Соблюдение речевого этикета как необходимое условие делового и личностного общения
материал
Простейшая формула речевого этикета: думай кому говоришь, что говоришь, зачем говоришь и какие из этого будут последствия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Соблюдение речевого этикета как необходимое условие делового и личностного общения.
Речь – важнейшее средство общения. Культура общения педагога строится на речевом этикете.
Речевой этикет является необходимым условием делового и личностного общения педагога.
Речевой этикет является формой этикета и словесным выражением уважительного отношения к людям. Он способствует развитию доброжелательных отношений, помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая позицию оппонента, воздействует на самочувствие людей, предотвращая негативные переживания.
Соблюдение речевого этикета для педагога - важнейшее профессиональное требование.
В.А. Сухомлинский считал, что искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить, обращаться к сердцу человека. Он говорил, что ученики очень тонко чувствуют лицемерное неправдивое слово.
(Как Вы думаете какой должна быть профессиональная речь?)
Профессиональная речь должна быть правильной, литературной, лишенной сленговых слов и выражений.
Речевой этикет включает в себя правила ведения беседы, дискуссии, критики, овладение некоторыми тайнами ораторского искусства, соблюдение правил этикета при приветствиях, знакомствах, обращениях.
Искусство собеседника, например, состоит в том, чтобы правильно выбрать тему беседы, обойти спорную тему.
(Как Вы думаете, что нужно учитывать, выбирая тему для беседы?)
Желательно учесть интересы, знания, настроение участников беседы, а также то, чем заняты они в тот момент, когда решили поговорить. Существуют так называемые запретные темы: с тяжелобольными нельзя говорить о болезни, во время застолья о том, что портит аппетит и т.д.
Основными требованиями к разговорной речи являются:
чистота произношения, правильная грамматика, понятность, уверенность, честность, искренность и присутствие чувства юмора (ирония, насмешка, снисходительный тон недопустимы). В разговорной речи желательно опускать слова, вызывающие реакцию протеста: вместо слов я хочу, ты должна лучше сказать не мог бы ты, мне бы хотелось. Сослагательное наклонение смягчает остроту требования.
Крайней бестактностью считаются перешептывания в присутствии других, настойчивые вопросы, на которые не хочется отвечать, ответы превосходства.
Например, вы радостно сообщаете подруге о том, что разгадали компьютерную задачку, а она отвечает, что уже давно с ней справилась и даже составила сама сложнейшую задачу для компьютера.
(Какие чувства у вас вызовет такой ответ превосходства? Захотите ли вы еще раз поделиться с этим человеком своей радостью?)
Этикет предписывает давать совет только в случае, когда о нем просят.
Не менее ценным в общении представляется этикетное правило: не соглашайся с человеком, когда он характеризует себя негативно, например: «Какой же я глупец!» В трудную минуту нам важно слышать в ответ на подобные выражения слова дружеской поддержки.
В развитии доброжелательных отношений значительную роль играют комплименты - добрые слова о достоинствах человека, помня о том, что неискренний комплимент похож на лесть. А принимая комплимент нельзя отказываться, демонстрировать обратное, стесняться, и обязательно поблагодарить за комплимент.
Этикетные правила ведения беседы, искусство ведения дискуссии, спора, критики основываются на общих этикетных правилах: уважение, доброжелательность, такт. Поэтому бытует мнение, что лучший способ победить в споре - не вступать в него вовсе.
Но бывают ситуации, когда необходимо выяснить позиции отстоять свою точку зрения. Чтобы не привести к конфликту, можно воспользоваться некоторыми правилами:
- обсуждайте не личность оппонента, а раскрывайте свой взгляд на проблему,
- аргументацию начните с похвалы,
- если вы поняли, что неправы, признайте это,
- используйте метод положительных эмоций. Задавайте собеседнику такие вопросы, на которые предполагается положительный ответ. После серии таких вопросов задайте главный вопрос.
- меньше критикуйте, а больше подчеркивайте достоинства людей,
- соблюдайте доброжелательный и уважительный тон. Критикуйте конструктивно, предлагая пути исправления ошибок и совершенствования.
Нередко нас мучает критика. Попробуйте сами строго оценить свои недостатки, несправедливую критику игнорировать. Ее часто можно расценивать, как скрытую похвалу: вам завидуют, ваши достоинства оценили, а возможно, их испугались.
Особенности деловой беседы.
Любая беседа, касающаяся деловых вопросов, является деловой.
Деловая беседа состоит из трех основных этапов, каждый из которых следует тщательно обдумать: ознакомление с темой деловой беседы; уточнение факторов, влияющих на выбор решения; принятие решения и выводы.
Для успешного проведения деловой беседы целесообразно отбросить личные предубеждения против собеседников, четко разграничить реальные факты и собственные мнения по тем или иным вопросам, беспристрастно относиться к участникам беседы и не отвлекаться на посторонние дела. Надо слушать других, а не обдумывать в это время следующий вопрос, быть спокойным и выдержанным, терпеливо выслушивая возражения, даже если они ошибочные. В интересах собеседников и самого дела не рекомендуется уходить от сути вопроса, раздражаться, проявлять упрямство и высокомерие, перебивать или иронизировать.
Человеку, организовавшему деловую беседу или дискуссию в коллективе, желательно учитывать характеры ее участников. Условно назовем их так: позитивный, вечный спорщик, всезнайка, болтун, неуверенный в себе, незаинтересованный, неприступный, высоко себя ценящий.
(Подумайте про себя и решите, каким собеседником являетесь вы?)
Позитивный собеседник всегда настроен доброжелательно и готов воспринять чужой взгляд, допуская правомерность иной точки зрения. Вечный спорщик всегда нетерпелив и несдержан. Всезнайка высказывает суждение по любому поводу, иногда не сообразуя свое выступление с обсуждаемой проблемой. Болтун бестактно всех прерывает, говорит много, не обращая внимания на длительность своего монолога. Неуверенный в себе боится высказаться, сомневается в правильности своих взглядов и предложений. Незаинтересованному участнику беседы желательно задавать вопросы информативного характера и такие, на которые ему интересно отвечать, например о его личном участии в работе. Неприступный собеседник замкнут: все недостойны его внимания. Высоко себя ценящий – это собеседник, не выносящий критики.
(Вы готовитесь к первому родительскому собранию в вашей группе. Как вы думаете, это деловая встреча?)
Статистики некоторых стран подсчитали, что до 70 % времени в жизни большинства людей занимают процессы общения, а у педагога эта цифра значительно выше. Практически все свое рабочее и свободное время педагогу приходится общаться: со студентами, с коллегами, с руководством и конечно же с родителями. В общении мы передаем друг другу разнообразную информацию; обмениваемся знаниями, мнениями, убеждениями; заявляем о своих целях и интересах; усваиваем практические навыки и умения, а также нравственные принципы, правила этикета и традиции.
Однако общение не всегда протекает гладко и успешно. Часто мы сталкиваемся с критическими ситуациями: кто-то нас не понял; кого-то не поняли мы; с кем-то мы разговаривали слишком резко, грубо, хотя этого и не хотели. Безусловно, каждый раз после недопонимания, разговора на повышенных тонах, очередного конфликта у нас портится настроение, мы не можем понять, почему так произошло. Нет человека, который ниразу в жизни не испытывал трудностей в процессе общения. В частной жизни мы вправе выбирать тех, с кем нам приятно общаться, тех, кто нам импонирует. На службе мы обязаны общаться с теми, кто есть, в том числе с людьми, которые нам малосимпатичны; а в этой ситуации очень важно научиться вступать в контакт, поскольку от этого умения зависит успех профессиональной деятельности.
В литературе встречается немало различных определений общения. Общение — это сложный, многогранный процесс, представляющий собой взаимодействие двух и более людей, при котором происходит обмен информацией, а также процесс взаимного влияния, сопереживания и взаимного понимания друг друга.
В процессе общения формируются и развиваются психологические и этические отношения, которые составляют культуру делового взаимодействия.
Деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества между коллегами по работе, конкурентами, клиентами, партнерами и т.п. Поэтому основной задачей делового общения является продуктивное сотрудничество, а для ее реализации необходимо учиться общению.
Что бы Вы ответили на вопрос: «Умеете ли Вы общаться?». 80 % опрощенных дают утвердительный ответ. А что означает уметь общаться? Это прежде всего умение не только говорить, но и слушать и слышать собеседника.
Для того чтобы определить умеете ли вы общаться выполните практическое задание.
Практическое задание
Тест 1. «Способны ли вы слушать и слышать собеседника?»
Инструкция. Вам будут предложены 16 вопросов, на которые Вы должны будете ответить «да», или «нет».
1. Ждёте ли вы нетерпеливо, пока другой кончит говорить и даст возможность высказаться вам?
2. Не спешите ли принять решение до того, как поймёте проблему?
3. Не слышите ли вы лишь то, что вам нравится?
4. Не мешают ли вам слушать возникающие у вас эмоции?
5. Не отвлекаетесь ли вы, когда говорят другие?
6. Не запоминаете ли вы вместо основных моментов беседы что-то несущественное?
7. Не мешают ли вам слушать предубеждения?
8. Прекращаете ли вы слушать, когда встречаются трудности в понимании?
9. Занимаете ли вы негативную позицию по отношению к говорящему, когда слушаете его?
10. Может быть, вы только притворяетесь, что слушаете?
11. Ставите ли вы себя на место говорящего, чтобы понять, что заставило его сказать это?
12. Принимаете ли в расчёт, что вы и говорящий можете обсуждать не один и тот же вопрос?
13. Следите ли за тем, что для вас и для говорящего слова могут иметь разный смысл?
14. Пытаетесь ли выяснить, спор вызван различием точек зрения или разной постановкой вопроса?
15. Избегаете ли взгляда собеседника, не смотрите ли в угол или по сторонам, когда слушаете другого?
16. Возникает ли у вас непреодолимое желание прервать собеседника и вставить своё слово за него или в пику ему, определить его выводы?
Если на все вопросы, кроме 11 – 14, вы искренне ответили «нет», значит, вы умеете слушать и слышать других. Для тех же, кто не столь уверен в своих ответах, этот тест по сути является перечнем советов, как нужно слушать, чтобы слышать.
Тест 2. «Умеете ли Вы излагать свои мысли?»
Инструкция. На каждый из приведенных вопросов следует ответить «да» или «нет». Ответ «да» - 1 балл, ответ «нет» - 0 баллов.
1.Заботитесь ли вы о том, чтобы быть понятым?
2.Подбираете ли вы слова, соответствующие возрасту, образованию, интеллекту и общей культуре слушателя?
3.Обдумываете ли вы форму изложения мысли, прежде чем высказаться?
4.Ваши распоряжения достаточно кратки?
5.Если слушатель не задает вам вопросов после того, как вы высказались, считаете ли вы, что он вас понял?
6.Достаточно ли ясно и точно вы высказываетесь?
7.Следите ли вы за логичностью ваших мыслей и высказываний?
8.Выясняете ли вы, что было неясно в ваших высказываниях? Побуждаете ли задавать вопросы?
9.Задаете ли Вы вопросы собеседникам, чтобы понять их мысли и настроение?
10.Отличаете ли вы факты от мнений?
11. Стараетесь ли вы опровергнуть слова собеседника?
12.Стремитесь ли вы к тому, чтобы слушатели всегда соглашались с вами?
13.Используете ли вы термины, понятные не всем слушателям?
14.Говорите ли вы вежливо и дружелюбно?
15.Следите ли вы за впечатлением, производимым вашими словами и высказываниями?
16.Делаете ли Вы паузы для обдумывания?
От 12 до 16 баллов. Отличный результат. Вы прекрасно владеете ораторским искусством, излагаете свои мысли понятно для окружающих.
От 10 до 12 баллов. В целом вы изъясняетесь достаточно понятно для окружающих, однако бывают случаи, когда вы не можете выразить мысль так, как вам хочется, вследствие чего между вами и собеседником может возникнуть недопонимание. Нередко вы, чтобы произвести на собеседника впечатление, используете слова и выражения, известные не всем. Старайтесь выражать свою мысль более четко и лаконично.
Менее 9 баллов. Неудовлетворительный результат. Однако не стоит отчаиваться. Старайтесь больше читать, развивайте логическое мышление и репетируйте диалоги. Хорошей методикой является рассказ о каком-либо событии или явлении, наполненный яркими описаниями. Вы можете излагать мысли на бумаге или в устной форме. Со временем вы научитесь выражать мысли более четко, и собеседники начнут понимать вас лучше.
В конце своего выступления хочу сказать, что необходимо помнить простейшую формулу речевого этикета, которая выглядит следующим образом:
думай, кому говоришь, что говоришь, где говоришь, зачем говоришь, и какие из этого будут последствия.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 189 «Солнышко»
Семинар – практикум
«Соблюдение речевого этикета как необходимое условие делового и личностного общения»
Подготовила: воспитатель Бабкина В.С.
Камень – на – Оби, 2024
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра для воспитателей ДОО «Речевой этикет»
Цели деловой игры: 1. Повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми; 2. Развивать коммуникативные качества педагогов, умение раб...
Тема самообразования: «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития.» СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ на 2015-2020 учебный год
Этапы работы по самообразованию на 5 летТема самообразования: «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития.»...
Речевой этикет как условие формирования культуры личности детей старшего дошкольного возраста. (Вежливое общение)
Речевой этикет как условие формирования культуры личности детей старшего дошкольного возраста. (Вежливое общение)...
конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми по речевому развитию в старшей группе на тему: Обогащение представлений детей о правилах речевого этикета и развитие умений соблюдать этику общения - "Путешествие в страну этикета"
Конспект по речевому развитию в старшей группе "Путешествие в страну этикета"...
Педсовет «Речевое развитие - как необходимое условие успешного личностного развития дошкольников»
Проблема развития речи дошкольников была актуальна всегда. Вопросы формирования речи детей, которые являются важнейшей составной частью умственного воспитания, постоянно находятся в поле зрения педаго...
Журнал для родителей "Знание и соблюдение правил речевого этикета"
Речевой этикет – это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в...
Речевой этикет педагога как условие создания благоприятного психологического климата в ДОУ
Для чего современному педагогу речевой этикет? Главная функция - создание благоприятного психологического климата. Речевой этикет - это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использ...