Организация системы работы по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей и родителей
методическая разработка по теме
Система работы в ДОУ по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей 5 - 7 лет и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
Коллектив педагогов МБДОУ «Детский сад «Мастерок»
Гармоничное развитие дошкольника - важная задача. И это закономерно. Ведь за последние годы в нашей стране значительно увеличилось число людей, страдающих нев ротическими расстройствами и другими эмоциональными нару шениями. Среди них немало детей дошкольного возраста.
Ряд отечественных авторов связывает возникновение эмо циональных нарушений у детей в преддошкольном и дошколь ном возрасте с психическими травмами. К ним ученые, в част ности А. Д. Захаров, В. И. Гарбузов, В. И. Козлов и другие, от носят испуг, внезапное отлучение от матери, госпитализацию без матери до пятилетнего возраста, оперативные вмешательства, семейные конфликты.
Вместе с тем анализ большинства исследований показывает: в детском возрасте основная причина эмоциональных наруше ний - не острые, а затяжные психические травмы. Психотравмирующие ситуации непосредственно вытекают из семейных отношений и тесно связаны с тем, как взаимодействуют между собой дети и родители.
Семья играет в воспитании ребенка основную, долговремен ную и важнейшую роль (Буянов М. И., Виноградова А. М., Пет ровский В. А., Сухомлинский В. А.). То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значи тельной части своей жизни. В семье закладываются основы лич ности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем напо ловину сформировался как личность.
Исследования отечественных психологов (А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский) свидетельствуют о том, что в семье создаются наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к куль туре.
Значимость отношений между родителями и детьми привлекла внимание многих педагогов и психологов самых разных школ и направлений (Э. Г. Эйдемиллер, А. В. Захаров, А. Я. Варга, А. С. Спиваковская). Общим для всех подходов являет ся констатация потребности ребенка в наличии и поддержании чувства безопасности и уверенности в его обеспечении со сто роны взрослых. Оно проявляется в заботе взрослого и демонст рации ребенку своего положительно-эмоционального отноше ния к нему. Этим взрослый формирует у ребенка потребность в эмоциональном взаимодействии.
Многочисленные психологические исследования (А. Н. Ле онтьев, А. В. Петровский) свидетельствуют о том, что дефицит общения с окружающими взрослыми, недостаток тепла, любви, понимания близких взрослых нарушает формирование личности ребенка. Эмоциональная депривация ребенка в раннем возрасте ведет к задержке и искажениям развития не только общения, но и всей эмоционально-личностной сферы. Роль эмоционального общения в предупреждении и терапии депривационных послед ствий состоит не только в развитии самого общения и всех осталь ных форм деятельности, но и в формировании и поддержании стабильного, благополучного, а точнее - эмоционально-положи тельного состояния детей.
Проблемы психического здоровья дошкольников привели к идее создания в нашем ДОУ, совместных коррекционно-развивающих занятий детей и родителей в форме эколого-психологического тренинга. Вопрос о приобщении детей к природе актуален для эко логического и эмоционально-положительного развития дошколь ника. Коррекционно-развивающие занятия разработаны для де тей 5-7 лет.
Психокоррекционная работа, направленная на развитие эмо ционально-положительных взаимоотношений детей с роди телями, состоит из нескольких этапов:
I этап - изучение эмоциональных взаимоотношений в семье дошкольника.
Целью этапа исследования является выявление особенностей эмоционального микроклимата в семьях дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить сле дующие задачи:
1.Определить удовлетворенность ребенка своим положением в семье.
2.Выяснить родительское отношение к ребенку.
3.Определить уровень знаний и представлений у родителей
о воспитании детей.
При работе с детьми используются следующие методы:
- тест «Кинестетический рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Ка уфман);
- определение позиции ребенка по отношению к семье (ме тодика Э. Бине).
При работе с родителями используются следующие методы:
• тест «Хорошие ли вы родители?»;
• тест «Родительское отношение к детям» (А. Я. Варга, В. В. Столин)
На основании анализа диагностических данных выявляются семьи с проблемами в детско-родительских взаимоотношениях.
II этап - психологическое просвещение родителей по вопросам взаимоотношений с детьми и профилактика проблемных ситуаций.
Родителям на индивидуальных консультациях по результатам диагностики сообщают о выявленных проблемах в семье и раз витии ребенка.
Для просвещения родителей по вопросам взаимоотношений с детьми и профилактики проблемных ситуаций проводятся роди тельские собрания, семинары, консультации:
- Консультации с целью сообщения родителям о выявленных проблемах в семье.
- Родительские собрания: «Наследственность и воспитание - что влиятельнее», «Профилактика эмоциональных нарушений у детей».
- Семинары: «Умеете ли вы общаться с вашим ребенком?», «Умеем ли мы общаться?»
- Консультация: «Роль семейного микроклимата в развитии детско-родительских отношений» и другие.
III этап - привлечение родителей к совместной работе
по экологическому воспитанию детей.
Оптимальной формой для организации эффективного взаи модействия родителей с детьми являются занятия в форме эколого-психологического тренинга. Для выяснения отношения родителей к проблеме экологического воспитания проводится анкетиро вание. Ответы родителей помогут выявить увлечения взрослых и детей, обозначить проблемы, требующие педагогической помощи.
Родителей детей можно привлечь к участию в конкур сах, развлечениях, КВН, праздниках:
1.Участие родителей в развлечениях: «Джунгли зовут»,
«В гостях у водяного».
2.Участие родителей в конкурсе «Мама - солнышко мое».
3.Участие родителей в KBН.
4.Участие родителей в праздниках: «Осенины», «Колядки»,
«Масленица».
Общие темы разговоров, общие игры, книги, стихи, загадки и т. д. улучшают микроклимат в семье. Также для совместной работы родителей и детей по экологическому воспитанию нужно предусмотреть:
1.Содержание эмоционально-положительного общения детей
с родителями в общественно-трудовых отношениях в рамках
семьи:
- доступность: создаваемые родителями образы природы должны быть близкими эмоционально-чувственному опыту ре бенка;
- яркость и колоритность образов: чем ярче выражены осо бенности природного образа, тем сильнее они действуют на чувст ва и сознание детей;
- объяснение сущности природы, ее явлений и механизмов.
2. Создание эколого-развивающей среды в домашних условиях:
- уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения, выращенные ребенком вместе с родителями;
- уголок «выращивания», оснащенный необходимыми сред ствами для самостоятельной исследовательско-природоведческой деятельности детей (выращивание, пересадка растений, наблю дение за их развитием): инструменты для работы с землей, зем ля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена и т. д;
- уголок природного материала;
- журналы, книги, фотографии о природе.
Такая совместная работа родителей и детей помогает устра нять межличностные проблемы, развивать позитивное взаимо действие.
IV этап - совместные коррекционно-развивающие заня тия детей и родителей в форме эколого-психологического тренинга.
Анализ результатов изучения эмоциональных взаимоотно шений в семье дошкольника показывает, что в психологической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-146852-1353233283.jpg)
Организация системы работы по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей и родителей.
Программа коррекции детско-родительских отношений, состоящая из нескольких этапов : 1 этап -психологическое просвещение родителей по вопросам взаимоотношений с детьми и профилактика проблемных ситуаци...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/11/picture-688038-1536654167.jpg)
Организация системы работы по формированию ЗОЖ участников педагогического процесса по средствам реализации оздоровительных проектов.
Из опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/11/picture-688038-1536654167.jpg)
"Организация системы работы по формированию ЗОЖ участников педагогического процесса по средствам реализации оздоровительных проектов"
В представленном материале подробно представленна работа по формированию основ ЗОЖ для участников педагогического процесса....
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/13/picture-1346340-1631484584.jpg)
Организация системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется как одна из главных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребёнок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуаци...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/11/picture-688038-1536654167.jpg)
«Организация системы работы по формированию ЗОЖ участников педагогического процесса посредствам реализации оздоровительных проектов». (из опыта работы - 2022)
Данный материал содержит опыт работы инструктора по физической культуре МБОУ "СОШ № 4 им. В.В. Бианки"(корпус 2), в течении 5 лет с 2017 по 2022 уч. года....
Проектный метод организации системы работы по формированию у детей знаний и навыков ПДД
laquo;Проектный метод организации системы работы по формированию у детей знаний и навыков ПДД.»Метод проектов является одним из эффективных методов обучения ,он позволяет воспитывать самостояте...