"От педагогики повседневности к педагогике развития"
статья по теме
Предварительный просмотр:
От педагогики повседневности – к педагогике развития.
Общая характеристика проекта развивающего образования.
Обыденность – отличительная черта традиционного содержания обучения и воспитания в ДОУ. Внутри образовательного процесса ребенок продолжает жить в этих границах, систематически расчлененных и упорядоченных средствами педагогической методики. Предполагается , что именно подобный подход способен обеспечить близость и доступность образовательного содержания детям, а также «связь с жизнью». Но это без развития.
Цель проекта развивающего дошкольного образовательного образования: создать условия, которые должны обеспечить общее психическое развитие детей 3-6 лет средствами развития из воображения и других творческих способностей , в частности как условия формирования начал будущей способности умения учиться.
Поставленная цель диктует следующие задачи:
1.Инициировать психолого - педагогическое сопровождение процессов творческого освоения культуры детьми в рамках различных видов деятельности (игры, художественно- эстетической деятельности, учения.)
2.Развивать творческое воображение и основанную на нем систему творческих способностей (продуктивное мышление, рефлексия и др.), креативность как ведущее свойство личности.
3.Развивать и поддерживать у детей специфические мотивации и интеллектуальные эмоции.
4.Расширять перспективы развития путем включения в развивающие формы совместной деятельности с взрослым и друг с другом.
5.Культивировать у детей творческое ценностное отношение к собственному физическому и духовному здоровью.
Приоритетом развивающей работы с дошкольниками в русле проекта является формирование творческого воображения ребенка. По выражению Льва Семеновича Выготского , воображение центральное психологическое «завоевание» дошкольного возраста. Как показывают исследования, следствия развития воображения у дошкольников весьма разнообразны. Это не только высокие творческие достижения в области изобразительной или музыкально-исполнительской деятельности. Но и полноценная готовность к школьному обучению и даже высокие эффекты психолого-коррекционной и оздоровительной работы.
Способность к воображению проявляется не только в создании новых образов действительности. Но и в умении смотреть на мир «глазами другого человека», шире- всего человеческого рода, а не просто с точки зрения отдельного человека. Это дает возможность видеть мир по-настоящему целостно интегрально (видеть целое раньше частей) Уже используя в игре палочку вместо лошадки. Ребенок должен не просто изображать езду, а вживаться в образ другого человека-наездника. Следовательно игровая ситуация не сводится к взаимодействию субъекта с объектом. По своей сути, это диалог двух субъектов, один из которых реален , а другой – виртуален.
Следовательно , воображение – это еще и способность сконцентрировать виртуальную силу другого (других) в одном единственном действии для решения одной задачи. Поэтому ребенку с развитым воображением легко преодолеть эгоцентризм, включиться в учебную ситуацию , видя со стороны, что и как нужно делать.
Этим объясняются образовательные эффекты работы по развитию воображения как универсальной способности, всепоглощающего свойства сознания. Приведем пример. На первых этапах обучения изобразительной деятельности проводится работа по созданию экспериментальных эскизов на тему задаваемого педагогом предметного образца. В этом процессе дети проблемизируют образец. В частности, эмоционально вживаясь в нужный образец. В частности, эмоционально вживаясь в нужный образец, первоначально переживая его и выражая свое переживание посредством моторики, изображают «веселую линию», «уставшую линию» или «добрый круг». Такое задание связано с передачей через рисунок не только уже готовых , но и складывающихся личностных смыслов. Поэтому на следующем этапе обучения изобразительной деятельности выступают коммуникативные задачи. Дети адресуют друг другу своеобразные изобразительные «послания на заданную тему. Это могут быть рисунки, передающие настроение, состояние. Отношение друг к другу. Работа протекает в форме взаимного осмысления рисунков. На последующих этапах обучения осмысление приводит к возникновению диалогов и дискуссий между детьми.
Эти положения конкретизированы С.Л. Киселевой , которая создала собственную программу развития изобразительной деятельности старших дошкольников. Вот содержание некоторых заданий: «Заколдованные маски» Дети составив пары , подбирают маску , наиболее подходящую партнеру , изображают на маске настроение товарища, при этом обмениваются мыслями. Ощущениями . При этом в предварительно на занятиях дети работали с красками , изучали различные настроения и состояния людей , включались в общение друг с другом , а затем полученную информацию передавали с помощью красок.«Диалог на бумаге »направлено на развитие умения соотносить цвет с образцом , видеть и выделять главное в процессе решения поставленной задачи . Детям в парах предлагается нарисовать на бумаге свою мечту , которую должен отгадать партнер. При обмене рисунками дети «обмениваются позициями «,завязываются дискуссии.«Желание волшебнику». Если на первых занятиях процент детей, успешно справившихся с заданием был не так уж велик , то это занятие вызвало эмоциональный отклик практически у всей экспериментальной группы. Следовательно , способность строить замысел непосредственно связана с уровнем развития воображения . А способность иметь замыслы не является результатом пассивного мечтательства , а формируется ребенком внутри активной изобразительной деятельности. Занятие «Письмо другу» проводится для уточнения полученных результатов . Детям предлагается нарисовать то , что они хотят рассказать другому о своей жизни . Особенности программы развивающего дошкольного образования .
1.В период дошкольного детства у ребенка через различные виды деятельности определенный необыденный опыт , который организуется по законам творческого воображения. Этот опыт просто необходим ребенку в начальной школе, потому что содержание задач на построение понятий принципиально не обыденный. Обладая необыденным опытом , ребенок способен различать конкретно – практическую задачу на производство арифметического расчета и учебно – теоретическую задачу на выведение правила этого расчета.
2.Программа направлена на поддержку основных видов развития , отвечающих своеобразию возраста, развитию воображения, образного мышления, речи, речевого общения, произвольности, причем во всех звеньях . Все должно быть проведено в соответствии с закономерностями возрастного становления ребенка , с приоритетами охраны здоровья ребенка и поддержания его психосоматического благополучия.
3.Концептуальная ориентация на принцип культуросообразности образования (принцип этот – дитя педагогики Нового времени , был сформулирован еще Фребелем как дополняющая принципу «природосообразности»). От педагога требуется учет общественных условий деятельности ребенка – своеобразия той микро – макросоциальной среды , в которой он взаимодействует с другими людьми . Освоение общечеловеческой культуры рассматривается как творческий процесс , в ходе которого у ребенка складываются и развиваются важнейшие созидательные способности –продуктивное воображение , постигающее мышление , ориентация на позицию другого человека . Дети с самого начала осваивают многообразные способы и формы творческой интерпретации действительности .
Итак , основная идея может быть сформулирована следующим образом: мир исторически развивающейся человеческой культуры и очеловеченной природы должен открываться ребенку как особая – необычайная – реальность , которая полна открытых проблем, загадок и тайн . Неотъемлемая часть и смысловой центр этой конструкции – сам ребенок и его внутренний мир , еще более загадочный , чем внешний , другие люди , связанные узами общности , не только социальной , но и личной , их непредсказуемый творческий потенциал , Для того чтобы открыть мир в этом качестве , необходимо развивать творческое воображение.
Консультация
Тема: «От педагогики повседневности – к педагогике развития .»
Составила: Мельничук Ирина Степановна
Воспитатель гр.№12 МДОУ № 79
Комсомольск – на – Амуре
«Ходите босиком»
Физиологи доказали ,что подошва ног - одна из самых мощных рефлексогенных зон организма человека. По мнению некоторых специалистов , ноги являются своеобразным распределительным щитом с 72 тысячами нервных окончаний . Щитом , через который можно подключиться к любой части тела – головному мозгу , легким и верхним дыхательным путям , печени и почкам , эндокринным железам и т.д.
Поэтому зональный подошвы оказывает удивительное мощное тонизирующее , общеукрепляющее действие. Не случайно в последнее время в разных странах издается так много книг по этому вопросу.
Уже сама ходьба босиком , является своеобразным точечным массажем. Тонизирует организм и способствует поддержанию его в рабочем состоянии .
Наверняка многие знают такую поговорку : «Держи голову в холоде , а ноги в тепле». Все дело в том ,что на коже стоп гораздо больше, чем на каких –либо других участках поверхности тела человека , так называемых терморецепторов , реагирующих на тепло и холод . Так вот обувь которую мы носим всю жизнь ,создает постоянный комфортный микроклимат . В результате этого приводит к тому , что холодные рецепторы становятся как бы изнеженными и поэтому сразу –же реагируют даже на мельчайшее охлаждение, что не проходит бесследно для любого не закаленного человека, к которым относится большинство современных детей и взрослых .
Поэтому стоит промочить ноги в холодную погоду ,как незамедлительно следует расплата за не закаленность . Подошвы ног рефлекторно связаны с носоглоткой . При охлаждении ног наступает спазм кровеносных сосудов что ведет к снижению температуры слизистых оболочек.
Присутствующие вирусы и микробы , что называется, только этого и ждут и начинают бурно размножаться . Как следствие у человека, промочившего ноги , могут возникнуть насморк и кашель.
Любопытные эксперименты были проведены физиологами . Группе мужчин , ранее специально не закалявшихся , предложили каждый день стоять босиком на цементном полу . Опыты длились 10 дней подряд . Как и следовало ожидать , в первое время все чихали и кашляли , но постепенно к концу эксперимента явление «простуды» постепенно исчезло . Организм адаптировался к мастному охлаждению .
Однако настоящий закаливающий эффект обычно наступает лишь у тех людей , кто более года в любую погоду изо дня в день занимаются , дозированным босохождением .
Как правило такие люди меньше болеют , настроение всегда отличное .
По мнению специалистов , занятых изучением данной проблемы , современный человек , одетый в синтетическую одежду и изолирующую обувь , накапливает значительный электрический заряд . А это ведет к хронической усталости , бессоннице , неврозам .
Приучать ребенка к ходьбе босиком можно с самого раннего возраста , то есть практически с того момента , когда он начинает ходить .
Как и все виды физической тренировки , закаливание ходьбой босиком должно быть постепенным и систематическим . Особенно оно касается детей самых первых лет жизни . Начинать лучше всего с хождения в теплой комнате по ковру или половику , затем по деревянному полу . Для этого можно использовать специальные резиновые коврики с шиповым рефлением . Каждое утро вместе со своим ребенком вы можете начинать утреннюю гимнастику с ходьбы босиком на этом коврике. Отличное тонизирующее средство . В дальнейшем , используя тот же коврик , можно перейти к бегу на месте и прыжкам .
Повседневно массировать стопы можно также на скалке или круглой палке . Нужно их катать подошвами несколько минут в день . Можно собирать пальцами ног мелкие предметы или пуговицы . Поглаживание , похлопывание , постукивание стопы дает эффект бодрости , собранности .
Как хочется ребенку походить по земле , траве ,песку , камешкам босиком . В теплое время года не лишайте своего малыша такого удовольствия . Это только как массажное действие .
При ходьбе босиком человек испытывает удовольствие , увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц , стимулируется кровообращение во всем организме , улучшается умственная деятельность .
«Ходите босиком»
Рекомендации для родителей .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование православной педагогики в духовно-нравственном развитии личности.
МБДОУ №42 «Малинка» Евпатова Людмила БорисовнаИспользование православной педагогики в духовно-нравственном развитии личности.Целенаправленный процесс формирования в творческой личности,способной...
Принципы системы развивающей педагогики оздоровления и физического развития детей первой младшей группы
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра....
Использование музейной педагогики в познавательно – речевом развитии старших дошкольников с ОВЗ.
Принятие новых федеральных государственных требований к основным образовательным программам обуславливает актуальность включения в образовательный процесс дошкольников новых форм деятельности. Одной и...
Использование арт - педагогики в художественно-эстетическом развитии старших дошкольников
. Сущность арт - педагогики состоит в гармонизации личностной сферы ребёнка, его адаптации в современном мире в процессе обучения, воспитания и развития средствами искусства через художественно-творче...
Нетрадиционный педагогический совет. «Педагогик фикерлэр аукционы"- педагогик киңэшмэ.
laquo;Педагогик фикерлэр аукционы"- педагогик киңэшмэ....
Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников
В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организаций деятельности детей в условиях ДОУ. Обучение ребёнка дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эм...
Реферат по педагогике:"Основные категории педагогики"
Основные понятия педагогики являются : воспитание, обкчение, образование, развитие, самосрвершенствование.Воспитание-сознательное , целеноправленное, систематическое и планомерное воздействие на...