремлюсь изучить себя.
  2. Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами.
  3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
  4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
  5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.
  6. Я анализирую свои чувства и опыт.
  7. Я много читаю.
  8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
  9. Я верю в свои возможности.
  10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.
  11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
  12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
  13. Я получаю удовольствие от освоения нового.
  14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
  15. Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе.

Анкета № 2

для выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов.

Оцените, пожалуйста, перечисленные ниже факторы по пятибалльной шкале:

5 – да (препятствуют или стимулируют);

4 – скорее да, чем нет;

3 – да и нет;

2 – скорее нет;

1 – нет.

Препятствующие факторы:

  1. Собственная инерция.
  2. Разочарование из-за имевшихся ранее неудач.
  3. Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.
  4. Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.).
  5. Состояние здоровья.
  6. Недостаток времени.
  7. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.

Стимулирующие факторы:

  1. Методическая работа в ДО.
  2. Обучение на курсах.
  3. Пример и влияние коллег.
  4. Пример и влияние руководителей.
  5. Организация труда в ДО.
  6. Внимание к этой проблеме руководителей.
  7. Доверие.
  8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.
  9. Занятия самообразованием.
  10. Интерес к работе.
  11. Возрастающая ответственность.
  12. Возможность получения признания в коллективе.

Обработка анкет

Посчитайте общую сумму баллов по первой анкете.

Если у вас набралось 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.

        Набрав от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система развития.

        Набрав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития.

Анкета № 3

Степень владения навыками самостоятельной работы в процессе самообразования


Критерии оценки

Самооценка

1

Работа с учебной, справочной, научно-методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов.

2

Умение делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы  развития детей.

3

Сохранение информационного материала в памяти, воспроизведение необходимой информации по памяти.

4

Выделение главных, ключевых понятий в любом информационном материале, составление опорных схем изученной темы.

5

Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов.

6

Систематизация, группировка изученных фактов, составление схем, графиков, таблиц.

7

Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказать или опровергнуть суждение.

8

Самостоятельное выделение проблемы, теоретических и практических задач ее изучения.

9

Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных  заданий.

10

Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию.

Условные обозначения степени владения теми или иными навыками:

+ - владею свободно,

? - владею посредственно, вызывает затруднение,

! – не владею.

  1. Перспективная часть

Программа саморазвития

Сроки

Прогнозируемый результат

1

Подбор, изучение и анализ литературы:








































2

Где и когда запланировано выступление:














3

Творческое сотрудничество с педагогами по теме:


















4

Практический выход (доклад, буклет, методические разработки, др.)
















5

Обобщение собственного опыта:

















6

Изучение передового опыта:






























Прогнозирование результатов работы на учебный год

По оснащению развивающей среды

По работе с детьми

По взаимодействию с семьёй

По сотрудничеству с социумом






































Памятка по самообразованию

Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования

  1. Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов  диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать  устойчивые положительные результаты.
  2. Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, , конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

Подбор литературы:

  1. Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.
  2. Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения конкретной выбранной литературы

  1. Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме
  2. Включите современные взгляды на проблему
  3. Используйте опыт работы педагогов других ДО.

3.  При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

  1. По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.
  2. Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд,  в собственной формулировке, используя  различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.
  3. Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.
  4. Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

  1. Составьте план или схему полученных при изучении материалов.
  2. Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

  1. Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

Памятка «Как подготовиться к докладу, выступлению»

  1. Этап – подготовка доклада, выступления.

  1. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учетом интересов и запросов слушателей.
  2. Формулировка основных вопросов доклада, выступления.
  3. Составление развернутого плана выступления.
  4. Просмотр и чтение специальной литературы.

Подбор и систематизация наглядных материалов.

Подбор педагогических ситуаций из своего  опыта и опыта коллег.

Определение порядка использования подобранных материалов в процессе изложения.

  1. Распределение материала по вопросам.
  2. Письменное изложение полного текста выступления.

  1. Этап – работа с подготовленным материалом

  1. Выделение в тексте основных смысловых частей, на которые при выступлении нужно сделать акцент.
  2. Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа выступления (пробное чтение).
  3. «Свертывание» полного текста доклада в краткую форму (тезисы, план, цитаты на карточках).

  1. Этап – подготовка к выступлению

  1. Перед тем как включиться в работу, настройтесь: сядьте или встаньте удобно, дайте себе установку на внутреннюю собранность, сосредоточение, мысленно представьте какую-либо приятную сцену, случай из собственной жизни.
  2. Перед изложением информации дайте себе установку, что окружающие являются потенциальными единомышленниками.

Памятка к исследовательской работе педагога

  1. Как правильно сформулировать тему:
  1. Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по схеме:

Изучаемый процесс

Предмет исследования

Условия

Изучение

Исследование

Развитие

Формирование

Становление

Воспитание

Анализ

Разработка

Организация

Влияние

и т.п.

Познавательные способности

Познавательная активность

Умения что-то делать

Личностные качества

Любознательность

Самостоятельность

Наблюдательность

 и т.п.

На музыкальных занятиях

На экскурсиях в природу

В процессе изучения чего-либо

В процессе знакомства с чем – либо

В игровой деятельности

и т.п.

Например: «Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время прогулок в природу»

  1. Формулировка темы  по схемам:
  1. ЧТО – ТО          как условие развития        ЧЕГО – ЛИБО
  2. ЧТО – ТО          как средство формирования   ЧЕГО – ЛИБО
  1. Использование    ЧЕГО – ЛИБО  как средство (условие)  развития (формирования, воспитания, становления и т.п.)   ЧЕГО –ТО

Например:

«Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

«Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста»

«Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

  1. Определение актуальности и новизны исследования

Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников?

Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, который будет достигнут в результате выполнения работы.

Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.

  1. Формулирование цели исследования

Цель – это то, что необходимо получить или показать  в результате работы, это представление об общем результате работы.

Например: тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Цель: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.

  1. Формулирование задач исследования

Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

Схема формулирования задач

Содержание деятельности исследования

Частичный предмет деятельности

Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п.

Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации  и т.п.

Қазақстан Республикасы

Қостанай облысы

Лисаков қаласының  әкімдігі білім бөлімінің

«Улыбка» МКҚК

Республика Казахстан

Костанайская область

ГККП «Улыбка»

Отдела образования

акимата города Лисаковска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа профессионального роста педагога

Индивидуальная программа профессионального роста педагога позволит методистам оценить уровень саморазвития воспитателей и специалистов, определить проблемные поля дошкольных педагогов и наметить их...

Индивидуальный план профессионального роста педагога.

   Педагог дополнительного образования ключевая фигура в становлении юного гражданина, его социализации, развитии творческих  способностей, приобщении к миру прекрасного. Поэтому...

Программа профессионального роста педагогов в соответствии с ФГОС в ДОУ

Цель программы: Обеспечение непрерывного профессионального развития роста профессиоанльного мастерства, развития личностных качеств необходимых в профессиональной деятельности....

методическая разработка Педагогический совет: «Ступень к успеху(индивидуальная модель профессионального роста педагога)»

ÒРазвитие компетенций педагогов, развитие творческого потенциала.ÒРазвитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию.ÒСоздание благопри...

Индивидуальная программа профессионального роста

Индивидуальная тема самообразования: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА «Дидактические игры в обучении детей основам математике. Форма. Цвет. Размер».

Тема самообразования, цель, задачи.Тема:«Дидактические игры в обучении детей основам математики».Цель: Формировать количественное и пространственное представление и полноценно развивать ре...