Модель воспитательной ситсемы МБДОУ№315
творческая работа учащихся по теме
материал представляет собой систему воспитальной работы по формированию нравственных качеств у дошкольников.Также предлягается целевая программа по патриотическому воспитанию м и проеткная деятельность МБДОУ№315
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie__modeli_vospitatelnoy_sistemy.doc | 452 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель воспитательной системы
МБДОУ№315
г.Челябинска
зам.зав.по ВМР Маркова Е.В.
Содержание:
наименование раздела | страница |
Содержание | 1 |
Паспорт МДОУ№315 (визитная карточка) | 2 |
Описание модели воспитательной системы | 3 |
Педагогическое целеполагание | 6 |
Системообразующие (основные ) виды совместной деятельности детей и взрослых | 8 |
Механизмы взаимодействия воспитательной системы МДОУ с социумом | 9 |
Особенности управления образовательным учреждением как воспитательной системой | 18 |
Диагностика и анализ воспитательного процесса | 22 |
Приложение к описанию воспитательной системы МДОУ№315 | 24 |
Приложение №1 «этапы выполнения проектной работы» | 25 |
Приложение №2 «Системная паутинка по реализации проектного метода» | 26 |
Приложение №3 «Целевая программа «Я- гражданин» | 27 |
Использованная литература, интернет-ресурсы | 42 |
Паспорт
МДОУ центр развития ребенка- детский сад № 315
города Челябинска
Тип учреждения – Центр развития ребенка детский сад первой категории Руководитель– Хайбулова Галина Владимировна, высшая квалификационная категория. Режим работы МДОУ : с 700 до 1900 пятидневная рабочая неделя | ||||||||||
Количество дошкольных групп – 11, из них: *1 группа раннего возраста, *5 групп коррекционных, *5 групп общеразвивающие * логопункт ранней коррекции
| Кадровый потенциал. В учреждении работают 35 педагогов. Все имеют специальное педагогическое образование и квалификационную категорию. Из них: высшую-12, первую –21 вторую –2, высшее образование –21, среднее педагогическое – 1 | |||||||||
Приоритетные направления:
3.Физкультурно-оздорорвительное направление |
Под руководством опытных наставников наши воспитанники успешно выступают в различных творческих и спортивных мероприятиях района | |||||||||
Педагоги ДОУ неоднократные участники и победители районных и городских конкурсов профессионального мастерства «Педагог третьего тысячелетия»
| ||||||||||
В апреле 2008 года ДОУ –победитель районного тура представлял свою воспитательную и образовательную систему в городском конкурсе «Детский сад-2008» В мае 2011 коллектив ДОУ стал лауреатом районного конкурса «Детский сад-2011». |
Описание модели воспитательной системы.
Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Нынешние дошкольники намного способнее и более чувствительные, чем раньше. Воспитание, основанное на наказании, противопоказано современным детям. Они столь агрессивны не из-за воздействия СМИ, а в результате их реакции на старые методы воспитания.
Современные дети не нуждаются в мотивации страхом и наказанием, так как обладают врождённой способностью отличать хорошее от плохого. У них есть то, чего не было у предыдущих поколений. Основной задачей их воспитания становится понимание подробного плана развития ребёнка, который в нём уже имеется.
Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.
Механизмы взаимодействия
с социумом
Субъекты деятельности
Виды совместной деятельности детей и взрослых
Целеполагание
Управление воспитательной
системой
МДОУ
Целеполагание
модель воспитательной системы
МДОУ№315
В основе модели воспитательной системы детского сада лежат три ключевые позиции:
Самоценность дошкольного периода жизни человека
Педагогическая концепция целостного развития ребёнка – дошкольника как субъекта детской деятельности
Системность знаний, возможность освоения детьми элементарных систем знаний о явлениях социальной действительности, предметном мире и мире природы
1. Самоценность дошкольного периода жизни человека (теория А. В.Запорожца)
Согласно данной теории, основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе.
2. Педагогическая концепция целостного развития ребёнка – дошкольника как субъекта детской деятельности (М. В. Крулехт).
Целостное развитие ребёнка – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребёнком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.
3. Системность знаний, возможность освоения детьми элементарных систем знаний о явлениях социальной действительности, предметном мире и мире природы.
Линия познания в воспитательной системе детского сада основывается на системном характере представлений об окружающем мире, раскрытии сущности элементарных понятий на уровне наглядно-образного мышления и воображения детей дошкольного возраста.
Система воспитательной работы ДОУ складывается на основе взаимодействия родителей и педагогов. Воспитательная система включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей дошкольников и формированию ключевых компетентностей:
I блок
II блок
III блок
- Самостоятельная (экспериментальная) деятельность детей в условиях созданной взрослым развивающей среды.
2.Совместная (поисковая) с детьми деятельность взрослого (педагог, родители)
3.Обобщающие занятия, общение со сверстниками, дети – «информаторы» - взрослый – «слушатель»
Самостоятельная деятельность детей направлена на то, чтобы ребёнок приобрёл свой личный опыт, в совместной деятельности развил его, а на занятии – обобщил.
Система является ориентиром для каждого педагога ДОУ, так как детский сад мы рассматриваем как единую, целостную воспитательную систему.
Концептуальные подходы воспитательной системы:
1. Комплексный подход.
Приобщение детей к добру, красоте, ненасилию через основные направления комплексной общеобразовательной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой и комплекса парциальных программ и методик;
2. Деятельностный подход.
Целостное развитие ребёнка в период до школы, как субъекта в посильных дошкольнику видах деятельности: игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная деятельность, художественно-театральная деятельность, ознакомление с художественной литературой и предметами искусства, музыкальная деятельность, формирование привычки к здоровому образу жизни и элементарных гигиенических навыков, трудовая деятельность.
3. Средовой подход.
Реализация воспитательной системы требует организации в детском саду воспитательного пространства. Оно создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся гендерных склонностей и интересов, и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребёнка.
Технология реализации воспитательной системы ДОУ предусматривает:
1. Личностно-ориентированное взаимодействие детей друг с другом, детей и взрослых, педагогов и родителей.
2. Конструирование образовательного процесса осуществляется на основе модели субъект субъектного взаимодействия педагога с детьми и их родителями. Реализация модели субъект субъектного взаимодействия основана на способности конструировать воспитательный процесс на основе педагогической диагностики.
4. Открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями, другими учреждениями города и района.
Педагогическое целеполагание.
Данная модель представляет собой комплекс системообразующих факторов, которые позволяют эффективно планировать и реализовывать на практике следующие идеи,цели и задачи:
- Наша идея: Объединение усилий всех сотрудников детского сада и семьи с целью создания благоприятных и привлекательных для ребенка условий, способствующих его эмоциональному благополучию, духовному обогащению, социально-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию.
- Цель работы :
Формирование основ гармонически развитой личности ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями и одаренностью через общение и разнообразную совместную деятельность со взрослыми и сверстниками.
- Задачи:
1. Пробуждение у ребенка интереса к реальной действительности на основе эмоционально-практического познания окружающего мира, активизация его стремления к более тесному общению с ним.
2. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям и общечеловеческой культуре, традициям семьи и родного города, культурно-историческому наследию своего народа.
3.Формирование основ духовно-нравственной и гражданско-патриотической позиции личности ребенка.
4.Всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе на основе формирования у него устойчивого интереса к новым знаниям и прочных навыков практической деятельности.
Концептуальные идеи
Направлены на создание предпосылок для удовлетворения запросов родителей, потребностей детей в активности, участия в значимых для них видах деятельности; на психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение ребёнка, поддержку и помощь, на создание эмоционально благополучной обстановки и поиск средств максимального развития личности, организации его воспитания и обучения «ориентированного на завтрашний день развития» (Л.С. Выготский).
Концептуальные принципы:
- Принцип гуманизации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ: влияние всех разделов образовательной программы на эмоциональное и социально-личностное развитие ребёнка, придание особого значения разделам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности ребёнка.
- Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания воспитания и образования, которое поможет ребёнку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями и в то же время сформирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.
- Принцип культуросообразности понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
- Принцип преемственности. Преемственность – это связь между различными этапами или ступенями развития, сущность, которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
- Принцип принятия ребёнка как данности.
Системообразующие (основные) виды совместной деятельности детей и взрослых
Создание альянса родители - ДОУ - шаг к развитию в детском саду неповторимой саморазвивающейся воспитательной системы, в которой все: и воспитатели, и дети, и родители - стали бы полноправными субъектами воспитания.
Отличительной чертой воспитательного процесса нашего ДОУ является его развивающая направленность, которая проявляется в создании условий, позволяющих каждому ребенку реализовать себя, свои индивидуальные особенности, интересы и желания. Ведущим направлением работы педагогического коллектива детского сада является воспитание всесторонне развитого ребенка. Объединяя усилия взрослых по установлению взаимопонимания и гармоничных отношений с детьми, стараемся выработать единство требований педагогов и родителей к вопросам воспитания.
С целью сохранения и укрепления психического здоровья детей, их гармоничного развития в условиях ДОУ, в учреждении создана психологическая служба. Профессиональную помощь участникам воспитательного процесса в ДОУ оказывает педагог-психолог.
В целях оптимизации детско-родительских отношений в нашем ДОУ активно внедряется проектный метод ( приложение№1,2). В учреждении на протяжении ряда лет широко используется проектный метод . В настоящее время метод проектов актуален и очень эффективен . Он дает возможность экспериментировать, развивать творческие способности , коммуникативные навыки как воспитанников , так взрослых.
Предпосылками использования методов проектов явились :
- интеграция базисного и дополнительного образования, создание единого образовательного пространства;
- видоизменение и совершенствование развивающей среды ;
- наличие медико-психофизической и социально-педагогической служб, работающих на междисциплинарной основе ;
- использование комплексных, вариативных и парциальных программ. инновационных технологий ;
- потребность педагогов в инновационной деятельности ;
- адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс ;
-многофункциональное взаимодействие с социумом
И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности , возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.
Мотивы и потребности в обучении у родителей и воспитателей разные. И каждая группа требует подхода, в котором отражалось бы понимание возрастных и жизненных задач, а также владение принципами работы со взрослыми. Такими принципами для нас являются :
-отказ от критики участников процесса воспитания и обучения детей ;
-обеспечение свободы мнений ;
-уважение плюрализма жизненных позиций;
-удовлетворение познавательного интереса.
Именно поэтому содержание и формы работы с семьей в ДОУ отличаются разнообразием и не может быть единого стандарта : жизненные задачи диктуют потребность в тех или иных знаниях. И задача каждого педагогического коллектива –уметь быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования.
В целях оптимизации детско-родительских отношений в нашем ДОУ учителями –логопедами реализуется коррекционно-образовательный проект «Школа «Речевичок» на базе логопедических групп. Один из этапов проекта включает в себя цикл групповых занятий, в которых участвуют дети и родители.
Механизмы взаимодействия воспитательной системы МДОУ
с социумом
Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. Процесс ознакомления детей с социальной действительностью сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности, решается во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Однако сама по себе социальная действительность не является средством воспитания детей. Таковым она становится в том случае, когда субъекты, объекты, факты, события, с которыми встречается ребенок, доступны, понятны, личностно значимы для него. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.
Основные социальные институты, взаимодействующие с МДОУ:
№ п/п | Социо-культурные институты | Цель взаимодействия | Способ (формы) взаимодействия | Результат взаимодействия |
1 | МОУ СОШ№ 146 | - координация деятельности ОУ , для обеспечения преемственности - изучение интересов и запросов родителей и детей - организация факультативов, с целью дальнейшего интеллектуального развития | Участие педагогов школы в планировании деятельности. Проведение совместных досуговых и спортивных мероприятий. Экскурсии в школу. | проведение совместных Дней открытых дверей. Пед\советов по адаптации детей в 1 классе, отслеживание уровня адаптации и обученности детей в 1 классе, участие в конференции отцов, общем родительском собрании по вопросам формирования гражданственного заказа в сфере образования |
2. | ДЮСШ «Зенит –Сигнал» | Формирование привычки вести здоровый образ жизни. Приобщение к спорту | секция «Лыжная подготовка»( на базе МДОУ№ 315», секция «Футбол», «Хоккей»-на базе ДЮСШ «Зенит –Сигнал» | участие в районных соревнованиях для детей дошкольного возраста |
3 | Кукольный театр им.Вольцеховского | Способствовать эстетическому и эмоциональному развитию детей | Посещение театра и организация спектаклей в МДОУ | Посетили 6 спектаклей в театре. Ежемесячно организовывались театры в МДОУ |
4. | Театр оперы и балета им.Глинки |
Схема взаимодействия специалистов
Руководитель МДОУ №315 связывает, объединяет, гармонизирует все усилия педагогов, специалистов и воспитателей ,на основе интеграции образовательных областей, в соответствии с Федеральными государственными требованиями .
Кроме того уководитель:
- координирует работу педагогов и специалистов, а также разработку педагогической документации;
- координирует взаимодействие между представителями педагогической науки и практики.
Образовательные области | Ответственные специалисты | Индивидуальное взаимодействие | Групповое взаимодействие | Информационное взаимодействие |
Физическая культура | Воспитатель ПДО Инструктор по ФК | е взаимодействие каждого с каждым. Связь с другими образовательными областями /п. 1.2/ | Формы самоуправления. Работа в общественных объединениях, творческих группах, способствующих повышению эффективности работы ГОУ:
| Создание информационной базы МДОУ№315. Формирование банка инноваций по коррекционной работе, по работе с одаренными детьми |
Здоровье | Инструктор по гигиеническому воспитанию Воспитатель | |||
Безопасность | Воспитатель Педагог-психолог | |||
Социализация | Старший воспитатель Воспитатель Педагог-психолог | |||
Труд | Воспитатель | |||
Познание | Воспитатель | |||
Коммуникация | Воспитатель Учитель-логопед Педагог-психолог ПДО Учитель-дефектолог | |||
Чтение художественной литературы | Воспитатель | |||
Художественное творчество | Воспитатель ПДО | |||
Музыка | Музыкальный руководитель Воспитатель | |||
Взаимодействие по работе с педагогами | ||||
Взаимодействие по работе с детьми | ||||
Взаимодействие по работе с родителями |
Схема№1
СХЕМА
взаимодействия педагогов в воспитательной системе МДОУ №315
деятельности ДОУ направление | педагог, должность | образовательная область | непосредственно –образовательная деятельность педагога с детьми | дополнительное образование | участники | результат деятельности |
интеллектуальное развитие | Виденеева Е.С.- педагог дополнительного образования | «Познание», «Коммуникация» | игровые ситуации с детьми старшего дошкольного возраста по ТРИЗ « | Развивающие занятия по технологии «Читаем с 2-х лет» | дети , воспитатели | -сформированы портфолио достижений воспитанников и педагогов; - Сформирован УМК И УДК по развитию познавательного интереса для детей в разных видах деятельности |
художественно-эстетическое воспитание | Колесник Э.Я.- музыкальный руководитель, руководитель муз. студии | «Музыка», «Художественное творчество» | -интегрированные занятия с детьми дошкольного возраста, -организация тематических, досугов , развлечений, утренников | музыкальная студия «Сударушка» ( игры на народных музыкальных инструментах) | дети , воспитатели, специалисты, родители | -проведение театральной недели в ДОУ; -участие конкурсе детского творчества «Хрустальная капель» |
Нурова Н.В.- воспитатель, руководитель кружка по ручному труду | «Художественное творчество», «Социализация». «Безопасность», «Труд» | интегрированные занятия по ручному труду | кружок «Рукодельница» | дети старшего дошкольного возраста | -городской конкурс «Рождественская сказка» диплом I степени | |
Ярушина Е.А.-ПДО по изодеятельности | «Художественное творчество» | интегрированные занятия | кружок «Веселый лоскуток» | дети старшего и среднего дошкольного возраста | -Конкурс детского творчества «Город мастеров» диплом І степени ; - региональный конкурс детского рисунка «Крошка.ру»; - конкурс новогодних игрушек «Зимняя фантазия»; - конкурс детского рисунка «Разговор о правильном питании»; | |
физическое развитие | Карпова В.В.-инструктор по ФК, Гельманов М.С.-ПДО | «Физическая культура», «Здоровье» | общая физическая подготовка | спортивная секция «Лыжная подготовка» | дети старшего дошкольного возраста | участники и призеры районных соревнований |
нравственное воспитание | Маркова Е.В., старший воспитатель | «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Труд», «Безопасность» | проектная деятельность в ДОУ, участие в традиционных акциях | дети, педагоги, родители, , социальные институты (МОУ СОШ№146,32; ДЮСШ «Зенит-Сигнал», МДОУ№29,203,233,429 | целевая программа образовательного комплекса№1 ; «Я-гражданин!»; проектная деятельность педагогов ,детей и родителей «Я-гражданин!» (2009 год); - участие в районной выставке семейного творчества «Родителям почет и уважение!», - участие в открытом международном интернет-конкурсе «Наши добрые дела» (СМИ «НУМИ»); - участие в открытом международном интернет-конкурсе«Знаем! Помним! Гордимся!» (СМИ «НУМИ»); -выступление на РМО социальных педагогов тема «Проектный метод в ДОУ»
|
Осуществляя управление воспитательной системой в нашем МДОУ, мы на протяжении трех лет отдавали приоритетное значение воспитанию нравственности дошкольника, его гражданской позиции в современном обществе .
Гражданско-патриотическое воспитание– это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Именно поэтому возникла необходимость в разработке целевой программы для всех участников образовательного процесса нашего микросоциума «Сигнал» ( приложение №3 ). В разработке программы участвовали : МОУ СОШ№146 и МДОУ№315 г.Челябинска, в реализации : МОУ №49 г.Челябинска, МОУ СОШ№32 г.Челябинска, коллективы МДОУ№29,203,233, 429 г.Челябинска
Цель и задачи Программы:
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
- проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания детей ;
- формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого участника пед\процесса, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- привлечение воспитанников к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
- осознание социальной ответственности родителей за воспитание детей;
- единство и согласность работы школы и семьи в воспитании детей.
- повышение уровня педагогических знаний родителей;
- Создание родительским коллективом плана работы по направлениям деятельности :а) здоровый образ жизни; б) гражданское воспитание; в) патриотическое воспитание; г) экономическое воспитание; д) трудовое воспитание.
Таблица 1
Группа | Функции | Состав |
Административно-координационная | Осуществление общего контроля и руководства. | председатель-директор МОУ СОШ№146 Гришина А.В., сопредседатель ОК№1-заведующая МДОУ№315 Хайбулова Г.В. |
Консультативная | Координация реализации программы. Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций. Реализация программы в системе воспитательной работы. Использование современных воспитательных технологий. | Заместитель директора по УВР ОУ ,зам.заведующих ДОУ, старшие воспитатели , специалисты ОУ Педагоги дополнительного образования, педагог- организатор |
Социум | Организация профессиональной помощи педагогам. Проведение тренингов, круглых столов, встреч. Диагностика. Участие в мероприятиях учреждения | Методисты, педагоги дополнительного образования, специалисты, социальные педагоги, общественные инспектора |
Особенности управления образовательным учреждением как воспитательной системой
Управление воспитательной системой осуществляется гибко, используются две формы принятия управленческих решений:
- В форме самоуправления - управленческие решения принимаются коллективно на педагогических советах, заседаниях Совета МДОУ .
- В форме административного управления управленческие решения принимаются на заседании администрации ДОУ.
Управление воспитательной системой создает возможности, при которых воспитательный процесс становится эффективным и действенным.
Схема 2
Система управления
воспитательной системой
Административная работа
Планирование
Контроль и коррекция
Создание условий
- повышение квалификации педагогов;
знакомство с опытом воспитательной работы других дошкольных учреждений, в том числе в СМИ
- разработка программ и планов, направленных на достижение концептуальных целей и задач;
подбор форм и методов работы
- педагогические наблюдения, анкетирование;
- посещение и анализ занятий;
- анализ и оценка планов и программ воспитательной работы (педсоветы, творческие и аналитические отчеты и др. формы);
корректировка планов и программ
- доброжелательный микроклимат в педагогическом и детских коллективах;
- создание определенной развивающей среды;
создание системы дополнительного образования и воспитания;
создание материально-технической базы;
тесная связь семьи и ДОУ
Поддержка мотивации воспитательной деятельности педагогов
Мотивация придаёт деятельности человека смысл, побуждает его развитие в определенном направлении. Мотивация призвана повышать качество работы, результативность, улучшать микроклимат в учреждении, а также помогать в достижении профессиональных целей, давать положительную перспективу, подготавливать педагогические кадры для инноваций, повышать самоуважение.
Ключевая роль в поддержке и усилении мотивации педагогов принадлежит руководителю учреждения, который, учитывая то, что все люди мотивируются разными факторами, определяет соответствующую систему мотивации:
- Удовлетворение материальных потребностей педагогов (заработная плата, возможность приобретения научно-методической, учебной литературы);
- Удовлетворение социальных потребностей педагогов (информированность, зна комство с достижениями коллег, получение обратной связи о своей деятельности; получение сведений о критериях успеха, общение с коллегами посредством творческих встреч, конференций, семинаров);
- Удовлетворение потребностей педагогов в личностном росте и самоактуализации (разработка и принятие программы развития каждого педагога, перспективное планирование, выстраивание его профессиональной карьеры).
Руководитель ДОУ также выстраивает стратегию взаимодействия с педагогическим коллективом:
- Соблюдение норм этики в общении с коллегами;
- Стимулирование обратной связи;
- Обеспечение гибкости управленческих решений;
- Учет пожеланий педагогов;
- Справедливая оценка достижений;
- Привлечение к работе в составе творческой группы;
- Вовлечение в общественную деятельность;
- Перевод на самоконтроль;
Содействие и поддержка в повышении квалификации педагогов.
В ДОУ разработаны ачественные показатели эффективности функционирования воспитательной системы:
1. Образ ДОУ в сознании педагогов, воспитанников, родителей.
2. Образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы.
3. Психологический климат. Самочувствие детей, педагогов в детском саду.
4. Характер взаимоотношений между различными субъектами системы.
5. Имидж учреждения (отношение к ДОУ работников органов управления образованием, родителей, воспитанников).
Для исследования результативности воспитательной системы МДОУ№315 используется совокупность критериев, показателей и методик изучения:
Таблица 2
Критерии эффективности | Показатели | Методики изучения |
Технологическая компетентность |
| Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5 – 7 лет/ Под ред. О. В. Дыбиной. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. |
Информационная компетентность |
| Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5 – 7 лет/ Под ред. О. В. Дыбиной. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. |
Социально-коммуникативная компетенция |
| Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5 – 7 лет/ Под ред. О. В. Дыбиной. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. |
Критерии оценки эффективности работы
детского сада с семьёй
1. Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю детского сада как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желания их совершенствовать.
2. Рост посещаемости родителями, другими старшими членами семьи мероприятий по педагогическому просвещению. Стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.
3. Изменение характера затруднений родителей в воспитании детей (осуществляется на основе опросов родителей, их самооценок).
4. Динамика отношения родителей к применяемым способам обращения с ребёнком с точки зрения их этичности, гуманности, возрастной целесообразности, безопасности и комфортного самочувствия ребёнка. Положительные изменения в неблагоприятных семьях: анализ положительных сдвигов или их отсутствие (изучается на основе бесед с детьми и анализа проблемных ситуаций с родителями).
5. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок; использование родителями педагогической литературы; участие родителей в смотрах, конкурсах, праздниках и субботниках, организуемых руководством детского сада. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе.
6. Общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в детском саду.
7. Динамика физического, эмоционального психосоматического самочувствия детей (анализируется на основе использования данных стандартных общепринятых методик).
8. Динамика профессиональной компетентности специалистов в общении с родителями (анализируется на основе самооценок и экспертных оценок).
Диагностика и анализ воспитательного процесса
Оценка результативности действия воспитательной системой ДОУ проводится в начале и в конце учебного года по критериям, указанным в основной «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой ,Т.С.Комаровой, В.В.Гербовой , а также педагогами разработаны диагностические карты оценивания ЗУН по программам дополнительного образования.
Гистограмма 1
Результативность
воспитательной системы
Гистограмма 2
Результаты усвоения программ
дополнительного образования
Таким образом, в нашем ДОУ выстроена система воспитальной работы, в которой видно, что современный детский сад - это то место , где ребёнок получает возможность широко эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребёнком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.
Приложение
к описанию модели
воспитательной системы
МДОУ№315
г.Челябинска
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
СОГЛАСОВАНО председатель родительской общественности ОК№1 _______________ от «________» 2008 г. | УТВЕРЖДЕНО Председатель ОК №1 _______________Гришина А.В. от «________» 2008 г. |
Целевая программа
образовательного комплекса№1 «Сигнал»
по гражданственно-патриотическому воспитанию
«Я - гражданин»
на 2008-2011 гг.
Программа гражданско – патриотического воспитания «Я - гражданин » разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г», локальными правовыми актами. - Законом РФ «Об образовании»;Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ; Программами развития образовательных учреждений микросоциума №1 «Сигнал».
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания всех участников педагогического процесса, направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий , с целью воспитания здорового физически и духовно ,подрастающего поколения.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Образовательные учреждения , являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью теоретического подхода невозможна. Новое время требует от ОУ содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней как детей ,так и родителей , через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Цель и задачи Программы :
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
- проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания детей ;
- формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого участника пед\процесса, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- привлечение воспитанников к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
- осознание социальной ответственности родителей за воспитание детей;
- единство и согласность работы школы и семьи в воспитании детей.
- повышение уровня педагогических знаний родителей;
- Создание родительским коллективом плана работы по направлениям деятельности :а) здоровый образ жизни; б) гражданское воспитание; в) патриотическое воспитание; г) экономическое воспитание; д) трудовое воспитание.
Группа | Функции | Состав |
Административно-координационная | Осуществление общего контроля и руководства. | председатель-директор МОУ СОШ№146 Гришина А.В., сопредседатель ОК№1-заведующая МДОУ№315 Хайбулова Г.В. |
Консультативная | Координация реализации программы. Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций. Реализация программы в системе воспитательной работы. Использование современных воспитательных технологий. | Заместитель директора по УВР ОУ ,зам.заведующих ДОУ, старшие воспитатели , специалисты ОУ Педагоги дополнительного образования, педагог- организатор |
Социум | Организация профессиональной помощи педагогам. Проведение тренингов, круглых столов, встреч. Диагностика. Участие в мероприятиях учреждения | Методисты, педагоги дополнительного образования, специалисты, социальные педагоги, общественные инспектора |
Возраст детей, участвующих в организации программы. Сроки реализации программы
Программа «Я рожден в России» рассчитана на 3 года. Программа ориентирована на старший дошкольный возраст и все возрастные группы учащихся, коллектив педагогов и родителей образовательного комплекса №1 «Сигнал». Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, воспитанники ,учащиеся и их родители.
Форма реализации Программы
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Принципы, положенные в основу массовых мероприятий
Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.
Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Этапы реализации Программы
I этап: проектный
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
- Формирование нормативно -правовой базы.
- Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
II этап: практический
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин ».
Задачи:
- Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
- Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
- Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, спортивными школами города.
- Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
- Проводить мониторинг реализации программы.
- Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
- Обобщить результаты работы учреждения.
- Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
- Спланировать работу на следующий период.
Механизм реализации Программы
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство Образовательного округа №1 «Сигнал» ,сотрудничает с музеем, библиотеками, общественными организациями.
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения институциональных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.
Оценка эффективности реализации Программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
- Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию.
- Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свобода человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Количественные параметры:
- включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
- качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
- отсутствие детей с девиантным поведением;
- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
- проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
- В учреждении, как в образовательной системе:
- создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
- В образе выпускника:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Организационная структура участия родителей в воспитательной системе образовательного комплекса№1
Руководство воспитательной работой осуществляется не только педагогами , но и активнейшее участие в этом принимает совет родительской общественности микросоциума. Это центр инициативы, творчества и организации общественных дел ОУ . В течение учебного года все родители принимают посильное участие во всех общественных мероприятиях. Родительский коллектив разделен по секторам :
Образовательный сектор – помогает вести идейно-воспитательную работу, уровень усвоения программного материала дошкольников, контролирует успеваемость, поведение, участвует в подготовке классных часов, детских утренников, работает в общешкольном родительском комитете.
Культмассовый сектор – проводит утренники, экскурсии, встречи с ветеранами войны и труда, родителями разных профессий, оказывает помощь в работе по самоуправлению «звездочек».
Санитарно-хозяйственный сектор – осуществляет гигиеническое воспитание, организует рейды по проверке внешнего вида учащихся, школьных принадлежностей, участвует в подготовке ОУ новому учебному году, занимается ремонтом мебели.
Художественный сектор – эстетическое оформление класса, помощь в изготовлении дидактических материалов для уроков, совместный с детьми выпуск стенгазет, сбор фотоматериала.
План работы совета родительской общественности по направлениям деятельности.
Основой успешной деятельности по воспитанию подрастающего поколения является создание плана работы с детьми. От целенаправленности работы взрослых зависит и эффективность результатов воспитания детей. Совместно с родителями составляется план работы на 3 года по всем направлениям учебно-воспитательного процесса:
- здоровый образ жизни;
- гражданское воспитание;
- патриотическое воспитание;
- экономическое воспитание;
- трудовое воспитание.
Направление работ | Цели | Задачи | Основные мероприятия |
Здоровый образ жизни. | Сформировать представления и содействовать в воспитании здорового образа жизни детей. | Обучение родителей умению наблюдать за состоянием здоровья своих детей, профилактика заболеваний, вредных привычек. | акция «Наведем порядок в доме», Рейды «Чистый портфель», спортивные соревнования, туристические походы, районный конкурс «Зарница-школа безопасности 2008»), встречи школьников «Молодая гвардия», лыжня России |
Гражданское воспитание. | Воспитывать гражданина России | Формирование знаний о правах и обязанностях гражданина. | -Конкурс детских рисунков МДОУ «Я – гражданин России», беседы родителей «Мои права и обязанности». -интеллектуальная игра «Русский мир» |
Патриотическое воспитание. | Формировать морально-политические качества личности ребенка. | Привитие любви к Родине, прошлому и настоящему нашего народа. | -районный праздник «День призывника», -районный фестиваль военно-патриотической песни «Память» -конкурс социальных проектов «Я- гражданин России» -тематические вечера , посвященные освоению космоса проведение декад (гражданско- патриотическое воспитание»), Встречи с участниками Великой Отечественной войны, встречи с родителями-воинами-интернационалистами, посещение краеведческого музея |
Трудовое воспитание. | Включить детей в систематический организованный посильный труд. | Изучение особенностей коллективного труда в семье и места в нем ребенка. | Беседы родителей о своих профессиях, проведение с детьми акции «Посади дерево», конкурс мамины помощницы, конкурс «Умелые ручки». |
Формы подведения итогов реализации программы
При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно -прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа включает в себя следующие направления:
1. Направление «Связь поколений»
Цель:1. Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему
2.Осознание обучающимися ,семьи, как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
- Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
- Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
- Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
- Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
- Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
- Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
№ | наименования мероприятия | участники | сроки проведения | ответственные |
1. | акция «Образование всем детям» | все ОУ ОК№1 | ежегодная, сентябрь-октябрь | руководители ОУ, социальные педагоги, общественные инспектора |
Анкетирование родителей, с целью составления социального паспорта в ОУ микросоциума | ОУ социума | ежегодно, октябрь | руководители ОУ | |
2. | Традиционное собрание родительской общественности ОК№1 | все ОУ ОК№1 | октябрь | председатель-директор МОУ СОШ№146 Гришина А.В., сопредседатель ОК№1-заведующая МДОУ№315 Хайбулова Г.В, председатель род.общественности |
2. | фестиваль семей «Погода в доме» | все ОУ ОК№1 | ежегодно октябрь-ноябрь | руководители ОУ |
3. | -районный фестиваль военно-патриотической песни «Память» | школы | ежегодный ноябрь | руководители ОУ, ПДО |
3. | Традиционная районная конференция отцов | все ОУ ОК№1 | февраль ежегодно | председатель-директор МОУ СОШ№146 Гришина А.В., сопредседатель ОК№1-заведующая МДОУ№315 Хайбулова Г.В, председатель род.общественности |
4 | спортивные праздники для ДОУ : «Мама, папа, я -спортивная семья», «Проделки деда Мороза» | ДОУ | декабрь 2008, март-2009 | руководители ОУ, инструктора ФК |
Заседание членов родительской общественности образовательного комплекса«Сигнал» | все ОУ | 1 раз в квартал | председатель-директор МОУ СОШ№146 Гришина А.В., сопредседатель ОК№1-заведующая МДОУ№315 Хайбулова Г.В, председатель род.общественности | |
Занятия родительского университета | все ОУ | 1 раз в квартал | педагоги-психологи ОУ |
2. Направление « Растим патриота и гражданина России»
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
- Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
- Формировать культуру проявления гражданской позиции.
- Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
№ | наименования мероприятия | участники | сроки проведения | ответственные |
1. | проведение декад (гражданско- патриотическое воспитание»), | школы | в течении срока реализации программы | руководители, социальные педагоги |
2. | районный конкурс «Зарница-школа безопасности» | школы | ежегодно сентябрь | руководители, педагоги |
3. | встреча воспитанников с общественным движением «Молодая гвардия» | школы | октябрь | социальные педагоги |
4. | день Призывника | школы | ноябрь | руководители, педагоги |
5. | районный фестиваль военно-патриотической песни «Память» | школы | ноябрь | руководители, педагоги, совет род.общественности |
6. | -Конкурс детских рисунков МДОУ «Я – гражданин России», | МДОУ | декабрь | заведующие, ПДО |
7. | конкурс социальных проектов «Я- гражданин России» | школы | декабрь | руководители, социальные педагоги |
8. | тематические вечера , выставки, классные часы «Ко дню космонавтики» - День комсомола -встречи с ветеранами ВОВ, воинами-интернационалистами | все ОУ | в течении срока реализации программы | руководители, педагоги, |
9. | общие тематические праздники :, день Конституции , к дню защитника Отечества, день Победы, День защиты детей, день Конституции | все ОУ | в течении срока реализации программы | руководители ОУ |
10. | цикл ученических научных конференций: «Народ и армия в ВОВ 1941-1945» | школы | май | преподаватели обществовед. дисциплин |
11. | конкурс проектов по гражданственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста | все ДОУ | март-май 2009 | руководитель МДОУ№315 Хайбулова Г.В. |
3. Направление «Мой край родной»
Цель: Воспитание у обучающихся , любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
- Изучать историю родного края.
- Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин Урала».
- Формировать экологическое поведение.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
- Теоретическое обоснование , основанное на предметном начале для детей дошкольного младшего, среднего и старшего школьного возраста.
- Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
- Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.
- Участие в тематических конкурсах, выставках.
- Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.
№ | наименования мероприятия | участники | сроки проведения | ответственные |
1. | внедрение региональных программ «Наш дом- Южный Урал» | ДОУ | на период реализации программы | руководители ДОУ |
2. | разработка социальных проектов в рамках конкурса «Юный мэр Челябинска». | все ОУ | сентябрь | руководители ОУ |
3. | музейная педагогика: -районные школьные музейные чтения «История одного экспоната» -мини -музеи в ДОУ | все ОУ | на период реализации программы | руководители ОУ, ПДО |
4. | тематические экскурсии по городу и области, по памятным местам, посещение театров, музеев | все ОУ | на период реализации программы | руководители ОУ |
5. | Организация тематической выставки «Тебе, Челябинск, посвящаю !» | все ОУ | сентябрь | руководители ОУ, ПДО |
6. | театральные недели фестиваль детского творчества «Хрустальная капель» | все ОУ | февраль-март | руководители ОУ, ПДО |
7. | разработка системы занятий по региональному компоненту | МДОУ | апрель2009-январь 2010 | руководители ДОУ, зам.зав.по ВМР, старшие воспитатели |
8. | Проведение досуговых мероприятий с родителями «Челябинск майский » | все ОУ | май | руководители ОУ, ПДО |
Использованная литература, интернет-ресурсы:
- «Положи твое сердце у чтения»
(пособие для родителей по организации чтения дошкольникам) З.А.Гриценко – М.: Просвещение,2003г.;
- «Занимательное природоведение» М.,Омега,1997г;
- «Как приобщить ребенка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении» С.Н.Николаева – М.: Новая школа,1993;
- «Семицветик» - программа и руководство по культурно – экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраст \В.И.Ашиков,С.Г.Ашикова – М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство»,1997г.;
- «Современные технологии в природоведческой работе с дошкольниками» И.М.Молчанова, Челябинск,1996г.
- «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» Л.С.Киселева,Т.А.Данилина-М.:АРКТИ,2005г.;
- «Экономическое воспитание дошкольников» А.Д.Шитова – М.: Педагогическое общество России,2005г.;
- «Трудовое воспитание в детском саду»(для детей 2-7лет) Т.С.Комарова,Л.В.Куцакова,Л.Ю.Павлова М.:Мозаика-Синтез,2006г.;
- «Нравственное воспитание в детском саду»(для занятий с детьми 2-7лет) В.И.Петрова,Т.Д.Стульник-М.:мозаика-Синтез,2006г.
http://dob.1september.ru/ интернет-газета «Дошкольное образование» , раздел «Курсы повышения квалификации. Педагогический Университет «Первое сентября»»- статья К.Ю.Белой «Дошкольное образовательное учреждение — управление по результатам»;
http://www.orenipk.ru/kp/distant/do/metod/ Структура и содержание программ нового поколения в дошкольном образовании;
http://www.dissercat.com/content/razvitie-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-kak-otkrytogo-sotsialno-vospitatelnogo-in автореферат «Развитие дошкольного образовательного учреждения как открытого социально-воспитательного института»;
http://numi.ru/- методический центр :научные ,учебные и методические издания: http://numi.ru/fullview.php?id=1450 Маркова Е.В.Теоретические подходы гражданственно-патриотического воспитания дошкольников; http://numi.ru/fullview.php?id=1451 Маркова Е.В. "История народного костюма" (наглядное дидактическое пособие)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель маркетинговой службы МБДОУ
Переходим на новые горизонты образования.... ...
Модель взаимодействия специалистов МБДОУ "Детский сад №19 "Василек"
Модель взаимодействия специалистов МБДОУ "Детский сад №19 "Василек...
Модель воспитательной системы образовательных учреждений .Воспитательная система «Зеленый дом»
Лауреат XIII областного конкурса моделей воспитательных систем образовательных учреждений в номинации "Дошкольные образовательные системы"...
Выступление на КМО Тема: «Организационная модель наставничества в МБДОУ «Детский сад №33».
для педагогов...
Презентация "Модель инклюзивного образования МБДОУ №10"
Создание эффективной системы психолого-педагогического социального сопровождения детей с ОВЗ в МБДОУ с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития, эмоционально-волевой ...
Доклад: "Модель инклюзивного образования МБДОУ №10"
Основной целью инклюзивного образования в МБДОУ является реализация права детей с ОВЗ на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, создание усл...
модель психологической службы МБДОУ № 9
Взаимосвязь узких специалистов детского сада и учреждений города в работе с детьми...