Организация системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется как одна из главных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребёнок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Даже самая обычная обстановка может стать опасной, если не знать правил поведения на улице, в транспорте, дома. В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются маленькие дети, которым присущи подвижность, любознательность, их активность в познании окружающего мира. Поэтому задача педагогов состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить осознанно действовать в той или иной обстановке
Скачать:
Предварительный просмотр:
Жура Татьяна Андреасовна.
Воспитатель, высшая квалификационная категория, ГБДОУ детский сад №71 Невского района, город Санкт-Петербург.
Организация системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.
Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется как одна из главных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребёнок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Даже самая обычная обстановка может стать опасной, если не знать правил поведения на улице, в транспорте, дома. В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются маленькие дети, которым присущи подвижность, любознательность, их активность в познании окружающего мира. Ведь познавая окружающий мир, ребята зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью, при этом им свойственна пассивно-оборонительная реакция: от страха они прячутся, в шкаф, кабинку и в другие укромные места, вместо того, чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь.
Сложившаяся современная ситуация заставляет нас, взрослых, опекать и оберегать ребёнка, постоянно держать его в поле своего зрения. При этом мы взрослые, любящие своих детей, порой сами не замечаем, регулируем поведение детей путём запретов, часто повторяем слова: «Не трогай», «Отойди», «Нельзя». Или, напротив, пытаемся объяснять что-либо путём долгих и не всегда понятных детям наставлений. И тот и другой путь малоэффективен. Для того, чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, необходимо чтобы дети увидели ту или иную ситуацию со стороны и даже сами приняли в ней участие. Только тогда им будет понятно, что можно, а чего нельзя делать, как поступить в той или иной ситуации.
Поэтому задача педагогов состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить осознанно действовать в той или иной обстановке.
Поэтому, формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста является одной из главных образовательных задач.
При планировании образовательной деятельности по формированию у детей основ безопасности опираемся на программы Н.Н. Авдеевой, Князевой О.Л, Р.Б. Стёркиной «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» и К.Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников», представленные на слайде.
Образовательная деятельность по формированию у детей безопасной культуры ведётся по 5 направлениям. Основы представлений безопасного поведения у детей могут быть сформированы только при условии комплексного воздействия по всем направлениям жизнедеятельности. Недопустимо пренебрежение или уменьшение значения какого-либо направления.
- Ребёнок и другие люди
В этом разделе даётся объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать. Примерная тематика совместной деятельности представлена на слайдах.
Примерная тематика Совместной деятельности:
- О несовпадении приятной внешности и добрых намерений
- Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми
- Ситуации насильственного поведения незнакомых взрослых
- Если чужой приходит в дом
- Самый большой друг
2.Ребёнок дома
Говорим о причинах возникновения пожара, знакомим с правилами пожарной безопасности, о предметах домашнего быта, которые являются источником потенциальной опасности для детей:
*предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы)
*предметы, с которыми в зависимости от возраста детей нужно научить правильно обращаться (иголка, нож, ножницы)
*предметы, которые брать нельзя ( бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты)
Примерная тематика Совместной деятельности:
- В мире опасных предметов
- Электроприборы
- Безопасность
- Пожар
- Правила поведения при возникновении пожара
- Служба «02»
- «Скорая помощь»
3.Ребёнок и природа
Мы говорим о загрязнений окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными.
Примерная тематика Совместной деятельности:
- Гроза
- Лекарственные растения
- Ядовитые растения
- Съедобные и несъедобные грибы
- Насекомые
- Кошка и собака – наши соседи
4.Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка
Изучаем строение организма, закрепляем навыки личной гигиены, о роли лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, об охране своего здоровья.
- Чтобы нам не болеть
- Витаминная семья
- У мишки в гостях
- День здоровья
- Обучение детей правилам поведения на воде
- Поездка к морю
5.Ребёнок на улицах города
О правилах дорожного движения, правила поведения в транспорте, если вдруг потерялся, ориентирование на местности.
Примерная тематика Совместной деятельности:
- Знакомство с улицей
- Знай и выполняй правила уличного движения
- Зачем нужны дорожные знаки
- Улица города
- Знакомство с транспортом нашего города
- Целевые прогулки
Работа с детьми по безопасности проводится систематически весь год, организуем образовательный процесс в НОД, совместной, самостоятельной деятельности, во взаимодействии с родителями, режимных моментах, при гибком распределении видов деятельности в течение дня, при этом учитываем сезонность, актуальность и злободневность, складывающихся внешних ситуаций. Для ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности используем следующие методы. (представленные на слайде)
- Наглядные
рассматривание плакатов, сюжетных картинок, просмотр мультфильмов, учебных фильмов, презентаций
- Словесные
Чтение рассказов, сказок, беседы, обсуждение прочитанного, прослушивание аудиосказок, детских песен.
- Игровые
различные дидактические игры, игры-драматизации, игры-моделирования, различные виды театров, игры-путешествия
- Практические
разыгрываем проблемные ситуации, игровые тренинги.
- Метод проектов, как вариант интеграции разных видов детской деятельности.
Нередко в совместной деятельности по формированию у детей основ безопасности используем игровые персонажи: Смешарики, Лунтик, Маша и другие, которые попадают в затруднительное положение, обращаются к детям за помощью, просят научить их тому, что не знают и не умеют. Полученные в совместной деятельности знания, практические навыки закрепляются во время прогулок, в ходе настольно-печатных и подвижных игр, эстафет, развлечений, продуктивной и самостоятельной деятельности.
Очень эффективным приёмом является игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации : нр, ребёнок дома с друзьями, я потерялся. В игровой тренинг необходимо включать разного рода «Уговоры», привлекательные обещания, которые наглядно иллюстрируются в русских народных сказках. Сказки позволяют знакомить детей с правилами безопасного поведения с посторонними людьми и дома на примере героев сказок. Всем известные сказки (Колобок, Кот, петух и лиса, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, Гуси-лебеди и другие) содержат примеры нарушения героями правил безопасного поведения. Мы обсуждаем сюжеты сказок, придумываем новые сюжеты, где герои не попадают в неприятности, так как знают правила безопасности.
Эффективно работает способ показа и анализа последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом (животным, веществом) с помощью иллюстраций, учебных фильмов, познавательных мультфильмов.
Обязательным условием для реализации задач, направленных на формирование у детей основ безопасности является продуманная организация развивающей предметно – пространственной среды. Оснащение среды должно напоминать детям правила поведения, алгоритм действий, закреплять и совершенствовать навык безопасной деятельности. Мы в группе оформили уголок безопасности, в котором представлены номера телефонов экстренных служб, подобрали художественную литературу, иллюстрации, атрибуты, игрушки, подобрали настольно-печатные игры.
Эффективность работы по безопасности в большей степени зависят от положительного примера взрослых. Поэтому мы не только учитываем это в собственном поведении, но и уделяем значительное внимание работе с родителями. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. В работе с родителями используем различный наглядно-информационный материал, оформляем папки-передвижки, стенды, консультации, памятки. Например, консультации: « Азбука дорожной безопасности», «Безопасность ребёнка дома» и другие.
Уважаемые коллеги, вы знаете, что каждый навык безопасного поведения формируется постепенно. Поэтому, проверяйте, усвоил ли ребёнок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным. Соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность детей.
Запомните! Лучший урок безопасного поведения -это пример окружающих ребёнка взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы.Тема"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Тема: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность""Самое дорогое у человека-это жизнь"Н.А.ОстровскийНа современном этапе развити...
Материал к методическому объединению для воспитателей средних групп Тема: Опыт работы «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста».
Материал к методическому объединению для воспитателей средних группТема: Опыт работы «Формированиеоснов безопасности жизнедеятельностиу детей дошкольного возраста»....
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в ходе проектной деятельности" от 12.03.2020 г. на уровне образовательной организации
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в ходе проектной деятельности" от 12.03.2020 г....
Опыт работы «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
Актуальность данной темы обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, в природе, ухудшен...
"Презентация опыта работы" «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
Пояснительная записка«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью.Б...
Обобщение опыта педагогической работы "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастаю...
Планирование работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности для детей дошкольного возраста
Безопасность жизнедеятельности» — это область образования детей дошкольного возраста, содержание которой, направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнеде...