Использование музейной педагогики в познавательно – речевом развитии старших дошкольников с ОВЗ.
статья по коррекционной педагогике по теме

Яковлева Ирина Кимовна

Принятие новых федеральных государственных требований к основным образовательным программам обуславливает актуальность включения в образовательный процесс дошкольников новых форм деятельности. Одной из технологий, повышающих эффективность работы с дошкольниками, является музейная педагогика. В нашем учреждении во всех группах созданы мини – музеи. Мы бы хотели поделиться опытом работы в нашем мини – музее камня «Цветные глаза земли».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzeynaya_pedagogika.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование музейной педагогики в познавательно – речевом развитии старших дошкольников с ОВЗ.

Авторы: Кузьмина Ольга Евгеньевна, учитель – дефектолог, Яковлева Ирина Кимовна, учитель – логопед.

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной, речевой деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере.

Принятие новых федеральных государственных требований к основным образовательным программам обуславливает актуальность включения в образовательный процесс дошкольников новых форм деятельности. Одной из технологий, повышающих эффективность работы с дошкольниками, является музейная педагогика. В нашем учреждении во всех группах созданы мини – музеи. Мы бы хотели поделиться опытом работы в нашем мини – музее камня «Цветные глаза земли».

Цель создания музея: познакомить детей с разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами, значением и применением человеком через игровую и экспериментальную деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей при сотрудничестве с взрослыми.

Актуальность:  ритм современной жизни не позволяет родителям приобщить ребёнка к миру искусства. Поэтому возникла идея создания собственного музея, пусть и маленького. Наш музей стал неотъемлемой частью развивающей среды наших дошкольников.

Задачи, реализуемые в рамках мини – музея:

Обучающие: формировать у детей представления о музее, выставке, экспонате, о камнях разного происхождения. Учить классифицировать камни по их отличительным признакам. Формировать умение обследовать камни, называть их свойства и особенности. Познакомить детей с их значением и использованием человеком в повседневной жизни. Показать путем опытно – экспериментальной деятельности и моделирования образование и разрушение камней, гор.

Коррекционно-развивающие: развивать художественное восприятие,  познавательную активность, внимание, образное мышление, любознательность, наблюдательность, интерес к художественной литературе. Формировать мелкую моторику.  Обогащать словарь, развивать связную речи.

Воспитательные: приобщать ребёнка к миру искусства через социальную среду музея, воспитывать ценностное отношение к искусству, пробуждать интерес к музеям и выставкам изобразительного искусства. Воспитывать бережное отношение к природе и к сделанным из камня предметам. Воспитывать дружеские чувства между детьми, умение работать в коллективе.

Музейная педагогика  позволяет решать образовательные задачи, используя интеграцию образовательных областей: здоровье и физическая культура, социализация, познание, коммуникация, труд, художественное творчество, чтение художественной литературы.

Планирование деятельности в рамках мини – музея

время проведения

вид организованной деятельности

сентябрь

Интеграция образовательных областей:

  • Беседа «От горы до песчинки»
  • Эксперимент «Извержение вулкана»
  • Эксперимент «Как вода камень разрушает»

Игра «Каменная мозаика»

Рисование камнем на песке

Игра «Каменная дорожка»

Разрезные картинки

октябрь

Интеграция образовательных областей:

  • просмотр мультфильма «Хозяйка Медной горы»
  • беседа «Подарки Хозяйки Медной горы»
  • эксперимент «Почему камни бывают разноцветные»

Игра «Какой формы камень?»

Игра «Четвертый лишний»

Игра «Каменная дорожка»

ноябрь

Интеграция образовательных областей:

  • чтение сказки П.П.Бажова «серебряное копытце»
  • эксперимент «Фантазии природы»

Игра  «Бусы для Хозяйки Медной горы»

декабрь

Интеграция образовательных областей:

  • беседа «Цветы моря»
  • поделки из природного материала «Интересный камень – галька»

Игра «Каменная дорожка»

январь

Интеграция образовательных областей:

  • беседа на тему: «Каменный век в жизни наших предков»
  • игра – опыт с камешками «Камень – помощник»

игра «Найди букву»

игра «Выложи букву»

игра «Каменная дорожка»

февраль

Интеграция образовательных областей:

  • беседа на тему:  «Камни – труженики»
  • изготовление поделок из природного материала

игра «Волшебный мешочек»

игра «Узнай на ощупь»

игра «Каменная дорожка»

март

Интеграция образовательных областей:

  • «Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Хотела галка пить»
  • игра – опыт с камешками (по сюжету рассказа)
  • рисование «Хотела галка пить»

апрель

Игра « Ящик ощущений»

Игра «Сложи узор»

май

Игра «Угадай по описанию»

Поделки из камня по желанию детей  

Работа в мини – музее дает возможность отойти от традиционных методов обучения, вызывает интерес у детей и улучшает качество знаний.

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театрализованной игры в познавательно-речевом развитии старших дошкольников.

Роль театрализованной игры в познавательно-речевом развитии старших дошкольников....

Рабочая программа факультатива "Почемучка" по познавательно-речевому развитию старших дошкольников

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ». П. ПАНГОДЫ)         ...

Сюжетно-ролевая игра в познавательно-речевом развитии старших дошкольников

В статье представлен методический материал по развитию игровой деятельности старших дошкольников, обогащению представлений об окружающем предметном и социальном мире....

Педагогический проект по познавательно-речевому развитию старших дошкольников в процессе формирования навыков толерантного общения средствами театрализации

Формирование навыков толерантного общения средствами театрализации рассматривается как пространство для толерантного воспитания дошкольников, поскольку методы театрализованной деятельности позволяют с...

Использование арт - педагогики в художественно-эстетическом развитии старших дошкольников

. Сущность арт - педагогики состоит в гармонизации личностной сферы ребёнка, его адаптации в современном мире в процессе обучения, воспитания и развития средствами искусства через художественно-творче...

"Использование мнемотехники в познавательно-речевом развитии старших дошкольников".

Исследования в логопедии,  показывают, что в настоящее время,  наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития. Среди которых выделяется р...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена изучению эффективного использования различных видов наглядных средств в образовательной деятельности по развитию речи старших дошкольников....