Организация системы работы по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей и родителей
методическая разработка по теме
Система работы в ДОУ по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей 5 - 7 лет и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_.docx | 20.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
Коллектив педагогов МБДОУ «Детский сад «Мастерок»
Гармоничное развитие дошкольника - важная задача. И это закономерно. Ведь за последние годы в нашей стране значительно увеличилось число людей, страдающих нев ротическими расстройствами и другими эмоциональными нару шениями. Среди них немало детей дошкольного возраста.
Ряд отечественных авторов связывает возникновение эмо циональных нарушений у детей в преддошкольном и дошколь ном возрасте с психическими травмами. К ним ученые, в част ности А. Д. Захаров, В. И. Гарбузов, В. И. Козлов и другие, от носят испуг, внезапное отлучение от матери, госпитализацию без матери до пятилетнего возраста, оперативные вмешательства, семейные конфликты.
Вместе с тем анализ большинства исследований показывает: в детском возрасте основная причина эмоциональных наруше ний - не острые, а затяжные психические травмы. Психотравмирующие ситуации непосредственно вытекают из семейных отношений и тесно связаны с тем, как взаимодействуют между собой дети и родители.
Семья играет в воспитании ребенка основную, долговремен ную и важнейшую роль (Буянов М. И., Виноградова А. М., Пет ровский В. А., Сухомлинский В. А.). То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значи тельной части своей жизни. В семье закладываются основы лич ности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем напо ловину сформировался как личность.
Исследования отечественных психологов (А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский) свидетельствуют о том, что в семье создаются наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к куль туре.
Значимость отношений между родителями и детьми привлекла внимание многих педагогов и психологов самых разных школ и направлений (Э. Г. Эйдемиллер, А. В. Захаров, А. Я. Варга, А. С. Спиваковская). Общим для всех подходов являет ся констатация потребности ребенка в наличии и поддержании чувства безопасности и уверенности в его обеспечении со сто роны взрослых. Оно проявляется в заботе взрослого и демонст рации ребенку своего положительно-эмоционального отноше ния к нему. Этим взрослый формирует у ребенка потребность в эмоциональном взаимодействии.
Многочисленные психологические исследования (А. Н. Ле онтьев, А. В. Петровский) свидетельствуют о том, что дефицит общения с окружающими взрослыми, недостаток тепла, любви, понимания близких взрослых нарушает формирование личности ребенка. Эмоциональная депривация ребенка в раннем возрасте ведет к задержке и искажениям развития не только общения, но и всей эмоционально-личностной сферы. Роль эмоционального общения в предупреждении и терапии депривационных послед ствий состоит не только в развитии самого общения и всех осталь ных форм деятельности, но и в формировании и поддержании стабильного, благополучного, а точнее - эмоционально-положи тельного состояния детей.
Проблемы психического здоровья дошкольников привели к идее создания в нашем ДОУ, совместных коррекционно-развивающих занятий детей и родителей в форме эколого-психологического тренинга. Вопрос о приобщении детей к природе актуален для эко логического и эмоционально-положительного развития дошколь ника. Коррекционно-развивающие занятия разработаны для де тей 5-7 лет.
Психокоррекционная работа, направленная на развитие эмо ционально-положительных взаимоотношений детей с роди телями, состоит из нескольких этапов:
I этап - изучение эмоциональных взаимоотношений в семье дошкольника.
Целью этапа исследования является выявление особенностей эмоционального микроклимата в семьях дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить сле дующие задачи:
1.Определить удовлетворенность ребенка своим положением в семье.
2.Выяснить родительское отношение к ребенку.
3.Определить уровень знаний и представлений у родителей
о воспитании детей.
При работе с детьми используются следующие методы:
- тест «Кинестетический рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Ка уфман);
- определение позиции ребенка по отношению к семье (ме тодика Э. Бине).
При работе с родителями используются следующие методы:
• тест «Хорошие ли вы родители?»;
• тест «Родительское отношение к детям» (А. Я. Варга, В. В. Столин)
На основании анализа диагностических данных выявляются семьи с проблемами в детско-родительских взаимоотношениях.
II этап - психологическое просвещение родителей по вопросам взаимоотношений с детьми и профилактика проблемных ситуаций.
Родителям на индивидуальных консультациях по результатам диагностики сообщают о выявленных проблемах в семье и раз витии ребенка.
Для просвещения родителей по вопросам взаимоотношений с детьми и профилактики проблемных ситуаций проводятся роди тельские собрания, семинары, консультации:
- Консультации с целью сообщения родителям о выявленных проблемах в семье.
- Родительские собрания: «Наследственность и воспитание - что влиятельнее», «Профилактика эмоциональных нарушений у детей».
- Семинары: «Умеете ли вы общаться с вашим ребенком?», «Умеем ли мы общаться?»
- Консультация: «Роль семейного микроклимата в развитии детско-родительских отношений» и другие.
III этап - привлечение родителей к совместной работе
по экологическому воспитанию детей.
Оптимальной формой для организации эффективного взаи модействия родителей с детьми являются занятия в форме эколого-психологического тренинга. Для выяснения отношения родителей к проблеме экологического воспитания проводится анкетиро вание. Ответы родителей помогут выявить увлечения взрослых и детей, обозначить проблемы, требующие педагогической помощи.
Родителей детей можно привлечь к участию в конкур сах, развлечениях, КВН, праздниках:
1.Участие родителей в развлечениях: «Джунгли зовут»,
«В гостях у водяного».
2.Участие родителей в конкурсе «Мама - солнышко мое».
3.Участие родителей в KBН.
4.Участие родителей в праздниках: «Осенины», «Колядки»,
«Масленица».
Общие темы разговоров, общие игры, книги, стихи, загадки и т. д. улучшают микроклимат в семье. Также для совместной работы родителей и детей по экологическому воспитанию нужно предусмотреть:
1.Содержание эмоционально-положительного общения детей
с родителями в общественно-трудовых отношениях в рамках
семьи:
- доступность: создаваемые родителями образы природы должны быть близкими эмоционально-чувственному опыту ре бенка;
- яркость и колоритность образов: чем ярче выражены осо бенности природного образа, тем сильнее они действуют на чувст ва и сознание детей;
- объяснение сущности природы, ее явлений и механизмов.
2. Создание эколого-развивающей среды в домашних условиях:
- уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения, выращенные ребенком вместе с родителями;
- уголок «выращивания», оснащенный необходимыми сред ствами для самостоятельной исследовательско-природоведческой деятельности детей (выращивание, пересадка растений, наблю дение за их развитием): инструменты для работы с землей, зем ля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена и т. д;
- уголок природного материала;
- журналы, книги, фотографии о природе.
Такая совместная работа родителей и детей помогает устра нять межличностные проблемы, развивать позитивное взаимо действие.
IV этап - совместные коррекционно-развивающие заня тия детей и родителей в форме эколого-психологического тренинга.
Анализ результатов изучения эмоциональных взаимоотно шений в семье дошкольника показывает, что в психологической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация системы работы по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей и родителей.
Программа коррекции детско-родительских отношений, состоящая из нескольких этапов : 1 этап -психологическое просвещение родителей по вопросам взаимоотношений с детьми и профилактика проблемных ситуаци...
Организация системы работы по формированию ЗОЖ участников педагогического процесса по средствам реализации оздоровительных проектов.
Из опыта работы...
"Организация системы работы по формированию ЗОЖ участников педагогического процесса по средствам реализации оздоровительных проектов"
В представленном материале подробно представленна работа по формированию основ ЗОЖ для участников педагогического процесса....
Организация системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется как одна из главных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребёнок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуаци...
«Организация системы работы по формированию ЗОЖ участников педагогического процесса посредствам реализации оздоровительных проектов». (из опыта работы - 2022)
Данный материал содержит опыт работы инструктора по физической культуре МБОУ "СОШ № 4 им. В.В. Бианки"(корпус 2), в течении 5 лет с 2017 по 2022 уч. года....
Проектный метод организации системы работы по формированию у детей знаний и навыков ПДД
laquo;Проектный метод организации системы работы по формированию у детей знаний и навыков ПДД.»Метод проектов является одним из эффективных методов обучения ,он позволяет воспитывать самостояте...