Доклад по теме: «Использование дифференцированного подхода к работе с родителями дошкольников»
методическая разработка

Татьяна Николаевна Туркова

Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует
единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных
воздействий взрослых на ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ispolzovanie_diff_podhoda.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад  по  теме: «Использование дифференцированного подхода

к работе с родителями дошкольников»

                     

Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений являлась пропаганда педагогических знаний среди родителей.

Согласуя свои действия с семьей, необходимо дополнить или компенсировать домашние условия воспитания. Особо важно взаимодействие семьи и дошкольного учреждения для детей из неполных и неблагополучных семей, для детей с недостатками в развитии, так как они наиболее подвержены негативным переменам в обществе.

Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей осуществлять поэтапно с учетом дифференцированного подхода.  Для осуществления дифференцированного подхода к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий.
Таковыми являются:

-  взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и

родителями;

— учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей,

уровня подготовленности в вопросах воспитания;

— сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией

работы со всеми родителями группы;

- взаимосвязь разных форм работы с родителями;

 - одновременное влияние на родителей и детей.

Дифференцированная работа помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.

Под дифференциацией мы понимаем организацию работы, которая позволяет учитывать индивидуальные особенности родителей и на этой

основе создавать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого. При этом потенциальные возможности можно обозначить как личностный потенциал родителей, представляющий собой сложную систему, которая находится на определенном уровне развития (в потенциальном или актуальном состоянии). Для того чтобы произошел их переход из потенциального состояния в актуальное, необходимо этот процесс актуализировать, то есть сделать так, чтобы у родителя появился интерес к собственным возможностям личностного развития.

Мы считаем, что организация работы на дифференцированной основе обусловлена рядом объективных и субъективных предпосылок. Прежде всего, необходимостью учета жизненных и профессиональных установок, ценностных ориентаций, опыта и уровня компетентности родителей.

Дифференциация семей  проводится на основе полученных данных с помощью методов: наблюдения взаимодействия между родителем и ребенком, собеседования, анкетирования, тестирования, социального опроса, определения уровня знаний детей, их умений, навыков воспитанности.

Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия является социальная адаптация семей.  Eе структура выглядит следующим образом:

1-Й компонент включает изучение материального положения семьи. Материальное благосостояние семьи складывается из денежной и имущественной обеспеченности. Учитывается уровень доходов семьи, ее


жилищные условия, предметное окружение. Нами будет составлен социальный паспорт семьи, где указывается ее экономический статус, что немаловажно для дифференциального подхода в просветления родителей дошкольников. Диагностика показала, удовлетворительное материальное положение имеют — 90% семей.

2-й компонент предполагает изучение психологического климата, т.е. эмоционального настроя, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг с другом, отношений друг к другу. Высокий показатель уровня социально-психологического климата имеют 37%, можно отметить благоприятные отношения в семье, построенные на принципах равноправия, сотрудничества,

уважения прав личности каждого из членов семьи.

Неблагоприятный психологический климат в семье проявляется в 24% семей — члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости.

Промежуточное состояние имеют 39% семей, отмечено, что неблагоприятные тенденции еще слабо выражены, не имеют хронического

характера. Уровень психологического климата семьи — один из важных компонентов для дифференцированного подхода в просвещении родителей.

3-й компонент ориентирован на изучение социокультурной адаптации, что является едва ли не главным компонентом в педагогическом просвещении Высокий уровень культуры семьи (14%), семья широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями. Семья ориентирована на всестороннее воспитание ребенка и поддерживает здоровый образ жизни.

В семьях с низким уровнем культуры (34%) - духовные потребности семьи не развиты, круг интересов ограничен, отсутствует культурно-досуговая деятельность, слаба моральная регуляция членов семьи, семья ведет аморальный образ жизни.

Средний уровень культуры (52%) — характеризуется отсутствием характеристик, свидетельствующих о высоком уровне культуры, семья не осознает проблемы, не проявляет активность в направлении его повышения.

4-й компонент — ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с

отношением к ребенку в семье. Конструктивное отношение к ребенку, высокую культуру и активность семьи в решении проблем ее социально-ролевой статус — прояви и 12% Акцентуация на его проблемах ребенка отмечается у 63% семей, т.е.средний уровень. Низкий уровень отмечен у 25% семей, где отмечается игнорирование проблем ребенка и негативное отношение к нем.

С  целью корректировки педагогического воздействия нами составлен "социальный паспорт" каждой семьи. Деятельность с семьей  включает три основных составляющих: помощь в образовании, психологическую помощь и посредническую помощь.

Для благополучных родителей, которые успешно справляются своими функциями и практически не нуждаются в поддержке специалистов, планируетсяся помощь в рамках краткосрочных моделей работы.

С семьями группы риска, которые характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п.,  проводится постоянное наблюдение за состоянием семьи, за дезадаптивными факторами, отслеживаться, насколько они компенсировать другими положительными характеристиками. В зависимости от этого подобраны фронтальные, подгрупповые, индивидуальные формы и методы педагогического просвещения.  Основная наша задача заинтересовать родителей предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия, например, нетрадиционные встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия с представителями социальных служб (социальные работники, юристы, правоведы и т.д.).

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями. Как правило, в этих семьях адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка нами  составлены «индивидуальные маршруты» предполагающие индивидуальные формы работы.

В связи с вышеизложенным, становится ясно, что работа с родителями

приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Ведь семья стоит у истоков воспитания. Она является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. Новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений.

Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический педсовет с использованием компетентного подхода по работе с родителями и педагогами на тему «Безопасность глазами детей, родителей и педагогов».

Цель педагогического совета была такова: совершенствовать совместную работу педагогов и родителей по формированию безопасного образа жизни у детей. ...

Дифференцированный подход в работе с родителями по физическому воспитанию.

Дифференцированный подход в работе с родителями по физическому воспитанию....

Мастер-класс для педагогов-психологов дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений на тему «Использование метода рифмотерапии в работе с родителями дошкольников и младших школьников»

В данном материале рассмотрен вопрос использования метода рифмотерапии в работе педагога-психолога. Проанализированы характерные особенности рифмотерапии. Показана значимость и весомость рифмотерапии ...

«Использование инновационных подходов в работе с родителями по изучению ПДД в реализации ФГОС»

Использование инновационных подходов в работе с родителями по изучению ПДД в реализации ФГОС...

Использование современных технологий в работе с родителями дошкольников.

Взаимосвязь семьи и детского сада - один из важнейших факторовповышения воспитания подрастающего поколения.Цель моей работы: решение задач, связанных с возрождением традицийсемейного воспитания, ...

Использование современных технологий в работе с родителями дошкольников.

Использование современных технологий в работе с родителями дошкольников....

Консультация "Использование кейс – технологии в работе с родителями дошкольников"

Кейс-технология – это практико - ориентированная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний,...