Развиваем социально- эмоциональный мир ребенка
статья по теме
Статья представляет собой концептуальные основы развития социально- эмоционального мира ребенка, систему педагогической работы с детьми и систему взаимодействия с родителями по данному направлению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_socialno-_emocionalnyy_mir_rebenka.docx | 66.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Развиваем социально- эмоциональный мир ребенка
Проблема социально – эмоционального развития в научно-педагогической литературе рассматривается как составная часть проблемы социализации ребенка – дошкольника.
Подчеркивая значимость социально – эмоциональных факторов в онтогенезе, Л.С.Выготский писал, «что жизненный путь личности – это история ее переживаний». Социально-эмоциональный опыт современного ребенка, то есть опыт его взаимодействия с окружающими людьми и опыт его переживаний, может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое прямое влияние на его настоящую и будущую жизнь.
Современные научные данные убедительно показывают, что результаты положительного социально – эмоционального детского опыта обеспечивают основу для позитивной самореализации растущей личности. Преимущественно негативный социально – эмоциональный опыт, напротив, развивает недоверие к миру, провоцирует агрессивные тенденции, что приводит к девиантному социальному поведению.
Поэтому, подчеркивает Т.И. Бабаева, «создавая условия для конструктивного социально – эмоционального развития, мы обеспечиваем основы созидательной жизненной стратегии личности».
Анализ качества образования в ДОУ в процессе освоения и реализации программы «Развитие» в течение 7 лет свидетельствует, что в содержании образования, несмотря на многообразие образовательных услуг, отсутствуют содержательные линии и механизмы социально - личностного и эмоционального развития дошкольника, больше внимания уделяется когнитивному и творческому развитию детей.
Ежегодные диагностические наблюдения выявляют наличие проблем (разной степени сложности) в личностном развитии детей. Наиболее типичными симптомами этих проблем являются следующие:
*отсутствие у части детей навыков самостоятельного и цивилизованного разрешения конфликтных ситуаций и неумение объяснить причины своего поведения (неосознанность мотивов);
*неумение вербально выразить свои чувства и неумение регулировать свое эмоциональное состояние;
*отсутствие представлений о своих внешних и внутренних особенностях и неумение выделять себя из группы сверстников по тем или иным признакам;
*низкая самооценка при высоком уровне тревожности;
*отсутствие навыков культурного поведения в обществе.
Как показывает практика предыдущих лет, в среднем у 25% детей нашего дошкольного учреждения сужается поле активной деятельности, общения и проявления индивидуальности, формируются такие устойчивые качества личности, как замкнутость, безынициативность, неуважительность к окружающим. Как правило, это отверженные и изолированные дети. У некоторых детей при наличии высокого уровня умственного и творческого развития, проявляются те же признаки девиантного поведения, которые с трудом поддаются коррекции.
Преодоление этих негативных тенденций возможно только в процессе целенаправленного, систематического, содержательно наполненного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса по социально – эмоциональному развитию.
Таким образом, реальная образовательная ситуация в ДОУ не соответствовала требованиям Государственного стандарта в части обеспечения полноценного социально - личностного развития ребенка и выявила следующие противоречия:
*необходимость целостного личностного развития ребенка – дошкольника (взаимосвязи всех личностных сфер развития ребенка: когнитивной, чувственно – эмоциональной, поведенческой) с одной стороны, приоритет когнитивного компонента в программе «Развитие» Л.А. Венгера, реализуемой в ДОУ с другой стороны;
*востребованность нового качества целостной воспитательной среды для позитивного социально – эмоционального развития с одной стороны, отсутствие механизмов ее преобразования с этих позиций с другой стороны;
*с одной стороны необходимость конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса, с другой стороны неготовность значительной части родителей и педагогов к сотрудничеству и диалогу в аспекте личностного развития ребенка.
Обозначенные противоречия позволили нам сформулировать проблему:
как обеспечить полноценное социально – эмоциональное развитие дошкольников в ДОУ?
Возникшие противоречия и проблема послужили основанием для разработки Проекта «Социально – эмоциональное развитие дошкольника на основе создания целостной воспитательной среды», выбора парциальной программы «Я - ты - мы» О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной, обеспечивающих реализацию требований Госстандарта в аспекте социально-личностного развития.
Проект «Социально – эмоциональное развитие дошкольника на основе создания целостной воспитательной среды» разрабатывался и реализовался творческой группой педагогов ДОУ в процессе организации инновационной экспериментальной деятельности в течение 2002-2006 годов.
Целью социально – эмоционального воспитания и развития, на наш взгляд, является
создание комфортных условий, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка дошкольника в условиях дошкольного учреждения.
Задачи:
1.Создать модель целостной воспитательной среды для полноценного социально – эмоционального развития ребенка и апробировать ее в педагогическом процессе с детьми 3 - 7 лет.
2.Подобрать, разработать, систематизировать методы, средства, формы организации работы с детьми, обеспечивающие социально-эмоциональное развитие.
3.Установить субъект субъектные взаимоотношения между участниками образовательного процесса.
4.Повысить педагогическую компетенцию педагогов, родителей в вопросах социально – личностного развития ребенка – дошкольника.
Новизна работы по социально – эмоциональному развитию заключается в новом подходе к моделированию воспитательной среды и взаимодействия всех участников образовательного процесса, ориентированном на социально-эмоциональное благополучие ребенка, что является системообразующим фактором целостной воспитательной среды.
Практическая значимость нам видится:
- в разработке механизмов социально – эмоционального развития в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта;
- в создании методического обеспечения процесса социально – эмоционального развития (методических рекомендаций для педагогов и родителей, разработок различных форм работы с детьми и родителями и др.);
- в ориентации на условия организации воспитательного процесса в массовой педагогической практике и поэтому возможность трансляции полученных результатов для педагогов других ДОУ.
Прообраз целостной воспитательной среды, которая обеспечивает последовательное становление важнейших личностных качеств ребенка, помогающих ему быть успешным в разных видах деятельности и общении, представлен в модели целостной воспитательной среды.
Механизмами реализации содержания проекта по социально-эмоциональному развитию нами определены:
- организация воспитательно-образовательного процесса;
- психолого-педагогическое сопровождение;
- формы взаимодействия с семьей;
- преобразование развивающей предметно-пространственной среды.
Обозначенные механизмы раскрывают систему работы по созданию целостной воспитательной среды в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения и представлены в разных моделях.
Глава 1. Концептуальные основы социально-эмоционального воспитания и развития дошкольников на основе создания целостной воспитательной среды
Проблемы социально – эмоционального развития дошкольников затрагиваются в работах выдающихся ученых – классиков отечественной психологической науки – Л.С. Выготского, А.Л.Леонтьева, А.В.Запорожца, Д.Б. Эльконина и других. В них раскрывается роль социального развития ребенка для становления его личностных, индивидуальных особенностей, формирования нравственных, общечеловеческих ценностей, толерантности. Показана связь социального и эмоционального развития, значение социальных навыков для умения детей общаться, устанавливать дружеские отношения с другими людьми, разрешать конфликтные ситуации.
Основные линии становления базовых характеристик личности ребенка изучались учеными Я.З. Неверович, Т.И. Репиной, Е.О. Смирновой, Л.П. Стрелковой и другими.
С точки зрения современной педагогической науки проблема социально – эмоционального развития детей рассматривается как составная часть более глобальной проблемы – проблемы социализации ребенка – дошкольника. Социализация – сложный, многоплановый процесс вхождения ребенка в социальную среду, приобщение его к культуре, системе человеческих ценностей. Социализация предполагает способность личности к культурной идентификации, то есть осознанию своей принадлежности к определенной культуре на основе интериоризации ее ценностей – признании их как своих.
На протяжении всего двадцатого столетия интерес к этой теме то угасал, то набирал силу, при этом время накладывало свой отпечаток на толкование подхода к проблеме социализации. Очередной пик научного интереса к ней наблюдается в 90-е годы, его обусловила новая образовательная парадигма.
Одним из подтверждений интереса к данной проблеме является озвученная на международном семинаре в 1999 году (Санкт - Петербург) тема «Социально – эмоциональное развитие ребенка», а затем появившийся проект «Государственного стандарта дошкольного образования». В новом варианте стандартов учтены последние достижения теории и практики дошкольного образования и закреплен приоритет социально – личностного, социально – эмоционального развития ребенка. Авторами проекта стандартов стали координаторы российско – нидерландского проекта «Развитие ребенка» (1994 – 1999 годы). Работа последнего была построена на содержании нидерландской программы по социально – эмоциональному развитию детей «Я - ты - мы». Результатом работы проекта стала российская версия данной программы, концептуальные идеи которой легли в основу Государственного стандарта дошкольного образования.
Основным приоритетом в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками сегодня является личностно – ориентированное взаимодействие с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, уважение интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота об его эмоциональном благополучии.
Эти направления обозначены в «Концепции дошкольного образования» (1989 г.), в Проекте Государственного стандарта дошкольного образования (2001).
Исходя из основных положений гуманистической педагогики и реализации личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми, актуальность выбранной нами темы эксперимента видится в определенной степени решения проблемы обновления содержания образования, в том числе преодоление когнитивного диктата в его содержании и создание условий для социально – эмоционального развития детей, т. е. обеспечения сочетания двух образовательных парадигм: интеллектуально-умственной и аффектно-эмоционально-волевой.
Опираясь на эти источники, мы сформулировали, в рамках нашего проекта, рабочее определение социально – эмоционального развития дошкольника.
Под ним мы понимаем целенаправленное развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, умение обходиться с эмоциональными состояниями, мнениями и желаниями самого себя и других, а также развитие социально - значимых навыков поведения в обществе.
Сформированность этих качеств к концу дошкольного возраста обеспечит основу для дальнейшего развития таких значимых личностных образований, как: способность к творческому самовыражению, самореализации и саморазвитию. В конечном итоге - обеспечение социально - эмоционального благополучия человека это – формирование чувства уверенности в своих силах, гармоничное взаимодействие с социумом и жизненные успехи.
Другими словами, под социально – эмоциональным развитием мы понимаем развитие коммуникативной, эмоциональной и социальной сферы у дошкольников.
Структурными компонентами социально – эмоционального развития ребенка определены:
1.Формирование положительного самоощущения ребенка в любых жизненных ситуациях;
2.Развитие понимания ребенком своих индивидуальных внешних и внутренних особенностей (пола, возраста, внешнего вида, способностей, желаний, интересов, потребностей) и осознание своей уникальности (положительный образ - Я);
3. Развитие уверенного поведения (умение выражать желания и требования, проявить волю, принять собственное решение, делать выбор) и навыков регуляции своего поведения;
4. Положительное отношение ребенка к окружающим людям независимо от их возраста, пола, национальности, социального происхождения (формирование толерантности);
5. Умение на практике учитывать мнение, взгляды, настроение, желания других.
6. Развитие социальных навыков, а именно: осознание и осваивание различных социально – приемлемых способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договориться, ориентируясь на правила этикета и безопасности, способность установить дружеские взаимоотношения и новые контакты.
От чего зависит полноценное социально – эмоциональное развитие ребенка в дошкольные годы? Какие факторы и условия влияют на благоприятное протекание этого процесса?
В настоящее время существует научная точка зрения, что в целом развитие человека детерминировано взаимодействием внутренних и внешних факторов и условий. К внутренним факторам и условиям относится все, что передается ребенку по наследству, особенности строения его организма, физиологические и психические свойства. А к внешним факторам и условиям относится сама социальная среда, в которой осуществляется его реальная жизнедеятельность. Природные данные ребенка являются задатками для его развития. Преобладающее значение имеют социальные факторы. Среди них отечественная наука выделяет особую роль воспитания, которое имеет определяющее значение в развитии ребенка. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием, опираясь на знание его закономерностей и возрастных возможностей.
Опираясь на возрастные психические возможности ребенка и социогенез его отношений в социальных группах, определим ключевые (социальные, психолого–педагогические) факторы и условия социально – эмоционального развития ребенка по возрастам.
Отношения ребенка с миром, по сути, возникают задолго до его рождения, но лишь с появления совместной деятельности со взрослым, а затем и со сверстником эти отношения приобретают подлинный источник развития личности малыша (М.А. Лисина, Л.П.Смирнова и др.). Ребенок осуществляет свою жизнедеятельность благодаря наличию этих взаимопересекающихся и взаимопроникающих систем, двух миров: мира взрослых и мира детей, каждый из которых объективно и субъективно влияет на социально – эмоциональное развитие ребенка на том или ином возрастном этапе.
Основы благоприятного социально – эмоционального развития малыша закладываются в период младенчества. В раннем возрасте возникает эмоциональная совместимость в диаде «взрослый - ребенок». Смысловые, эмоционально – теплые взаимоотношения взрослого с ребенком приводят младенца уже на первом году жизни к положительно – окрашенному восприятию им окружающего, к «доверию к миру». Отношение к сверстнику носит характер заинтересованности. Чтобы эти качества остались ведущими на протяжении всего дошкольного детства, взрослым (педагогам и родителям), необходимо постоянно оказывать ребенку психологическую, в том числе эмоциональную поддержку, избегать жесткой зарегламентированности условий жизнедеятельности ребенка. Это позитивно влияет на развитие личности и является своеобразной профилактикой неврозов и других психических нарушений.
В 3 года ребенок выделяет себя из окружающего мира, провозглашая: «Я сам!». Начинается становление самосознания ребенка, последовательное формирование различных компонентов его структуры. В этот период очень важно приложить усилия к дальнейшему закреплению положительных самоощущений ребенка и формированию первых представлений о самом себе: Кто я? Какой я? Ребенок способен различать простейшие эмоциональные состояния (грусть, радость, страх, спокойствие) и уже понять их причины. Он элементарно начинает понимать значение одиночества и взаимопомощи. Дети этого возраста, находясь в обществе сверстников, соблюдают «дисциплину расстояния», завязывают кратковременные контакты. Это стадия пред – сотрудничества со сверстниками. На этом этапе важным фактором социально – эмоционального развития является эмоциональное сближение детей друг с другом.
В 4 – 5 лет дети становятся способны к более дифференцированному восприятию сверстников и самовосприятию, что является следующей ступенькой в самопознании и формировании толерантности. Ребенок проявляет живой интерес к сверстникам. В сюжетно – ролевой игре происходит общение по двум направлениям: общение персонажей и общение исполнителей. Роль педагога в этот период – формирование реальных отношений между детьми в группе. Несмотря на то, что соучастие и взаимное согласование выражены минимально, ребенок под руководством взрослого может приобрести первый социальный опыт сотрудничества в разных видах игровой и практической деятельности.
В старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет) ребенок способен более глубоко «заглянуть» в свой внутренний мир, осознать с помощью взрослого свои особенности и желания, научиться отстаивать свое мнение, делать выбор, целенаправленно достигать цели в деятельности. На основе самопознания у него формируется способность к саморегуляции своего поведения в соответствии с социально – принятыми в обществе нормами. Проявляя собственное достоинство, ребенок на практике способен уважать другого, понимать его состояние, проявлять сочувствие. У ребенка формируется положительная самооценка как основа для самоутверждения на следующей социальной ступени развития и как следствие нормального хода психического развития. Это стадия развития совместной деятельности, появления так называемых «играющих коллективов», в которых может вырабатываться единство «общественного мнения» по поводу тех или иных аспектов сотрудничества в игре, труде, занятиях. Важнейшим фактором социально – эмоционального развития выступает организация разнообразных форм взаимодействия ребенка с разными социальными группами в процессе социально – одобряемой деятельности и открытости границ жизненного пространства ребенка.
Для становления у ребенка положительного «образа Я» и овладения им социально – приемлемых форм сотрудничества и общения требуется:
- направленность содержания образования на формирование новых форм сознания в контексте «Я и другие», других ценностных ориентиров;
- организация специальных развивающих ситуаций,
- использование позитивных педагогических установок и коммуникативных техник,
- использование в образовательном процессе профилактических, коррекционных, развивающих методов и приемов работы.
Как известно, ближайшее социальное окружение ребенка - семья. Семья - важнейшая составляющая социальной ситуации развития ребенка, его «эмоциональный тыл». Если в семье ребенка царит доброжелательность, любовь, это срабатывает как положительный фактор и, наоборот, в атмосфере холодного отчуждения и постоянных конфликтов вырастают дети с психическими расстройствами и личностными проблемами. Именно в семье в первую очередь формируются интересы, потребности и ценностные ориентации ребенка. Для социально – эмоционального развития малыша в условиях семьи очень важно, чтобы родители не только обеспечили ему эмоциональный комфорт, но и более глубоко ориентировались на его психологию, внутренние проблемы, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, обогащали его социальный опыт, шли на контакт с другими сферами социального становления ребенка, в первую очередь – с детским садом. Их активное взаимодействие выступает как необходимое условие этого развития, а образ жизни семьи и воспитательная активность родителей – его важные факторы.
Для обогащения социально – эмоционального развития ребенка целесообразно в детском саду и семье создать такие условия, в которых ребенок мог бы активно осваивать все важнейшие компоненты социального опыта: аксеологического (ценностного), познавательного, коммуникативного и поведенческо – деятельностного.
Социально – эмоциональное развитие дошкольника осуществляется благоприятно при условии «представленности» в образовательном процессе детского сада и в семье всех компонентов социального опыта во взаимосвязи при максимально возможной самостоятельности детей в их освоении. Так, включение ценностного компонента формирует ориентацию дошкольника в общечеловеческих ценностях добра, красоты, справедливости, в ценностях своей семьи и детского сообщества. Окрашенные положительными чувствами ценности принимаются ребенком личностно – значимыми и становятся частью его побудительных мотивов поведения и взаимодействия с другими.
Познавательный компонент социального опыта информирует ребенка о принятых в обществе нормах и способах поведения и отношений, форм выражения чувств и эмоций.
Коммуникативный и поведенческо–деятельностный компоненты социального опыта помогают ребенку освоить многообразие актуальных форм социального взаимодействия, кооперации, сотрудничества, с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации, а также культурных форм и способов поведения и деятельности, позволяющих ребенку активно выражать свои чувства и желания в культурном сообществе.
Как утверждают отечественные ученые, социально – эмоциональное развитие осуществляется постоянно, пронизывает все аспекты детской жизнедеятельности в детском саду и семье. В современных научных подходах принято считать, что внутренней движущей силой социально – эмоционального развития на протяжении всего дошкольного детства, его базовой основой является удовлетворение ведущих социальных потребностей ребенка. К ним относятся:
- Потребность в эмоционально - положительных контактах, в любви и доброжелательном отношении, что создает ребенку чувство защищенности и ощущение ценности своей личности, стремление к самореализации.
- Потребность в активной разнообразной деятельности и творчестве, удовлетворение данной потребности стимулирует положительное самоутверждение, формирует чувство уверенности.
- Потребность в признании достижений ребенка со стороны окружающих, что формирует положительную самооценку, чувство собственного достоинства и побуждает ребенка к активному, положительно-направленному выражению своих чувств к миру.
- Потребность в познании и активном информационном обмене, что способствует развитию интеллектуальных эмоций, радости открытий и познавательной активности ребенка
- Потребность в активном, содержательном и разнообразном общении ребенка со взрослыми и детьми, что развивает социальные чувства, сотрудничество, способность к самовыражению во взаимодействии с окружающими людьми и регулированию своих чувств в процессе коммуникации.
Степень удовлетворенности социальных потребностей детей обусловлена теми условиями, в которых живет и развивается ребенок, то есть средой.
Средовой подход в воспитании является сегодня одним из популярных. В модели управления среда выступает в роли обобщенного, совокупного, объединенного, целостного средства. Качество среды зависит от взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения социальных факторов и условий.
Для педагогов дошкольных учреждений достаточно привычен термин предметно – пространственная развивающая среда. Ее рассматривают как необходимое условие жизнедеятельности детей. Построенная с учетом личностно – ориентированного подхода к ребенку, развивающая среда обеспечивает развитие и становление важнейших качеств его личности.
В процессе осмысления теоретических подходов понимания среды, которые в последние годы стали широко обсуждаться в теории и практике системы образования, нас заинтересовали несколько положений:
- Среда развития ребенка – пространство жизнедеятельности ребенка, те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении, в том числе социальная среда и предметно-пространственная среда (концепция дошкольного воспитания).
- Социальная среда развития – условие взаимодействия ребенка с другими детьми, сообщество, которое складывается в детском саду. Его участники – воспитанники детского сада, педагоги, обслуживающий персонал, родители, другие члены семей воспитанников (концепция дошкольного воспитания).
- Предметно – пространственная среда развития – организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствие с целями безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития (концепция развивающей среды).
В психологических и педагогических исследованиях последних лет используется понятие образовательная среда.
Опираясь на исследования Л.И.Новиковой, Ю.С. Мануйлова и других, которые не вкладывают принципиальной разницы в понятия «образовательная» и «воспитательная» среда, в экспериментальном проекте мы будем исходить из того, что воспитательная среда – это средство развития личности ребенка. Среда обладает такими основными параметрами как активность и системность. Нет ни одного компонента среды, который не имел бы своего значения в процессе влияния на личность, а потому все они должны быть учтены.
Другой исследователь среды (Е.В. Бондаревская) подчеркивает необходимость отношения к ней как к «жизненному пространству ребенка, где воспитание осуществляется самой жизнью, событиями и отношениями, в которые он вовлекается».
Основное назначение воспитательной среды дошкольного учреждения в том, чтобы способствовать развитию и становлению личности малыша, сопровождать этот процесс, объединять педагогические усилия и транслировать ценности, выработанные человечеством. Один из последних подходов к пониманию среды определяет ее как «среда взаимодействия» (обобщение на более высоком уровне среды деятельности, среды общения и среды отношений).
Социально – эмоциональное развитие ребенка – процесс длительный, непрерывный и многогранный. Оно будет результативным, если в детском саду и семье имеются необходимые условия и эффективно используется совокупность всех факторов социально – эмоционального развития ребенка.
В связи с этим, важное значение имеет проектирование в дошкольном учреждении целостной воспитательной среды, в которой ребенок с помощью взрослого может найти пути построения собственного «Я», творческого самоосуществления, системы смыслов деятельности и поведения. В воспитательном пространстве дошкольного учреждения необходимо проектировать пути и формы проживания сегодняшней жизни ребенка в сообществе и сотворчестве с другими детьми и взрослыми, реализуя и формируя социальные, духовные потребности, открывая новые культурные перспективы.
Таким образом, выделяются требования к целостности воспитательного пространства:
- оно выстраивается на основе учета самоценности каждого возрастного этапа развития ребенка, проектируется с учетом данных о прошлом и настоящем на основе перспектив будущего;
- обеспечивается взаимодействие субъектов воспитательного процесса на основе диалога и сотворчества в разных видах деятельности;
- создаются комфортные условия для жизнедеятельности детей и взрослых;
- организуется воспитательно – развивающий процесс как мощный стимул и механизм осознания ребенком себя и своей принадлежности к определенной культуре;
- обеспечивается приобщение ребенка к проживанию и освоению многогранного культурного и социального опыта, выработанного человечеством.
Целостность воспитательной среды определяется содержательно – смысловым и процессуальным взаимодействием участников образовательного процесса, в процессе которого обеспечивается целесообразное сочетание значимых для социально – эмоционального развития детей факторов и условий в соответствии с возрастом детей.
Модель целостной воспитательной среды представляет собой психолого – педагогическую систему, обеспечивающую полноценное социально – эмоциональное развитие ребенка.
В качестве основных компонентов системы, исходя из анализа и группировки влияющих на социально – эмоциональное развитие факторов и условий, мы выделяем: воспитание, взаимодействие с семьей, развивающую предметно - пространственную среду и психолого – педагогическое сопровождение этого процесса.
Интегративные связи в системе воспитания обусловлены системообразующим фактором, а именно: ориентированностью на социально – эмоциональное благополучие детей. В каждой из обозначенных сфер они проявляются особым образом с учетом ее специфики.
Воспитательно-образовательный процесс, направленный на социально-эмоциональное развитие детей выстраивается с учетом следующих принципов:
1.Принцип гуманизации, который представляет собой процесс, направленный на развитие личности ребенка как субъекта творческой деятельности. Суть гуманизации состоит в очеловечивании знаний, полученных ребенком, в важности и необходимости для развития каждого человека. Гуманизация составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и детей, предполагающую установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений, направленных на сохранение социально- эмоционального здоровья ребенка.
2.Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно выбирать цель, определяться в мотивах и способах действования, в дальнейшем применении результата данного действования и самооценке;
3.Принцип индивидуализации, проявляющийся в проектировании индивидуального пространств развития ребенка, где происходит его рефлексия, создается собственная «Я-концепция». Реализация этого принципа требует как глубокого изучения особенностей детей, так и создания управляемой системы форм и методов индивидуального развития.
4.Принцип ситуативности, позволяющий создать «социальную ситуацию» для ребенка, где ядром выступает личностное взаимодействие, в основе которого лежит содержание проблемы, требующей разрешения; «ситуация» является «маятником», раскачивающим его пространство, придающий ему динамизм и стимулирующим ребенка к «социальному выбору»;
5.Принцип интегративности всех процессов воспитательно-образовательного пространства – обучение, воспитание, развитие и саморазвитие природной и социальной сферы, индивидуального и совместного пространства, детской и взрослой субкультуры, что обеспечивает уравновешенность и стабильность пространства. Этот принцип предполагает совместную и созидательную деятельность педагога и ребенка, ребенка и ребенка, родителя и педагога и ребенка, родителя и ребенка и продуктов культуры специально организованной и свободной деятельности ребенка.
6.Принцип ценностной ориентации всех видов взаимодействий и деятельности, где ценность (нравственная, гуманистическая, познавательная, эстетическая и др.) выступает связующим элементом пространства, придает ему целостность, является стержнем, осью образовательного пространства.
При такой организации результатом выступают, с одной стороны культура познания, культура чувства, культура взаимоотношений – как ценность личности, а с другой материализованный продукт, полученный при взаимодействии ребенка со средой и ставший ценностью для ребенка.
7.Принцип диалогичности реализует разнохарактерные и разноуровневые диалоги: диалог культур, диалог искусств, диалог сфер внешнего мира, диалог ребенка и окружающего мира (мира людей, рукотворного мира, мира природы, мира искусства), внутренний диалог ребенка со своим «Я» и т.п.
Суть принципа состоит в обеспечении диалога культур и диалога личности в определенной последовательности, динамике: от максимальной помощи педагога в решении задач деятельности к постепенному нарастанию собственной активности детей до полной саморегуляции и появлению отношений партнерства и взаимообучения.
Перестройка форм сотрудничества, связанная с изменением позиций педагога и ребенка, приводит к возможности самоизменения воспитуемого, самостоятельного поиска способов социальной адаптации.
8.Принцип открытости дошкольного образовательного учреждения ближайшему социальному окружению: культуре, природе, детям, взрослым.
9.Принцип ценности личности и ее уникальности, заключается в признании личности каждого ребенка, неповторимой индивидуальности, способности детей и, соответственно, необходимости построения воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на максимальную реализацию этой индивидуальности.
10.Принцип ориентации на зону ближайшего развития, включает в себя дифференциацию образования в соответствии с индивидуальным темпом усвоения ребенком, обеспечения доступного для него уровня трудности, построения с каждым воспитанником индивидуальных зон его личностного развития.
Глава 2.Социально-эмоциональное воспитание и развитие дошкольников на основе создания целостной воспитательной среды
Целью социально-эмоционального воспитания и развития является обеспечение социально-эмоционального благополучия каждого ребенка, которое включает в себя:
*уверенность в себе
*чувство защищенности
*жизненные успехи
*наличие хорошего настроения и друзей
Содержание социально-эмоционального воспитания и развития реализуется через специально организованные формы, виды совместной деятельности воспитателя с детьми (интерактивные игры, игры-тренинги, игры-экспериментирования, детские проекты). Помочь каждому ребенку поверить в свои силы, понять свои чувства и чувства других, развить социальные навыки общения и поведения в обществе – на это направлено взаимодействие с детьми по программе социально-эмоционального развития «Я - ты - мы» О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной. Работа по программе «Я- ты -мы» обеспечивает сбалансированное содержание, образование по социально-эмоциональному развитию, обогащает личностно-ориентированный подход к детям и строится по трем основным направлениям:
*воспитание уверенности в себе,
*развитие чувств, желаний и взглядов, *формирование социальных навыков.
Развивая чувства, желания и взгляды, педагоги учат внимательно относиться к настроениям
друг друга, понимать и ясно выражать свои эмоции, считаясь с настроением и мнениями
окружающих. Самостоятельная деятельность ребенка в специально организованной среде дает ему возможность выразить себя, приобрести социальные навыки в общении со сверстниками. В группе создаются такие условия, чтобы каждый ребенок смог:
*найти свою нишу и реализовать социальные потребности и творческие возможности;
*чувствовал уют, комфорт и свою персональную значимость для всех окружающих его
людей.
Субъект - субъектное взаимодействие педагога с детьми осуществляется через:
*яркую эмоциональную насыщенность видов детской деятельности;
*создание комфортной обстановки;
*создание для ребенка ситуации успеха;
*создание популярности ребенка среди сверстников;
*обогащение впечатлений и представлений об окружающем мире;
*обеспечение активизации переживаний.
Социальный уклад жизни групп:
*символика (название, девиз, герб),
*правила,
*ритуалы, обычаи, традиции эмоционально притягивают внимание детей и родителей,
обогащают жизнь ребенка в детском саду положительными эмоциями.
Дополнительное образование, представленное занятиями по интересам детей: театрально-игровая деятельность в театральной студии «Петрушка», музыкальная деятельность по программе «Дети. Мир звуков. Музыка» способствуют формированию социальной уверенности у детей, предоставляют ребенку возможность в самовыражении, самореализации потребностей в творческих видах деятельности.
Внесение в среду группы социально значимых для ребенка атрибутов (игрушек, семейных фотографий, гербов, альбомов, рассказывающих о семье, ее традициях, интересах, генеологического древа, герба семьи) помогают ему чувствовать себя защищенным и уверенным.
Размещение специально оборудованных пособий в групповом помещении позволяют ребенку заявить о своем «Я»: «Я пришел», «У меня сегодня хорошее (плохое) настроение», выразить свое предпочтение в общении со сверстниками.
Мини-музей «Я и моя семья» - это своеобразный интегрированный продукт, над созданием которого работают воспитатели, родители и дети. В содержании материалов отражается прошлое, настоящее, традиции семьи, история рождения ребенка, генеологическое древо ребенка, семейные гербы, реликвии, фотографии.
Таким образом, развивающая среда приближает два близких ребенку мира - детский сад и семью. Практически такие условия обеспечивают ребенку возможность познавать себя и своих друзей, самостоятельно выражать свои личные особенности, общаться вербально и в процессе содержательной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Психолого-педагогическое сопровождение социально-эмоционального развития осуществляется в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду. Доверительные взаимоотношения детского сада и семьи, формирование правильных установок на социально-эмоциональное развитие малышей закладываются уже в предадаптационный период в группе кратковременного пребывания ребенка с родителями. В совместной деятельности с ребенком педагоги и родители лучше узнают детей, особенности их характера, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между педагогами и семьями воспитанников.
Методическое сопровождение социально-эмоционального воспитания и развития ребенка 3-7 лет:
- программа «Я - ты - мы» О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной;
- перспективно-тематические планы работы с детьми;
- содержание тематических недель и тематических дней;
- совместные проекты педагогов с детьми;
- детско-родительские проекты;
- педагогические проекты,
- конспекты форм работы с детьми.
Модель педагогической системы социально – эмоционального воспитания и развития дошкольников 3 – 7 лет
Организация воспитательного процесса социально- эмоционального воспитания и развития
Задачи: *стимулировать уверенность ребенка в себе
*научить детей осознанно воспринимать свои и окружающих людей эмоции, чувства и переживания;
*развивать социальные навыки.
Содержание | Средства | Методы | Формы | Условия |
1.Программа «Развитие», разделы: *«Развитие представлений о мире и о себе» (3-5 лет), *«Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» (3-7 лет) . 2.Программа «Я - ты - мы» О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной 3.Перспективно – тематические планы социально - эмоционального развития и воспитания с детьми 3-4 лет; 4-5 лет, 5-6 лет; 6-7 лет 4.Разработанное педагогами ДОУ содержание тематических недель «Я и моя семья», «Неделя здоровья», «Дарите людям доброту», «Природа и мы», «Неделя творчества» 5.Содержание тематических дней «С днем рождения, детский сад!», «День ребенка», «День матери», «День семьи», День театра и др. 6.Учебно - методические пособия «Какой ты?» для 3-4 лет; «Что тебе нравится?», «Веселые, грустные» для 4-5 лет; «Веселые, грустные», «Как вести себя?», «Мы все разные», «С кем ты дружишь?» для детей 5-6 лет 7.Содержательные линии социально- эмоционального развития программ дополнительного образования и региональной программы физического воспитания «Система» Л.Н. Пустынниковой | *Произведения художественной литературы, *Русские народные сказки; пословицы; *Загадки; *Сказки народов мира; *Аудиозаписи музыкальных произведений; *Видеофильмы со сказками, с записями детских праздников; *Сюжетные картины и иллюстрации *Дидактические пособия; *Тематические альбомы *Летопись группы *Ленты времени *Семейные гербы *Генеологическое древо ребенка | 1.Мотивационно – стимулирующие *наглядные (наблюдения, демонстрация тематических альбомов) и приемы (показ способов действий, показ образца) *словесные (рассказ, беседа,) и приемы: (вопросы., указания, объяснения, пояснения, педагогическая оценка, проблемная ситуация) *игровые: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развернутом виде и приемы (внезапное появление игрушки, объектов; загадывание и отгадывание загадок и др.) 2. Методы организационно- практической деятельности *наглядные (наблюдения, демонстрация наглядных дидактических пособий, тематических альбомов) и приемы (показ способов действий, показ образца) *словесные (рассказ, беседа, чтение) и приемы: (вопросы., указания, объяснения, пояснения, педагогическая оценка) *практические: *упражнения (подражательные, конструктивные, творческие); *элементарные опыты и эксперименты *моделирование 3. Контрольно- диагностические *наглядные: наблюдения *словесные: обобщение воспитателей и детей по освоенному материалу; самооценка *игровые: контрольно – игровые задания *практические методы контроля и самоконтроля: -контрольно – практические задания; -самооценка | *Игровые занятия; *занятия *беседы *Театрализованные игры *Игры путешествия *Игры – тренинги *Дидактические словесные игры *Подвижные игры *Праздники и развлечения *Экскурсии, походы *Виды совместной и самостоятельной деятельности | 1.Психологопедагогические: *субъект-субектное взаимодействие *наличие программно- методического сопровождения *наличие дидактического сопровождения *Система мониторинга *взаимодействие с родителями *организация предметно- развивающей среды *Осуществление личностно- ориентированного взаимодействия субъектов образовательного процесса 2. Кадровые *подбор и расстановка *подготовка (обучение педагогов) 3.Мотивационные *материальное и моральное стимулирование участия педагогов в экспериментальной деятельности |
Психолого – педагогическое сопровождение
Цель: создание условий для социально – эмоционального развития детей 3-7 лет в условиях дошкольного учреждения
Задачи: *обеспечить полноценное развитие социально – эмоциональной сферы детей;
*развивать психолого- педагогическую компетентность педагогов и родителей;
Содержание | Средства | Методы | Формы | Условия |
*Организация диагностики со всеми участниками образовательного процесса (определение критериев, показателей, уровней, подбор и проведение методик); *изучение психолого- педагогической компетенции педагогов и родителей; *подбор и реализация коррекционных, коррекционно- развивающих программ; * повышение профессиональной квалификации педагогов *просвещение родителей; *профилактика социальной дезадаптации детей; *коррекция педагогических воздействий *экспертиза разработанных педагогами материалов по взаимодействию с детьми и родителями *анализ условий, обеспечивающих социально- эмоциональное развитие и воспитание детей | Диагностический инструментарий *индивидуальные и подгрупповые коррекционно- развивающие программы с детьми; *подбор и систематизация разнообразных форм работы с педагогами и родителями по педагогическому просвещению и профилактике социальной дезадаптации детей; *анкеты. | *Наблюдения *диагностические методики *опросные листы (анкетирование педагогов и родителей) *метод экспертной оценки; *беседы *интервьюирование детей старшего дошкольного возраста, педагогов, родителей; *психолого- педагогический анализ продуктов детской деятельности; *психолого- педагогический анализ форм работы с детьми; * моделирование педагогических ситуаций и решение их с педагогами и родителями | *Консультирование групповое и индивидуальное педагогов и родителей; *Игры- тренинги *тренинги индивидуальные и подгрупповые с педагогами; *деловые игры с родителями; *дневник наблюдения *диагностические таблицы *аналитические справки *семинары, семинары- практикумы *педагогическая мастерская. | *Учет педагогами и родителями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка в процессе воспитания; *обеспечение психологического комфорта ребенка в группе; *Преобразование предметно- развивающей среды для удовлетворения интересов и потребностей ребенка в разных видах деятельности; *организация мониторинга результатов экспериментальной деятельности; *мотивация педагогов и родителей на взаимодействие по социально- эмоциональному развитию ребенка; *научно- методическое обеспечение (курсовая подготовка, консультирование с научным руководителем, самообразовательная работа). |
Модель педагогической системы социально – эмоционального воспитания и развития дошкольников 3-7 лет в условиях ДОУ
Предметно - развивающая среда
Цель: преобразование предметно - развивающей среды для обеспечения полноценного
социально-эмоционального воспитания и развития ребенка
Задачи:
*Разработать содержание изменений в предметно - развивающей среде;
*Привлечь к созданию предметно - развивающей среды детей и родителей методом
проектирования;
*Обогатить предметно - развивающую среду в детском саду и группах для
формирования субъектной позиции ребенка в познании окружающего мира и себя;
*Произвести экспертную оценку эффективности использования предметно
развивающей среды ДОУ.
Содержание:
*Зона приватности, позволяющая каждому ребенку активно действовать:
познавать и проявлять свои индивидуальные особенности и предпочтения
*Уголок (зона) утешения и уединения
*Зона перевоплощения позволяет экспериментировать над своей внешностью
(переодевание, макияж и др.)
*Центры детской активности:
-центр сенсорики
-центр творческой активности
-центр развивающих игр
-центр патриотического воспитания
-центр экспериментально - исследовательской
-центр театрализованных игр
-центр художественного конструирования
-центр сюжетно- ролевых игр
-центр двигательной активности
*специально - оборудованные пособия «Здравствуйте, я пришел!», «Я и мои друзья», «Поезд настроения», позволяющие ребёнку заявить о своём «Я» (я пришёл, у меня сегодня хорошее
(плохое) настроение, я заявляю о своём предпочтении в общении со сверстниками);
*создание мини-музеев в группах «Я и моя семья» во всех возрастных группах в
соответствии с возрастными особенностями, деятельности; над содержанием которых
работают все участники образовательного процесса
*Выставки детского и совместного с педагогами и родителями творчества
*Введение и размещение в группе правил, герба, символов, оберегов группы
*Портретные и фотогалереи
*Тематические альбомы по темам программы «Я-ты-мы»,
*Дидактические пособия по содержанию программы «Я-ты-мы»,
*Дидактические игры по содержанию программы «Я-ты-мы»
Условия построения развивающей среды:
*опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между участниками
образовательного процесса;
*сбалансированное сочетание познавательного и социально-направленного
эмоционального компонентов в содержании видов детской деятельности в предметно-
развивающей среде;
*создание и обеспечение психологического комфорта и безопасности ребенка;
*субъект -субъектное взаимодействие участников образовательного процесса;
*соблюдение принципов построения развивающей среды личностно- ориентированной
модели воспитания
Принципы построения:
*принцип дистанции, позиции при взаимодействии (размещение оборудования, игрового
материала осуществляется удобно, доступно, предоставляя детям возможность выбора в
соответствии с их потребностями и эмоциональным состоянием, желанием уединиться
или объединиться для совместных занятий со сверстниками)
*принцип активности, самостоятельности, творчества (среда стимулирует, интенсивно
развивает, провоцирует возникновение и развитие познавательных интересов ребенка,
его волевых качеств, эмоций и чувств);
*принцип стабильности- динамичности (постоянство и неизменность среды в группе
обеспечивает ребенку надежность и защищенность, а появление моментов новизны не
делают эту систему закрытой и отгороженной, представленность в среде элементов
«домашней жизни» ребенка приближает два близких ему мира: детский сад и семья);
*принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального
благополучия каждого ребёнка и взрослого (определение оптимального представления
стимулов по количеству и качеству в предметно - развивающей среде позволяет
получить детям разнообразные впечатления, реализовать познавательный интерес);
*принцип учёта половых и возрастных различий детей среда предоставляет как
мальчикам, так и девочкам возможность проявлять свои склонности в соответствии с
принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности; среда позволяет
осуществить выбор оптимальной дистанции и позиции в общении с детьми разного
возраста: с маленькими детьми преобладание контактных форм общения, с возрастом
увеличивается дистанция общения, оно всё чаще опосредуется предметами;
предоставление старшим детям среды, когда мечты и фантазии ребёнка «вдруг»
осуществляются.
Модель взаимодействия с семьей по социально – эмоциональному воспитанию и развитию дошкольников 3 – 7 лет
Цель: создание условий для полноценного социально- эмоционального развития и воспитания дошкольников в семье и дошкольном учреждении
Задачи: *Изучить особенности семей и установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
*Помочь родителям осознать важность их участия в жизни детского сада для воспитания и развития их собственного ребенка
*Заинтересовать и вовлечь родителей в создание условий для полноценного социально- эмоционального воспитания и развития детей в детском саду
и семье.
*Повысить психолого- педагогическую компетентность родителей в вопросах социально- эмоционального воспитания и развития ребенка.
*Создать единое пространство воспитания и развития ребенка через использование разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников
социально- эмоционального развития их собственного ребенка.
*заинтересовать и вовлечь родителей в создание условий для полноценного социально- эмоционального развития ребенка в детском
саду и семье
*создать единое пространство развитие ребенка через использование разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников
Содержание | Средства | Методы | Формы | Условия |
*Информация о ДОУ (для родителей вновь поступающих детей) *ознакомление с нормативными документами и локальными актами учреждения *создание условий для жизнедеятельности, сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ *обсуждение вопросов физического, социально-эмоционального, интеллектуального, эстетического развития и воспитания детей *результативность воспитательно-образовательной работы с детьми за прошедший учебный год и готовность детей к школьному обучению *обсуждение проблем воспитания и развития на заседаниях семейного клуба «Золотой ключик» *условия и содержание услуг дополнительного образования *совместное обогащение предметно - развивающей среды в ДОУ *участие родителей в образовательном процессе с детьми (занятия, праздники, развлечения, конкурсы, походы, экскурсии и др.) *социологическое исследование по определению социального статуса и микроклимата семьи; *изучение социального заказа и оценки образовательных услуг; *психолого- педагогическое просвещение | *Договор с родителями о сотрудничестве *Рекомендации о воспитании и развитии *Спонсорская помощь *Видеозаписи праздников и развлечений, занятий с родителями и детьми *Презентации образовательных услуг *Рекламные буклеты *Фотоальбомы и фотовыставки о жизни детей в детском саду | 1.Наглядные *наблюдение 2.Словесные *опрос *интервьюирование *собеседование *беседы *психолого- педагогический анализ продуктов детской деятельности *моделирование педагогических ситуаций и решение их родителями 3.Практические *анкетирование *патронаж *изучение медицинских карт *отзывы родителей *диагностика (оценочные листы, опросник, экспресс диагностика) *родительский самоанализ (результатов готовности ребенка к школе) *совместное с ребенком выполнение какого- либо задания педагога | 1.Организационные *собрания групповые *анкетирование *инициативные группы по проблемам 2.Информационные *информационные стенды, *ширмы *памятки *рекомендации *папки- передвижки *информационные листовки *стенгазета *фотовыставки *фоторепортажи *благодарственные письма и листовки семьям 3.Вовлечение родителей в жизнь детей в детском саду *совместные с родителями праздники и развлечения *тематическая неделя «Я и моя семья» *Конкурс сочинений родителей «Мой ребенок» *Семейные проекты («Родословная семьи», «Герб семьи», «Лента времени» и др. *совместные занятия родителей с детьми *Совместные интеллектуальные игры *Домашние задания для совместного выполнения родителей с детьми *субботники (совместная трудовая деятельность по благоустройству группы и территории ДОУ) *Выставки сотворчества родителей с детьми 4.Просветительские *консультации групповые и индивидуальные *папки-передвижки *тематические ширмы *проблемно-деловые игры, *тренинги *заседания семейного клуба «Золотой ключик» *дискуссии *семинары-практикумы | *Эмоционально- комфортный демократический стиль общения сотрудников детского сада с родителями *Открытость образовательного пространства ДОУ для родителей *Учет семейной ситуации воспитания и развития ребенка *Учет социального заказа семей воспитанников на образовательные услуги *Установление доверительных отношений с семьями *Стремление и активное участие родителей в жизни детей в детском саду |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально - эмоциональное развитие ребенка первого года жизни.
Этапы социально - эмоционального развития ребенка первого года жизни....
«Роль невербального контакта в социально-эмоциональном развитии ребенка. Музыкальные игры без слов»
Для полноценного качественного развития ребенка ему необходим хороший жизненный невербальный контакт....
Театрализованные игры направленные на социально-эмоциональное развитие ребенка. Младший дошкольный возраст.
Театрализованные игры направленные насоциально-эмоциональное развитие ребенка.Младший дошкольный возраст. Побуждать детей эмоционально откликаться на воспринимаемое содержание, включаться в ра...
Проектная деятельность «Социально-эмоциональное развитие ребенка в ДОУ».
ознакомление с окружающим миром....
Влияние театрализованной деятельности на формирование творческих способностей и социально- эмоциональное развитие ребенка.
Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и, конечно же, здоровья.Отсутствие эмоционально-психологического благополучия в дошкольн...
Основные показатели социально - эмоционального развития ребенка раннего возраста в периоды 2 года 6 месяцев - 3 года
социально – эмоциональное развитие (2 года 6 месяцев)...
Комментарии
Развиваем социально- эмоциональный мир ребенка
Тамара Николавна, спасибо. Грамотно, познавательно, интересно.