Организация системы работы по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей и родителей.
статья по теме
Программа коррекции детско-родительских отношений, состоящая из нескольких этапов : 1 этап -психологическое просвещение родителей по вопросам взаимоотношений с детьми и профилактика проблемных ситуаций ; 2 этап-совместные коррекционно- развивающие занятия детей и родителей в форме психологического тренинга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
Психокоррекционная работа, направленная на развитие эмоционально-положительных взаимоотношений детей с родителями, состоит из нескольких этапов:
I этап - психологическое просвещение родителей по вопросам взаимоотношений с детьми и профилактика проблемных ситуаций.
Родителям на индивидуальных консультациях по результатам диагностики сообщают о выявленных проблемах в семье и развитии ребенка.
Для просвещения родителей по вопросам взаимоотношений с детьми и профилактики проблемных ситуаций проводятся родительские собрания, семинары, консультации (см. Приложение):
- Консультации с целью сообщения родителям о выявленных проблемах в семье.
- Родительские собрания: «Наследственность и воспитание - что влиятельнее», «Профилактика эмоциональных нарушений у детей».
- Семинары: «Умеете ли вы общаться с вашим ребенком?», «Умеем ли мы общаться?»
- Консультация: «Роль семейного микроклимата в развитии детско-родительских отношений» и другие.
II этап - совместные коррекционно-развивающие занятия детей и родителей в форме -психологического тренинга.
Анализ результатов изучения эмоциональных взаимоотношений в семье дошкольника показывает, что в психологической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.
Цель занятий: развитие и коррекция детско-родительских отношений, формирование эмоционально-положительного состояния детей.
Основные задачи:
- Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в процессе взаимодействия с природой.
- Улучшение понимания родителями собственного ребенка при обучении его умениям и навыкам взаимодействия с природой.
- Достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний, настроений и интересов друг друга.
- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
- Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.
- Обучение детей правилам хорошего тона.
Основные методы обучения:
- Этюды.
- Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера).
- Игры (словесные, музыкальные, творческие, дидактические).
- Чтение художественных произведений.
- Беседы.
- Мини-этюды.
- Игры-беседы.
- Моделирование и анализ заданных ситуаций.
- Импровизация.
- Рассказ взрослого и рассказы детей.
- Тематическое рисование.
Организация развивающе-коррекционных групп.
Из числа детей, имеющих высокий уровень тревожности и проблемы в детско-родительских взаимоотношениях, нуждающихся в психологической помощи, создаются развивающе-коррекционные группы.
Каждая группа состоит из 5 взрослых и 5детей.
Принципы работы в развивающе-коррекционных группах:
- Взаимное доверие во взаимоотношениях между взрослыми (педагогом, родителями) и детьми.
- Соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям и детям.
- Каждый ребенок и взрослый принимаются такими, какие они есть, признаются их ценность, значимость, уникальность.
- Занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес. В любой игре ребенку предлагается возможность импровизации совместно с родителями.
5. У детей на занятиях создается чувство безопасности и дозволенности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «Я», безопасно проявлять свои эмоции и чувства.
Структура и содержание занятий: курс состоит из 12 занятий, которые проводятся 1-2 раза в неделю в форме психологического тренинга продолжительностью 30 минут. Каждое занятие включает в себя этюды, игры-беседы, упражнения и т. д. Они коротки, разнообразны, доступны детям и взрослым по содержанию.
Каждое занятие состоит из 3 частей.
1-я часть занятия.
Подготовительная работа начинается с установления эмоционального контакта между детьми и их родителями с помощью игр по кругу (например «Передай улыбку»). Начало занятия является своеобразным ритуалом, где дети могут настроиться на совместную деятельность, общение.
Для этого можно использовать следующие игры или игровые упражнения, направленные:
- на снятие психоэмоционального напряжения: «Солнечный лучик», «Солнечный зайчик»;
- закрепление умений невербального общения: «Передай улыбку», «Солнечный зайчик»; «Утренний тренинг», «Аутотренинг»;
- развитие чувства близости с другими детьми и родителями: «Дотронься до...», «Волшебный клубочек», «Пирамида любви», «Эстафета дружбы», «Доброе животное», «Комплименты».
2-я часть занятия.
Развитие и коррекция детско-родительских отношений, формирование эмоционально-положительного состояния детей.
В этой части занятия проводятся игры, этюды, беседы, упражнения на развитие:
- отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком (игра «Тучка и капельки», детско-родительская игра «Волшебные превращения», мини-этюд «Ежата»);
- понимания родителями собственного ребенка (игра-сказка «Воробьиная семья», стихотворение «Ежинка», сказка «Про беличью красу», игра «Найди своего ребенка»);
- способности к эмпатии (игра «Дождь в лесу» и другие), к пониманию переживаний, состояний, настроений и интересов друг друга (энергетическая сказка «Туча и Гром», игра-перевоплощение «Все когда-то мечтают стать птицей», упражнение «Вы - речные жители», игра-беседа «Если бы ты был бабочкой»).
Для эмоционального сближения и взаимодействия детей и родителей на занятии предлагается выполнить какую-нибудь совместную работу, например создать коллективный узор «Украсим бабочку», сделать общий рисунок «Домик для белки». Совместное рисование сопровождается записью звуков природы. Эта работа способствует формированию творческого воображения, помогает в развитии коммуникабельности.
3-я часть занятия.
В заключительной части идет подведение итогов ,в форме обсуждения занятия по кругу и усиление положительного эмоционального переживания от работы на занятии с помощью упражнения «Поделись улыбкою своей и передай комплименты по кругу» и песни В. Шаинского «От улыбки». После завершения всех этапов работы проводится итоговое собрание с родителями и воспитателями, где подводятся результаты работы и даются рекомендации родителям по закреплению внутрисемейного общения с детьми (см. Приложение).
В результате проведения коррекционной работы опыт общения ребенка с родителями в системе отношений «родители - дети» дает положительный результат, так как устраняет источник межличностных проблем, развивает позитивное взаимодействие, снижает число родительско-детских конфликтов, улучшает эмоциональный микроклимат семей.
Кроме того, происходят изменения в личностно-эмоциональном развитии детей: повышается самооценка и взаимооценка, снижается конфликтность; развиваются эмпатия, творческие способности, воображение, наблюдательность; формируются чувство сопереживания, сотрудничества, самоуважения, уверенности в своих силах и в себе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
Структура занятия | Методы, формы и техника работы | Задачи |
Занятие 1 | ||
Часть I. Вводная (приветствие) | Упражнение «Передай улыбку» | Устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками |
Часть II. Рабочая коррекционно-развивающая) | Игра «Цветок - имя». Обсуждение и проигрывание ситуации. Игра «Комплимент». Игра «Я - взрослый» | Обучать детей и взрослых - установлению контакта с помощью речевых (обращение по имени, , комплимент) и неречевых (улыбка, контакт глаз) средств общения. |
Часть III. Завершающая | Упражнение «Поделись улыбкою своей и передай комплемент по кругу». Под звуки песни «От улыбки» В. Шаинского. | Подведение итогов, выполнение группового правила, закрепление положительные эмоций от работы на занятии. |
Занятие 2 | ||
Часть I. Вводная (приветствие) | Упражнение •«Передай улыбку». Игра «Летает - не летает» | Установить эмоциональный контакт между всем участниками. Создать эмоционально положительный настрой, вызвать интерес к совместной работе |
Часть II. Рабочая (коррекционно- развивающая) | Игра-сказка «Воробьиная семья». Игра-перевоплощение «Все когда-то мечтают стать птицей». Этюд «Птицы». Этюд «Спаси птенца» | Актуализировать семейные переживания: конфликт, перемирие, родительская ласка. Развивать чувство эмоциональной отзывчивости, сопричастности живой природе, чувство сопереживания. Развивать умения показывать эмоциональное состояние, выражать свои эмоции и чувства посредством мимики. |
Часть III. Завершающая | Упражнение «Поделись улыбкою своей и передай комплемент по кругу». Под звуки песни «От улыбки» В. Шаинского. | Подведение итогов, выполнение группового правила, закрепление положительные эмоций от работы на занятии. |
Занятие 3. | ||
Часть I. Вводная (приветствие | Упражнение «Передай улыбку». Упражнение «Утренний тренинг» | Устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками. Эмоционально обогащать настроения взрослых и детей поэзией. Воспитывать потребность радовать близких |
Часть П. Рабочая (коррекционно- развивающая) | Обсуждение правил «хорошего» поведения Игра «Дождь в лесу». | Способствовать осознанию дошкольниками взаимосвязи. Развивать чувство эмпатии. |
Часть III. Завершающая | Упражнение «Поделись улыбкою своей и передай комплемент по кругу». Под звуки песни «От улыбки» В. Шаинского. | Подведение итогов, выполнение группового правила, закрепление положительные эмоций от работы на занятии. |
Занятие 4. | ||
Часть I. Вводная (приветствие) | Этюд «Солнечные лучики». Игра «Дотронься до...» | Устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками |
Часть II. Рабочая (коррекционно- развивающая) | Рассказы детей о природе. Игра - перевоплощение «Представь себя облаком, плывущим по небу». Исполнение песни с имитацией движений. «Облака, белогривые лошадки». | Обучать взрослых и детей объединяться в совместных играх. Развивать творческие способности и воображение. Воспитывать умение чувствовать состояние других |
Часть III. Завершающая | Упражнение «Поделись улыбкою своей и передай комплемент по кругу». Под звуки песни «От улыбки» В. Шаинского. | Подведение итогов, выполнение группового правила, закрепление положительные эмоций от работы на занятии. |
Занятие 5. | ||
Часть I. Вводная (приветствие) | Упражнение «Волшебный клубочек». | Настраивать группу на совместную работу, устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками. |
Часть II. Рабочая (коррекционно- развивающая) | Упражнение «Поздороваемся». Упражнение «Карнавал».- Упражнение «Забавные танцы». Игра «Что будет, если...» Игра «Найди своего ребенка», Упражнение «Вы речные жители». Игра «Нептун». | Развивать эмпатию. • Расширять чувственный опыт взаимодействия с природой, стремление передавать образ животного в мимике, движениях, жестах. Развивать наблюдательность, воображение, образное мышление. Развивать взаимопонимание. Развивать умение различать эмоциональные ощущения. |
Часть III. Завершающая | Упражнение «Поделись улыбкою своей и передай комплемент по кругу». Под звуки песни «От улыбки» В. Шаинского. | Подведение итогов, выполнение группового правила, закрепление положительные эмоций от работы на занятии. |
Занятие 6. | ||
Часть I. Вводная (приветствие) | Упражнение«Передай улыбку». Упражнение «Пирамида любви» | Устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками. Настраивать детей и взрослых на активную работу. Воспитывать уважительное и заботливое отношение к миру и людям. Развивать коммуникативные способности. |
Часть II. Рабочая (коррекционно- развивающая) | Игра «Мы - гусеницы». Игра-беседа «Если бы ты был бабочкой». Создание коллективного узора «Украсим бабочку» | Формировать экологические установки, преодолевать прагматическое отношение к природным объектам. Развивать чувство эмоциональной отзывчивости, чувство сопереживания. Устанавливать и развивать отношения партнерства и сотрудничества родителя с ребенком |
Часть III. Завершающая | Упражнение «Поделись улыбкою своей и передай комплемент по кругу». Под звуки песни «От улыбки» В. Шаинского. | Подведение итогов, выполнение группового правила, закрепление положительные эмоций от работы - на занятии. |
Занятие 7. | ||
Часть I. Вводная (приветствие) | Игра «Солнечный зайчик» | Снимать напряжение, устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками |
Часть II. Рабочая (коррекционно- развивающая) | Мини-этюд «Росинки» (Мини-этюд «Солнце». Беседа о солнце. Рисование солнца. (дети и родители) | Развивать отношения партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. Расширять чувственное восприятие предметов и явлений природы. Развивать творческие способности и воображение, способствовать индивидуальному самовыражению детей |
Часть III. Завершающая | Стихотворение Е. Кургановой «Мы хотим, чтоб птицы пели». Упражнение «Поделись улыбкою своей и передай комплемент по кругу». Под звуки песни «От улыбки» В. Шаинского. | Подведение итогов, выполнение группового правила, закрепление положительные эмоций от работы - на занятии. |
Занятие 8. | ||
Часть I. Вводная (приветствие) | Утренний аутотренинг | Устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками. Эмоционально обогащать детей теплотой и поэзией |
Часть II. Рабочая (коррекционно- развивающая) | Беседа «Деревья наши друзья». Пальчиковая игра «Деревья» Детско -родительская игра «Волшебные превращения». | Развивать воображение, способность к импровизации. Актуализировать потребность в совместных детско-родительских играх. Воспитывать в детях потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним |
Часть III. Завершающая | Упражнение «Поделись улыбкою своей и передай комплемент по кругу». Под звуки песни «От улыбки» В. Шаинского. | Подведение итогов, выполнение группового правила, закрепление положительные эмоций от работы - на занятии. |
Занятие 9. | ||
Часть I. Вводная (приветствие) | Упражнение «Эстафета дружбы» | Устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками - |
Часть II. Рабочая (коррекционно- развивающая) | Дидактическая игра «Путешествие». Беседа по картине «Ежи». Чтение стихотворения В. Осеевой «Ежинка». Диалог Ежа и Ежинки. Мини-этюд «Ежата» | Развивать эмоционально ценностное отношение к природе, Формировать нравственно-оценочный опыт поведения. Совершенствовать умение откровенно выражать свои чувства. Объединять взрослых и детей в совместных играх. |
Часть III. Завершающая | Упражнение «Поделись улыбкою своей и передай комплемент по кругу». Под звуки песни «От улыбки» В. Шаинского. | Подведение итогов, выполнение группового правила, закрепление положительные эмоций от работы - на занятии. |
Занятие 10. | ||
Часть I. Вводная (приветствие) | Упражнение «Передай улыбку». Игра «Доброе животное». | Устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками |
Часть II. Рабочая (коррекционно- развивающая) | Кукольный спектакль по сказке «Про беличью красу». Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого | Вырабатывать навыки адекватного и равноправного общения родителей с детьми. Способствовать предотвращению и разрешению межличностных конфликтов. Развивать эмоциональное сближение детей и взрослых |
Часть III. Завершающая | Упражнение «Поделись улыбкою своей и передай комплемент по кругу». Под звуки песни «От улыбки» В. Шаинского. | Подведение итогов, выполнение группового правила, закрепление положительные эмоций от работы - на занятии. |
Занятие 11. | ||
Часть I. Вводная (приветствие) | Игра «Солнечный зайчик». Стихотворение «Радость» К. И. Чуковского | Устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками. Развивать атмосферу тепла, любви и дружбы. |
Часть II. Рабочая (коррекционно- развивающая) | Энергетическая сказка «Туча и Гром». Задания для детей и родителей. | Закреплять основные цвета спектра. Упражнять в выразительном рассказывании стихотворений. Снижать психоэмоциональное напряжение. Формировать чувственное восприятие, умение творчески мыслить, верить в добро. Стимулировать моторное и эмоциональное самовыражения. Актуализировать потребность в совместных детско-родительских играх |
Часть III. Завершающая | Упражнение «Поделись улыбкою своей и передай комплемент по кругу». Под звуки песни «От улыбки» В. Шаинского. | Подведение итогов, выполнение группового правила, закрепление положительных эмоций от работы на занятии. |
Занятие 12. | ||
Часть I. Вводная (приветствие) | Упражнение «Передай улыбку». Игра «Комплименты» | Устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками |
Часть II. Рабочая (коррекционно- развивающая) | Игра «Тучка и капельки». Чтение сказки «Солнце, Ветер и Дождь». Игра «Дождик, лей веселей» | Учить детей внимательно слушать литературное произведение, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать отношения партнерства и сотрудничества родителя с ребенком |
Часть III. Завершающая | Песня «Большой хоровод» (муз. Б. Савельева, сл. Л. Жегалкиной, И. А. Хаит). | Подведение итогов, выполнение группового правила, закрепление положительные эмоций от работы - на занятии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/25/picture-93469-1485354717.jpg)
Организация системы работы по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей и родителей
Система работы в ДОУ по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей 5 - 7 лет и родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/11/picture-688038-1536654167.jpg)
Организация системы работы по формированию ЗОЖ участников педагогического процесса по средствам реализации оздоровительных проектов.
Из опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/11/picture-688038-1536654167.jpg)
"Организация системы работы по формированию ЗОЖ участников педагогического процесса по средствам реализации оздоровительных проектов"
В представленном материале подробно представленна работа по формированию основ ЗОЖ для участников педагогического процесса....
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/13/picture-1346340-1631484584.jpg)
Организация системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется как одна из главных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребёнок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуаци...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/11/picture-688038-1536654167.jpg)
«Организация системы работы по формированию ЗОЖ участников педагогического процесса посредствам реализации оздоровительных проектов». (из опыта работы - 2022)
Данный материал содержит опыт работы инструктора по физической культуре МБОУ "СОШ № 4 им. В.В. Бианки"(корпус 2), в течении 5 лет с 2017 по 2022 уч. года....
Проектный метод организации системы работы по формированию у детей знаний и навыков ПДД
laquo;Проектный метод организации системы работы по формированию у детей знаний и навыков ПДД.»Метод проектов является одним из эффективных методов обучения ,он позволяет воспитывать самостояте...