Доклад по теме: «Создание единых подходов к организации, содержанию, условиям ДОУ»
статья по теме
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и новых учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.
Новые подходы к управлению в системе дошкольного образования вызывают изменение спектра функций, принципов, методов и приемов управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_soveshchanii.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по теме:
«Создание единых подходов к организации, содержанию, условиям ДОУ»
Подготовила:
Заведующая МБДОУ «Курочка Ряба»
Камалетдинова И.И.
Буинск – 2012г.
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и новых учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.
Новые подходы к управлению в системе дошкольного образования вызывают изменение спектра функций, принципов, методов и приемов управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений. Эти изменения объективны и вызваны следующими основными факторами:
- становлением рыночных отношений, в том числе и в социальной сфере, и, как следствие, конкуренцией образовательных учреждений;
- становлением альтернативной системы сопровождения детей дошкольного возраста в форме гувернерства и частных образовательных учреждений;
- отходом от единой программы в области дошкольного воспитания и наличием веера общеобразовательных (учебных) программ, пособий, дидактических материалов;
- недостаточностью нормативного финансирования дошкольных образовательных учреждений;
- широкими возможностями для привлечения в учреждения внебюджетных финансовых средств;
- повышением заинтересованности родителей как основных социальных заказчиков в продуктивной деятельности конкретного образовательного учреждения;
- стремлением общественности влиять на воспитательно-образовательный процесс в учреждении и др.
На основе анализа нормативно-правовых документов, подходов к правовому воспитанию для анализа результатов исследования представлений о правах человека у детей дошкольного возраста был выявлен комплекс педагогических условий.
В философии термин «условие» трактуется как «категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Условия определяются как совокупность объективных возможностей содержания, форм, средств, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач.
- Первое педагогическое условие направлено на повышение правовой компетентности педагогов ДОУ.
На необходимость повышения правовой компетентности педагогов ДОУ как одного из важнейших компонентов воспитательной деятельности в дошкольном возрасте указывает Ю.В. Атемаскина
По мнению автора, правовая компетентность педагога – это такое состояние его личности, которое даёт ему возможность осознанно выбирать правомерный способ действий в различных ситуациях и способствовать укреплению законности и правопорядка в конкретном образовательном учреждении, просвещая и воспитывая родителей и детей.
2.Второе педагогическое условие предполагает овладение родителями знаниями и практическим опытом в области правового воспитания детей дошкольного возраста.
Психолого-педагогический анализ литературы (Н.Ю. Ган, Т.А. Репина) позволяет утверждать, что именно в семье происходит первый этап процесса правового воспитания детей.
Данные авторы отмечают, что семья является одним из основных институтов социализации подрастающего поколения, воздействующих на формирование норм и ценностей, образцов, стереотипов поведения ребенка и правовое воспитание детей должно начинаться с ознакомления родителей с нормативно-правовыми документами, основными правами и обязанностями самой семьи. Для того, чтобы работа с семьей оказалась эффективной ученые рекомендуют использовать традиционные методы: наблюдение, опросы (анкетирование, интервью, тестирование, беседы).
Для выявления овладения родителями знаниями и практическим опытом в области правового воспитания детей дошкольного возраста, мы использовали консультацию-беседу «Я и мой ребенок», анкету «Правовое воспитание в семье».
Работу с родителями необходимо построить в четыре этапа:
1. Ознакомительный (оценка ситуации, сбор информации по проблеме): анкетирование «Хороший ли вы родитель?», «Наказание и поощрение детей в семье»; тестирование «Детей воспитывают родители, а родителей?».
2. Изучение семьи (определение внутрисемейных проблем и затруднений в правовом воспитании детей), индивидуальные беседы, консультации, наблюдение за взаимоотношением детей с родителями.
3. Просветительский (основной): оказание психолого-педагогической помощи в семьях с нарушением прав ребенка.
4. Коррекционный: решение проблемных ситуаций, повышение социальной компетентности родителей.
3.Третьим педагогическим условием является организация развивающей среды в соответствии с правами ребенка.
Правовая компетентность дошкольника, по мнению О.Ф. Борисовой – это свойство личности, выражающееся интегративной совокупностью взаимосвязанных компетенций, реализующейся через умения и навыки, способствующие эффективному формированию правовых отношений в правовом образовательном пространстве.
О.Ф. Борисова и С.В. Федорова в правовом воспитании разработали классификацию ключевых компетентностей детей дошкольного возраста:
- социальная компетентность;
- коммуникативная компетентность;
- ценностно-смысловая компетентность.
Предлагаем вашему вниманию содержание каждой ключевой компетентности детей дошкольного возраста.
Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений.
Коммуникативная компетентность – один из наиболее социально обусловленных видов способностей, которые проявляются в умении воспринимать людей, давать им оценку, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на окружающих, строить своё поведение согласно требованиям, предписаниям и ожиданиям соответствующего поведения, при котором сам человек может быть понят и принят другими.
Ценностно-смысловая компетентность - представляет собой совокупность личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, взаимоотношений с окружающими.
И.Н. Агафонова считает, что, начиная с дошкольного возраста следует формировать нравственные ценности и базовые отношения к себе (самопринятие, самоуважение) и другим людям (принятие их, уважение к ним).
Разработанная структурно-функциональная модель формирования правовой компетентности дошкольников включает работу с педагогическим коллективом, родителями, детьми. Сочетание всех компонентов модели позволит эффективно реализовать педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о правах человека.
Поэтому, важнейшей задачей ДОУ является: создание единых подходов к разработке и организации различных программ для детей дошкольного возраста; создание условий, необходимых для более широкого внедрения этих программ в учебно-воспитательный процесс обучения детей в дошкольных учреждениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заседание городского методического объединения воспитателей по теме «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» через формирование активной позиции родителей по воспитанию детей»
Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы, ФГТ к структуре ООП дошкольного образования обуславливают необходимость поиска решения проблем вз...
Доклад на тему "СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ"
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем создания здоровьесберегающей среды - главная задача, осуществляемой педагогами ДОУ, позволяет эффективно решать вопросы полноценного физическ...
Выступление на педагогическом совете Тема: «Создание единого речевого пространства в детском саду»
Из опыта работы...
Доклад по теме: «Использование дифференцированного подхода к работе с родителями дошкольников»
Всестороннее гармоническое развитие детской личности требуетединства, согласованности всей системы воспитательно-образовательныхвоздействий взрослых на ребенка....
Доклад по теме «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО»
Что включает в себя понятие системно-деятельностный подход?Деятельность- система действий человека, направленная на достижение определенной цели ( на результат).Деятельностный подход &ndash...
доклад на тему Личностно - ориентированный подход в воспитании.
доклад на тему Личностно - ориентированный подход в воспитании....
Доклад к районному семинару по теме: «Создание условий для эффективной организации обучения детей с ОВЗ в ДОУ»
Дан краткий обзор работы детского сада по адаптированным программам, их цели и задачи. Составлен буклет - план работы семинара....