Организация системы работы по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей и родителей.
статья по теме
Программа коррекции детско-родительских отношений, состоящая из нескольких этапов : 1 этап -психологическое просвещение родителей по вопросам взаимоотношений с детьми и профилактика проблемных ситуаций ; 2 этап-совместные коррекционно- развивающие занятия детей и родителей в форме психологического тренинга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_formirovaniyu.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
Психокоррекционная работа, направленная на развитие эмоционально-положительных взаимоотношений детей с родителями, состоит из нескольких этапов:
I этап - психологическое просвещение родителей по вопросам взаимоотношений с детьми и профилактика проблемных ситуаций.
Родителям на индивидуальных консультациях по результатам диагностики сообщают о выявленных проблемах в семье и развитии ребенка.
Для просвещения родителей по вопросам взаимоотношений с детьми и профилактики проблемных ситуаций проводятся родительские собрания, семинары, консультации (см. Приложение):
- Консультации с целью сообщения родителям о выявленных проблемах в семье.
- Родительские собрания: «Наследственность и воспитание - что влиятельнее», «Профилактика эмоциональных нарушений у детей».
- Семинары: «Умеете ли вы общаться с вашим ребенком?», «Умеем ли мы общаться?»
- Консультация: «Роль семейного микроклимата в развитии детско-родительских отношений» и другие.
II этап - совместные коррекционно-развивающие занятия детей и родителей в форме -психологического тренинга.
Анализ результатов изучения эмоциональных взаимоотношений в семье дошкольника показывает, что в психологической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.
Цель занятий: развитие и коррекция детско-родительских отношений, формирование эмоционально-положительного состояния детей.
Основные задачи:
- Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в процессе взаимодействия с природой.
- Улучшение понимания родителями собственного ребенка при обучении его умениям и навыкам взаимодействия с природой.
- Достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний, настроений и интересов друг друга.
- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
- Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.
- Обучение детей правилам хорошего тона.
Основные методы обучения:
- Этюды.
- Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера).
- Игры (словесные, музыкальные, творческие, дидактические).
- Чтение художественных произведений.
- Беседы.
- Мини-этюды.
- Игры-беседы.
- Моделирование и анализ заданных ситуаций.
- Импровизация.
- Рассказ взрослого и рассказы детей.
- Тематическое рисование.
Организация развивающе-коррекционных групп.
Из числа детей, имеющих высокий уровень тревожности и проблемы в детско-родительских взаимоотношениях, нуждающихся в психологической помощи, создаются развивающе-коррекционные группы.
Каждая группа состоит из 5 взрослых и 5детей.
Принципы работы в развивающе-коррекционных группах:
- Взаимное доверие во взаимоотношениях между взрослыми (педагогом, родителями) и детьми.
- Соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям и детям.
- Каждый ребенок и взрослый принимаются такими, какие они есть, признаются их ценность, значимость, уникальность.
- Занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес. В любой игре ребенку предлагается возможность импровизации совместно с родителями.
5. У детей на занятиях создается чувство безопасности и дозволенности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «Я», безопасно проявлять свои эмоции и чувства.
Структура и содержание занятий: курс состоит из 12 занятий, которые проводятся 1-2 раза в неделю в форме психологического тренинга продолжительностью 30 минут. Каждое занятие включает в себя этюды, игры-беседы, упражнения и т. д. Они коротки, разнообразны, доступны детям и взрослым по содержанию.
Каждое занятие состоит из 3 частей.
1-я часть занятия.
Подготовительная работа начинается с установления эмоционального контакта между детьми и их родителями с помощью игр по кругу (например «Передай улыбку»). Начало занятия является своеобразным ритуалом, где дети могут настроиться на совместную деятельность, общение.
Для этого можно использовать следующие игры или игровые упражнения, направленные:
- на снятие психоэмоционального напряжения: «Солнечный лучик», «Солнечный зайчик»;
- закрепление умений невербального общения: «Передай улыбку», «Солнечный зайчик»; «Утренний тренинг», «Аутотренинг»;
- развитие чувства близости с другими детьми и родителями: «Дотронься до...», «Волшебный клубочек», «Пирамида любви», «Эстафета дружбы», «Доброе животное», «Комплименты».
2-я часть занятия.
Развитие и коррекция детско-родительских отношений, формирование эмоционально-положительного состояния детей.
В этой части занятия проводятся игры, этюды, беседы, упражнения на развитие:
- отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком (игра «Тучка и капельки», детско-родительская игра «Волшебные превращения», мини-этюд «Ежата»);
- понимания родителями собственного ребенка (игра-сказка «Воробьиная семья», стихотворение «Ежинка», сказка «Про беличью красу», игра «Найди своего ребенка»);
- способности к эмпатии (игра «Дождь в лесу» и другие), к пониманию переживаний, состояний, настроений и интересов друг друга (энергетическая сказка «Туча и Гром», игра-перевоплощение «Все когда-то мечтают стать птицей», упражнение «Вы - речные жители», игра-беседа «Если бы ты был бабочкой»).
Для эмоционального сближения и взаимодействия детей и родителей на занятии предлагается выполнить какую-нибудь совместную работу, например создать коллективный узор «Украсим бабочку», сделать общий рисунок «Домик для белки». Совместное рисование сопровождается записью звуков природы. Эта работа способствует формированию творческого воображения, помогает в развитии коммуникабельности.
3-я часть занятия.
В заключительной части идет подведение итогов ,в форме обсуждения занятия по кругу и усиление положительного эмоционального переживания от работы на занятии с помощью упражнения «Поделись улыбкою своей и передай комплименты по кругу» и песни В. Шаинского «От улыбки». После завершения всех этапов работы проводится итоговое собрание с родителями и воспитателями, где подводятся результаты работы и даются рекомендации родителям по закреплению внутрисемейного общения с детьми (см. Приложение).
В результате проведения коррекционной работы опыт общения ребенка с родителями в системе отношений «родители - дети» дает положительный результат, так как устраняет источник межличностных проблем, развивает позитивное взаимодействие, снижает число родительско-детских конфликтов, улучшает эмоциональный микроклимат семей.
Кроме того, происходят изменения в личностно-эмоциональном развитии детей: повышается самооценка и взаимооценка, снижается конфликтность; развиваются эмпатия, творческие способности, воображение, наблюдательность; формируются чувство сопереживания, сотрудничества, самоуважения, уверенности в своих силах и в себе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
Структура занятия | Методы, формы и техника работы | Задачи |
Занятие 1 | ||
Часть I. Вводная (приветствие) | Упражнение «Передай улыбку» | Устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками |
Часть II. Рабочая коррекционно-развивающая) | Игра «Цветок - имя». Обсуждение и проигрывание ситуации. Игра «Комплимент». Игра «Я - взрослый» | Обучать детей и взрослых - установлению контакта с помощью речевых (обращение по имени, , комплимент) и неречевых (улыбка, контакт глаз) средств общения. |
Часть III. Завершающая | Упражнение «Поделись улыбкою своей и передай комплемент по кругу». Под звуки песни «От улыбки» В. Шаинского. | Подведение итогов, выполнение группового правила, закрепление положительные эмоций от работы на занятии. |
Занятие 2 | ||
Часть I. Вводная (приветствие) | Упражнение •«Передай улыбку». Игра «Летает - не летает» | Установить эмоциональный контакт между всем участниками. Создать эмоционально положительный настрой, вызвать интерес к совместной работе |
Часть II. Рабочая (коррекционно- развивающая) | Игра-сказка «Воробьиная семья». Игра-перевоплощение «Все когда-то мечтают стать птицей». Этюд «Птицы». Этюд «Спаси птенца» | Актуализировать семейные переживания: конфликт, перемирие, родительская ласка. Развивать чувство эмоциональной отзывчивости, сопричастности живой природе, чувство сопереживания. Развивать умения показывать эмоциональное состояние, выражать свои эмоции и чувства посредством мимики. |
Часть III. Завершающая | Упражнение «Поделись улыбкою своей и передай комплемент по кругу». Под звуки песни «От улыбки» В. Шаинского. | Подведение итогов, выполнение группового правила, закрепление положительные эмоций от работы на занятии. |
Занятие 3. | ||
Часть I. Вводная (приветствие | Упражнение «Передай улыбку». Упражнение «Утренний тренинг» | Устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками. Эмоционально обогащать настроения взрослых и детей поэзией. Воспитывать потребность радовать близких |
Часть П. Рабочая (коррекционно- развивающая) | Обсуждение правил «хорошего» поведения Игра «Дождь в лесу». | Способствовать осознанию дошкольниками взаимосвязи. Развивать чувство эмпатии. |
Часть III. Завершающая | Упражнение «Поделись улыбкою своей и передай комплемент по кругу». Под звуки песни «От улыбки» В. Шаинского. | Подведение итогов, выполнение группового правила, закрепление положительные эмоций от работы на занятии. |
Занятие 4. | ||
Часть I. Вводная (приветствие) | Этюд «Солнечные лучики». Игра «Дотронься до...» | Устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками |
Часть II. Рабочая (коррекционно- развивающая) | Рассказы детей о природе. Игра - перевоплощение «Представь себя облаком, плывущим по небу». Исполнение песни с имитацией движений. «Облака, белогривые лошадки». | Обучать взрослых и детей объединяться в совместных играх. Развивать творческие способности и воображение. Воспитывать умение чувствовать состояние других |
Часть III. Завершающая | Упражнение «Поделись улыбкою своей и передай комплемент по кругу». Под звуки песни «От улыбки» В. Шаинского. | Подведение итогов, выполнение группового правила, закрепление положительные эмоций от работы на занятии. |
Занятие 5. | ||
Часть I. Вводная (приветствие) | Упражнение «Волшебный клубочек». | Настраивать группу на совместную работу, устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками. |
Часть II. Рабочая (коррекционно- развивающая) | Упражнение «Поздороваемся». Упражнение «Карнавал».- Упражнение «Забавные танцы». Игра «Что будет, если...» Игра «Найди своего ребенка», Упражнение «Вы речные жители». Игра «Нептун». | Развивать эмпатию. • Расширять чувственный опыт взаимодействия с природой, стремление передавать образ животного в мимике, движениях, жестах. Развивать наблюдательность, воображение, образное мышление. Развивать взаимопонимание. Развивать умение различать эмоциональные ощущения. |
Часть III. Завершающая | Упражнение «Поделись улыбкою своей и передай комплемент по кругу». Под звуки песни «От улыбки» В. Шаинского. | Подведение итогов, выполнение группового правила, закрепление положительные эмоций от работы на занятии. |
Занятие 6. | ||
Часть I. Вводная (приветствие) | Упражнение«Передай улыбку». Упражнение «Пирамида любви» | Устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками. Настраивать детей и взрослых на активную работу. Воспитывать уважительное и заботливое отношение к миру и людям. Развивать коммуникативные способности. |
Часть II. Рабочая (коррекционно- развивающая) | Игра «Мы - гусеницы». Игра-беседа «Если бы ты был бабочкой». Создание коллективного узора «Украсим бабочку» | Формировать экологические установки, преодолевать прагматическое отношение к природным объектам. Развивать чувство эмоциональной отзывчивости, чувство сопереживания. Устанавливать и развивать отношения партнерства и сотрудничества родителя с ребенком |
Часть III. Завершающая | Упражнение «Поделись улыбкою своей и передай комплемент по кругу». Под звуки песни «От улыбки» В. Шаинского. | Подведение итогов, выполнение группового правила, закрепление положительные эмоций от работы - на занятии. |
Занятие 7. | ||
Часть I. Вводная (приветствие) | Игра «Солнечный зайчик» | Снимать напряжение, устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками |
Часть II. Рабочая (коррекционно- развивающая) | Мини-этюд «Росинки» (Мини-этюд «Солнце». Беседа о солнце. Рисование солнца. (дети и родители) | Развивать отношения партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. Расширять чувственное восприятие предметов и явлений природы. Развивать творческие способности и воображение, способствовать индивидуальному самовыражению детей |
Часть III. Завершающая | Стихотворение Е. Кургановой «Мы хотим, чтоб птицы пели». Упражнение «Поделись улыбкою своей и передай комплемент по кругу». Под звуки песни «От улыбки» В. Шаинского. | Подведение итогов, выполнение группового правила, закрепление положительные эмоций от работы - на занятии. |
Занятие 8. | ||
Часть I. Вводная (приветствие) | Утренний аутотренинг | Устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками. Эмоционально обогащать детей теплотой и поэзией |
Часть II. Рабочая (коррекционно- развивающая) | Беседа «Деревья наши друзья». Пальчиковая игра «Деревья» Детско -родительская игра «Волшебные превращения». | Развивать воображение, способность к импровизации. Актуализировать потребность в совместных детско-родительских играх. Воспитывать в детях потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним |
Часть III. Завершающая | Упражнение «Поделись улыбкою своей и передай комплемент по кругу». Под звуки песни «От улыбки» В. Шаинского. | Подведение итогов, выполнение группового правила, закрепление положительные эмоций от работы - на занятии. |
Занятие 9. | ||
Часть I. Вводная (приветствие) | Упражнение «Эстафета дружбы» | Устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками - |
Часть II. Рабочая (коррекционно- развивающая) | Дидактическая игра «Путешествие». Беседа по картине «Ежи». Чтение стихотворения В. Осеевой «Ежинка». Диалог Ежа и Ежинки. Мини-этюд «Ежата» | Развивать эмоционально ценностное отношение к природе, Формировать нравственно-оценочный опыт поведения. Совершенствовать умение откровенно выражать свои чувства. Объединять взрослых и детей в совместных играх. |
Часть III. Завершающая | Упражнение «Поделись улыбкою своей и передай комплемент по кругу». Под звуки песни «От улыбки» В. Шаинского. | Подведение итогов, выполнение группового правила, закрепление положительные эмоций от работы - на занятии. |
Занятие 10. | ||
Часть I. Вводная (приветствие) | Упражнение «Передай улыбку». Игра «Доброе животное». | Устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками |
Часть II. Рабочая (коррекционно- развивающая) | Кукольный спектакль по сказке «Про беличью красу». Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого | Вырабатывать навыки адекватного и равноправного общения родителей с детьми. Способствовать предотвращению и разрешению межличностных конфликтов. Развивать эмоциональное сближение детей и взрослых |
Часть III. Завершающая | Упражнение «Поделись улыбкою своей и передай комплемент по кругу». Под звуки песни «От улыбки» В. Шаинского. | Подведение итогов, выполнение группового правила, закрепление положительные эмоций от работы - на занятии. |
Занятие 11. | ||
Часть I. Вводная (приветствие) | Игра «Солнечный зайчик». Стихотворение «Радость» К. И. Чуковского | Устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками. Развивать атмосферу тепла, любви и дружбы. |
Часть II. Рабочая (коррекционно- развивающая) | Энергетическая сказка «Туча и Гром». Задания для детей и родителей. | Закреплять основные цвета спектра. Упражнять в выразительном рассказывании стихотворений. Снижать психоэмоциональное напряжение. Формировать чувственное восприятие, умение творчески мыслить, верить в добро. Стимулировать моторное и эмоциональное самовыражения. Актуализировать потребность в совместных детско-родительских играх |
Часть III. Завершающая | Упражнение «Поделись улыбкою своей и передай комплемент по кругу». Под звуки песни «От улыбки» В. Шаинского. | Подведение итогов, выполнение группового правила, закрепление положительных эмоций от работы на занятии. |
Занятие 12. | ||
Часть I. Вводная (приветствие) | Упражнение «Передай улыбку». Игра «Комплименты» | Устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками |
Часть II. Рабочая (коррекционно- развивающая) | Игра «Тучка и капельки». Чтение сказки «Солнце, Ветер и Дождь». Игра «Дождик, лей веселей» | Учить детей внимательно слушать литературное произведение, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать отношения партнерства и сотрудничества родителя с ребенком |
Часть III. Завершающая | Песня «Большой хоровод» (муз. Б. Савельева, сл. Л. Жегалкиной, И. А. Хаит). | Подведение итогов, выполнение группового правила, закрепление положительные эмоций от работы - на занятии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация системы работы по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей и родителей
Система работы в ДОУ по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей 5 - 7 лет и родителей...
Организация системы работы по формированию ЗОЖ участников педагогического процесса по средствам реализации оздоровительных проектов.
Из опыта работы...
"Организация системы работы по формированию ЗОЖ участников педагогического процесса по средствам реализации оздоровительных проектов"
В представленном материале подробно представленна работа по формированию основ ЗОЖ для участников педагогического процесса....
Организация системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется как одна из главных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребёнок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуаци...
«Организация системы работы по формированию ЗОЖ участников педагогического процесса посредствам реализации оздоровительных проектов». (из опыта работы - 2022)
Данный материал содержит опыт работы инструктора по физической культуре МБОУ "СОШ № 4 им. В.В. Бианки"(корпус 2), в течении 5 лет с 2017 по 2022 уч. года....
Проектный метод организации системы работы по формированию у детей знаний и навыков ПДД
laquo;Проектный метод организации системы работы по формированию у детей знаний и навыков ПДД.»Метод проектов является одним из эффективных методов обучения ,он позволяет воспитывать самостояте...