Выступление на педагогическом совете Тема: «Создание единого речевого пространства в детском саду»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 56
«Северяночка»
Выступление на педагогическом совете
Тема: «СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО РЕЧЕВОГО ПРОСТРАНСТВА
В ДЕТСКОМ САДУ»
(опыт работы группы)
Воспитатель: Ситенко О.В.
г. Нижневартовск
Создание единого речевого пространства в детском саду
(опыт работы группы)
Наш детский сад посещают дети с двух до семи лет. В данное время большинство детей имеют общее недоразвитие речи всех уровней, поэтому приоритетным направлением в работе детского сада является создание единого речевого пространства: то есть необходимых условий в группах для проведения коррекционной работы, во время которой воспитатели отрабатывают с конкретным ребенком, подгруппой или группой детей задания (артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика; автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах; работа над связной речью; игры и игровые упражнения по грамматическому строю речи и т.д.)
В детском саду в группах компенсирующей направленности оборудованы речевые уголки: зеркало (на уровне, чтобы ребенок мог видеть своё лицо и лицо взрослого); стол, стулья.
В нашей логопедической группе уголок оснащен коррекционно-развивающими играми и пособиями:
Терентьева «Играем и учимся»; Филичева «Развитие речи дошкольника»; Э.Д.Наумова «Играя учимся говорить»; Дедюхина, Кирилова «Учимся говорить», «55 способов общения с не говорящими детьми» для того чтобы мы могли работать с детьми по заданию учителя-логопеда.
Также в речевом уголке имеются зеркала (по количеству детей);
материал для развития мелкой моторики: карандаши; мячики-попрыгунчики; массажеры с кольцами «Су-джок»; мячики-массажеры; игры «Золушка», «Волшебные веревочки», «Мозаика», различные виды конструктора; пособия на развитие речевого дыхания, выработки струи воздуха: «Колесо на место», «Пчелку на цветок, на облачко», «Белочка на дереве», «Цветочек», «Луна и звезды» и др.; ватные шарики (разноцветные); «Султанчики». Альбомы на развитие речи детей: звуковая культура, словарь, связная речь, грамматический строй; тетради; художественная литература.
В группе имеется тетрадь взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями, в которой разработаны задания по лексическим темам: подобран словарь предметов, действий, признаков; предлагаются игры, упражнения на отработку необходимых грамматических категорий; даются рекомендации по работе над связной речью. В данной тетради подобраны коррекционные задания для закрепления речевых навыков и умений, полученных детьми на логопедических занятиях, в различные режимные моменты: во время утренней гимнастики, подготовки к завтраку (обеду, полднику) и занятиям, во время дежурства в уголке природы, подготовке к прогулке, на прогулке, во время игр (дидактических, настольно-печатных, подвижных, театрализованных, сюжетно-ролевых) и т.д.
В детском саду помимо работы учителя-логопеда, ведется работа по взаимодействию с узкими специалистами: музыкальным руководителем, педагогом-психологом, тренером по плаванию, физкультуре. В каждой возрастной группе имеются тетради взаимодействия с узкими специалистами. Такие тетради помогают специалистам и воспитателям эффективнее проводить свои занятия и корригировать речевые недостатки каждого ребенка. Все специалисты оказывают квалифицированную помощь детям-логопатам, потому что только совместная работа поможет качественно усвоить необходимый материал.
На занятиях по музыке обеспечивается преемственность усвоения музыкального, двигательного и речевого материалов, программных навыков, умений с учетом возраста и вида речевой патологии.
На физкультурных занятиях большое внимание уделяется развитию общей моторики, мышечной мускулатуры; ориентировки в пространстве.
На занятиях педагога-психолога дети развивают восприятие, логическое мышление, память, воображение, корригируют недостатки эмоционально-волевой сферы.
Все педагоги детского сада на своих занятиях большое внимание уделяют развитию словаря. Проводится систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи: закрепляются поставленные и автоматизированные звуки, проводится работа над интонационной выразительностью, темпом речи, логическими ударениями.
Воспитатели средних и старших возрастных групп отрабатывают одни и те же грамматические категории на протяжении нескольких недель при работе над разными лексическими темами. Работа над связной речью привязывается к конкретной лексической теме. В подготовительных группах необходимый материал отрабатывается без жесткой привязки к лексической теме, и лишь работа над связной речью опирается на лексическую тему недели, в течение недели дети со всех сторон рассматривают изучаемый материал, подключая все органы чувств, что способствует его более полному восприятию.
В нашей группе проводится большая работа с родителями по созданию единого речевого пространства: беседы «Возрастные нормативы речевого развития детей», «Готовим детей к школе», «Выполняем задания»; консультации: «Речь как средство общения», «Развитие связной речи», «Развитие связной речи посредством игры», «Пальчиками играем - речь развиваем»; оформлена папка «Логопед советует».
Таким образом, единое речевое пространство предусматривает:
● создание развивающей предметно-пространственной среды;
● наличие узких специалистов, а также их работа над единой речевой темой;
● работа воспитателей над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
● участие родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание эколого - развивающего пространства в детском саду
Как лучше организовать среду для ознакомления ребенка с экологией...
«Организация работы по созданию безопасного образовательного пространства в детском саду»
В статье отражена организация работы по созданию безопасного образовательного пространства в детском саду, представлена системa мер по обеспечению безопaсного обрaзовательного пространствa в ДОУ....
Организация работы по созданию безопасного образовательного пространства в детском саду
Материал для выступления на педсовете...
Выступление на педагогическом совете: «Формы организации театральной деятельности в детском саду».
Одним из эффективных видов деятельности, влияющих на формирование творческих способностей в условиях детского сада, является театральная деятельность. В нашем детском саду созданы все условия для разв...
Презентация выступления на педагогическом совете "Создание психологического комфорта в группе детского сада"
Презентация выступления на педсовете. содержащая слайды с фотографиями и краткие пояснения к ним....
Выступление на педагогическом совете №2 "Создание единого цифрового пространства по реализации образовательных технологий". Тема: "Интерактивные игры для познавательного развития старших дошкольников" 26.11.2020
Интерактивная игра - это метод обучения и воспитания, в котором воедино соединяются функции образования, развития и воспитания детей. Одним из ведущих направлений применения интерактивной игры являетс...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Литературное творчество в детском саду, или Словесные мастерские для дошкольников»
Уважаемые педагоги! Не задумывались ли вы о том, почему большинство наших детей в школе не любят читать и учить стихи, а уж тем более писать сочинения? Может быть, у них еще не успел развиться литерат...