Деловая игра «Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса»
методическая разработка

Тимофеева Татьяна Александровна

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в организации эффективных форм общения, формирование умения работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx34.51 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра

«Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса»

        Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в организации эффективных форм общения,  формирование умения работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

1. Игра «Пожелание».

Цель: введение в атмосферу игры, сплочение группы, пожелания для участников группы.

Инструкция. Каждый участник называет свое имя и подбирает на первую букву своего имени пожелание своим коллегам. Например: «Я Татьяна. Я желаю всем творчества».

        

2. Деление на команды (по стажу).

        Команды «Молодые профессионалы», «Золотая середина», «Опытные наставники».

        

Организуется сценка про общение (по одному участнику от команды).

- Какой вывод вы можете сделать после сценки? О чем идет речь?

        Общение – один из важнейших инструментов социализации человека, способ его существования. Потребность в общении относится к числу основных базовых потребностей, это главный канал взаимодействия людей.

        Всем известно, что общение - это социальная составляющая. На слайде представлена общая характеристика общения и его виды.

На слайде «виды общения»

        

        По контакту с собеседником: непосредственное, опосредованное, межличностное, массовое, ролевое, личностное.

        Непосредственное общение (прямое) – это естественное общение, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи, мимики и жестов. Данный вид общения является наиболее полноценным, потому что индивиды получают максимальную информацию друг о друге.

        Опосредованное (косвенное) – осуществляется в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием. Опосредованное общение – это неполный психологический контакт, когда обратная связь затруднена.

        Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Оно может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение наблюдается на митингах, собраниях, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории. Опосредованное массовое общение имеет односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.

        В ролевом общении люди воздействуют, исходя из занимаемого статуса. Например, ролевым будет общение учителя с учениками, начальника с подчиненными.

        Личностное общение зависит от индивидуальных особенностей и взаимоотношений между людьми.

        По критерию равноправия партнеров в межличностном общении выделяются два типа: диалогическое и монологическое.

        Диалогическое общение – равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, стремление к реализации целей каждого партнера.

        Монологическое общение реализуется при неравноправных позициях партнеров и представляет собой субъект-объектные отношения. Оно может быть императивным и манипулятивным. Императивное общение – авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками, мыслями и принуждения к определенным действиям и решениям. Причем цель эта не завуалирована. Манипулятивное общение – форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению осуществляется скрытно для достижения своих намерений.

        По времени контакта общение может быть кратковременным и длительным, в зависимости от целей, содержания деятельности, индивидуальных особенностей собеседников, их симпатии и антипатии.

        По уровню обмена информацией общение может быть вербальным и невербальным.                                                                                 Вербальное общение происходит посредством речи.

        Невербальное – с помощью паралингвистических средств передачи информации (громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы).

        Но мы рассмотрим общение как психолого-педагогический аспект, и обратимся к понятию педагогическое (профессиональное)  общение. Давайте попробуем сформулировать определение этого понятия. Итак, педагогическое общение – это…..

        Учитывая выделенные особенности профессионального педагогического общения, предлагаю следующее определение данной категории -  «Профессиональное педагогическое общение – это система взаимодействия педагога, воспитанников, их родителей, содержание, методы и средства которого способствуют обмену информацией, взаимному познанию личностей, оказанию воспитательного воздействия».

        Для каждого человека, а особенно педагога важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, т.е. уметь слушать и слышать других, понимать их мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой, уметь точно доносить свои мысли до слушателей.

        Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.         Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога.

3. Упражнение «Приятный собеседник». Работа по группам. Напишите десять качеств «приятного собеседника» и соотнесите себя по этим качествампо 10-балльной системе.

Например: умение слушать, тактичность, умение интереснорассказывать, чувство юмора, душевность и т.д.Обсудите полученные результаты совместно всеми членамигруппы. Если мнение о себе как «приятном собеседнике» совпадает с мнением других людей, то с вами, действительно, интересно общаться. Если не совпадает, то следует подумать о своей самооценке.

Все средства общения делятся на вербальные и невербальные.

Вербальное общение – использует в качестве знаковой
системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то
есть систему фонетических знаков. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смыслобщения.

К речи педагога предъявляются особые требования:

1) грамотность построения фраз;

2) простота и ясность изложения;

3) выразительность:

а) интонация и тональность;

б) темп речи, паузы;

в) динамика звучания голоса;

г) словарное богатство;

д) образность речи;

е) дикция;

4) грамотное произношение слов;

5) правильное использование специальной терминологии.

В профессиональном педагогическом общении убедительность речи достигается грамотностью, ясностью, выразительностью, которые определяют культуру речи педагога.

Грамотность построения фраз предполагает твердое знание
грамматических правил, это дает возможность педагогу правильно выражать свои мысли, придает его речи стройный, осмысленный характер, что облегчает учащимся восприятие и понимание учебного материала.

Другой составляющей является простота и ясность изложения. Одну и ту же мысль можно выразить в доступной для понимания учащимися форме или, наоборот, придать речи такойнаукообразный вид, что учащиеся так и не сумеют понять, чтоот них требуется. Умение рассказать просто о сложном, сделатьдоходчивым отвлеченное основывается на ясности мышления
педагога, на образности и жизненности приводимых для пояснения примеров.

Выразительность как составляющая культуры педагога достигается как подбором нужных слов и синтаксических конструкций, так и активным использованием основных компонентов выразительности устной речи – тона, динамики звучания голоса,темпа, пауз, ударения, интонации, дикции.

Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на чувства учеников, так как придают речи эмоциональную окраску словам и
фразам.

Звуковая сторона устной речи играет не менее важную роль,
чем ее содержательная часть. Блестящая по содержанию речь
во многом проигрывает, если она произнесена вяло, невыразительно, с запинками и речевыми ошибками. И, наоборот, малосодержательная речь, произнесенная фонетически безупречно,может произвести благоприятное впечатление.

Чтобы умело пользоваться словом, педагогу надо ставить
перед собой такие вопросы: как сказать правильно, как сказать
доступно, как сказать убедительно, как сказать эмоционально.

Игра «Многословие». Работа по группам.

Ведущий предлагает участникам несложную фразу, например: «Хорошо в краю родном». Необходимо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами.При этом не одно из слов из предложенной фразы не должноупотребляться. Важно сохранить смысл высказывания.

Побеждает тот, у когобольше вариантов фраз.

Упражнение «Интонационная разминка»

Задание: произнести пословицу «Тише едешь – дальше будешь» с определенной интонацией (радость, удивление, испуг,
восхищение, грусть, спокойствие).

Умение поставить вопрос, эмоционально выразить свои мысли – важная сторона организации общения, но для педагога значима и другая сторона – умение слушать.

Невербальное общение  - это зрительно воспринимаемые движения другого человека. Такие  выразительные движения, проявляются в мимике, позе, жестах, взгляде, походке.

Особая роль в передаче информации отводится мимике –
движениям мышц лица, которое недаром называют зеркалом
души. С мимикой очень тесно связан
взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения.

Поза – это положение человеческого тела.Смысловое содержание позы состоит в размещении своего тела по отношению к собеседнику. Это
размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению.

Доказано, что закрытые позы характеризуются отбрасыванием тела назад, также, когда человек как-то пытается закрыть
переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза: стоя – руки, скрещенные
на груди; в положении сидя – обе руки упираются в подбородок
и т.п. Они воспринимаются как позы недоверия, несогласия,
противодействия, критики.

Открытые же позы определяются поворотом корпуса и головы к
собеседнику (стоя: руки раскрыты ладонями вверх; сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) и воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Жесты это разнообразные движения руками и головой.

Основные популярные виды жестов:

1) коммуникативные – жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, утвердительные, отрицательные,вопросительные и т. д.;

2) модальные – выражающие оценку и отношение (жестыодобрения, неодобрения, доверия и недоверия, растерянности и т.п.);

3) описательные – имеющие смысл только в контексте речевого высказывания.

Тренировочные упражнения.

Упражнение «Отгадай эмоцию»

Задание: каждый участник получает фотографию человека.
Нужно определить, какое чувство испытывает человек, изображенный на фотографии; объяснить, по каким признакам определили.

Упражнение «Отгадай жест»

Задание: каждый участник получает рисунок с изображением
человека.
Необходимо определить, какое эмоциональное состояние человека передают его жесты (по рисункам из книги А. Пиза «Языктелодвижений»).

        Педагогам предлагается передать какое-либо сообщение, используя только невербальные формы общения. Варианты игры:

— только при помощи рук показать родителям, как ребенок выполнил задание на занятие по рисованию;

— при помощи мимики (без жестов) показать непослушного ребенка на занятии;

— при помощи мимики, жестов и позы показать, как ребенок вредничал на занятии по физкультуре.

Культура педагогического общения рассматривается как
часть педагогической культуры, которая выражается в речи,
манерах поведения, жестах, в духовно-нравственных ценностях.Культура общенияпомимо таких черт характера, как уважение к людям, доброжелательность и терпимость, предполагает развитие вежливости
и тактичности.

Составными компонентами педагогической культуры общения являютсяэтика педагогического общения и педагогический такт.

Педагогический такт – профессиональное качество педагога,
часть его мастерства. Это умение устанавливать педагогически целесообразный тон и стиль в общении с детьми, коллегами и родителями.
Педагогический такт, как и такт вообще, предполагает наличие
у педагога чувства меры, а значит, умения дозировать свои средства воздействия, не допускать крайностей в общении.

        

        Упражнение «Закончи предложение»

Ведущий: «Очень важно, когда есть люди, которые вас понимают, принимают имогут поддержать. Мы все - один коллектив. Поддержка и помощь коллектива нужна любому человеку».

Каждый член группы (по очереди), говорит о том, что значит для него коллектив: «Наш коллектив - это…»

Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала.

Методика изучения компетентности в общении

ОЦЕНКА УРОВНЯ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ (тест В.Ф. Ряховского)

(тест содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека)

Инструкция: вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».

Текст опросника

1. Вам предстоит деловая встреча. Выбивает ли Вас её ожидание из колеи?

2. Вызывает ли у Вас неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании?

3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратиться к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

7. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые он занял у Вас несколько месяцев назад?

9. В кафе Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассержено отодвинув тарелку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу, и будете тяготиться, если первыми заговорите Вы. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь (в магазине, в библиотеке и т.д.). Откажитесь от своего намерения или будете стоять и терпеливо томиться в ожидании?

12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13. Есть ли у Вас индивидуальная оценка произведений литературы и никаких чужих мнений на этот счёт Вы не приемлите. Это так?

14. Услышав мнение явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?

15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Оценка ответов:

«да» - 2 очка; «иногда» - 1 очко; «нет» - 0 очков.

Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории относится испытуемый.

Классификатор теста

30-31 очко. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям с вами нелегко. Старайтесь быть общительней, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводит из равновесия. вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. В Вашей власти переломить это. Разве не бывает, что при сильном увлечении Вы приобретаете полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19-24 очков. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И всё же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах чувствуете себя участвуете неохотно. в ваших высказываниях много сарказма. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости без неприятных переживаний идёте на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний и многословие вызывает у Вас раздражение.

9-13 очков. Вы весьма общительны, любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что вызывает раздражение у окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Бывает вспылите, но быстро отходите. Вам недостает терпения, усидчивости при решении серьёзной проблемы.

4-8 очков. Вы всегда в курсе всех дел, вы любите принимать участие во всех диспутах. Охотно берёте слово по любому вопросу. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Берётесь за любое дело, хотя не всегда доводите до конца. По этой причине руководители относятся к Вам с опаской. Задумайтесь над этим.

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. вы говорливы, многословны, вмешивайтесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Берётесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вы часто бываете причиной разных конфликтов. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Воспитывайте в себе терпеливость, сдержанность, уважительно относитесь к людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель взаимодействия субъектов образовательного процесса в ДОУ

Представленная модель раскрывает интеграционные связи между специалистами ДОУ  врамках единого образовательного пространства....

"Семейный театр как способ организации взаимодействия субъектов образовательного процесса"

публикация расскрывает особенности одной из новых форм взаимодействия с родителями как  семейный театр....

Консультация с элементами тренинга «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОО. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

В данной консультации представлены материалы по взаимодействию субъектов образовательных отношений....

Семинар - практикум для педагогов «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Цель семинара: познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика и педагогическое общение»Задачи семинара:1. Поднять уровень морально-педагогической подготовки воспитателей и воо...

Семинар-практикум для педагогов "Этика педагогического общения. Взаимодействие субъектов образовательного процесса"

Семинар-практикум для педагогов "Этика педагогического общения. Взаимодействие субъектов образовательного процесса"...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Цель семинара: Познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика и педагогическое общение»Задачи:- сформировать первичную установку на выбор конструктивных стратегий в межличностн...